Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Управления Федеральной
службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по г. Москве
от 13 апреля 2010 г. N 113
Порядок
приема документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
I. Общие положения
1.1. Настоящий порядок приема документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Порядок) разработан Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) на основании и в соответствии с:
- Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ);
- Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Методические рекомендации);
- приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.09.2006 N 293 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Административный регламент);
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.2. Положения Порядка распространяются на жилые помещения: индивидуальные жилые дома (домовладения), части жилых домов, квартиры, комнаты; объекты нежилого фонда: здания, сооружения, нежилые помещения; земельные участки.
1.3. Настоящим Порядком определяются прием документов на регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, требования к содержанию и составу принимаемых документов, а также права и обязанности сотрудников Управления, ведущих прием документов.
1.4. Настоящий Порядок направлен на установление единой практики приема документов подразделениями Управления на регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
II. Общие требования к составу документов, представляемых на государственную регистрацию
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется при представлении следующих документов:
- заявления о государственной регистрации прав;
- документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за государственную регистрацию (за исключением случаев, когда в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации государственная пошлина уплате не подлежит);
- документов о субъектах права (физических или юридических лицах);
- документов, описывающих объект права, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (выписки из кадастрового паспорта, поэтажный план, экспликация, кадастровый паспорт);
- документов, являющихся основанием для государственной регистрации права, ограничения (обременения), сделки;
- иных документов, предусмотренных требованиями действующего законодательства и необходимых для государственной регистрации прав.
III. Комплект документов, представляемых на государственную регистрацию
1. Заявление
1.1. Заявление составляется на бланке установленного образца, а также может быть представлено в свободной форме.
1.2. При приеме заявления сотрудник должен проверить правильность заполнения всех полей бланка установленной формы.
1.3. Заявление, составленное в свободной форме, должно содержать сведения, необходимые для государственной регистрации, в соответствии с пп. 19, 20, 21 Методических рекомендаций.
В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, пол, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания заявителя.
1.4. При отсутствии у заявителя заполненного заявления или неправильном его заполнении специалист, ответственный за прием документов, заполняет самостоятельно в программно-техническом комплексе (с последующим представлением на подпись заявителю) или помогает заявителю собственноручно заполнить заявление.
1.5. Заявление на регистрацию сделки и перехода права на основании договора подают все стороны договора (за исключением договоров аренды).
1.6. В случаях когда на одной из сторон договора выступают несколько лиц - участников общей долевой собственности, заявление о государственной регистрации подают все участвующие в сделке на этой стороне договора.
1.7. Если гражданин вследствие физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не может лично расписаться, по его поручению, в его присутствии сделку, заявление или иной документ может подписать другой гражданин (рукоприкладчик) с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся за совершением соответствующего действия. В данном случае подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие (п. 3 ст. 160 ГК РФ, абз. 2 ст. 44 Основ законодательства Российской Федерации "О нотариате" от 11.02.1993 N 4462-1).
1.8. Заявления о государственной регистрации представляют:
- от имени несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет - их законные представители;
- от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун;
- несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет - самостоятельно.
1.9. В заявлении делается отметка о желании (нежелании) заявителя получить свидетельство о государственной регистрации права.
1.10. Заявление должно содержать отметку о возникновении ипотеки в силу закона.
2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
На государственную регистрацию представляются подлинный платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение регистрационных действий (который должен быть возвращен заявителю), и его копия (которая помещается в дело ПУД).
Таким документом может быть:
- квитанция об уплате;
- платежное поручение с отметкой банка об исполнении.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, письмо Росрегистрации от 17.10.2007 N 9-3317-06).
Юридические лица должны уплачивать государственную пошлину за государственную регистрацию прав в безналичной форме со своих банковских счетов, открытых в кредитных организациях, филиалах кредитных организаций, учреждениях Банка России, по месту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2006 N 03-06-03-04/60).
Размер и порядок уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав установлены ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сотрудник, осуществляющий прием, должен проверить правильность уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию до начала работы с комплектом документов.
3. Документы о субъекте права
3.1. Физические лица предъявляют: документ, удостоверяющий личность (перечень документов, являющихся в соответствии с действующим законодательством удостоверяющими личность, указан в пп. 10, 11 Методических рекомендаций).
При предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность, необходимо проверять:
- срок действия документа;
- наличие записи об органе, выдавшем документ, даты выдачи, подписи и фамилии должностного лица, оттиска печати;
- соответствие фамилии, имени, отчества, даты рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса постоянного места жительства или преимущественного пребывания заявителя с подлежащими внесению в Единый государственный реестр прав сведениями, указанными в документах, представленных на государственную регистрацию (в частности, в правоустанавливающем документе, в заявлении о государственной регистрации).
