Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 23 декабря 2008 г. N 1191-ПП
Положение
о порядке сбора, перемещения, уничтожения и учета отходов лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы
1. Общие положения
1.1. Основные понятия:
- отходы лечебно-профилактических учреждений - материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях, а также отходы аптек, фармацевтических производств;
- обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, перемещению, транспортированию, обезвреживанию отходов;
- обеззараживание отходов - обработка отходов на специализированных установках или методом химической обработки в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
- транспортирование отходов - перемещение отходов между объектами их образования, хранения, обеззараживания и уничтожения;
- уничтожение (обезвреживание) отходов - обработка отходов, имеющая целью практически полное прекращение их существования.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок сбора, перемещения, уничтожения и учета отходов лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы (ЛПУ).
1.3. Настоящее Положение предназначено для всех ЛПУ, организаций, занимающихся сбором, хранением, транспортированием отходов, а также проектированием и эксплуатацией установок переработки, обезвреживания и полигонов захоронения твердых отходов.
1.4. Настоящее Положение вводится в целях:
- обеспечения проведения государственной политики в области обращения с отходами ЛПУ;
- соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы в области обращения с отходами ЛПУ;
- внедрения современных методов и технологий по обращению с отходами ЛПУ;
- разработки и реализации долгосрочных и среднесрочных программ развития, строительства и модернизации объектов в сфере обращения с отходами ЛПУ;
- формирования единой городской автоматизированной информационной системы обращения с отходами ЛПУ.
1.5. Обращение с отходами ЛПУ определяется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000 г., от 10 января 2003 г., от 22 августа, от 29 декабря 2004 г., от 9 мая, от 31 декабря 2005 г., от 18 декабря 2006 г.), Законом города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве", санитарными правилами и нормами CанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
2. Контроль в сфере обращения с отходами ЛПУ
2.1. Государственный контроль в сфере обращения с отходами ЛПУ осуществляют: Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города города# Москвы, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в соответствии со своей компетенцией.
2.2. Контроль в сфере обращения отходов ЛПУ включает:
- контроль за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с опасными отходами и отчетностью об отходах;
- контроль за соблюдением правил и норм по обращению с отходами ЛПУ;
- контроль за обучением правилам обращения с отходами ЛПУ ответственных специалистов;
- оперативный контроль за транспортированием отходов ЛПУ;
- соблюдение требований природоохранного законодательства;
- выявление наиболее значимых проблем в сфере обращения с отходами ЛПУ.
2.3. Лечебно-профилактические учреждения представляют в Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве ежегодный отчет, содержащий сведения о морфологическом составе, количестве образовавшихся, обеззараженных и вывезенных отходов.
2.4. Лечебно-профилактические учреждения осуществляют производственный контроль за сбором, временным хранением, обеззараживанием отходов.
Производственный контроль включает в себя:
- наличие достаточного количества расходных материалов и средств малой механизации;
- обеспеченность персонала средствами индивидуальной защиты, организацию централизованной стирки спецодежды и регулярной ее смены;
- контроль эффективности обеззараживания отходов на установках не реже 1 раза в год организациями, аккредитованными на этот вид деятельности;
- контроль воздуха рабочей зоны на участках обеззараживания;
- контроль санитарного состояния и дезинфекционного режима помещений временного хранения и участков обеззараживания отходов;
- регулярность вывоза отходов;
- контроль за соблюдением природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления.
2.5. В целях контроля за транспортированием каждая партия отходов ЛПУ сопровождается талоном учета (форма 2).
3. Классификация отходов
3.1. В соответствии с СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений" при классификации отходов ЛПУ определены 5 классов отходов в зависимости от степени их опасности.
3.2. Отходы ЛПУ, близкие по составу к промышленным отходам (класс "Г"), в том числе отходы фармацевтической продукции, классифицируются в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786, зарегистрированным Минюстом России 9 января 2003 г., рег. N 4107 (с изменениями от 30 июля 2003 г.) и подразделяются на 5 классов опасности в зависимости от степени воздействия на окружающую среду. Токсичные отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на 4 класса опасности (СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления").
