Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 13
Государственная программа города Москвы на 2012 - 2016 гг. "Жилище"
Подпрограмма 2.
"Реновация существующей жилой застройки"
Паспорт подпрограммы
Отв. исполнитель |
Департамент градостроительной политики города Москвы |
Соисполнители подпрограммы |
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Департамент экономической политики и развития города Москвы. Департамент строительства города Москвы. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. Департамент имущества города Москвы. |
Цели подпрограммы |
1. Завершение ликвидации подлежащих сносу серий жилых домов 1-го периода индустриального домостроения. 2. Улучшение качества жилищного фонда. 3. Формирование комплексной жилой среды, отвечающей требованиям архитектурно-пространственной выразительности, социально-психологического и экологического комфорта, безопасности и функциональной достаточности жилых территорий. |
Задачи подпрограммы |
1. Освобождение гражданами жилых помещений в связи с их изъятием для государственных нужд. 2. Завершение ликвидации подлежащих сносу серий жилых домов 1-го периода индустриального домостроения. 3. Разработка (актуализация) комплексных схем обеспечения кварталов сложившейся застройки объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. 4. Анализ состояния существующего жилищного фонда. Расчет потребности в жилье для переселения. Оценка стоимости реконструкции многоквартирных домов или нового строительства на месте их сноса. 5. Разработка и реализация принципов долевого финансирования работ по реновации застроенных территорий с применением различных моделей привлечения внебюджетных средств. 6. Проведение комплекса работ по обследованию и проектированию надстройки отдельных жилых домов в районах реновации с отселением жителей (или без него) и возможным привлечением собственников для софинансирования. 7. Анализ возможностей перепрофилирования нежилой недвижимости. 8. Реализация проектов по развитию застроенных территорий. |
Показатели (целевые индикаторы) |
1. Разработка (актуализация) комплексных схем обеспечения кварталов сложившейся застройки объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры (шт.). 2. Подготовка базовых объемных и экономических показателей по реновации жилищного фонда (групп показателей, ед.). 3. Объем внебюджетных инвестиций, направленных на реновацию кварталов существующей застройки (млрд. руб.) 4. Подготовка технико-экономических обоснований надстроек (пристроек) жилых домов в районах реновации (шт.). 5. Подготовка проектов надстроек/пристроек жилых домов (шт./тыс. м2). 6. Пилотные проекты перепрофилирования нежилой недвижимости (шт.) 7. Оставшийся на конец года объем подлежащих сносу "5-этажек" за средства бюджета (шт./тыс. кв.м), а также на условиях инвестиционных контрактов (шт./тыс. кв.м). 8. Реализация пилотных проектов реновации (развития) районов существующей застройки города Москвы (шт.). |
Этапы и сроки реализации |
Подпрограмма 2 реализуется в два этапа: Этап 1. Ликвидация подлежащих сносу жилых домов 1-го периода индустриального домостроения: с 01.01.2012 по 31.12.2014 гг. Этап 2. Переход к реновации кварталов существующей застройки: с 01.01.2015 по 31.12.2016 гг. |
Объем бюджетных ассигнований |
Общий объем бюджетных ассигнований - 1885573,1 тыс. рублей, в том числе по годам реализации подпрограммы: 2012 г. - 327800,0 тыс. руб. 2013 г. - 349107,0 тыс. руб. 2014 г. - 379653,9 тыс. руб. 2015 г. - 402433,1 тыс. руб. 2016 г. - 426579,1 тыс. руб. Привлечение средств инвесторов учтено в подпрограмме 6. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
1. В 2014 году предоставлена площадь для переселения из подлежащих сносу домов 1-го периода индустриального домостроения всем оставшимся семьям, снесена последняя пятиэтажка "сносимых" серий. 3. В соответствии с утвержденными показателями и перечнями: - разработаны (актуализированы) комплексные схемы обеспечения кварталов сложившейся застройки объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; - проведен анализ состояния существующего жилищного фонда; - рассчитаны потребности в жилье для переселения; - выполнена оценка стоимости реконструкции многоквартирных домов или нового строительства на месте их сноса; - подготовлены группы базовых объемных и экономических показателей по реновации жилищного фонда; - подготовлены технико-экономических# обоснования надстроек (пристроек) жилых домов в районах реновации, а также проекты надстроек (пристроек) жилых домов. 4. Разработаны и реализованы принципы долевого финансирования работ по реновации застроенных территорий с применением различных моделей привлечения внебюджетных средств. 5. Проведен комплекс работ по обследованию и проектированию надстройки отдельных жилых домов в районах реновации с привлечением собственников для софинансирования. 6. Проведен анализ возможностей перепрофилирования нежилой недвижимости, разработаны соответствующие пилотные проекты. 7. В соответствии с утвержденным перечнем реализованы пилотные проекты реновации застроенных территорий. |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Предпосылкой для включения данной подпрограммы в ГП "Жилище" явилось постановление Правительства Москвы от 21 января 2003 года N 28-ПП "О программе капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки начиная с 2003 года и основных объемных показателях на 2003 - 2004 годы". В нем использовано понятие "реновация жилищного фонда" - замена не подлежащего сохранению жилищного фонда путем его сноса и капитального жилищного строительства на высвобождаемой территории.
В 2008 году утверждена Концепция программы реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы. По этой программе понятие "реновация территорий сложившейся жилой застройки" предусматривало не только повышение качества жилищного фонда, в том числе путем, собственно, реновации, но и охватывало реконструкцию жилых и нежилых объектов, решение проблем развития улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры, дорожно-мостового хозяйства, надежное энергоснабжение существующих и перспективных объектов города Москвы.