Отсутствие в документе, удостоверяющем личность, на день обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, сведений об адресе постоянного места жительства или преимущественного пребывания заявителя в соответствии с Законом о регистрации не является основанием для истребования дополнительных документов, подтверждающих (удостоверяющих) указанный адрес.
В данном случае рекомендуется руководствоваться сведениями об адресе постоянного места жительства или преимущественного пребывания заявителя, указанными им в заявлении о государственной регистрации.
3.2. Юридические лица представляют:
- копию свидетельства или другого документа о государственной регистрации юридического лица;
- копию учредительного документа юридического лица с изменениями, дополнениями и со свидетельствами о регистрации данных изменений;
- копии документов, подтверждающих полномочия представителя юридического лица действовать от имени последнего (копии протоколов общих собраний юридических лиц либо копии протоколов решения совета директоров (наблюдательных советов) о назначении/избрании (контракт) исполнительного органа юридического лица (директора, генерального директора и т.д.) или выписок из них, верность которых подтверждена подписями соответствующих руководителей и печатью организации; определение арбитражного суда о назначении арбитражного управляющего, если начата процедура банкротства);
- копию документа налоговой инспекции о присвоении ИНН.
3.2.1. К предъявляемым учредительным документам юридического лица, подлинникам документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, документа о постановке на учет юридического лица как налогоплательщика с указанием его индивидуального номера налогоплательщика прилагаются их нотариально заверенные копии.
3.2.2. Предъявленные оригиналы учредительных документов юридического лица, подлинники документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, документа о постановке на учет юридического лица как налогоплательщика возвращаются заявителю непосредственно после их предъявления.
Если ранее юридическое лицо представляло копии учредительных документов в одно из дел правоустанавливающих документов, то при следующем обращении за государственной регистрацией по любому другому объекту возможно представление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельствующей об отсутствии изменений и дополнений учредительных документов юридического лица, а при приеме документов необходимо сделать ссылку на дело правоустанавливающих документов, в котором находятся копии учредительных документов (п. 22 Методических рекомендаций).
3.2.3. Вид учредительных документов, представляемых юридическими лицами, зависит от их организационно-правовой формы, например:
- устав представляют: акционерные общества, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, учрежденные одним лицом, фонды, общественные объединения, религиозные организации; государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- учредительный договор представляют: полные товарищества, товарищества на вере;
- устав и учредительный договор представляют: общества с дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы некоммерческих организаций;
- учреждения представляют решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником;
- в случаях, предусмотренных законом, учредительным документом может быть Положение.
3.2.4. Представляемые иностранным юридическим лицом учредительные документы подчиняются личному закону юридического лица и отвечают требованиям права страны, где учреждено юридическое лицо.
Если учредительный документ был составлен на территории государства, являющегося участником Гаагской конвенции 1961 года, на нем должен быть проставлен апостиль.
Учредительные документы, оформленные на территории стран, не входящих в число участников названной конвенции, а также не имеющих с Россией двухстороннего соглашения о правовой помощи, должны быть легализованы.
В случае если государство, в котором были зарегистрированы учредительные документы юридического лица, имеет с Россией двухстороннее соглашение о правовой помощи и содержанием соглашения подтверждается отсутствие необходимости легализации документов или проставления апостиля, документы, изготовленные и засвидетельствованные учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме, должны приниматься без какого-либо специального удостоверения.
Документы и апостиль, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык, верность которого должна быть удостоверена нотариально.
4. Представительство
Представительство может быть основано на доверенности или на законе.
4.1. Представительство, основанное на доверенности:
Доверенность представляется в двух экземплярах: подлинник (возвращается после проверки на соответствие копии) и копия либо нотариально удостоверенная копия.
При предъявлении доверенности сотрудник должен проверить соответствие указанных в доверенности полномочий тем действиям, которые совершает представитель по предъявленной доверенности, соответствие лица, указанного в доверенности в качестве представителя, тому лицу, которое представило документы на регистрацию, а также отсутствие подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений.
Все другие необходимые реквизиты (сведения о доверителе и представителе, срок действия доверенности, дата ее выдачи) должны быть отражены в доверенности в соответствии с пп. 2 и 22 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.03.2000 N 91.
Если доверенность была выдана на территории государства, являющегося участником Гаагской конвенции 1961 года, на ней должен быть проставлен апостиль.
Доверенности, оформленные на территории стран, не входящих в число участников названной конвенции, а также не имеющих с Россией двухстороннего соглашения о правовой помощи, должны быть легализованы.