4. Порядок обращения с отходами
4.1. ЛПУ осуществляют деятельность по сбору, временному хранению, транспортированию и обеззараживанию отходов классов "Б" и "В" на основании лицензии на данный вид деятельности, оформленной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
4.2. Общие правила организации в ЛПУ системы сбора, временного хранения и транспортирования отходов классов "Б" и "В" должны соответствовать требованиям СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
4.3. Деятельность ЛПУ по обращению с отходами ЛПУ осуществляется в соответствии:
- со схемой сбора и удаления отходов классов "Б" и "В". Схема сбора и удаления отходов включает в себя подробное описание каждого отделения ЛПУ с указанием мест первичного образования отходов, способа сбора, временного хранения и транспортирования отходов, используемого инвентаря, оценки количества образования отходов, необходимого количества многоразового инвентаря и расходных материалов. Общая схема по учреждению завершается расчетом общего объема образования отходов в день/месяц/год, расчетом потребности в расходных материалах и сведениях о наличии договоров на вывоз отходов различных классов. Схема сбора и удаления отходов разрабатывается каждым ЛПУ, согласовывается органами Роспотребнадзора и утверждается главным врачом;
- с инструкцией по правилам обращения и обеззараживания опасных в эпидемиологическом отношении отходов лечебно-профилактических учреждений (далее - Инструкция). Инструкция - документ, определяющий этапы технологического цикла отходов (последовательность процессов обращения с отходами с момента появления до вывоза с территории ЛПУ). Инструкция разрабатывается ЛПУ на основе типовой инструкции и утверждается главным врачом;
- с приказом главного врача о назначении лиц, ответственных за обращение с отходами. Приказ - документ, определяющий зоны ответственности медицинского персонала ЛПУ при работе с отходами;
- с должностными инструкциями для всех категорий медицинского персонала, занятых в работе с отходами, которые утверждаются главным врачом;
- с проектом нормативов образования и лимитов на размещение отходов.
5. Сбор отходов ЛПУ
Сбор отходов внутри ЛПУ проводится на основании схемы по сбору и удалению отходов, утвержденной главным врачом и согласованной с органами Роспотребнадзора, и утвержденного в установленном порядке проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов.
Ответственность за соблюдение требований законодательства при обращении с отходами возлагается на руководителя учреждения и ответственных лиц, определенных приказом руководителя ЛПУ.
Схема по сбору, удалению отходов лечебно-профилактических учреждений определяет основные этапы обращения с отходами ЛПУ для различных категорий персонала ЛПУ.
5.1. Отходы класса "А":
5.1.1. Отходы класса "А" не представляют эпидемиологической опасности для пациентов, посетителей и персонала (кроме отходов лечебно-профилактических учреждений инфекционного профиля), не требуют соблюдения определенных мер предосторожности при транспортировании (например, наличия герметичных емкостей).
5.1.2. Отходы класса "А" могут удалятся в потоке бытовых отходов без обработки, за исключением отходов ЛПУ инфекционного профиля.
5.1.3. Разрешается селективный сбор отходов класса "А".
5.2. Отходы классов "Б" и "В":
5.2.1. При отсутствии в ЛПУ установки для обеззараживания отходов отходы классов "Б" и "В" должны быть подвергнуты обязательной дезинфекции согласно пункту 6.1. СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
5.2.2. При наличии в ЛПУ установок для обеззараживания отходов, имеющих полный пакет разрешительной документации, выданной в установленном порядке, и достаточного количества расходных материалов для безопасного сбора и транспортирования отходов классов "Б" и "В" их сбор в местах первичного образования производится без предварительной дезинфекции.
5.2.3. Для отделения острых, режущих и колющих предметов в местах первичного образования используются деструкторы, иглоотсекатели, твердая герметичная упаковка, оборудованная устройством для снятия игл, и другие специальные приспособления.