В задачи программы реновации входила также подготовка предложений по адресным перечням домов, предлагаемых к возможному сносу, капитальному ремонту или реконструкции, а также максимальному использованию реконструируемых территорий для реализации городских социальных программ жилищного строительства, включая размещение объектов социальной сферы, комплексных предприятий потребительского рынка и услуг шаговой доступности, предприятий малого предпринимательства.
В целом, Концепция программы реновации была нацелена на подготовку и проведение комплексной реконструкции территорий сложившейся жилой застройки города Москвы. Вместе с тем, в указанной Концепции были упущены вопросы модернизации жилищного фонда, а также реконструкции жилых домов с надстройкой. Недостаточное внимание было уделено вопросам координации различных направлений реализации программы реновации.
Сфера реализации подпрограммы "Реновация существующей жилой застройки включает в себя взаимоувязанный комплекс мероприятий по реновации территорий существующей застройки, а именно:
1. Предпроектная и проектная подготовка комплексной реконструкции территорий сложившейся жилой застройки (анализ социальных, градостроительных, экономических и законодательных факторов, НИОКР, разработка проектной, предпроектной, методической и нормативной документации).
2. Реконструкция жилых домов, включая их модернизацию, с надстройкой или без нее, с отселением жителей (полным, частичным) или без него.
3. Реновация (снос, строительство жилищного фонда).
Основной задачей реновации жилищного фонда является завершение ликвидации подлежащих сносу серий жилых домов 1-го периода индустриального домостроения.
Больше половины площади, необходимой для переселения, должно быть построено за счет средств городского бюджета, остальное - в ходе реализации инвестиционных контрактов. Для решения этой задачи запланировано мероприятие 2.1 "Освобождение гражданами жилых помещений в связи с их изъятием для государственных нужд. Завершение ликвидации подлежащих сносу серий жилых домов 1-го периода индустриального домостроения и строительство домов для переселения граждан".
После завершения программы ликвидации жилых домов "сносимых" серий" в городе сохранится около 35 млн. кв. м общей площади жилищного фонда в домах пяти и менее этажей, большая часть из которых построена в период с 1958 по 1973 год по типовым проектам. По данным ГУП "МНИИТЭП" к 2025 году большая часть этих жилых домов достигнет порогового физического износа (60%), после которого проведение модернизации или реконструкции жилищного фонда окажется экономически нецелесообразным.
Кроме того, планировочная структура указанного жилищного фонда г. Москвы на данный момент не соответствует потребностям жителей и имеет высокие показатели морального износа. По экспертным оценкам от 50% до 80% жилых квартир и нежилых помещений в г. Москве имеют различные виды перепланировок, в основном несанкционированных. При проведении перепланировок нередки случаи нарушения правил безопасности эксплуатации зданий и сооружений, затрагиваются конструктивные элементы здания, вентиляционные шахты и иные важнейшие инженерные коммуникации.
Такая ситуация создает вероятность частичного или полного обрушения жилых домов, нарушает их эксплуатационные характеристики и способствует преждевременному физическому износу зданий.
Действующая федеральная и региональная законодательная и нормативная база не позволяет в полной мере контролировать и регулировать процесс эксплуатации жилого фонда собственниками и нанимателями, существует межведомственная разбалансированность в части процедур, обеспечивающих проведение модернизации, реконструкции жилых домов.
В то же время, существует обширный отечественный, а также зарубежный опыт модернизации жилого пятиэтажного фонда массовых серий, который успешно реализован в Германии, Франции и ряде других европейских государств.
Таким образом, задачи реновации (комплексной реконструкции) территорий сложившейся жилой застройки представляются актуальными и неотложными. В связи с этим в постановлении Правительства Москвы от 19 мая 2009 г. N 462-ПП "О проекте размещения жилищного и других видах строительства в городе Москве на период 2011 - 2015 гг." была предусмотрена полномасштабная реконструкция территорий морально устаревшего пятиэтажного жилищного фонда по программе реновации территорий сложившейся жилой застройки с размещением нового жилищного строительства. Базовый перечень районов реновации приведен в приложении 4 к данному постановлению.
Для проведения реновации особое значение приобретает подготовительная часть работ по комплексной реконструкции территорий сложившейся жилой застройки, которая базируется на анализе социальных, градостроительных, экономических и законодательных факторов, выполнении НИОКР, разработке проектной, предпроектной, методической и нормативной документации. В эту часть работ, обеспечивающих комплексность и, одновременно, индивидуальность рассмотрения объектов реконструкции, включены следующие мероприятия:
- "Разработка комплексных схем обеспечения кварталов сложившейся застройки объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры" - мероприятие 2.2.
- "Анализ состояния существующего жилищного фонда. Расчет потребности в жилье для переселения. Оценка стоимости реконструкции многоквартирных домов или нового строительства на месте его сноса" - мероприятие 2.3;
- "Разработка и реализация принципов долевого финансирования работ по реновации застроенных территорий с применением различных моделей привлечения внебюджетных средств" - мероприятие 2.4.
- "Проведение комплекса работ по обследованию и проектированию надстройки отдельных жилых домов в районах реновации с отселением жителей (или без него) и возможным привлечением собственников для софинансирования" - мероприятие 2.5.
- "Анализ возможностей перепрофилирования нежилой недвижимости" - мероприятие 2.7.
