Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты политики Правительства Москвы, цели, задачи Государственной программы и показатели их достижения, описание основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере индустрии отдыха и туризма
Концепция настоящей Программы определена исходя из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития города Москвы, с учетом перспективных задач по созданию в городе Москве международного финансового центра (постановление Правительства Москвы от 19 мая 2009 г. N 445-ПП "О Концепции развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг") и направлена на:
- улучшение качества жизни жителей города Москвы, формирование комфортной среды проживания, в том числе для гостей столицы, за счет развития материально-технической базы рекреационного комплекса города Москвы, а также привлекательности и доступности услуг в сфере здорового и культурного отдыха жителей и гостей города Москвы;
- увеличение вклада индустрии отдыха и туризма в социально-экономическое развитие города Москвы, в частности, развитие таких сфер экономики, как гостиничные услуги, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, строительство, а также на создание новых рабочих мест.
Необходимость комплексного системного подхода к развитию индустрии отдыха и туризма города Москвы становится все более актуальной в контексте современных социально-экономических тенденций. Эффективное и рациональное использование природных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных объектов и городской инфраструктуры (инженерной, транспортной, комплексной безопасности), широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности города Москвы как культурного и туристского центра, создадут предпосылки для ощутимого социально-экономического эффекта.
При этом процесс развития индустрии отдыха и туризма, наряду с другими отраслями городского хозяйства, в настоящее время невозможен без использования рыночных механизмов, механизмов государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов исполнительной власти города Москвы, бизнеса, а также научных и общественных организаций в реализации комплексных проектов и программ.
2.2. Цели и задачи Программы
2.2.1. Основные цели:
- Создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды для организации отдыха и туризма в городе Москве.
- Устойчивое развитие парков, повышение их социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставления полного спектра услуг. Развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в части улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению: общественное питание, продажа сувенирной и книжно-издательской продукции, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев.
- Повышение уровня благоустройства озелененных территорий города Москвы I и II категорий. Приспособление парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга населения.
- Повышение заинтересованности инвесторов в развитии индустрии отдыха в парках, парковых зонах, скверах и бульварах.
- Создание условий организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту жительства.
- Создание благоприятных условий для посещения города Москвы российскими и иностранными гражданами с туристскими целями, повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
- Обеспечение безопасного отдыха на водных объектах, расположенных в парках и парковых зонах. Совершенствование системы предупреждения несчастных случаев на воде.
- Разработка предложений по направлениям развития городских парков, природно-рекреационных территорий, зон отдыха и досуга для привлечения инвесторов.
- Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения отдыха на природных и озелененных территориях города Москвы. Расширение возможности развития рекреационных зон для отдыха жителей города Москвы. Развитие системы экологического образования и просвещения населения. Поддержание особо охраняемых территорий в надлежащем состоянии в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
- Формирование осознанной необходимости у жителей города Москвы заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья и реализации себя как личности. Повышение интереса различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом. Создание условий для занятий физической культурой и спортом, укрепления физического и нравственного здоровья жителей города Москвы. Расширение возможностей для физкультурно-оздоровительных занятий населения города Москвы по месту жительства.
2.2.2. Основные задачи
Достижение целей Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
- Обеспечение динамичного развития индустрии отдыха и туризма города Москвы.
- Повышение уровня благоустройства природных и озелененных территорий, увеличение площади озелененных территорий города Москвы, развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий, присвоение новым земельным участкам статуса особо охраняемых природных территорий, увеличение площадей под природными и озелененными территориями города Москвы, обеспечение адресности и доступности информации о размещении объектов рекреационной инфраструктуры, проведение особо значимых экологических, спортивных мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней, как инструмента, способствующего развитию индустрии отдыха и туризма.
- Развитие разнообразных видов культурных, досуговых, оздоровительных, услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей; увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов.
- Восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, проведение мероприятий и оказание услуг в течение всего года.
