Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению Правительства Москвы
от 3 июля 2007 г. N 576-ПП
Положение
о принципах оперативного планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы
5 августа 2008 г., 27 июля 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о принципах оперативного планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы (далее - Положение), определяет основные подходы к системе оперативного планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, которыми должны руководствоваться Департамент имущества города Москвы как орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий права по акциям, принадлежащим городу Москве, и органы исполнительной власти города Москвы, за которыми закреплены функции по координации и контролю деятельности акционерных обществ, при реализации прав акционера по акциям акционерных обществ, отнесенных к акционерным обществам I и II группы в соответствии с приложением 1 к настоящему постановлению (далее акционерные общества).
Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 697-ПП в пункт 1.2 настоящего приложения внесены изменения
1.2. Настоящее Положение устанавливает:
- принципы оперативного планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества;
- общие требования к системе оперативного планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, в т.ч. общий подход к утверждению плановых значений оперативных ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, перечень основных оперативных планов развития и основных бюджетов акционерного общества, горизонты оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества;
- общие требования к формированию кредитной политики акционерного общества;
- общие требования к формированию корпоративной отчетности акционерного общества.
1.3. Целью утверждения настоящего Положения является повышение эффективности деятельности акционерных обществ.
1.4. Применение настоящего Положения позволит:
- увязать оперативные планы развития акционерного общества со стратегическим бизнес-планом акционерного общества;
- контролировать и корректировать финансово-хозяйственную деятельность акционерного общества;
- обеспечить планирование доходов и расходов акционерного общества;
- повысить прозрачность деятельности акционерных обществ для города Москвы как акционера.
1.5. Правила, установленные настоящим Положением, применяются акционерными обществами в случае утверждения соответствующих внутренних документов органами управления акционерных обществ.
Постановлением Правительства Москвы от 27 июля 2010 г. N 646-ПП в пункт 1.6 настоящего приложения внесены изменения
1.6. В настоящем Положении приняты следующие основные термины и определения:
акционерное общество I группы - открытое акционерное общество, в котором доля акций, находящихся в собственности города Москвы, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества составляет 100% или открытое акционерное общество, которое отвечает критериям, перечисленным в приложении 1 к настоящему постановлению;
акционерное общество II группы - открытое акционерное общество, в котором доля акций, находящихся в собственности города Москвы, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества составляет более 25%, но менее 100%, и которое отвечает критериям, перечисленным в приложении 1 к настоящему постановлению;
акционерное общество - акционерное общество I или II группы;
ключевой показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - оценочный критерий, используемый для определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения достижения целей и задач акционерного общества;
КПЭ - ключевые показатели эффективности;
стратегические универсальные КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - КПЭ, отражающие финансово-экономическое состояние акционерного общества и утверждаемые на 3 года с разбивкой по годам;
стратегические отраслевые КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - КПЭ, отражающие отраслевую специфику деятельности акционерного общества и утверждаемые на 3 календарных года с разбивкой по годам;
стратегические КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - стратегические универсальные и стратегические отраслевые КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества;
оперативные универсальные КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - КПЭ, отражающие финансово-экономическое состояние акционерного общества и утверждаемые на один календарный год с разбивкой по кварталам (утверждается годовое значение и четыре квартальных значения);
оперативные отраслевые КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - КПЭ, отражающие отраслевую специфику деятельности акционерного общества и утверждаемые на один календарный год с разбивкой по кварталам (утверждается годовое значение и четыре квартальных значения);
оперативные КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - оперативные универсальные и оперативные отраслевые КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества;
плановые значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, утвержденные советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества;
фактические значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - достигнутые акционерным обществам значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности по итогам исполнения стратегического бизнес-плана, оперативного плана развития, бюджета акционерного общества;