В 2005 - 2009 годах были предварительно подготовлены проекты планировки для 33 кварталов, подлежащих реновации. Этими проектами предусматривалась реконструкция 192 жилых домов общей площадью 1011,3 тыс. кв.м. Из этих домов более трети могла быть надстроена с увеличением общей площади до 326,3 тыс. кв.м, что дополнительно подтверждает потенциальный масштаб мероприятия 2.5.
Для практической реализации тщательно обоснованных проектов комплексной реконструкции существующей жилой застройки в программе "Жилище" предусмотрено отдельное мероприятие 2.6 "Реализация проектов по развитию застроенных территорий".
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели и задачи ее реализации, основные целевые показатели и ожидаемые конечные результаты, сроки и контрольные этапы реализации подпрограммы
Приоритетами государственной политики Правительства Москвы в сфере реализации подпрограммы "Реновация существующей жилой застройки" являются:
1. Формирование благоприятной городской среды для жизнедеятельности москвичей и гостей столицы.
2. Тщательная предпроектная и проектная подготовка, многофакторное обоснование комплексной реконструкции территорий сложившейся жилой застройки (анализ социальных, градостроительных, экономических и законодательных факторов, НИОКР, разработка проектной, предпроектной, методической и нормативной документации).
3. Индивидуальный и обоснованный подход к реновации (снос, строительство) жилых домов, их реконструкции с надстройкой или без нее, с отселением жителей (полным, частичным) или без него.
Цели реализации подпрограммы:
1. Завершение ликвидации подлежащих сносу серий жилых домов 1-го периода индустриального домостроения.
2. Улучшение качества жилищного фонда.
3. Формирование комплексной жилой среды, отвечающей требованиям архитектурно-пространственной выразительности, социально-психологического и экологического комфорта, безопасности и функциональной достаточности жилых территорий.
Задачи подпрограммы:
На этапе предпроектной и проектной подготовки реновации, проведения многофакторного обоснования комплексной реконструкции существующей жилой застройки должны быть решены следующие задачи:
1. Разработка комплексных схем обеспечения кварталов сложившейся застройки объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
2. Анализ состояния существующего жилищного фонда. Расчет потребности в жилье для переселения. Оценка стоимости реконструкции многоквартирных домов или нового строительства на месте их сноса.
3. Разработка и реализация принципов долевого финансирования работ по реновации застроенных территорий с применением различных моделей привлечения внебюджетных средств.
4. Проведение комплекса работ по обследованию и проектированию надстройки отдельных жилых домов в районах реновации с отселением жителей (или без него) и возможным привлечением собственников для софинансирования.
5. Анализ возможностей перепрофилирования нежилой недвижимости.
На этапе реализации проектов реновации существующей жилой застройки:
6. Освобождение гражданами жилых помещений в связи с их изъятием для государственных нужд. Оформление площади, предоставленной для переселения граждан.
7. Завершение ликвидации подлежащих сносу серий жилых домов 1-го периода индустриального домостроения.
8. Реализация проектов по развитию застроенных территорий.
Основные целевые показатели:
Подпрограмма имеет две группы показателей с разбивкой по годам выполнения подпрограммы:
В первую группу входят объемные показатели выполнения подготовительных и обосновывающих мероприятий по реновации (комплексной реконструкции) существующей застройки:
1. Разработка (актуализация) комплексных схем обеспечения кварталов сложившейся застройки объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры (шт.).
2. Подготовка базовых объемных и экономических показателей по реновации жилищного фонда (групп показателей, ед.).
3. Объем внебюджетных инвестиций, направленных на реновацию кварталов существующей застройки (млрд. руб.)
4. Подготовка технико-экономических обоснований надстроек (пристроек) жилых домов в районах реновации (шт.).
5. Подготовка проектов надстроек (пристроек) жилых домов (шт./ кв.м).
6. Пилотные проекты по перепрофилированию нежилой недвижимости (шт.).
Во вторую группу входят показатели темпов ликвидации подлежащих сносу жилых домов 1-го периода индустриального домостроения, а также показатели реализации проектов реновации застроенных территорий:
7. Оставшийся на конец года объем подлежащих сносу "5-этажек" за счет средств городского бюджета (шт., тыс. кв.м), а также на условиях инвестиционных контактов (шт., тыс. кв.м).
8. Реализация пилотных проектов реновации (развития) застроенных районов (кварталов) города Москвы (шт.).
Ожидаемые конечные результаты.
Реализация подпрограммы обеспечит на момент ее завершения достижение следующих конечных результатов:
1. В 2014 году предоставлена площадь для переселения из подлежащих сносу домов 1-го периода индустриального домостроения всем оставшимся семьям. Завершена ликвидация подлежащих сносу жилых домов 1-го периода индустриального домостроения.
3. В соответствии с утвержденными показателями и перечнями:
- разработаны (актуализированы) комплексные схемы обеспечения кварталов сложившейся застройки объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
- проведен анализ состояния существующего жилищного фонда;
- рассчитаны потребности в жилье для переселения;
- выполнена оценка стоимости реконструкции многоквартирных домов или нового строительства на месте их сноса;
- подготовлены группы базовых объемных и экономических показателей по реновации жилищного фонда;
- подготовлены технико-экономических# обоснования надстроек (пристроек) жилых домов в районах реновации, а также проекты надстроек (пристроек) жилых домов.
4. Разработаны и реализованы принципы долевого финансирования работ по реновации застроенных территорий с применением различных моделей привлечения внебюджетных средств.
5. Проведен комплекс работ по обследованию и проектированию надстройки отдельных жилых домов в районах реновации с привлечением собственников для софинансирования.
6. Проведен анализ возможностей перепрофилирования нежилой недвижимости, разработаны соответствующие пилотные проекты.