- Увеличение количества и улучшение качественного состояния дворовых территорий, включая детские и спортивные площадки, площадки для выгула домашних животных и тихого отдыха, используемых для организации досуговой, социально-воспитательской, физкультурно-оздоровительной работы с населением города Москвы по месту жительства.
- Развитие спортивных объектов на территориях жилых микрорайонов и находящихся в непосредственной близости к территориям парков, лесопарков, зон отдыха.
- Развитие механизмов государственно-частного партнерства и других форм привлечения частных инвестиций; рост доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; введение инновационных технологий управления, оптимизация сочетания долей бюджетного и внебюджетного финансирования; развитие информационных технологий; совершенствование подготовки кадров; совершенствование нормативной правовой базы города Москвы; обеспечение комплексной безопасности на территориях природного комплекса города Москвы; создание современных туристско-рекреационных комплексов на наиболее перспективных территориях, продвижение московского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования.
- Оборудование объектов и территорий инфраструктуры отдыха и туризма для беспрепятственного доступа и использования маломобильными группами населения.
2.3. Показатели достижения целей и решения задач. Описание основных ожидаемых конечных результатов Программы
2.3.1. Показатели достижения целей и решения задач
Эффективность и результативность Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма" на 2012 - 2016 гг. оценивается на основании показателей, характеризующих успешность выполнения Программы в экономической, социальной и экологической сферах.
Экономический эффект Программы будет достигнут, прежде всего, путем привлечения инвестиций в индустрию отдыха и туризма города Москвы. Комплекс мероприятий Программы позволит создать привлекательные условия для бизнеса, адаптировать природные зоны отдыха к новым условиям и сформировать эффективные экономические механизмы, улучшающие их функционирование в условиях рыночных отношений. Также Программа позволит увеличить туристический поток, интерес жителей города Москвы к столичным рекреационным зонам, что приведет к созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет города Москвы.
Показатели (индикаторы) Государственной программы
N п/п |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Ед. измерения |
Значения показателей |
||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Подпрограмма 1 "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" | |||||||||
1. |
Количество посетителей парков ультуры и отдыха |
тыс. человек |
15 000,0 |
15 500,0 |
16 000,0 |
18 000,0 |
20 250,0 |
24 000,0 |
30 000,0 |
2. |
Количество посетителей музеев-усадеб и музеев-заповедников |
тыс. человек |
14 900,0 |
15 000,0 |
15 741,0 |
18 500,0 |
22 000,0 |
26 000,0 |
32 033,0 |
3. |
Количество посетителей детских парков |
тыс. человек |
3 300,0 |
3 445,0 |
3 686,0 |
3 925,0 |
4 160,0 |
4 409,0 |
4 673,0 |
4. |
Количество посетителей Екатерининского парка |
тыс. человек |
1 400,0 |
1 400,0 |
1400,0 |
1 450,0 |
1 500,0 |
1 550,0 |
1 600,0 |
5. |
Количество мероприятий, проводимых в год в Екатерининском кпарке |
штук |
40 |
40 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
6. |
Количество постоянных посетителей, занимающихся в секциях и кружках |
тыс. человек |
20,0 |
20,0 |
50,0 |
70,0 |
82,0 |
96,0 |
103,0 |
7. |
Количество постоянных посетителей, занимающихся в секциях и кружках |
тыс. детей |
1 199,0 |
1 199,0 |
1 282,0 |
1 365,0 |
1446,0 |
1 532,0 |
1 623,0 |
8. |
Доля собственных доходов по отношению к финансированию из бюджета города Москвы в парках культуры и отдыха |
процент |
8 |
12 |
40 |
48 |
60 |
78 |
85 |
9. |
Доля собственных доходов по отношению к финансированию из бюджета города Москвы в музеях-усадьбах и музеях-заповедниках |