расчетные значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества - значения КПЭ, рассчитанные на основе исходных данных, представленных в бюджетах и/или стратегическом бизнес-плане акционерного общества (в том числе в проектах скорректированных бюджетов и/или стратегическом бизнес-плане акционерного общества), но не утвержденные советом директоров акционерного общества в качестве плановых значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. Для определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и в целях применения в отношении лиц, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, и лиц, входящих в состав коллегиальных исполнительных органов акционерного общества, системы мотивации, расчетные значения КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не используются;
ориентировочные значения КПЭ - значения КПЭ, рассчитанные органами исполнительной власти города Москвы, за которыми закреплены функции по координации и контролю деятельности акционерных обществ, и утвержденные Департаментом имущества города Москвы для целей определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ;
оперативный план развития акционерного общества - внутренний документ акционерного общества, содержащий перечень видов работ, действий, ресурсов, выраженных в натуральных единицах измерения и необходимых для достижения запланированных целей в соответствии со стратегическим бизнес-планом акционерного общества;
бюджет акционерного общества - план деятельности акционерного общества на определенный период, выраженный в стоимостных единицах и направленный на достижение стратегических и оперативных целей акционерного общества;
кредитная политика акционерного общества - совокупность процедур по установлению лимитов суммарного заемного капитала, предельного значения суммарной величины затрат на обслуживание и погашение заемных средств, контролю за их соблюдением, мер по приведению суммарного заемного капитала акционерного общества в соответствие с установленными лимитами, а также полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества по осуществлению заимствований;
долговая позиция - суммарный заемный капитал акционерного общества;
суммарный заемный капитал - суммарная величина долгосрочных и краткосрочных ссудной и кредиторской задолженностей за вычетом доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей;
лимит стоимостных параметров заимствований - предельное значение суммарной величины затрат на обслуживание и погашение заемных средств, включающей в себя процентные платежи, все комиссии, консультационные и иные расходы по привлечению и/или организации финансирования;
целевое значение лимита - величина лимита по текущей ликвидности, лимита по сумме собственных средств, лимита по долговому покрытию, лимита по покрытию долга, лимита по покрытию обслуживания долга, в рамках которого величина долговой позиции считается нормальной;
максимально допустимое значение лимита - величина лимита по текущей ликвидности, лимита по сумме собственных средств, лимита по долговому покрытию, лимита по покрытию долга, лимита по покрытию обслуживания долга, при превышении которого величина долговой позиции считается критической;
план нормализации долговой позиции - план действий акционерного общества по приведению размера суммарного заемного капитала акционерного общества в соответствие с установленными целевыми лимитами;
корпоративная отчетность акционерного общества - информация о деятельности акционерного общества, представляемая акционерам, инвесторам, кредиторам, государственным органам, другим заинтересованным лицам в соответствии с нормативными правовыми актами, уставом акционерного общества, внутренними документами акционерного общества и решениями органов управления акционерного общества;
пользователи корпоративной отчетности акционерного общества акционеры, инвесторы, кредиторы, государственные органы и другие заинтересованные лица.
2. Принципы системы оперативного планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества
2.1. Система оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества основывается на следующих принципах:
2.1.1. Принцип единства системы оперативного планирования акционерного общества.
При составлении оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества и отчетов об их исполнении должны применяться единые формы документов и методика их заполнения.
Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 697-ПП пункт 2.1.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.1.2. Принцип планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества в натуральных и стоимостных показателях.
Натуральные показатели финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества должны задаваться в виде числовых значений с обязательным указанием единиц измерения. Стоимостные показатели формируются на основании спланированных натуральных показателей.
2.1.3. Принцип напряженности и достижимости.
Формирование оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества должно происходить при соблюдении условия реальности выполнения, с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и занятости трудовых ресурсов.
2.1.4. Принцип эффективности использования финансовых и материальных ресурсов акционерного общества.
При составлении и исполнении оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества структурные подразделения акционерного общества должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного оперативными планами развития и бюджетами акционерного общества объема средств.
2.1.5. Принцип сбалансированности оперативных планов развития и бюджетов.