7. В соответствии с утвержденным перечнем реализованы пилотные проекты реновации застроенных территорий.
Реализация подпрограммы осуществляется в два этапа:
Этап 1. Ликвидация подлежащих сносу жилых домов 1-го периода индустриального домостроения: с 01.01.2012 по 31.12.2014 гг.
Этап 2. Переход к реновации кварталов сложившейся застройки: с 01.01.2015 по 31.12.2016 гг.
III. Характеристика мероприятий подпрограммы
Для решения поставленных задач предусматривается выполнение семи мероприятий:
Мероприятие 2.1. Освобождение гражданами жилых помещений в связи с их изъятием для государственных нужд. Завершение ликвидации подлежащих сносу серий жилых домов 1-го периода индустриального домостроения и строительство домов для переселения граждан.
Ответственные исполнители - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент строительства города Москвы.
Мероприятие выполняется в 2 этапа. На первом этапе осуществляется изъятие земельных участков для государственных нужд и освобождение гражданами, в связи с этим, жилых помещений в многоквартирных домах.
В целях изъятия земельных участков органы исполнительной власти города осуществляют:
- утверждение в установленном порядке документов территориального планирования и документации по планировке территории;
- межевание и постановку земельных участков на кадастровый учет;
- подготовку, согласование и издание распорядительных документов Правительства Москвы об изъятии соответствующих земельных участков для государственных нужд в соответствии со статьями 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 24 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2007 г. N 257-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков";
- государственную регистрацию решений об изъятии земельных участков.
Правовой акт Правительства Москвы об изъятии соответствующих земельных участков в силу ст. 32 Жилищного кодекса РФ является основанием для изъятия у собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.
Изъятие земельных участков предусмотрено соответствующим мероприятием в составе ГП "Имущественно-земельная политика города Москвы" (ответственные исполнители - Департаменты: имущества, земельных ресурсов).
В целях освобождения гражданами жилых помещений в связи с их изъятием для государственных нужд Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы:
1. Проводит анализ и расчет потребности в объемах и квартирном составе площади на цели переселения.
2. Осуществляет согласование необходимой предпроектной и проектной документации, проектов распорядительных документов, адресных перечней строительства жилья, графиков строительства и ввода жилых домов с целью размещения жилья в объеме не менее необходимого для целей переселения, строительства стартовых жилых домов и обеспечения "волновой" схемы переселения.
3. Осуществляет формирование и утверждении графика оформления документов по отселению жителей из пятиэтажных, ветхих, аварийных жилых домов и для освобождения площадок под строительство жилья на плановый год и, при необходимости, на последующие годы.
4. Согласовывает в части, касающейся Департамента жилищной политики и жилищного фонда, инвестиционные контракты, дополнительные соглашения к ним, предварительные и итоговые протоколы распределения жилой площади, акты реализации инвестиционных контрактов с целью обеспечения поступления жилой площади в объемах и наборе, необходимом для переселения жителей и обеспечения "волновой" схемы переселения.
5. Осуществляет сбор необходимых документов для оформления жилой площади переселяемым жителям, предоставления денежной компенсации (выкупной цены) собственникам жилых помещений, в том числе заказывает проведения оценки рыночной стоимости подлежащих освобождению (изъятию) жилых помещений у собственников.
6. Ведет работу непосредственно с жителями по предложению вариантов переселения.
7. Осуществляет предоставление (оформление):
- собственникам жилых помещений, подлежащих освобождению, возмещения (компенсации) в натуральной или денежной форме (выкупа);
- иных жилых помещений гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования.
9. Ведет работу по информированию жителей домов, подлежащих освобождению об основаниях и порядке переселения, предоставления жилых помещений, выкупа.
По данному мероприятию предусмотрено ежегодное финансирование за счет средств городского бюджета работ Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по выкупу подлежащей сносу площади у тех граждан (3 - 5%), которые предпочитают денежную форму компенсации при освобождении жилых помещений.
На втором этапе мероприятия 2.1 (ответственный - Департамент строительства города Москвы) осуществляется переезд граждан на предварительно оформленную площадь и ликвидация (снос) освобожденных домов, прежде всего, под новое строительство. Снос и услуги по переселению (телефонизация, транспорт, грузчики) выполняются за счет городского бюджета (мероприятие 7.6) либо за счет инвесторов на условиях инвестиционных контрактов.
Оба этапа мероприятия 2.1 должны быть выполнены в 2012 - 2014 годах с опережающим представлением и оформлением площади для переселений. Расчет показателя "Оставшийся на конец года объем подлежащих сносу "пятиэтажек" за счет средств городского бюджета (ГБ), а также на условиях инвестиционных контактов (ИК)" представлен в таблице 13.1 на основании данных Департамента градостроительной политики города Москвы о планах отселения и сноса жилых домов "сносимых серий" за счет городского бюджета:
в 2011 году - 61 дом / 252,1 тыс. кв.м;
в 2012 году - 72 дома / 257,5 тыс. кв.м;
в 2013 году - 53 дома / 197,3 тыс. кв.м;
в 2014 году - 58 домов / 182,9 тыс. кв.м.
При этом отправной точкой служит остаточный объем сноса на 01.07.11: 413 домов (1547,8 тыс. кв.м).