процент |
5 |
5 |
7 |
8 |
10 |
11 |
13 |
10. |
Число видов услуг, оказываемых посетителям на территориях парков культуры и отдыха |
единиц |
26 |
43 |
54 |
72 |
89 |
. 105 |
112 |
11. |
Число видов услуг, оказываемых посетителям на территориях музеев-усадеб и музеев-заповедников |
единиц |
19 |
39 |
52 |
60 |
68 |
76 |
81 |
Подпрограмма 2 "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования" | |||||||||
1. |
Количество посетителей, проводящих досуг в парках, парковых зонах, бульварах, скверах и на благоустроенных водных объектах в составе озелененных территорий |
тыс. человек |
296,0 |
311,0 |
341,6 |
516,6 |
604,1 |
691,6 |
779,10 |
2. |
Доля привлеченных к благоустройству территорий парков, парковых зон, бульваров и скверов внебюджетных средств от объемов финансирования из бюджета города Москвы к уровню 2011 года |
процент |
- |
100,0 |
101,3 |
104,7 |
107,0 |
113,1 |
119,8 |
3. |
Площадь территории благоустроенных парков, парковых зон, бульваров и скверов |
га |
- |
460,12 |
270,06 |
540,10 |
810,15 |
1080,20 |
1350,26 |
4. |
Доля благоустроенных территорий парков, парковых зон, бульваров и скверов к их общей площади по уровню 2011 года |
процент |
- |
25,4 |
40,3 |
55,2 |
70,2 |
85,1 |
100,0 |
5. |
Количество водных объектов в составе озелененных территорий, благоустроенных для отдыха жителей города Москвы |
объектов |
- |
- |
4 |
11 |
13 |
20 |
29 |
Подпрограмма 3 "Развитие объектов отдыха в жилом секторе" | |||||||||
1. |
Увеличение числа детских площадок, площадок тихого отдыха |
единиц |
- |
- |
164 |
166 |
166 |
166 |
167 |
2. |
Увеличение числа площадок для выгула домашних животных |
единиц |
- |
- |
22 |
22 |
23 |
23 |
23 |
3. |
Увеличение доли благоустроенных зон отдыха и территорий, прилегающих к памятникам |
процент |
- |
36 |
48,8 |
61,6 |
74,4 |
87,2 |
100,0 |
Подпрограмма 4 "Индустрия отдыха и туризма на спортивных территориях и объектах" | |||||||||
1. |
Посещение пунктов проката спортивного оборудования и инвентаря |
тыс. человек |
4,0 |
7,0 |
40,0 |
50,0 |
58,0 |
67,0 |
76,0 |
2. |
Количество обустроенных модулей пунктов проката, многофункциональных крытых спортивных площадок, спортивных городков, тренажерных комплексов, расположенных на уличных площадках |
единиц |
3 |
5 |
30 |
41 |
46 |
54 |
59 |
3. |
Количество видов услуг, оказываемых в спортивных городках, тренажерных комплексах, расположенных на уличных площадках |
единиц |
0 |
1 |
3 |
5 |
7 |
9 |
9 |
4. |
Увеличение удельного веса спортивных площадок, используемых для отдыха, организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением города Москвы по месту жительства, соответствующих утвержденным требованиям |
процент |
16,1 |
28,6 |
41,3 |
54,2 |
67,2 |
82,9 |
100 |
Подпрограмма 5 "Развитие туризма" | |||||||||
1. |
Число международных прибытий, в том числе: |
млн. прибытий |
4,0 |
4,4 |
4,8 |
5,2 |
5,7 |
6,2 |
6,8 |
из государств - участников СНГ |
млн. прибытий |
2,0 |
2,1 |
2,3 |
2,5 |
2,7 |
3,0 |
3,3 |
|
из других иностранных государств |
млн. прибытий |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
2,7 |
3,0 |
3,2 |
3,5 |
|
2. |
Численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения города Москвы, в том числе из: |
млн. человек |
4,14 |
4,30 |
4,50 |
4,80 |
5,10 |
5,50 |
5,90 |
- других субъектов Российской Федерации |
млн. человек |
2,74 |
2,84 |
2,91 |
3,09 |
3,22 |
3,46 |
3,52 |
|
- государств - участников СНГ |
млн. человек |
0,29 |
0,30 |
0,30 |
0,31 |
0,32 |
0,33 |
0,35 |
|
- других иностранных государств |
млн. человек |
1,11 |
1,16 |
1,29 |
1,40 |
1,56 |
1,71 |
2,03 |
|
3. |
Количество номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения |
тыс. единиц |
37,50 |
39,30 |
41,30 |
43,40 |
45,60 |
48,50 |
51,70 |
4. |
Среднесписочная численность работников, занятых в гостиницах и аналогичных средствах размещения |
