Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Методическим рекомендациям по подготовке
технико-экономических обоснований (ТЭО)
участия города Москвы в хозяйственных
обществах и приобретения имущества
в государственную собственность города Москвы
Методические рекомендации
по анализу ТЭО приобретения имущества в государственную собственность города Москвы
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации предназначены для уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, одной из функций которых является подготовка решений о приобретении имущества в государственную собственность города Москвы, а также для организаций, выполняющих экспертизы соответствующих технико-экономических обоснований.
Целью анализа ТЭО приобретения имущества в государственную собственность города Москвы является проверка обоснованности результатов расчетов и выводов ТЭО с точки зрения имущественных интересов города Москвы.
Анализ технико-экономических обоснований участия города Москвы в приобретении имущества в государственную собственность города Москвы должен осуществляться по следующим направлениям:
- анализ структуры ТЭО;
- соответствие законодательству организационно-правовой и финансовой схем приобретения имущества в государственную собственность города Москвы;
- анализ достоверности исходных данных и условий;
- обоснованность принятой методологии и алгоритмов расчетов финансово-экономических показателей;
- соблюдение граничных условий целесообразности участия города Москвы в приобретении имущества в государственную собственность города Москвы по критериям бюджетной эффективности;
- анализ рисков города Москвы;
- анализ полноты отражения в ТЭО "внешних эффектов", связанных с эксплуатацией и использованием имущества;
- проверка соответствия выводов и предложений результатам расчетов и обоснований ТЭО.
2. Анализ структуры ТЭО
Структура ТЭО должна соответствовать структуре Типового макета ТЭО и, как правило, должна содержать таблицы, рекомендуемые Типовым макетом ТЭО. При этом следует учитывать направления использования имущества, которое предполагается приобрести городу Москве.
Вне зависимости от видов использования имущества, разделы "Расчет показателей эффективности проекта в целом и бюджетной эффективности проекта с участием города в проекте", "Расчет показателей эффективности проекта в целом и бюджетной эффективности проекта без участия города в проекте. Бюджетный эффект участия города в проекте", должны соответствовать Типовому макету ТЭО.
3. Соответствие законодательству организационно-правовой и финансовой схем приобретения имущества в государственную собственность города Москвы
Проектируемая схема организационно-правовых и финансово-экономических отношений города Москвы с другими участниками проекта должна соответствовать действующему законодательству. При этом следует обратить внимание на соответствие финансовой схемы проекта, обоснований источников, а также условий финансирования Бюджетному кодексу РФ.
4. Анализ достоверности исходных данных и условий
Принятые в ТЭО макроэкономические условия: темпы инфляции (индексы-дефляторы), курс рубля к валюте расчетов (если она используется), прогнозные индексы изменения цен и другие - должны полностью соответствовать прогнозным данным Минэкономразвития РФ тех периодов времени, для которых эти прогнозные данные разработаны.
Если в ТЭО для периода долгосрочного прогнозирования макроэкономических условий используются методы экстраполяции либо иные методы обоснования этих условий (в случаях, когда прогнозы Минэкономразвития на долгосрочную перспективу не разработаны), следует проверить математическую корректность и обоснованность экономической логики прогнозных расчетов. В случаях, если в ТЭО для расчетов финансово-экономических показателей используются ставки рефинансирования Центрального банка РФ, следует сравнить принятые в ТЭО ставки с соответствующими фактически действовавшими ставками. При выявлении расхождений, соответствующие расчеты в ТЭО подлежат корректировке.
Принятый в ТЭО порядок (алгоритм) определения норм дисконта должен быть адекватен порядку, изложенному в разделе 5.7. Методических рекомендаций по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в хозяйственных обществах и приобретения имущества в государственную собственность города Москвы.
Обоснованные в разделах ТЭО в анализе рынков данного вида имущества и рынка продукции (товаров, услуг), производимой при использовании данного имущества уровни цен на выпускаемую продукцию (товары, услуги) должны соответствовать сложившемуся уровню цен на аналогичные виды продукции (товаров, услуг) того сектора рынка, в котором планируется использование имущества. Если при анализе выявлено, что принятые в ТЭО базовые уровни цен на выпускаемую продукцию (товары, услуги) более чем на 5% превышают фактически сложившиеся за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу составления ТЭО, расчеты всех стоимостных показателей ТЭО подлежат корректировке.
Принятые в ТЭО цены на эксплуатацию и использование материальных ресурсов также не должны отличаться (особенно в сторону понижения, так как при этом завышается прибыль) более чем на 5% от сложившихся за последние 12 календарных месяцев уровней цен на региональном рынке.
Необходимо проверить полноту учтенного в ТЭО перечня налогов, сборов, таможенных платежей, соответствия ставок налогов и сборов Налоговому кодексу РФ и Законам города Москвы (в части региональных налогов и сборов), а ставок таможенных платежей - таможенному законодательству РФ.
