Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
к постановлению Правительства Москвы
от 22 марта 2011 г. N 86-ПП
Рекомендации
по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
1. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации определяют общие требования к системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования (далее - образовательные учреждения).
1.2. Система оплаты труда работников образовательных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы, содержащими нормы трудового права и настоящими Рекомендациями.
2. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения
2.1. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема средств, утвержденного сметой образовательного учреждения на текущий финансовый год в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и на основании постановлений Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 666-ПП "Об утверждении единых принципов и рекомендаций по разработке и введению новых отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы", от 28 декабря 2010 г. N 1088-ПП "О совершенствовании систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы".
2.2. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, доведенном до образовательного учреждения в текущем году, долю:
на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки к должностным окладам;
на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
3. Распределение фонда оплаты труда образовательного учреждения
3.1. Фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой части и стимулирующей части и определяется по формуле:
,
где:
- фонд оплаты труда образовательного учреждения;
- базовая часть фонда оплаты труда образовательного учреждения;
- стимулирующая часть фонда оплаты труда образовательного учреждения.
3.2. Стимулирующая часть фонда оплаты труда образовательного учреждения определяется по формуле:
,
где:
- стимулирующая часть фонда оплаты труда образовательного учреждения;
- фонд оплаты труда образовательного учреждения;
СТ - доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда образовательного учреждения.
(Рекомендуемый диапазон СТ от 20 до 40 процентов. Значение СТ определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.)
3.3. Стимулирующая часть фонда оплаты труда образовательного учреждения для всех работников образовательного учреждения, в том числе заместителей руководителей образовательных учреждений, формируется в соответствии с пунктами 3 и 4 постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2010 г. N 1088-ПП "О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы" за счет:
1) 100 процентов экономии по коммунальным платежам и фонду оплаты труда;
2) экономии по материальным затратам (за исключением указанных в подпункте 1 настоящего пункта) в размере и по перечню, которые согласованы с главным распорядителем бюджетных средств;
3) не менее 70 процентов средств, остающихся в распоряжении образовательного учреждения при осуществлении приносящей доход деятельности.
3.4. Базовая часть фонда оплаты труда образовательного учреждения обеспечивает гарантированную заработную плату работников образовательного учреждения, включая:
1) педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс (учителя, преподаватели; воспитатели (если учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования), педагоги дополнительного образования (если учреждение реализует программы дополнительного образования);
2) иные категории педагогических работников (воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, организаторы внеклассной и внешкольной работы и иные педагогические работники);
3) административно-управленческий персонал образовательного учреждения (руководитель образовательного учреждения, его заместители, руководители структурных подразделений и иные работники);
4) учебно-вспомогательный персонал образовательного учреждения (лаборант, бухгалтер, кассир, инспектор по кадрам, библиотекарь, секретарь-машинистка, заведующий хозяйством и иные работники);
5) младший обслуживающий персонал образовательного учреждения (водители, уборщики, гардеробщик, дворник, сторож, рабочие по обслуживанию здания и иные работники).
Базовая часть фонда оплаты труда образовательного учреждения определяется по формуле:
,
где:
- базовая часть фонда оплаты труда образовательного учреждения;
- фонд оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
- фонд оплаты труда иных категорий педагогических работников;
- фонд оплаты труда административно-управленческого персонала;
- фонд оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;
- фонд оплаты труда младшего обслуживающего персонала.
3.5. Руководитель образовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание образовательного учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда образовательного учреждения, при этом:
1) доля фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год;
2) доля фонда оплаты труда иных категорий педагогических работников, административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала устанавливается в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.
3.6. Объем фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, определяется по формуле:
,
где:
- фонд оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
- базовая часть фонда оплаты труда образовательного учреждения;
ПП - доля фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, в базовой части фонда оплаты труда образовательного учреждения.
(Рекомендуемое оптимальное значение ПП - 70 процентов. Значение ПП определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением.)
3.7. Размеры должностных окладов и условия оплаты труда иных категории педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, младшего обслуживающего персонала образовательного учреждения устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством, штатным расписанием и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения, трудовыми договорами, заключаемыми с работниками соответствующих категорий руководителем образовательного учреждения.
3.8. Размеры выплат компенсационного характера (в рублях или в процентном отношении к размеру должностного оклада) устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и локальными нормативными актами образовательного учреждения, трудовыми договорами, заключаемыми с работниками руководителем образовательного учреждения.
3.9. В случае изменения фонда оплаты труда образовательного учреждения и (или) показателей, используемых при расчете должностных окладов работников образовательных учреждений, с ними заключаются дополнительные соглашения к трудовому договору, предусматривающие соответствующее изменение размеров должностных окладов и (или) выплат компенсационного характера.
3.10. Обеспечение функций младшего обслуживающего персонала и учебно-вспомогательного персонала в образовательном учреждении с учетом особенностей организации учебного процесса, режима занятий может осуществляться на основе гражданско-правовых договоров, заключаемых образовательным учреждением с физическими и (или) юридическими лицами, в пределах сметы расходов образовательного учреждения.
