Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Порядок формирования
соединений деталей колесных пар тепловым методом, подготовка поверхностей и антикоррозионного покрытия
А.1 Порядок формирования соединений деталей колесных пар
Формирование соединений деталей колесных пар выполняют в следующей последовательности:
- подбирают составные части, предназначенные для формирования, по значениям диаметров для обеспечения требуемого натяга;
- подготавливают антикоррозионное покрытие и посадочные поверхности деталей;
- наносят покрытие на поверхность оси;
- проводят сушку нанесенного слоя покрытия;
- проводят контроль качества антикоррозионного покрытия;
- проводят формирование соединения:
- проводят контроль качества соединения.
А.2 Требования к антикоррозионному покрытию
Антикоррозионное покрытие должно удовлетворять следующим требованиям:
- обеспечивать снижение интенсивности разрушения сопряженных поверхностей ось - ступица от действия фреттинг-коррозии;
- обеспечивать требуемую прочность соединения при температуре в зоне сопряжения от минус 60°С до 70°С в течение всего периода эксплуатации;
- не препятствовать замыканию электрических рельсовых цепей;
- не снижать усталостную прочность оси и обеспечивать устойчивость к образованию трещин.
А.3 Подготовка антикоррозионного покрытия и посадочных поверхностей деталей
А.3.1 При формировании колесной пары используют следующие антикоррозионные покрытия: натуральную олифу по ГОСТ 7931, подсолнечное масло по ГОСТ 1129, льняное масло по ГОСТ 5791, лак Ф-40 по НД изготовителя.
А.3.2 Растительное масло (подсолнечное или льняное) подвергают термообработке. Для этого его выдерживают 2 - 3 ч при температуре 140°С - 150°С.
После охлаждения до температуры не выше 20°С масло должно отстояться не менее 48 ч. Осадок масла не используют.
А.3.3 При подготовке лака проверяют его условную вязкость. Условная вязкость лака Ф-40 - время его непрерывного истечения из вискозиметра по ГОСТ 9070 должна быть от 12 до 17 с. Вязкость лака Ф-40 определяют согласно ГОСТ 8420 вискозиметром по ГОСТ 9070 и секундомером по НД изготовителя.
А.3.4 Посадочные поверхности деталей при наличии следов коррозии очищают от пятен коррозии шкуркой по ГОСТ 10054, зернистостью не более Р220 по национальным стандартам государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта*. При этом очищаемые поверхности смазывают машинным маслом по ГОСТ 6360.
А.3.5 Поверхность оси или удлиненной ступицы колесного центра, подлежащую покрытию, предварительно промывают уайт-спиритом по ГОСТ 3134 или авиационным бензином по ГОСТ 1012 безворсовой салфеткой по ГОСТ 21790 и просушивают на воздухе от 5 до 10 мин. После промывки поверхность оси или удлиненной ступицы колесного центра обезжиривают ацетоном по ГОСТ 2768 и просушивают на воздухе от 5 до 10 мин.
А.4 Нанесение покрытия на поверхность оси
А.4.1 Температура окружающей среды при нанесении на ось растительного масла и олифы должна быть не ниже 5°С, при нанесении лака Ф-40 - не ниже 15°С.
А.4.2 Олифу или растительное масло наносят на поверхность оси краскораспылителем, кистью КМ 1 по ГОСТ 10597 или безворсовой салфеткой по ГОСТ 21790 перед посадкой деталей на ось.
А.4.3 Для краскораспылителя применяют сжатый воздух по ГОСТ 9.010, группа 1.
А.4.4 Лак Ф-40 наносят краскораспылителем на посадочные поверхности оси, закрепленные в центрах токарного станка или специального приспособления, обеспечивающего их вращение со скоростью 100 . Подача краскораспылителя к покрываемой поверхности должна быть от 10 до 12 мм/об. Расстояние от сопла распылителя до покрываемой поверхности должно быть от 200 до 350 мм, число проходов распылителя - от 8 до 10. Толщина пленки лакового покрытия должна быть от 10 до 25 мкм.
А.4.5 Хлопья лака, образующиеся при нанесении лака Ф-40, не должны попадать на посадочную поверхность.
А.5 Сушка нанесенного слоя покрытия
А.5.1 Для сушки нанесенного слоя олифы или растительного масла ось (или часть оси, на которую нанесено покрытие) или удлиненную ступицу колесного центра необходимо нагреть в электрической печи до температуры 130°С - 140°С и выдержать при этой температуре 3,5 - 4 ч.
А.5.2 Полимеризацию лака Ф-40 проводят от 1 до 1,5 ч при температуре от 160°С до 180°С.
А.5.3 Сушка и полимеризация слоя покрытия с использованием открытого пламени не допускается.