тыс. человек |
25,97 |
27,04 |
28,12 |
29,24 |
30,40 |
31,60 |
32,80 |
5. |
Доходы от предоставляемых услуг гостиницами и аналогичными средствами размещения |
млрд. руб. |
37,80 |
39,90 |
42,20 |
45,20 |
50,00 |
54,70 |
59,20 |
6. |
Объем платных туристских услуг |
млрд. руб. |
18,32 |
21,50 |
24,30 |
26,70 |
29,40 |
31,80 |
33,50 |
Подпрограмма 6 "Обеспечение безопасности на водных объектах в зонах отдыха" | |||||||||
1. |
Процент охвата комплекса водных объектов в зонах отдыха города Москвы по обеспечению безопасности жителей города Москвы |
процент |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
55 |
2. |
Количество новых поисково-спасательных станций |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
10 |
Подпрограмма 7 "Развитие перспективных и новых территорий" | |||||||||
1. |
Разработка отраслевой схемы размещения объектов индустрии отдыха и туризма на природных и озелененных территориях |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
2. |
Разработка проектов планировок |
процент |
- |
- |
- |
- |
- |
75,0 |
100,0 |
3. |
Подготовка концепций реставрации и приспособления к современному использованию |
процент |
- |
- |
- |
- |
- |
75,0 |
100,0 |
2.3.2. Описание основных ожидаемых конечных результатов, характеризующих изменение состояния уровня и качества индустрии отдыха и туризма
Реализация Программы позволит достигнуть следующих результатов в экономической сфере:
- увеличить количество и объем предоставляемых услуг посетителям парков культуры и отдыха в 4,3 раза; посетителям музеев-заповедников и музеев-усадеб в 4,2 раза от уровня 2010 года;
- увеличить удельный вес спортивных площадок, используемых для отдыха, организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением города Москвы по месту жительства, соответствующих утвержденным требованиям до 100%, что создаст условия для увеличения количества населения, вовлеченного в организованные формы отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства;
- увеличить удельный вес обустроенных (созданных) дворовых территорий;
- увеличить число обустроенных модулей пунктов проката, многофункциональных крытых спортивных площадок, спортивных и тренажерных городков (объекты Москомспорта) в 20 раз, посещаемость жителями города Москвы пунктов проката спортивного оборудования и инвентаря в 19 раз, количество видов услуг, оказываемых на площадках уличных тренажеров, спортивных городков в 9 раз от уровня 2010 года;
- увеличить число международных прибытий туристов в 1,7 раза, численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 1,4 раза, количество номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 1,4 раза; среднесписочную численность работников, занятых в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 1,2 раза, объем платных туристских услуг в 1,8 раза от уровня 2010 года;
- увеличить доходы от предоставляемых услуг гостиницами и аналогичными средствами размещения в 1,6 раза от уровня 2010 года;
- увеличить долю собственных доходов по отношению к бюджетному финансированию: в парках культуры и отдыха до 85%, в музеях-заповедниках и музеях-усадьбах до 13%;
- обеспечить долю благоустроенных территорий парков парковых зон, бульваров и скверов к их общей площади по уровню 2011 года к 2016 году на уровне 100%;
- разработать документацию и провести работы, необходимые для развития новых перспективных территорий, что позволит создать условия для формирования предложений по направлениям развития территорий для привлечения инвесторов.
Одним из важнейших результатов Программы является стимул к развитию сферы досуга, спорта и вовлечение в нее жителей города Москвы. Реализация мероприятий Программы приведет к развитию новых форм организации отдыха в природном окружении, окажет влияние на формирование осознанной необходимости у жителей города Москвы заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья.