5.2.4. Смешение отходов классов "Б" и "В" с отходами других классов ("А", "Г" и "Д") на всех этапах сбора, временного хранения и транспортирования не допускается.
5.2.5. Первичные места образования отходов классов "Б" и "В" для каждого подразделения ЛПУ, порядок их сбора временного хранения, обеззараживания и транспортирования определяются в соответствии со схемой обращения с отходами в каждом конкретном ЛПУ и отражаются в проекте нормативов образования и лимитов на размещение отходов.
5.2.6. Сбор отходов в местах первичного образования осуществляется следующим образом:
- в одноразовые пакеты, имеющие маркировку в зависимости от класса опасности отходов, собираются отходы, которые не нарушат целостность, герметичность упаковки (текстиль, полимеры, резина и т.п.);
- при нарушении целостности одноразового пакета (разрыв, порез) его необходимо поместить в другой пакет и произвести повторную герметизацию;
- в одноразовую твердую герметичную упаковку, имеющую цветовую маркировку в зависимости от класса опасности отходов, собирается металл, колющие и режущие предметы; биоматериал, кровь и другие биологические жидкости, части органов и тканей;
- герметизация отходов производится в местах первичного образования с обязательной отметкой на бирке ответственного лица (код структурного подразделения, время герметизации и фамилия ответственного лица);
- транспортирование отходов ЛПУ из мест первичного образования осуществляется только в герметично закрытых емкостях.
5.2.7. Герметизированные пакеты с отходами и твердая герметичная упаковка по мере заполнения в течение смены собираются в пакет, закрепленный на стойке-тележке, или в мини-контейнер, и временно хранятся в течение рабочей смены в специально выделенном помещении отделения (учреждения), а при его отсутствии сразу вывозятся на участок обеззараживания или на специально оборудованную контейнерную площадку. Контейнерная площадка для хранения отходов, имеющих эпидемиологическую опасность, должна обеспечивать невозможность проникновения посторонних лиц.
5.2.8. Стойки-тележки, мини-контейнеры обеззараживаются после каждого опорожнения или в конце смены.
5.2.9. Контейнеры с операционными, патологоанатомическими и подобными им биоотходами временно хранятся в специально выделенной для этих целей морозильной камере (при ее отсутствии в закрытой емкости с формалином) и вывозятся на утилизацию, обезвреживание, уничтожение по договору со специализированными организациями.
5.2.10. Эпидемиологически безопасные патологоанатомические и органические операционные отходы (органы, ткани и т.п.) подлежат утилизации, обезвреживанию, уничтожению по договору со специализированными организациями или захораниваются на кладбищах в специально отведенных могилах.
5.2.11. Жидкие биологические отходы (моча, аспират, промывные воды и т.п.) собирают в многоразовую влагостойкую емкость с крышкой, засыпают сухим дезинфектантом, предназначенным для этих целей, в соотношении 1:5 и после необходимой экспозиции выливают в канализацию. Емкость подвергается дезинфекции.
5.2.12. Ответственное лицо за сбор и удаление отходов классов "Б" и "В", определенное приказом по ЛПУ, по мере накопления отходов в структурном подразделении в течение смены (или в конце смены) осуществляет сбор отходов в герметично закрытой упаковке в местах первичного образования отходов с последующим транспортированием к месту обработки отходов.
5.2.13. На участке обработки отходов производится обеззараживание отходов ЛПУ в соответствии с технологией, соответствующей типу установки. Отходы, прошедшие обеззараживание на специализированной установке, собираются в контейнер с желтой маркировкой и вывозятся по договору со специализированной организацией на предприятия по их обезвреживанию, уничтожению.
5.2.14. Отходы лабораторий, работающих с микроорганизмами III-IV патогенности, утилизируются согласно действующему законодательству по обращению с отходами микробиологических лабораторий.
5.2.15. Схема сбора и удаления отходов классов "Б" и "В" в инфекционных стационарах, противотуберкулезных и кожно-венерологических диспансерах составляется на основе типовых схем для стационарных неинфекционных отделений (включая родильные дома). В учреждениях инфекционного и кожно-венерологического профиля все отходы, образующиеся в лечебно-диагностических подразделениях, относятся к отходам класса "Б" или "В". В связи с этим в схемах сбора и удаления отходов необходимо предусмотреть размещение дополнительного инвентаря и расходных материалов для сбора отходов.