Объем запланированных акционерным обществом расходов должен соответствовать стратегическому бизнес-плану, оперативным планам развития акционерного общества, а также суммарному объему доходов, предусмотренных бюджетами акционерного общества.
2.1.6. Принцип достоверности и сопоставимости.
Оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества должны детально и реалистично отражать натуральные и стоимостные показатели финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества.
Натуральные показатели финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества должны сравниваться с сопоставимыми фактическими данными управленческой отчетности акционерного общества.
Периоды контроля исполнения оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества должны быть четко обозначены.
Период оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества должен быть сопоставим с периодом принятия и реализации управленческих решений.
2.1.7. Принцип гибкости.
Система оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества должна быть построена в акционерном обществе таким образом, чтобы в случае изменения значимых внешних факторов (изменение рыночной конъюнктуры и т.п.), а также существенных внутренних условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества (изменение организационной структуры акционерного общества и т.п.), имелась практическая возможность в минимальные сроки скорректировать оперативные планы развития и бюджеты, а также плановые значения оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества.
Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 697-ПП пункт 2.1.8 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.1.8. Принцип детализации расходов.
С целью оптимизации расходов акционерного общества и повышения эффективности контроля за их использованием все статьи расходов формируются с уровнем детализации, достаточным для оценки данного направления финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества.
Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 697-ПП пункт 2.1.9 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.1.9. Органами управления акционерного общества, осуществляющими оперативное планирование финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, должны являться совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества.
Утверждение оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, их плановых значений, основных оперативных планов развития и основных бюджетов акционерного общества, а также отчетов об исполнении основных оперативных планов развития, основных бюджетов и достижении плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества должен осуществлять совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества.
Утверждение иных оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества, а также исполнение основных оперативных планов развития и основных бюджетов, а также достижение плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества должны осуществлять исполнительные органы акционерного общества.
2.2. Система контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества основывается на следующих принципах:
2.2.1. Принцип внутреннего и внешнего контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества.
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества в нем создается специальный орган
- ревизионная комиссия (ревизор), а также привлекается аудиторская организация (аудитор).
В акционерных обществах I и II группы для эффективного осуществления советом директоров (наблюдательным советом) непосредственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества, и прежде всего за исполнением его финансового плана и бюджетов, создается специальный комитет совета директоров (наблюдательного совета), ответственный за данное направление деятельности, - комитет по аудиту.
В акционерных обществах, доля города Москвы в уставном капитале которых превышает 25% и отнесенных к акционерным обществам I группы в соответствии с приложением 1 к настоящему постановлению хотя бы по одному из критериев, для организации внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества создается контрольно-ревизионная служба.
Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 697-ПП пункт 2.2.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.2.2. Принцип независимости контрольно-ревизионной службы акционерного общества от исполнительных органов акционерного общества.
В целях обеспечения независимости контрольно-ревизионной службы акционерного общества от исполнительных органов акционерного общества, деятельность контрольно-ревизионной службы должна контролироваться советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества непосредственно и (или) через комитет по аудиту совета директоров (наблюдательного совета).
2.2.3. Принцип полноты и своевременности отражения хозяйственных операций акционерного общества.
Для формирования документов в сфере оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества хозяйственные операции должны в полном объеме и своевременно отражаться в регистрах бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
2.2.4. Принцип своевременного предоставления корпоративной отчетности.
Корпоративная отчетность акционерного общества должна предоставляться пользователям своевременно в сроки, установленные нормативными правовыми актами, уставом акционерного общества, внутренними документами акционерного общества и решениями органов управления акционерного общества.
2.2.5. Принцип контроля кредитной политики акционерного общества.
Контроль кредитной политики акционерного общества должен обеспечивать дополнительный механизм контроля за деятельностью исполнительных органов акционерного общества со стороны совета директоров (наблюдательного совета) в вопросах управления заемным капиталом с целью обеспечения финансовой устойчивости и минимизации риска снижения платежеспособности акционерного общества.
Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 697-ПП в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Общие требования к системе оперативного планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества
3.1. Оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества составляются на период один календарный год с разбивкой по кварталам.
3.2. В целях составления оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества утверждаются плановые значения оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества на один календарный год с разбивкой по кварталам.
Плановые значения оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества утверждаются не позднее 20 октября года, предшествующего годовому периоду планирования.
При утверждении (корректировке) оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и их плановых значений акционерному обществу рекомендуется учитывать оперативные КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и их ориентировочные значения, утвержденные Департаментом имущества города Москвы.
3.3. На основании утвержденных советом директоров (наблюдательным советом) плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерное общество разрабатывает оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества.
3.4. В акционерных обществах I группы основными оперативными планами развития и основными бюджетами, обязательными для утверждения акционерным обществом, являются:
- бюджет реализации;
- бюджет доходов и расходов;
- прогнозный баланс;
- план движения капитала и распределения прибыли;
- бюджет движения денежных средств;
- план по персоналу.
3.5. В акционерных обществах II группы основными оперативными планами развития и основными бюджетами, обязательными для утверждения акционерным обществом, являются:
- бюджет доходов и расходов;
- прогнозный баланс;
- план движения капитала и распределения прибыли.
3.6. Помимо основных оперативных планов развития и основных бюджетов, указанных в пунктах 3.4. и 3.5. настоящего Положения, в акционерных обществах I и II группы могут утверждаться и иные оперативные планы развития и бюджеты.
3.7. Основные оперативные планы развития и основные бюджеты акционерных обществ, указанные в пунктах 3.4 и 3.5 настоящего Положения, должны иметь следующую структуру и содержание:
Наименование оперативного плана развития/бюджета |
Структура оперативного плана развития/бюджета |
Содержание оперативного плана развития/бюджета |
1 |
2 |
3 |
Бюджет реализации |
1) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) 2) Объемы реализованной продукции |
При формировании "Бюджета реализации" выручка акционерного общества должна быть спланирована по кварталам без учета налога на добавленную стоимость в разрезе основных видов деятельности. "Бюджет реализации" должен содержать планируемые натуральные и стоимостные показатели объема реализуемой продукции (работ, услуг) |
Бюджет доходов и расходов |
1) Доходы 2) Расходы |
Для формирования перечня статей "Бюджета доходов и расходов" используется форма N 2 бухгалтерской отчетности "Отчет о прибылях и убытках", утвержденная Минфином РФ |
Прогнозный баланс |
1) Активы 2) Пассивы |
Для формирования перечня статей "Прогнозного баланса" используется форма N 1 бухгалтерской отчетности "Бухгалтерский баланс", утвержденная Минфином РФ |
План движения капитала и распределения прибыли |
1) Дивиденды 2) Реинвестирование 3) Фонд потребления 4) Резервный фонд |
При формировании "Плана движения капитала и распределения прибыли" должно использоваться планируемое значение показателя "Чистая прибыль/убыток отчетного периода" "Бюджета доходов и расходов". Значение данного показателя делится между планируемой суммой дивидендных выплат, резервным фондом, фондом потребления и дивидендами. В "Плане движения капитала и распределения прибыли" осуществляется планирование изменения уставного и добавочного капитала |
Бюджет движения денежных средств |
1) Операционная деятельность 2) Инвестиционная деятельность 3) Финансовая деятельность |
При формировании "Бюджета движения денежных средств" планируется поступление и выбытие денежных средств, подводится сальдо по каждому из перечисленных видов деятельности, детализируемые постатейно, затем рассчитывается чистый денежный поток, денежные средства на начало и конец периода |
План по персоналу |
1) Среднесписочная численность 2) Фонд оплаты труда 3) Средняя заработная плата |
В "Плане по персоналу" в поквартальном разрезе планируется: - среднесписочная численность персонала на календарный год в соответствии с утвержденным штатным расписанием; - фонд оплаты труда по видам установленных в акционерном обществе выплат, премий, надбавок и т.п.; - средняя заработная плата |
Постановлением Правительства Москвы от 27 июля 2010 г. N 646-ПП в пункт 3.8 настоящего приложения внесены изменения
3.8. Оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества ежегодно утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) и исполнительными органами акционерного общества в срок до 31 декабря текущего года на следующий календарный год.