А.5.4 Допускается сушка и полимеризация нанесенного покрытия с использованием тепла детали и индукционного электронагревателя. После нанесения покрытия его сушку проводят при температуре окружающей среды не ниже 15°С не менее 2 ч. После этого проводят формирование соединения.
А.5.5 Процесс полимеризации лаковой пленки и сушки нанесенного покрытия проводят с автоматической записью диаграммы нагрева на протяжении всего процесса. Оформление и хранение диаграммы нагрева - в соответствии с А.9.
А.6 Контроль качества антикоррозионного покрытия
А.6.1 Качество антикоррозионного покрытия проверяют после нанесения и высыхания лака Ф-40. При полимеризации с использованием тепла детали и индукционного электронагревателя - сразу после нанесения лака.
А.6.2 Покрытие должно быть светло-коричневого цвета, ровное, гладкое, без подтеков, пропусков, засорений, пузырьков воздуха.
А.6.3 Толщину пленки лакового покрытия по А.4.4 определяют магнитным измерителем толщины МИН-10 по НД изготовителя.
А.6.4 При наличии дефектов покрытие должно быть удалено ацетоном по ГОСТ 2768 и нанесено вновь.
А.7 Формирование соединения
А.7.1 Нагрев устанавливаемых на ось деталей проводят индукционными электронагревателями, в электрических печах, которые должны быть обеспечены их автоматическим отключением по достижении заданной температуры нагрева детали и автоматической записью температуры нагрева во времени на диаграммной ленте прибора на протяжении всего процесса нагрева. Оформление и хранение диаграммы нагрева - в соответствии с А.9.
А.7.2 Местный нагрев колесного центра в сборе с бандажом не допускается.
А.7.3 Температуру нагрева детали измеряют термопарой, помещенной на ступице в отверстие маслосъема.
Допускается при индукционном нагреве измерять температуру накладным термометром или термопарой, помещенной на ступице, если конструктивное исполнение элементов колесной пары не позволяет измерить температуру нагрева в отверстии маслосъема.
А.7.4 При соединении составных частей необходимо обеспечить положение деталей, при котором слой покрытия может быть защищен от повреждения.
А.7.5 При соединении деталей приложение осевой нагрузки не допускается.
А.7.6 Охлаждение колесных пар после формирования проводят естественным путем при температуре не ниже 5°С.
А.8 Проверка прочности соединения контрольной осевой нагрузкой
А.8.1 После формирования соединения по А.7 и остывания деталей до температуры окружающей среды прочность каждого соединения должна быть проверена контрольной осевой нагрузкой в соответствии с требованиями конструкторской документации на изготовление и ремонт колесных пар, а также требованиями настоящего стандарта.
Соединение, не выдержавшее испытания, расформировывают. Метод расформирования приведен в приложении Б.
А.8.2 Проверку прочности соединения проводят на гидравлическом прессе с записью диаграммы нагружения. Оформление и хранение диаграммы нагружения - в соответствии с А.9.
А.9 Требования к диаграммам нагрева и нагружения
А.9.1 На диаграмме нагрева должны быть приведены следующие данные:
- порядковый номер диаграммы в текущем году;
- дата формирования колесной пары:
- тип колесной пары;
- номер оси;
- тип и номер устанавливаемой на ось детали;
- колесо с бандажом или без бандажа;
- наличие наплавки на посадочной поверхности детали;
- первое или повторное формирование тепловым методом.
А.9.2 На диаграмме нагружения должны быть приведены следующие данные:
- порядковый номер диаграммы в текущем году:
- дата формирования колесной пары и проверки на сдвиг или проворот установленных на ось деталей;
- тип колесной пары:
- номер оси;
- тип и номер устанавливаемой на ось детали;
- диаметр подступичной части оси и отверстия детали, измеренные с точностью до 0,01 мм;
- значение натяга и конечная осевая нагрузка в кН (тс) при проверке на сдвиг установленных на ось деталей;
- колесо с бандажом или без бандажа;
- наличие наплавки на посадочной поверхности детали;
- первое или повторное формирование тепловым методом.
А.9.3 Данные по А.9.1 и А.9.2 указывают как на принятой, так и на забракованной диаграммах.
А.9.4 Толщина линии записи диаграммы должна быть не более 0,6 мм, ширина диаграммной ленты - не менее 100 мм, масштаб записи по длине должен быть не менее 1:2, а 1,0 мм по высоте диаграммы должен соответствовать осевой нагрузке не более 24,5 кН (2,5 тс).
А.9.5 На диаграмме делают надпись "принята", на непринятой - "брак" с указанием причин брака.
А.9.6 Принятые диаграммы должны храниться в недоступном для неуполномоченных лиц месте, защищенном от разрушающих воздействий в течение 10 лет, забракованные диаграммы - в течение одного года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.