Таблица 13.1
Оставшийся на конец года объем подлежащих сносу "пятиэтажек"
Объем сноса |
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 - 2016 |
Примечания |
Ежегодный (домов / тыс. кв.м) |
ГБ |
72/ 257,5 |
53/ 197,3 |
58/ 182,9 |
0 / 0 |
Остаточный объем сноса на условиях ИК с учетом их пересмотра в 2011 году: 1547,8 - (252,1 + 257,5 + 197,3 + 182,9) = 657,8 Равномерный снос в 2012 - 2014 гг. на условиях ИК: 657,8:3 - 219,3 |
ИК |
57/ 219,3 |
56/ 219,3 |
56/ 219,3 |
0 / 0 |
|
|
Остаточный (на начало года, домов/ тыс. кв.м) |
ГБ |
183/ 607,7 |
111/ 380,2 |
58/ 182,9 |
0 / 0 |
|
ИК |
169/ 657,8 |
112/ 438,6 |
56/ 219,3 |
0 / 0 |
Мероприятие 2.2. Разработка комплексных схем обеспечения кварталов сложившейся застройки объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Ответственный исполнитель - Департамент градостроительной политики города Москвы.
Комплексные схемы должны охватывать все кварталы реновации сложившейся застройки и состоять из трех разделов. Первый раздел посвящен обеспечению квартала всеми видами инженерной инфраструктуры (водоснабжение, хозяйственная канализация, линевая канализация, теплоснабжение, электроснабжение и др.) с учетом состояния существующих сетей, мощности головных инженерных сооружений и изменения расчетной потребности в инженерных мощностях.
Второй раздел должен содержать решения по обеспечению транспортной доступности и развитию общественного транспорта на территории квартала на основе цифрограммы существующих и проектируемых транспортных потоков.
Третий раздел комплексной схемы охватывает все виды социальной инфраструктуры, что предусматривает нормативную обеспеченность школами, детскими дошкольными учреждениями, поликлиниками, магазинами шаговой доступности и т.д.
Реализация данного мероприятия координируется со следующими мероприятиями ГП "Градостроительная политика":
- Мероприятие 3.4 "Координация работ по проектированию и строительству за счет бюджета города Москвы объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры для районов комплексной городской застройки и реконструкции".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Мероприятие 3.7 ГП "Градостроительная политика"
- Мероприятие 3.5. "Строительство объектов инженерной инфраструктуры для районов комплексной городской застройки и реконструкции".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Мероприятие 3.8 ГП "Градостроительная политика"
- Мероприятие 3.9 "Формирование предложений в АИП по объектам инженерной и иной городской инфраструктуры, необходимой для ввода объектов, строящихся за счет инвесторов".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Мероприятие 3.16 ГП "Градостроительная политика"
- Мероприятие 6.5 "Разработка территориальных схем".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Мероприятие 6.4 ГП "Градостроительная политика"
Мероприятие 2.3. Анализ состояния существующего жилищного фонда. Расчет потребности в жилье для переселения. Оценка стоимости реконструкции многоквартирных домов или нового строительства на месте его сноса.
Ответственный исполнитель - Департамент градостроительной политики города Москвы.
Реализация данного мероприятия предусматривает выполнение следующих работ:
- проведение совокупного анализа данных о состоянии примерно 12 тыс. жилых зданий с целью определения категорий их технического состояния;
- определение прогнозной потребности в жилье для переселения с учетом категорий и типологии жилых зданий, а также действующих нормативов по предоставлению жилья;
- укрупненную оценку предварительных затрат по вариантам реконструкции или нового строительства на месте сноса жилого строения.
Реализация мероприятия позволит установить базовые объемные и экономические показатели по реновации жилищного фонда.
Мероприятие 2.4. Разработка и реализация принципов долевого финансирования работ по реновации застроенных территорий с применением различных моделей привлечения внебюджетных средств.
Ответственный исполнитель - Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства.
Реализация данного мероприятия находится в рамках системы мер Правительства Москвы по созданию благоприятного инвестиционного климата и корреспондируется, в частности, с подпрограммой 4 "Разработка экономических механизмов в реализации градостроительной политики для создания благоприятного инвестиционного климата" (ответственный исполнитель - Департамент экономической политики и развития города Москвы) государственной программы города Москвы "Градостроительная политика".
Разработка и реализация в рамках данного мероприятия различных схем долевого финансирования, в т.ч. с участием банковского сектора, расчетных моделей и т.п. должна привести к конкретному целевому результату - увеличению объемов внебюджетных инвестиций, направленных на реновацию кварталов сложившейся застройки.
Прогнозируемый объем внебюджетных инвестиций, направленных на реновацию кварталов сложившейся застройки с домами 1-го этапа индустриального домостроения, учтен в подпрограмме 6 на уровне 145,3 млрд. руб. (1,78 млн. кв.м) ежегодно.
Мероприятие 2.5. Проведение комплекса работ по обследованию и проектированию надстройки отдельных жилых домов в районах реновации с отселением жителей (или без него) и возможным привлечением собственников для софинансирования.
Ответственный исполнитель - Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства.
Учитывая достаточно высокую плотность застройки жилых микрорайонов и уже имеющиеся проблемы перегруженности транспортных артерий города, представляется целесообразным сместить акцент преобразования жилого фонда при комплексной реконструкции территорий массовой 5-этажной застройки в сторону модернизации и реконструкции, включая надстройку верхних этажей жилых домов.
Это направление позволит решить задачи по достижению современных норм обеспечения жилой площадью, энергосбережению, экологичности и комфортности проживания, социального обеспечения жителей Москвы при умеренном и сбалансированном увеличении населения застроенных территорий с сохранением сложившихся морфотипов городской столичной застройки.