5. Обоснованность принятой методологии и алгоритмов расчетов финансово-экономических показателей
Принятые в ТЭО методы и алгоритмы расчетов показателей эффективности реализации проекта и их составляющих, бюджетная эффективность участия города Москвы в приобретении имущества в государственную собственность города Москвы должны соответствовать Методическим рекомендациям по подготовке технико-экономических обоснований ТЭО участия города Москвы в хозяйственных обществах и приобретения имущества в государственную собственность города Москвы (приложение 8 к настоящему постановлению). При выявлении необоснованных расхождений в алгоритмах расчетов, соответствующие показатели ТЭО подлежат корректировке.
При анализе ТЭО особое внимание рекомендуется уделить обоснованности промежуточных расчетов налоговой базы по налогам, уплачиваемым в бюджет города Москвы, так как суммы этих налогов, по существу, определяют показатели бюджетной эффективности участия города Москвы в приобретении имущества. Следует проверить, соответствует ли алгоритм расчетов налоговой базы требованиям Налогового кодекса РФ.
Обоснованность алгоритмов расчетов показателей эффективности, а также налогооблагаемой базы по каждому из налогов следует проверять путем анализа алгоритмов расчетов соответствующих электронных таблиц, составленных в формате Microsoft Excel.
6. Соблюдение граничных условий целесообразности участия города Москвы в приобретении имущества в государственную собственность города Москвы по критериям бюджетной эффективности
Основным критерием оценки бюджетной эффективности проекта является индекс рентабельности участия города Москвы в проекте (И_ру).
В случае, если И_ру > = бюджетной нормы дисконта (1), проект может быть признан экономически эффективным.
Если условие (1) не выполняется, т.е. индекс рентабельности участия города Москвы в проекте по базовому варианту меньше бюджетной нормы дисконта, участие города Москвы в таком проекте экономически не целесообразно. В этом случае следует рассмотреть более эффективный вариант.
Индекс рентабельности участия города Москвы в Обществе (проекте), рассчитывается согласно пункту 1.8. Методических рекомендаций по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в хозяйственных обществах и приобретения имущества в государственную собственность города Москвы и выражается в долях единицы.
Бюджетная норма дисконта принимается согласно пункту 5.7. Методических рекомендаций по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в хозяйственных обществах и приобретения имущества в государственную собственность города Москвы и выражается в долях единицы.
7. Анализ рисков города Москвы
Анализ рисков города Москвы проводится в разрезе их видов:
- коммерческие риски;
- финансовые риски;
- технологические риски.
Следует проверить выполнена ли в ТЭО оценка финансовых последствий возможных рисков методом вариации параметров. В том числе, следует проверить положительность значений чистого дисконтированного дохода (ЧДД) проекта, а также бюджетного эффекта участия города Москвы в проекте по приобретению имущества в случаях влияния факторов, предусмотренных в подразделах "Анализ чувствительности" Методических рекомендаций по подготовке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в хозяйственных обществах и приобретения имущества в государственную собственность города Москвы (приложение 8 к настоящему постановлению).
При приобретении имущества в государственную собственность города Москвы, особое внимание следует уделить анализу его состояния и эффективности использования прежним владельцем за последние три года.
8. Анализ полноты отражения в ТЭО "внешних эффектов", связанных с использованием имущества
При анализе ТЭО участия города Москвы в приобретении имущества в государственную собственность города Москвы следует обратить внимание на полноту отражения в ТЭО "внешних эффектов", т.е. экономических и внеэкономических последствий, которые могут возникнуть во внешней среде, но не отражены ни в ценах на производимую продукцию (товары, услуги), ни в затратах на ее производство. Примерами внешних эффектов являются:
- изменение рыночной стоимости жилых домов и квартир в них, а также стоимости земельных участков в результате строительства в непосредственной близости от них крупного промышленного предприятия или торгового центра;
- воздействие вновь организованного производства на здоровье населения;
- экономия времени населения, обусловленная реализацией проекта в области транспорта и связи;
- увеличение пассажиропотока на определенных маршрутах общественного городского транспорта в связи с пуском предприятия, имеющего большую численность работающих и/или обслуживающего большое число посетителей, увеличение требуемого количества мест парковки для легковых автомобилей рядом с этим предприятием и т.д.
В случаях, когда вышеуказанные "внешне эффекты" поддаются количественной оценке, особенно с точки зрения изменения доходов бюджета города Москвы и расходов бюджета города Москвы, но не отражены в ТЭО, следует потребовать от разработчика ТЭО учесть эти эффекты при расчетах бюджетной эффективности проекта.
9. Проверка соответствия выводов и предложений результатам расчетов и обоснований ТЭО
Проверка соответствия выводов и предложений результатам расчетов и обоснований ТЭО является заключительным этапом анализа ТЭО. Следует проверить, вытекают ли окончательные выводы и предложения ТЭО из промежуточных выводов и итогов расчетов, содержащихся в разделах ТЭО. При этом ключевым вопросом является соблюдение граничных условий целесообразности участия города Москвы в проекте по приобретению имущества в государственную собственность города Москвы по критерию бюджетной эффективности.
Соответствие выводов и предложений результатам расчетов и обоснований ТЭО должно быть отражено в выводах по результатам анализа ТЭО приобретения имущества в государственную собственность города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.