В случае если государство, в котором была выдана доверенность, имеет с Россией двухстороннее соглашение о правовой помощи (в частности, государства - члены СНГ), доверенность принимается без какого-либо специального удостоверения.
Доверенность и апостиль, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык, верность которого должна быть удостоверена нотариально.
Доверенность от физических и юридических лиц на представление документов на государственную регистрацию и получение документов, подлежащих возврату после проведения государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
В соответствии с п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этой части, соединения, учреждения или заведения;
3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа социальной защиты населения;
5) доверенности, выданные консульскими учреждениями Российской Федерации;
6) доверенности, выданные должностными лицами аппарата органа исполнительной власти, имеющими соответствующие полномочия, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.
Доверенность, выданная лицом, действующим по доверенности (передоверие), должна быть нотариально удостоверена. При этом сотрудник обязан проверить срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, который не должен быть больше срока действия основной доверенности.
К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
4.2. Представительство, основанное на законе:
Законными представителями граждан могут быть родители, усыновители, опекуны и попечители.
Законными представителями несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет являются родители, усыновители или попечители.
Законными представителями несовершеннолетних граждан в возрасте до 14 лет являются родители, усыновители или опекуны.
Над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека.
Над гражданином, ограниченным в дееспособности, устанавливается попечительство.
Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Попечители дают согласие (в письменной форме) на совершение сделок, т.е. несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет сделки в отношении недвижимости совершают самостоятельно. Согласие попечителей может быть выражено, например, как непосредственно в тексте договора и подтверждено личными подписями последних, так и в виде отдельного документа либо путем представления законными представителями заявления на регистрацию.
Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или др. аналогичные учреждения, являются эти учреждения.
5. Документы об объекте права (документы, описывающие объект недвижимого имущества)
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
6. Требования, предъявляемые к документам - основаниям для государственной регистрации
6.1. Необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством в месте издания таких актов, представляются только в копиях. Копии указанных документов-оснований изготавливаются без подписи руководителя, уполномоченным лицом администрации, на них делается отметка о том, что копии верны подлиннику и проставляется подпись должностного лица, заверенная печатью соответствующего органа;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
6.2. При приеме документов-оснований сотрудник должен проверить:
- соответствие состава документов и их оформление требованиям действующего законодательства;
- соответствие представленных копий документов подлинникам по наименованию, дате составления, по содержанию, по подписям на подлиннике документа, по количеству листов.
Принимаемые документы не должны иметь подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений. Не подлежат приему документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
6.3. При представлении на регистрацию в качестве документа-основания договора, составленного в простой письменной форме, сотруднику необходимо также проверить:
- содержание договора (договор должен содержать необходимые реквизиты: наименование, дата составления, наименование сторон, предмет договора, вид права и т.д.);
- количество экземпляров договора, которое определяется сторонами и, как правило, соответствует количеству сторон договора или количеству участвующих в нем лиц (при долевой собственности), плюс дополнительно один экземпляр - для хранения в Управлении Росреестра по Москве;
- подписи сторон;
- чтобы все приписки, зачеркнутые слова, иные исправления в тексте договора были отдельно оговорены и заверены подписями участников сделки.
6.4. Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
6.4.1. Несовершеннолетние физические лица в возрасте от 14 до 18 лет при подписании документа указывают, что действуют с согласия родителей, усыновителей или попечителей, пишут полностью свои фамилию, имя, отчество и ставят подпись.
6.4.2. Лица, выступающие в данной ситуации в качестве законных представителей (родители, усыновители, опекуны, попечители), должны подтвердить свое согласие на совершение сделки (например, записью о согласии с указанием полностью фамилии, имени, отчества и подписи).
6.4.3. Законные представители, которые действуют в интересах малолетних детей в возрасте до 14 лет (родители, усыновители, опекуны, представители органов опеки), пишут на заявлениях, договорах, что действуют в интересах несовершеннолетнего ребенка.
6.4.4. Представители физических и юридических лиц до фамилии, имени, отчества и подписи указывают, что являются представителями, например: "По доверенности, фамилия, имя, отчество, подпись".
6.5. Листы договора, составленного на нескольких отдельных листах, должны быть прошиты, пронумерованы (для физических и юридических лиц) и скреплены печатью (для юридических лиц) или парафированы (подписаны на каждом листе всеми участниками договора);
- не заполненные до конца строки и другие свободные места в тексте договора должны быть прочеркнуты;
- приписки и поправки должны быть оговорены и подтверждены подписями участников договора. .