При утверждении оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества члены совета директоров (наблюдательного совета), исполнительных органов акционерного общества оценивают оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества на предмет соответствия предусмотренных ими плановых результатов плановым значениям оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества.
Если реализация оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества не обеспечивает достижение утвержденных плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, то по решению совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества могут быть направлены на доработку или расчетные значения оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, рассчитанные по данным, представленным в оперативных планах развития и бюджетах акционерного общества, могут быть утверждены в качестве плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества.
Если оперативные планы развития и бюджеты акционерного общества позволяют достичь установленные плановые значения оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, то они принимаются, однако в случае необходимости может быть проведена более глубокая экспертиза оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества с привлечением экспертов.
3.9. Контроль за достижением плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и исполнением основных оперативных планов развития и основных бюджетов акционерного общества осуществляется советом директоров (наблюдательным советом).
3.10. Периодами контроля за достижением плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и за исполнением основных оперативных планов развития и основных бюджетов акционерного общества являются квартал и год.
3.11. Ежеквартальные отчеты о достижении плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и об исполнении основных оперативных планов развития и основных бюджетов акционерного общества утверждаются советом директоров (наблюдательный совет) акционерного общества.
3.12. Годовой отчет о достижении плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и об исполнении основных оперативных планов развития и основных бюджетов акционерного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества и включается в годовой отчет акционерного общества.
3.13. Отчеты, указанные в пункте 3.11. и 3.12. настоящего Положения, должны содержать следующую информацию:
- пояснительную записку об исполнении оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества;
- информацию о плановых и фактических значениях оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества за соответствующий период, а также показатели относительных отклонений фактических значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества от плановых;
- пояснительную записку о причинах отклонений.
3.14. В ходе исполнения основных оперативных планов развития и основных бюджетов акционерного общества возможна их корректировка по требованию члена совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора) акционерного общества или аудитора акционерного общества, исполнительного органа акционерного общества, а также иных лиц, определенных уставом акционерного общества, которые вправе вносить вопросы в повестку дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.
Постановлением Правительства Москвы от 27 июля 2010 г. N 646-ПП пункт 3.15 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.15. Основанием для корректировки оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, их плановых значений и соответственно оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества, в частности, может быть:
- установленная советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества нереалистичность плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества;
- изменение экономической ситуации в отрасли;
- корректировка ориентировочных значений КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества;
- корректировка плановых значений стратегических КПЭ финансово-хозяйственной деятельности и стратегического бизнес-плана акционерного общества.
3.16. Решение о корректировке оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и их плановых значений, а также оперативных планов развития и бюджетов принимается советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества.
Постановлением Правительства Москвы от 27 июля 2010 г. N 646-ПП настоящее приложение дополнено пунктом 3.17
3.17. Корректировка плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности и основных бюджетов акционерного общества в течение бюджетного года может осуществляться не чаще, чем один раз в год и подлежит утверждению советом директоров не позднее 30 августа бюджетного года. При этом корректировка квартальных плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности и основных бюджетов акционерного общества на 2 или 3 кварталы бюджетного года подлежит утверждению советом директоров акционерного общества не позднее последнего дня месяца, предшествующего кварталу, плановые значения оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности и основных бюджетов на который также предлагается скорректировать.
Корректировка плановых значений оперативных КПЭ финансово-хозяйственной деятельности и основных бюджетов акционерного общества в течение бюджетного года может осуществляться более одного раза в случае возникновения незапланированной чистой прибыли, подлежащей распределению на основании решения общего собрания акционеров акционерного общества.