Мероприятия Программы, направленные на благоустройство и реставрацию музеев-усадеб и музеев-заповедников, позволят привлечь большее количество посетителей, что положительно скажется на культурном и духовном уровне жителей города Москвы. Условия, созданные в городе Москве благодаря реализации мероприятий Программы, будут способствовать улучшению качества жизни жителей, а также привлечению большего количества туристов в город Москву.
Еще одним важнейшим социальным эффектом Программы является улучшение качества жизни в столице за счет расширения объема разнообразных услуг, благоустройства города Москвы, развития инфраструктуры.
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие результаты в социальной сфере:
- увеличение посещаемости парков культуры и отдыха в 2 раза; музеев-заповедников и музеев-усадеб в 2,1 раза, детских парков в 1,4 раза от уровня 2010 года;
- увеличение количества посетителей, проводящих досуг в парковых зонах, бульварах, скверах и на благоустроенных водных объектах в 2,6 раза от уровня 2010 года;
- увеличение количества постоянных посетителей, занимающихся в секциях, кружках и других творческих формирований: парков культуры и отдыха в 5,1 раза, детских парков в 1,4 раза от уровня 2010 года;
- расширение спектра культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, эколого-просветительских мероприятий.
- обеспечение доступа людей с ограниченными возможностями здоровья во все 100% рекреационных территорий, комплексов и объектов.
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие результаты в экологической сфере:
- обеспечение роста доли жителей города Москвы, получивших возможность отдыха и занятия спортом, и доли туристов, привлекаемых для посещения озелененных территорий общего пользования как объектов туристического показа. Доля первых возрастет на 20%, вторых - на 40% к уровню 2010 года;
- повышение эффективности использования территорий парков, лесопарков, зон отдыха, особо охраняемых природных территорий, историко-культурных заповедников без негативных последствий для ценных природных сообществ; улучшении экологической обстановки в столице путем сохранения существующих и создания новых озелененных территорий.
Выполнение Программы в полном объеме позволит достичь следующих качественных результатов:
1. Формирование образа города Москвы как уникального культурного, делового и туристского центра, что будет способствовать развитию экономических и культурных связей города Москвы с другими субъектами Российской Федерации и иностранными государствами;
2. Создание дополнительных условий для организации семейного отдыха жителей города Москвы на территориях туристско-рекреационных зон, сформированных в административных округах города Москвы, в том числе формирование многофункциональных парков городского, окружного и районного уровней, соответствующих мировым стандартам;
3. Совершенствование механизмов хозяйственной деятельности учреждений отрасли;
4. Совершенствование нормативно-правовой базы;
5. Завершение ранее запланированных и начатых работ по модернизации технических средств, ремонту, реставрации и строительству объектов, развитие современной инфраструктуры индустрии отдыха и туризма;
6. Комплексная информатизация учреждений и формирование единого информационного пространства индустрии;
7. Обеспечение комплексной безопасности 100% рекреационно-туристских территорий и объектов, оснащение их системами видеонаблюдения и контроля доступа;
8. Увеличение поступлений в бюджет города Москвы за счет роста налоговых платежей вследствие развития и создания объектов инфраструктуры и работы организаций;
9. Повышение конкурентоспособности московского туристского продукта на мировом и внутреннем рынках;
10. Устойчивый рост прибытий в город Москву российских и иностранных туристов;
11. Создание комфортной информационной среды для российских и иностранных туристов за счет развитой системы ориентирования на улицах города Москвы, а также функционирования, начиная с 2012 года, московского туристского Интернет портала;
12. Формирование высококвалифицированного кадрового потенциала для туристско-рекреационного комплекса, обладающего глубокими знаниями и практическими навыками, соответствующими международным стандартам туристско-рекреационного обслуживания.
2.4. Сроки и этапы реализации Государственной программы
Государственная программа развития индустрии отдыха и туризма города Москвы рассчитана на период с 2012 г. по 2016 гг. и предусматривает следующую этапность:
I этап - 2012 г.; II этап - 2013 г.; III этап - 2014 г.; IV этап - 2015 г.;V этап - 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.