Реконструкция жилых домов и застройки в целом позволяет получить дополнительную площадь жилья за счет надстройки жилых домов и пристройки к ним. Как показывают расчеты, сделанные на основе пилотных проектов в России, реконструкция зданий с устройством мансардных этажей без отселения жителей может осуществляться на 85 процентах жилых домах первых массовых серий.
Приобретенный опыт реконструкции этих жилых домов с надстройкой мансардных этажей может быть примером, в части повышения их теплоэффективности и снижения затрат на эксплуатацию для дальнейшей реализации реконструктивных работ жилищного фонда.
Показатели экономической эффективности реконструкции жилых домов в некоторых пилотных проектах представлены в таблице 13.2.
Реализация мер по реконструкции и модернизации жилищного фонда позволит не только поддержать жилищный фонд в удовлетворительном техническом состоянии, снизить размеры выбытия по ветхости, но и предполагает значительный социально-экономический эффект.
Таблица 13.2
Экономическая эффективность реконструкции жилых домов
Пилотный проект |
Экономия отопления, % |
Экономия горячей воды, % |
Экономия холодной воды, % |
г. Лыткарино |
30 |
50 |
50 |
г. Санкт-Петербург |
33 |
- |
- |
г. Сургут |
28 |
51,7 |
48 |
Экономическая и социальная эффективность реконструкции жилищного фонда состоит в следующем:
- при реконструкции не требуется нового отвода земли;
- получение дополнительной площади жилого и нежилого назначения на инженерно подготовленной территории с имеющейся транспортной и социальной инфраструктурой;
- прирост жилой площади при реконструкции зданий обходится в полтора раза дешевле, чем строительство на новых территориях, на 25-40 процентов снижаются расходы материальных ресурсов на создание инженерной инфраструктуры;
- можно сократить расход энергии на отопление и горячее водоснабжение на 35-40 процентов, потребление холодной воды на 40-50 процентов и уменьшить нагрузку на систему канализации;
- реконструкция жилых домов повышает социальную привлекательность жилья и архитектурно-градостроительные качества застройки;
- реконструкция жилищного фонда рассматривается как одно из средств гармонизации квартирной структуры в существующих районах города;
- совершенствование системы культурного, торгового и бытового обслуживания населения за счет переустройства с переназначением помещений первых этажей и пристройки дополнительных объемов, в которых размещаются предприятия и организации социальной сферы.
К существенным рискам выполнения мероприятия 2.5 относится необходимость получения согласия каждого арендатора и собственника жилых помещений на проведение реконструкции.
Учитывая практику Франции, Дании, Германии и других стран, организация работ по реконструкции потребует разработки и принятия нового Федерального закона "Реконструкция и модернизация жилищного фонда", приведения в соответствие и внесения поправок в статьи 288, 289, 290 и 291 Гражданского кодекса РФ в части правового регулирования отношений общей долевой собственности и возникновения права собственника в сложной ситуации владения собственностью многоквартирного дома, а также в рамках реализации договоров о развитии застроенных территорий (ст. 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса РФ в части процедуры уточнения принятия решений о развитии застроенных территорий).
Реализация данного мероприятия предусматривает выполнение следующих работ:
- проведение технических и инструментальных обследований зданий, определяющих возможность надстройки здания или пристройки к нему, а также виды работ, требуемых для реконструкции и надстройки здания (ориентировочная стоимость - 9,7 млн. руб./здание);
- подготовка технико-экономических обоснований (ТЭО) надстройки (пристройки) отдельных жилых домов в районах реновации с отселением жителей (или без него) и возможным привлечением собственников для софинансирования; разработку проектов надстройки (пристройки) зданий. Расчет экономической эффективности проведения указанных работ в рамках подготовки ТЭО.
Мероприятие 2.6
Реализация проектов по развитию застроенных территорий.
Ответственный исполнитель - Департамент строительства города Москвы.
Реализация данного мероприятия фактически осуществляется в настоящее время в рамках сноса жилых домов первого периода индустриального домостроения на застроенных территориях (перечень микрорайонов и кварталов, в которых осуществляется комплексная реконструкция, приведен в таблице 13.3).
По мере предпроектной и проектной проработки реновации, подготовки нормативно-правовой базы организации конкурсов инвесторов на право реновации (комплексной реконструкции) районов существующей жилой застройки будет появляться возможность реализации пилотных проектов реновации. Учитывая 3-х летний период проектно-строительного цикла, в 2015 - 2016 годах может быть запланирована реализация не менее трех всесторонне подготовленных пилотных проектов реновации городских кварталов в различных административных округах города Москвы. В составе этих пилотных проектов планируется выполнение надстроек (пристроек) в соответствии с проектными решениями, разработанными в результате реализации мероприятия 2.5.
Мероприятие 2.6 корреспондируется с мероприятием 7.6 "Строительство и реконструкция объектов собственности города Москвы".