4. Общие требования к формированию кредитной политики акционерного общества
4.1. Целями кредитной политики акционерного общества является повышение эффективности управления заемным капиталом, обеспечение финансовой устойчивости и минимизации риска снижения платежеспособности акционерного общества.
4.2. Основными принципами кредитной политики акционерного общества являются:
4.2.1. Принцип минимизации стоимости заимствований.
4.2.2. Принцип доступности кредитных средств.
4.2.3. Принцип максимизации прибыли акционерного общества.
4.2.4. Принцип своевременности исполнения кредитных договоров.
4.2.5. Принцип приоритетности привлечения банковских кредитов по сравнению с привлечением заемных средств в форме выпуска долговых ценных бумаг.
4.2.6. Принцип приоритетности погашения задолженности, имеющей наибольшую стоимость обслуживания.
4.2.7. Принцип резервирования денежных средств для обеспечения забалансового обязательства.
4.3. Порядок управления заемным капиталом акционерного общества и осуществления контроля за соответствием лимитов:
4.3.1. Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества в ходе реализации кредитной политики в обязательном порядке рассматривает следующие вопросы:
- об осуществлении акционерным обществом публичных заимствований (в форме выпуска облигаций и т.п.) и привлечении кредитов (займов) международных финансовых организаций;
- о привлечении акционерным обществом заемных средств, в качестве обеспечения возвратности которых предполагается использовать внеоборотные активы.
4.3.2. В целях снижения стоимости заемного капитала и минимизации процентных расходов, советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества утверждаются и по мере необходимости пересматриваются лимиты стоимостных параметров заимствования.
4.3.3. Расчет лимитов суммарного заемного капитала акционерного общества осуществляется акционерным обществом ежеквартально, исходя из данных бухгалтерской отчетности и документов внутренней отчетности, содержащих прогноз движения потоков наличности.
4.3.4. Лимит заимствований денежных средств при заключении акционерным обществом договоров не должен превышать среднеквартального объема поступлений на счета акционерного общества денежных средств от реализации товаров, работ и услуг, рассчитанного по итогам квартала, предшествующего месяцу заключения соответствующего договора, с учетом поправочного коэффициента, устанавливаемого в зависимости от рейтинга кредитоспособности акционерного общества.
4.3.5. Рейтинг кредитоспособности акционерного общества, устанавливается в соответствии с утвержденной советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества методикой оценки финансового состояния акционерного общества для определения рейтинга кредитоспособности.
4.3.6. Ежеквартально на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества вносится отчет единоличного исполнительного органа акционерного общества о кредитной политике за истекший квартал.
4.3.7. В случае если фактический размер суммарного заемного капитала акционерного общества превышает хотя бы одно максимально допустимое значение лимита (либо такое превышение прогнозируется акционерным обществом) в акционерном обществе разрабатывается план нормализации долговой позиции, который утверждается советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества.
4.4. Типовая структура положения о кредитной политике акционерного общества должна включать в себя следующие разделы:
4.4.1. Основные определения.
4.4.2. Цели кредитной политики.
4.4.3. Принципы кредитной политики.
4.4.4. Регламент управления долговой позицией акционерного общества и осуществления контроля за соответствием лимитам.
4.4.5. Методика оценки финансового состояния акционерного общества для определения рейтинга кредитоспособности.
4.4.6. Методика расчета лимитов долговой позиции.
4.4.7. Структура плана нормализации долговой позиции.
4.5. Принципы оценки финансового состояния акционерного общества:
4.5.1. Оценка финансового состояния акционерного общества предполагает анализ следующих рисков и групп и коэффициентов:
- риска неликвидности активов акционерного общества (коэффициенты ликвидности);
- риска снижения финансовой устойчивости акционерного общества (коэффициент соотношения собственных и заемных средств);
- риска низкой рентабельности деятельности акционерного общества (коэффициенты рентабельности);
- риска снижения деловой активности акционерного общества (динамика дебиторской задолженности, динамика кредиторской задолженности, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, соотношение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности).