4. Формирование базовой и специальной частей фонда оплаты труда педагогического персонала, определение "стоимости ученико-часа"
4.1. Базовая часть фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, состоит из общей части и специальной части и определяется по формуле:
,
где:
- фонд оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
- общая часть фонда оплаты труда педагогического персонала;
- специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала.
4.2. Общая часть фонда оплаты труда педагогического персонала обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника исходя из количества проведенных им учебных часов (часы аудиторной занятости) и численности обучающихся в классах, а также часов его неаудиторной занятости.
Общая часть фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, состоит из фонда оплаты аудиторной занятости и фонда неаудиторной занятости:
,
где:
- общая часть фонда оплаты труда педагогического персонала;
- фонд аудиторной занятости педагогического персонала;
- фонд неаудиторной занятости педагогического персонала.
Примерное соотношение фонда аудиторной занятости педагогического персонала и фонда неаудиторной занятости педагогического персонала составляет соответственно 85 и 15 процентов. Данное соотношение и порядок распределения фонда неаудиторной занятости педагогического персонала могут определяться образовательным учреждением самостоятельно исходя из специфики его образовательной программы.
4.3. Неаудиторная занятость педагогических работников включает следующие виды работы с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями:
1) консультации и дополнительные занятия с обучающимися;
2) подготовка обучающихся к олимпиадам, конференциям, смотрам;
3) осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися;
4) иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).
Другие виды неаудиторной занятости педагогических работников могут быть учтены при начислении повышающих коэффициентов (пункт 4.8 настоящих Рекомендаций).
4.4. Для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника за аудиторную занятость вводится условная единица "стоимость 1 ученико-часа".
Стоимость 1 ученико-часа - стоимость одного расчетного часа учебной работы с одним расчетным учеником в соответствии с учебным планом.
Стоимость 1 ученико-часа рассчитывается каждым образовательным учреждением самостоятельно в пределах объема фонда оплаты аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, по следующей формуле:
,
где:
- стоимость бюджетной образовательной услуги;
- фонд аудиторной занятости педагогического персонала;
52 - количество недель в году;
34 - количество учебных недель в учебном году;
- количество учащихся в первых классах;
- количество учащихся во вторых классах;
- количество учащихся в третьих классах;
...
- количество учащихся в одиннадцатых классах;
- годовое количество часов по учебному плану в первом классе;
- годовое количество часов по учебному плану во втором классе;
- годовое количество часов по учебному плану в третьем классе;
...
- годовое количество часов по учебному плану в одиннадцатом классе.
4.5. Учебный план разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Максимальная учебная нагрузка обучающихся не может превышать нормы, установленные федеральным базисным учебным планом и санитарными правилами и нормами.
При этом должна быть обеспечена в полном объеме реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
4.6. Специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала определяется по формуле:
,
где:
- специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала;
- фонд оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
С - доля специальной части фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс.
(Рекомендуемое значение С - 30 процентов. Значение С устанавливается образовательным учреждением самостоятельно.)
4.7. Специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала включает в себя:
1) выплаты компенсационного характера, предусмотренные трудовым законодательством либо правовыми актами города Москвы (примерная доля указанных выплат составляет 10 процентов фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, рассчитывается образовательным учреждением самостоятельно);
2) повышающие коэффициенты (в том числе за сложность и (или) приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы образовательного учреждения и (или) за квалификационную категорию педагогического работника) (примерная доля - 15 процентов фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, определяется образовательным учреждением самостоятельно);
3) доплаты за наличие почетного звания, государственных наград и иных званий и наград (примерная доля - 5 процентов фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, рассчитывается образовательным учреждением самостоятельно).
4.8. Повышающий коэффициент за особенность, сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы образовательного учреждения (К) может определяться на основании следующих критериев:
1) включение предмета в итоговую аттестацию, в том числе в форме единого государственного экзамена, и других форм независимой аттестации;
2) дополнительная нагрузка педагогического работника, связанная с подготовкой к урокам (проверка тетрадей; формирование в кабинете базы наглядных пособий и дидактических материалов; обеспечение работы кабинета-лаборатории и техники безопасности в нем; большая информативная емкость предмета; постоянное обновление содержания; наличие большого количества информационных источников (например, литература, история, география); необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования);
3) дополнительная нагрузка педагогического работника, обусловленная неблагоприятными условиями для его здоровья (например, при проведении химии, биологии, физики), возрастными особенностями учащихся (например, начальная школа);
4) специфика образовательной программы образовательного учреждения, определяемая концепцией программы его развития, и учет вклада в реализацию этой программы данного предмета.
Образовательное учреждение вправе ввести дополнительные повышающие коэффициенты, учитывающие специфику проведения занятий (в том числе обучение в специальных (коррекционных) классах, в классах компенсирующего обучения, деление классов на группы и иная специфика) в рамках фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс.