Таблица 13.3
Районы комплексной реконструкции, в 2012 - 2016 годах
Округ |
Районы сноса "5-этажек" |
||
|
За счет ГБ |
На условиях ИК |
|
ЦАО |
Программа сноса завершена в 2005 году |
||
САО |
Дмитровский, 16, 17, 18 Бескудниковский, 5, 7 Левобережный, 1 Савеловский, 49, 51 Аэропорт C |
Левобережный, 1-2 |
|
СВАО |
С. Медведково, 11-11А Алтуфьевский, 1-2 Ю. Медведково, 1-2-3, 4-5 Бутырский, 78, 79-79А С. Медведково, 7-8-9, 6 Марьина Роща, 13-17 Бабушенский, 10, 13 Останкинский, 3 |
Свиблово, 23 Марьина Роща, Г9 |
|
ВАО |
С. Измайлово, 49-50, 80, 43-45 Измайлово, 4-5, 12 Гольяново, 1-2 Преображенское, 3-5 Перово, 3-4 Соколиная гора, 8м,4-6щ |
С. Измайлово, 47-48 |
|
ЮВАО |
Выхино, 128БВ Лефортово, 2-3 |
|
|
ЮАО |
Программа сноса завершена в 2005 году |
||
ЮЗАО |
Обручевский, 37-37Ц Академический, кв. 12 Зюзино, кв. 10, 26-31 Зюзино, кв. 36-107 |
Обручевский, 38А Черемушки, 20-21 Коньково, 44-47 Котловка, 18 Академический, кв. 12, 9с Ломоносовский, 18 Гагаринский, 9-10 |
|
ЗАО |
Можайский, кв. 95 Кунцево, кв. 18, 20 Вернадского пр-т, кв. 32-33, 34-35 |
Можайский, кв. 71-72 Фили-Давыдково, 1-2, 69, 71, 65 Кунцево, кв. 7, 18, 20 Филевский парк, 55-56 |
|
СЗАО |
Сев. Тушино, 3, 4 Хорошово-Мневники, кв. 83, 74 |
Хорошово-Мневники, кв. 75, 75 |
|
Зел.АО |
Программа сноса завершена в 2010 году |
Мероприятие 2.7. Анализ возможностей перепрофилирования нежилой недвижимости.
Ответственные исполнители - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент имущества города Москвы.
Реализация данного мероприятия предусматривает выполнение следующих работ:
- подготовку совместно с Департаментом имущества города Москвы предварительного перечня объектов нежилой недвижимости, которые возможно перепрофилировать;
- определение вариантов изменения функционального назначения помещений нежилых зданий под жилые помещения для инвалидов-колясочников (первые этажи зданий), доходные дома гостиничного типа и т.п.;
- определение структуры мероприятий юридически-правового и организационно-технического характера для обеспечения перепрофилирования;
- оценку потенциального объема жилой площади от реализации мероприятий по перепрофилированию;
- организацию пилотных проектов.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Выполнение подпрограммы 2 предусматривает применение следующих мер государственного регулирования, обеспечивающих на практике достижение заявленных целей и решение поставленных задач:
Правовые:
- разработка и утверждение порядка организации конкурсов инвесторов на право осуществления реновации районов существующей жилой застройки в городе Москве.
- подготовка методического документа по составу, содержанию и требованиям к разработке комплексных схем обеспечения кварталов реновации инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой;
- разработка регламента публичных слушаний и критериев принятия решений.
Финансовые:
- введение услуг страхования инвестиционных рисков на стадии предпроектных предложений;
- введение дополнительных услуг эксплуатирующих организаций по выдаче предварительных технических условий и резервированию инженерных мощностей на стадии предпроектных предложений для снижения инвестиционных рисков.
Организационные:
- проработка возможности согласования в архитектурном совете фасадных и архитектурных решений на стадии предпроектных предложений;
- проработка возможности проведения общественных слушаний по кварталам реновации на стадии формирования правил землепользования и застройки.
Подпрограмма предусматривает оказание государственными учреждениями города Москвы государственных услуг в рамках подпрограммы:
1. Оформление выкупа квартир у собственников с их согласия при изъятии жилых помещений для государственных нужд.
2. Оказание услуг при переселении граждан (перевод телефонных номеров, транспорт, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.), что учтено в расходах по выполнению мероприятия 7.6.
Участие государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием города Москвы, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы определяется исполнителями подпрограммы ежегодно.
V. Прогноз показателей подпрограммы
Прогноз показателей (целевых индикаторов) по годам реализации подпрограммы 4 представлен в таблице 13.4.
Таблица 13.4
Прогноз значений показателей по годам реализации программы
Показатели (индикаторы) |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2012 - 2016 |
1. Разработка (актуализация) комплексных схем обеспечения кварталов сложившейся застройки объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, шт. |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
30 |
2. Подготовка базовых объемных и экономических показателей по реновации жилищного фонда (групп показателей), ед. |
1 |
1 |
- |
- |
- |
2 |
3. Подготовка технико-экономических обоснований надстроек (пристроек) жилых домов в районах реновации, шт. |
6 |
10 |
14 |
18 |
24 |
62 |
4. Подготовка проектов надстроек (пристроек) жилых домов, шт./ кв.м |
2 / 1000 |
4 / 2000 |
6 / 3000 |
8 / 4000 |
10 / 5000 |
30 / 15000 |
5. Пилотные проекты по перепрофилированию нежилой недвижимости, шт. |
2 |
5 |
7 |
9 |
11 |
34 |
6. Оставшийся на начало года объем "пятиэтажек", подлежащих сносу:* |
183 / 607,7 |
111 / 380,2 |
58 / 182,9 |
0 / 0 |
0 / 0 |
- |
- за счет городского бюджета (домов / тыс. кв.м); |
|
|
|
|
|
|
- на условиях инвестиционных контрактов (домов / тыс. кв.м) |
169 / 657,8 |
112 / 438,6 |
56 / 219,3 |
0 / 0 |
0 / 0 |
- |
7. Реализация пилотных проектов реновации (развития) районов существующей застройки города Москвы, шт. |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
* Расчет показателя по годам выполнения подпрограммы приведен при описании мероприятия 2.1.
VI. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется из бюджета города Москвы в пределах средств, выделяемых на выполнение программных мероприятий. Также для реализации мероприятий могут быть привлечены внебюджетные финансовые средства и иные поступления, если их использование не противоречит законодательству. Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы за счет собственных средств организаций ежегодно определяется исполнителями.