4.5.2. Расчет коэффициентов, указанных в пункте 4.5.1. настоящего Положения, осуществляется на основе данных бухгалтерского баланса (форма N 1 бухгалтерской отчетности) и отчета о прибылях и убытках (форма N 2 бухгалтерской отчетности).
4.5.3. На основании сравнения рассчитанных значений коэффициентов с нормативными по каждому коэффициенту определяются группа и балл.
4.5.4. На основании определенных баллов для каждого коэффициента с учетом весов, предварительно установленных коэффициентам, рассчитывается общая сумма баллов.
4.5.5. На основе рассчитанной общей суммы баллов по всем коэффициентом акционерному обществу присваивается рейтинга кредитоспособности.
4.6. Типовой план нормализации долговой позиции акционерного общества должен включать в себя следующие разделы:
4.6.1. Анализ доходов и расходов (на момент начала реализации плана нормализации долговой позиции):
4.6.1.1. Анализ динамики натуральных производственных показателей (за последние 4 квартала).
4.6.1.2. Анализ ценовой политики (за последние 4 квартала).
4.6.1.3. Структура потребителей (по группам) с указанием перечня крупнейших потребителей, имеющих долю более 1%.
4.6.1.4. Анализ платежной дисциплины (по каждому крупному потребителю за последние 4 квартала с указанием доли оплаты денежными средствами и средней величины периода времени от момента отгрузки до момента оплаты).
4.6.1.5. Перечень основных статей затрат (с долей более 1%), динамика величин этих затрат за последние 4 квартала и обоснование их текущих величин.
4.6.2. Анализ существующей кредиторской и дебиторской задолженности (на момент начала реализации плана нормализации долговой позиции):
4.6.2.1. Расшифровка крупной задолженности (по кредиторам, на которых приходится более 1% в общей сумме задолженности).
4.6.2.2. Анализ причин возникновения просроченной задолженности (момент возникновения обязательств по оплате которой отстоит более чем на 3 месяца от текущей даты).
4.6.2.3. Расшифровка крупной задолженности (по дебиторам, на которых приходится более 1% в общей сумме задолженности).
4.6.2.4. Оценка перспектив истребования задолженности (по каждому дебитору) с указанием аргументов в пользу соответствующей оценки.
4.6.3. Описание предлагаемых мероприятий в области:
4.6.3.1. Оптимизации структуры управления и разграничения полномочий должностных лиц.
4.6.3.2. Улучшения качества планирования.
4.6.3.3. Увеличения текущей выручки.
4.6.3.4. Истребования дебиторской задолженности.
4.6.3.5. Управления запасами.
4.6.3.6. Управления активами (если предполагается их реализация).
4.6.3.7. Управления текущими расходами (включая оптимизацию закупок).
4.6.3.8. Управления инвестициями (необходимость осуществления, пути снижения затрат и повышения эффективности и т.п.).
4.6.4. Детализированное описание мероприятий по управлению доходами (включая мероприятия по истребованию дебиторской задолженности).
4.6.5. Детализированное описание мероприятий по управлению расходами.
5. Общие требования к формированию корпоративной отчетности акционерного общества
5.1. Формируемая акционерным обществом корпоративная отчетность должна удовлетворять как внутренним, так и внешним потребностям в информации о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и о перспективах развития акционерного общества.
5.2. Корпоративная отчетность основывается на следующих принципах:
- Принцип эффективности формирования корпоративной отчетности.
Затраты на подготовку корпоративной отчетности акционерного общества не должны превышать экономического эффекта от ее использования.
- Принцип объективности и обоснованности корпоративной отчетности.
Информация, содержащаяся в корпоративной отчетности, должна быть основанной на фактических данных и объективно отражать результаты деятельности акционерного общества.
- Принцип адресности корпоративной отчетности.
Корпоративная отчетность акционерного общества должна быть доведена до пользователя с использованием наиболее эффективных средств коммуникации, а также с соблюдением в случаях, установленных нормативными правовыми актами или соглашением сторон, требований к ее конфиденциальности.
- Принцип точности корпоративной отчетности.