4.9. Повышающие коэффициенты за сложность и (или) приоритетность предмета определяются образовательным учреждением самостоятельно. Примерные значения повышающих коэффициентов (К):
1) К равен 1,15 (русский язык, литература, иностранный язык, математика, 1 класс начальной школы);
2) К равен 1,10 (история, обществознание, география, биология, информатика, физика, химия, 2 - 4 классы начальной школы);
3) К равен 1,05 (право, экономика, технология);
4) К равен 1,0 (астрономия, физическое воспитание, изобразительное искусство, музыка, черчение, основы безопасности жизнедеятельности).
4.10. Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагогического работника (А) определяется образовательным учреждением самостоятельно и может составлять например:
1,05 - для педагогических работников, имеющих вторую категорию (для педагогических работников, прошедших аттестацию до 2011 года);
1,10 - для педагогических работников, имеющих первую категорию;
1,15 - для педагогических работников, имеющих высшую категорию.
5. Расчет окладов педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс
Оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:
,
где:
О - оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
- стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);
У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;
- количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;
К - повышающий коэффициент за сложность и (или) приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы образовательного учреждения;
А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагогического работника;
- доплата за неаудиторную занятость.
Если педагогический работник ведет несколько предметов в разных классах, то его оклад рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу.
Должностной оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, предусматривает фиксированный размер оплаты его труда за исполнение должностных обязанностей в пределах установленной продолжительности рабочего времени.
6. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения
6.1. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными нормативными актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами в пределах фонда оплаты труда образовательного учреждения.
Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения устанавливается приложением к настоящим Рекомендациям.
6.2. Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии и иные выплаты). Основными критериями, влияющими на размер стимулирующих выплат педагогического работника, являются критерии, отражающие результаты его работы.
6.3. Распределение поощрительных выплат по результатам труда за счет стимулирующей части фонда оплаты труда производится по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации.
7. Расчет заработной платы руководителя образовательного учреждения и заместителей руководителя образовательного учреждения
7.1. Заработная плата руководителей образовательных учреждений устанавливается работодателем исходя из средней заработной платы педагогических работников образовательного учреждения с учетом группы оплаты труда в зависимости от количества обучающихся и фактической наполняемости учреждения, по следующей формуле:
,
где:
- заработная плата руководителя;
- средняя заработная плата педагогических работников;
- коэффициент, определяемый по группам оплаты труда руководителей;
- коэффициент, учитывающий фактическую наполняемость образовательного учреждения.
7.2. Исчисление средней заработной платы педагогических работников осуществляется с учетом доплат, стимулирующих выплат и выплат компенсационного характера.
7.3. При исчислении средней заработной платы педагогических работников заработная плата совместителей учитывается:
7.3.1. Для педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, в соответствии с долей их педагогической нагрузки, отнесенной к 18 (20, 24, 25, 30) - часовой рабочей неделе.
7.3.2. Для иных педагогических работников в соответствии с долей установленной им занятости, отнесенной к 36-часовой рабочей неделе, определенной трудовым договором.
Заработную плату и численность совместителей, трудовой договор с которыми не предполагает нормирование и учет рабочего времени, а исходит из результатов работы, рекомендуется не учитывать при исчислении средней заработной платы.
7.4. Отнесение к группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений осуществляется в зависимости от количества обучающихся в образовательном учреждении. Коэффициент, определяемый по группам оплаты труда руководителей, рассчитывается по следующей формуле:
,
где
- коэффициент, определяемый по группам оплаты труда руководителей;
Ч - фактическое количество обучающихся в образовательном учреждении.
Коэффициент может быть целым числом или десятичной дробью, округленной с точностью до десятых долей. При количестве обучающихся в образовательном учреждении менее 275 коэффициент считать равным 1. При количестве обучающихся более 1925 коэффициент считать равным 4.
7.5. Коэффициент, учитывающий фактическую наполняемость образовательного учреждения, рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- коэффициент, учитывающий фактическую наполняемость образовательного учреждения.
Ч - фактическое количество обучающихся в образовательном учреждении;
- количество обучающихся в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.
Если значение коэффициента составляет больше 1, то он не применяется.
7.6. Фонд оплаты труда руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений может составлять не более 15,1 процента от фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, и распределяется руководителем образовательного учреждения самостоятельно по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании трудовых договоров и дополнительных соглашений к трудовым договорам.
7.7. Неиспользованная часть фонда оплаты труда руководителя и заместителей руководителя (экономия) может быть направлена на стимулирование педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс.
7.8. Педагогическая нагрузка руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений рассчитывается отдельно в соответствии с тарификацией и включается в расчет средней величины должностных окладов и стимулирующей части заработной платы педагогических работников данного учреждения, непосредственно осуществляющих учебный процесс.
8. Гарантии по оплате труда
8.1. Заработная плата работников образовательных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.
8.2. Заработная плата работника, выполнившего норму нагрузки за ставку, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.