5.2.16. При сборе отходов классов "Б" и "В" учитываются требования пункта 5.7 СанПиН 2.1.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
Не допускается:
- устанавливать одноразовую упаковку (пакеты на стойках-тележках, емкости) или многоразовые баки для сбора отходов на расстояние менее 1 м от электронагревательных приборов и менее 5 м от источников открытого пламени;
- использовать мягкую упаковку (одноразовые пакеты) для сбора острого медицинского инструментария и иных острых предметов.
5.2.17. Для организации сбора и удаления отходов ЛПУ используется инвентарь и расходные материалы, изготовленные по техническим условиям для применения только в ЛПУ и соответствующие требованиям технических регламентов (условий), имеющие соответствующие сертификаты и санитарно-эпидемиологические заключения и удовлетворяющие требованиям пунктов 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
6. Транспортирование отходов классов "Б" и "В" из отделения до места обеззараживания
6.1. Для учреждения, расположенного в одном корпусе:
- для временного хранения отходов на территории ЛПУ используются стойки-тележки или мини-контейнеры;
- отходы транспортируются в помещение для обеззараживания отходов по мере наполнения емкостей для сбора отходов либо в конце смены согласно утвержденной схеме.
6.2. В случае, если ЛПУ размещено в нескольких отдельно стоящих корпусах, возможно два способа транспортирования отходов, опасных в эпидемиологическим отношении, до места размещения оборудования по обеззараживанию:
- в корпусе, внутри помещения устанавливается пластиковый или металлический контейнер с плотно прилегающей крышкой, размещающийся в специальном помещении, где размещение данного контейнера допустимо. После наполнения контейнера сотрудник, ответственный за транспортировку отходов ЛПУ, осуществляет транспортирование контейнера по территории ЛПУ к месту обеззараживания отходов классов "Б" и "В";
- если невозможно размещение контейнеров для временного хранения в помещении корпуса, то сбор и транспортирование осуществляется путем объезда в определенное время контейнера, располагающегося в непосредственной близости или в помещении для обеззараживания отходов ЛПУ.
7. Обеззараживание отходов ЛПУ классов "Б" и "В" на специализированных установках
7.1. Обеззараживание отходов классов "Б" и "В" производится в помещении для обеззараживания отходов по мере их накопления в соответствии с графиком работы установки по обеззараживанию, но не реже одного раза в сутки. При работах по сбору и удалению отходов используются спецодежда и другие средства защиты (перчатки, маски, бахилы и др.).
7.2. Для обеззараживания потенциально инфицированных и инфицированных отходов применяются физические и химические методы. Метод физического обеззараживания осуществляется с применением физически активных агентов (ультрафиолет, горячий воздух, сухой или влажный насыщенный пар). Метод химической обработки осуществляется с применением специальных дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке.
Относительная эффективность методов обеззараживания потенциально инфицированных и инфицированных отходов зависит от целого ряда факторов, в том числе концентрации микроорганизмов и создаваемой ими опасности, диффузионного сопротивления материалов, подлежащих дезинфекции, рабочих параметров и условий применения метода обезвреживания и др.
Установки для обработки отходов, опасных в эпидемиологическом отношении, должны иметь полный пакет документов (сертификат соответствия, регистрационное удостоверение, санитарно-эпидемиологическое заключение), разрешающий применение установок для обработки отходов ЛПУ.
По окончании цикла обработки обеззараженные отходы ЛПУ транспортируются к специально отведенному месту хранения. Во всех ЛПУ на специально отведенных для сбора и хранения бытовых отходов площадках устанавливается отдельный контейнер с закрывающейся крышкой с маркировочной полосой желтого цвета, куда собираются обеззараженные отходы ЛПУ, подлежащие вывозу в установленном порядке.