Содержащаяся в корпоративной отчетности акционерного общества информация должна обладать необходимым уровнем точности и низкой вероятностью ошибок. Степень погрешности информации не должна превышать такого уровня, чтобы изменить решение, принимаемое на ее основе.
5.3. Основным документом корпоративной отчетности акционерного общества является годовой отчет.
5.4. Годовой отчет акционерного общества должен иметь следующую структуру:
Наименование раздела | Описание раздела |
Раздел 1. Обращение к акционерам Председателя совета директоров (наблюдательного совета) и единоличного исполнительного органа Раздел 2. Общие сведения, положение акционерного общества в отрасли. Раздел 3. Корпоративное управление. Раздел 4. Информация об имущественном комплексе Общества Раздел 5. Основные производственные показатели. Раздел 6. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. Раздел 7. Распределение прибыли и дивидендная политика. Раздел 8. Инвестиционная деятельность. Раздел 9. Кадровая и социальная политика Раздел 10. Справочная информация для акционеров |
- Основные финансовые и производственные показатели отчетного года - Результаты инвестиционной деятельности - Корпоративное управление в акционерном обществе в отчетный период, меры по соблюдению прав и интересов акционеров - Задачи, стоящие перед акционерным обществом в следующем году (краткий обзор) - Макроэкономические и отраслевые условия - Приоритетные направления деятельности акционерного общества - Конкурентное окружение акционерного общества и факторы риска. Управление рисками - Стратегия и перспективы развития Общества - Принципы корпоративного управления - Организационная структура и органы управления акционерного общества - Информация о членах органов управления и контроля акционерного общества - Информация о существенных фактах за отчетный период - Земельные участки в собственности Общества - Земельные участки в аренде Общества - Недвижимое имущество в собственности Общества - Недвижимое имущество в аренде Общества - Информация о совершенных за год сделках с недвижимым имуществом Общества - Обременения имущественного комплекса Общества (договоры аренды, залога и т.д.) - Структура и объем выпускаемой продукции (работ, услуг) за отчетный период. - Динамика выпуска продукции в разрезе номенклатурных групп за последние 3 года - Анализ динамики результатов деятельности и финансового положения акционерного общества за последние 3 года; - Отчет о выполнении стратегического бизнес-плана, оперативных планов развития и бюджетов акционерного общества; - Отчет о достижении ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества или причинах невыполнения с их обоснованием (неэффективность деятельности исполнительных органов акционерного общества; внешние причины, в т.ч. относятся резкие скачки цен закупок и продаж (более чем на 10% в сравнении с запланированным изменением цен), изменения нормативно-правовой базы, форс-мажорные обстоятельства; нереалистичность планов); - Отчет, содержащий следующую информацию: финансовый результат, инвестиции в основной капитал предприятий за счет всех источников финансирования, в том числе бюджетных инвестиций города Москвы, среднесписочная численность работников предприятия, фонд оплаты труда и иные выплаты социального характера, средства бюджета на выполнение городского заказа (кроме инвестиций в основной капитал); - Утвержденная годовая бухгалтерская отчетность (формы N 1-6); - Налоговая декларация по налогу по прибыль; - Аудиторское заключение - Информация о суммах начисленных дивидендов за последние 3 года и отчет об их выплате - Информация о доходности дивидендных выплат за последние 3 года (отношение размера выплачиваемого дивиденда к курсовой стоимости акций) - Структура инвестиций по направлениям деятельности. - Источники финансирования инвестиционных программ (прибыль, амортизационные отчисления, прочие) - Структура кадрового состава - Возрастная структура работников - Качественный состав работников (уровень образования) - Ротация кадров - Подготовка кадров Адреса, телефоны, контакты, банковские реквизиты, адрес акционерного общества в Internet, краткая информация об аудиторе, реестродержателе и оценщике(ах) акционерного общества |
5.5. Годовой отчет акционерного общества помимо сведений, предусмотренных в пункте 5.4 настоящего Положения, должен содержать иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.