Для реализации мероприятий подпрограммы в 2012 - 2016 годах требуется финансирование из средств бюджета города Москвы в размере, представленном в таблице 13.5.
Таблица 13.5
Финансирование подпрограммы 2 за счет средств бюджета города Москвы
Мероприятие. Ответственный исполнитель |
Годы реализации программы, тыс. руб. |
Итого, 2012- 2016 гг.: |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||||
Мероприятие 2.1. Освобождение гражданами жилых помещений в связи с их изъятием для государственных нужд. Завершение ликвидации подлежащих сносу серий жилых домов 1-го периода индустриального домостроения и строительство домов для переселения граждан. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент строительства города Москвы. |
327800,0 |
349107,0 |
379653,9 |
402433,1 |
426579,1 |
1 885 573,1 |
|||||
Мероприятие финансируется по целевой статье 05 Б 0100. Расходы по сносу и строительству учтены в Мероприятии 7.6 | |||||||||||
Мероприятие 2.2. Разработка комплексных схем обеспечения кварталов сложившейся застройки объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Департамент градостроительной политики города Москвы. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
Финансирование учтено в ГП "Градостроительная политика" | |||||||||||
Мероприятие 2.3. Анализ состояния существующего жилищного фонда. Расчет потребности в жилье для переселения. Оценка стоимости реконструкции многоквартирных домов или нового строительства на месте его сноса. Департамент градостроительной политики города Москвы. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
НИОКР: - проведение совокупного анализа данных о состоянии жилищного фонда (около 12 тыс. строений) с целью определения категорий их технического состояния; - определение потребности в жилье для переселения с учетом типологии домов и жилых помещений, а также действующих нормативов по предоставлению жилья; - определение предварительных затрат на реконструкцию либо новое строительство на месте сноса жилого строения (позволит определить базовые объемные и экономические показатели для разработки вариантов и мероприятий по реновации жилищного фонда). | |||||||||||
Мероприятие 2.4. Разработка и реализация принципов долевого финансирования работ по реновации застроенных территорий с применением различных моделей привлечения внебюджетных средств. Комитет по реализации инвестиционных проектов. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
НИОКР: Схемы, расчетные модели, варианты с разными банками. | |||||||||||
Мероприятие 2.5. Проведение комплекса работ по обследованию и проектированию надстройки отдельных жилых домов в районах реновации с отселением жителей (или без него) и возможным привлечением собственников для софинансирования. Комитет по реализации инвестиционных проектов. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
Комплекс мероприятий, включающий: - проведение технических и инструментальных обследований зданий, определяющих возможность надстройки здания и виды работ по реконструкции и надстройке здания; - разработку проекта модернизации, реконструкции и надстройки здания (ориентировочная стоимость - 9,7 млн. руб./здание); - расчет экономической эффективности проведения указанных работ. | |||||||||||
Мероприятие 2.6. Реализация проектов по развитию застроенных территорий. Департамент строительства города Москвы |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
Финансирование учтено в мероприятии 7.6. | |||||||||||
Мероприятие 2.7. Анализ возможностей перепрофилирования нежилой недвижимости. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент имущества города Москвы. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
Финансирование предусмотрено по статьям содержания органов государственной власти | |||||||||||
Итого, тыс. руб.: |
327800,0 |
349107,0 |
379653,9 |
402433,1 |
426579,1 |
1 885 573,1 |
Общий объем средств городского бюджета, необходимых для реализации подпрограммы 2, составляет 1885573,1 тыс. руб. Финансирование мероприятий 2.2 и 2.6 учтено в других Программах и подпрограммах согласно таблице 3. Финансирование мероприятия 2.1 предусмотрено, в том числе за счет мероприятия 7.6. Мероприятие 2.7 не требует дополнительного финансирования.
Привлечение на основе государственно-частного партнерства частных, а также других инвесторов может быть осуществлено при выполнении мероприятий 2.5 и 2.6.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VIII. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Финансово-экономические.
1. В связи с тем, что большая часть сноса 5-ти этажного фонда осуществляется инвесторами, выполнение заданий зависит от их финансового положения.
Меры управления - обеспечение договорной дисциплины, включение в контракты строгих санкций.
2. Снижение инвестиционной привлекательности реновации кварталов.
Меры управления - оперативное принятие стимулирующих механизмов.
3. Изменение ценообразования, связанного со скачками конъюнктуры рынка земельных участков и строительства жилья.
Меры управления - макроэкономические меры Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы по стабилизации социально-экономического развития страны и субъектов Российской Федерации.
Нормативно-правовые.
В связи с процедурой рассмотрения ИК на ГЗК возможно появление объектов сноса, которые предусматривались расторгаемыми ИК.
Меры управления - перераспределение объектов сноса между бюджетом и ИК, оперативный подбор новых инвесторов.
Социальные.
Возможное недовольство отдельных граждан жильем, предоставляемым для переселения, а также возражения собственников при надстройках.
Меры управления - разъяснительная работа, индивидуальный подход.
Информационные - решения, принимаемые в рамках комплексных схем по кварталам могут не учитывать реальную ситуацию с обеспечением инженерными мощностями, социальными объектами, транспортной доступностью при большем масштабе анализа (район, округ, город).
Меры управления - информационный обмен с общегородским ИС.
Организационные.
Необходимость получения согласия каждого арендатора и собственника жилых помещений на проведение реконструкции и надстройки.
Меры управления - проведение рекламной компании и разъяснительной работы на всех уровнях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.