8. Действия в аварийной ситуации
В случае возникновения аварийной ситуации: при поломке установки по обеззараживанию отходов, отключении электро-, водоснабжения, неисправности инвентаря и других причин, не позволяющих реализовать предлагаемую схему по обеззараживанию отходов, сбор и удаление отходов производится после предварительной дезинфекции отходов химическим способом в местах первичного образования согласно требованиям СанПиН 1.2.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
В учреждении на случай аварийной ситуации должен быть в наличии месячный запас дезинфицирующих средств, разрешенных к применению.
При работах по сбору и удалению отходов используются спецодежда и другие средства защиты (перчатки, маски, бахилы и др.).
9. Временное хранение обеззараженных отходов классов "Б" и "В"
9.1. Временное хранение и транспортирование обеззараженных отходов классов "Б" и "В" допускается только в герметичных многоразовых контейнерах.
9.2. Открытое хранение и контакт персонала с обеззараженными отходами классов "Б" и "В" не допускаются.
9.3. Обеззараженные отходы классов "Б" и "В" допускается хранить не более суток в естественных условиях и более 1 суток при температуре не выше 5оС.
9.4. Допускается временное хранение отходов на специально оборудованной контейнерной площадке. Контейнерная площадка для хранения обеззараженных отходов классов "Б" и "В" должна обеспечивать невозможность проникновения посторонних лиц.
10. Отходы класса "Г"
Сбор, хранение и удаление отходов класса "Г" осуществляется в соответствии с пунктом 5.5. СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
Вторичные материальные ресурсы (макулатура, фиксаж, рентгеновские пленки, моторные и трансмиссионные масла и др.) собираются раздельно в соответствии со статьями 7 и 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве"
11. Отходы класса "Д"
Сбор, хранение, удаление отходов класса Д осуществляется в соответствии с пунктом 5.6. СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
12. Транспортирование обеззараженных отходов ЛПУ к месту их уничтожения, размещения
12.1. Транспортирование и удаление отходов ЛПУ регламентируются СанПин 1.2.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений" и правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372 "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом".
12.2. Транспортирование отходов классов "Б" и "В" вне территории ЛПУ допускается только в закрытых кузовах специально применяемых для этих целей автомашин транспортной организацией, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Использование автомашин, предназначенных для перевозки отходов классов "Б" и "В", для других целей не допускается.
12.3. Транспортирование отходов классов "Б" и "В" осуществляется в специальных контейнерах.
12.4. По прибытии в ЛПУ водитель обязан предъявить ответственному лицу в ЛПУ путевой лист и акт приема-сдачи отходов ЛПУ в двух экземплярах. На площадке для сбора и временного хранения отходов ЛПУ он должен произвести визуальный контроль сдаваемых ЛПУ контейнеров с отходами на соответствие требованиям, предъявляемым СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
12.5. Ответственное лицо в ЛПУ при сдаче отходов обязано предъявить акт об их обеззараживании и оформить акт приема-сдачи отходов ЛПУ, заверенный печатью ЛПУ, и талон учета (форма 2).
12.6. Водитель загружает герметично закрытые контейнеры в автотранспорт и следует по заранее утвержденному маршруту к месту уничтожения, размещения отходов ЛПУ. Прибыв на объект уничтожения, размещения отходов ЛПУ, он предъявляет талон на утилизацию, накладную, путевой лист, акт об обеззараживании отходов и талон учета (форма 2).
12.7. Отходы ЛПУ при приеме подвергаются внешнему осмотру сотрудником объекта уничтожения (размещения) отходов на предмет целостности упаковки и маркировки отходов по классу опасности. При этом сверяется соответствие их сопроводительным документам и ставится отметка о приеме отходов на талоне (акте) приема-сдачи отходов и на талонах учета (форма 2). Корешок талона остается у сотрудника объекта уничтожения (размещения). Талон учета (форма 2) с отметкой об уничтожении (размещении) водитель возвращает в ЛПУ как документ строгой бухгалтерской отчетности, подтверждающей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.