7. Общие требования к иным документам, необходимым в соответствии с законодательством для государственной регистрации прав
В случаях, предусмотренных нормами действующего законодательства РФ, на государственную регистрацию представляются иные документы, в том числе:
7.1. Разрешение (согласие) органов опеки и попечительства требуется в случае:
- отчуждения законными представителями имущества, принадлежащего несовершеннолетнему в возрасте до четырнадцати лет, или дачи согласия законными представителями на отчуждение такого имущества несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 37 ГК РФ, п. 3 ст. 60 Семейного кодекса);
- сдачи внаем (в аренду), предоставления в безвозмездное пользование, передачи в залог имущества, принадлежащего несовершеннолетнему в возрасте до четырнадцати лет, законными представителями или дачи согласия законными представителями на совершение таких сделок несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 37 ГК РФ, п. 3 ст. 60 Семейного кодекса);
- дачи согласия законным представителем несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на отказ от права преимущественной покупки доли в праве общей собственности на имущество или отказа законных представителей несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет от указанного права (п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 37 ГК РФ, п. 3 ст. 60 Семейного кодекса);
- дачи законными представителями согласия несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на выдел долей, раздел имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, или осуществления указанных действий законными представителями несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет (п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 37 ГК РФ, п. 3 ст. 60 Семейного кодекса);
- дачи законными представителями согласия несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на совершение сделки, влекущей уменьшение имущества несовершеннолетнего, в том числе уменьшение доли в праве общей долевой собственности, или осуществления указанных действий законными представителями несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет (п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 37 ГК РФ, п. 3 ст. 60 Семейного кодекса);
- отчуждения жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц (п. 4 ст. 292 ГК РФ).
При приеме данного разрешения (распоряжение или иной документ) сотрудник должен проверить наличие подписи лица, наделенного правом осуществлять соответствующие властные действия от имени органа опеки и попечительства (в г. Москве - распоряжение за подписью руководителя муниципалитета).
7.2. Нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки по распоряжению жилым помещением, находящимся в общей совместной собственности (исключение: отчуждение супругом жилого помещения, полученного им в собственность до брака либо в период брака, в порядке приватизации, наследования или в результате дарения; наличие установленного иного режима собственности супругов: раздел имущества, брачный договор). При подписании сделки обоими супругами нотариального согласия не требуется.
7.3. При подаче заявления на регистрацию права на долю в общей долевой собственности на основании договора купли-продажи (мены) заявителем должны быть представлены документы, подтверждающие выполнение продавцом требований о соблюдении прав преимущественной покупки доли других сособственников (ст. 250 ГК РФ, ст. 24 Закона о регистрации):
- надлежащее уведомление продавцом других сособственников о намерении продать свою долю - уведомление нотариуса (в противном случае отсутствует возможность судить о содержании уведомления);
- отказ от покупки доли со стороны других сособственников, заверенный нотариально или оформленный в присутствии сотрудника, осуществляющего прием документов на государственную регистрацию. В последнем случае сотрудник проверяет соответствие данных документа, удостоверяющего личность, сданными лиц, указанных в документах, в которых выражено их согласие на регистрацию права, с фактическими данными документа, удостоверяющего личность, делает отметку на документах "Составлено в моем присутствии" и указывает фамилию, дату и ставит свою подпись.
7.4. При регистрации прав и сделок с объектами федеральной и муниципальной собственности, переданными в хозяйственное ведение унитарному предприятию (п. 2 ст. 295 ГК РФ) или в оперативное управление федеральному казенному предприятию (п. 1 ст. 297 ГК РФ), сотрудник проверяет наличие письменного согласия собственника на отчуждение имущества с указанием конкретного объекта и цены.
7.5. При регистрации перехода права на объекты недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с недвижимым имуществом с участием организаций, обладающих правом оперативного управления имуществом, сотрудник проверяет наличие письменного подтверждения того, что реализуемая недвижимость приобретена за счет доходов, полученных от деятельности, осуществляемой в соответствии с учредительными документами организации, а не на средства собственника (например, документ за подписью главного бухгалтера и руководителя юридического лица, свидетельствующий об учете недвижимости на отдельном балансе).
7.6. Если объект недвижимого имущества находится в государственной или муниципальной собственности и не находится ни на каком вещном праве у других субъектов (исключение: право хозяйственного ведения имуществом предприятия, право оперативного управления казенного предприятия), стоимость объекта при его отчуждении определяется в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": оценка проводится в обязательном порядке независимым оценщиком, за исключением приватизации жилых помещений).
7.7. При регистрации крупной сделки дополнительно представляется решение участников (акционеров) либо совета директоров, необходимое для совершения крупных сделок.
7.8. Другие документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
8. Заключительные положения
8.1. По просьбе заявителя сотрудник должен сообщить должность, фамилию, имя, отчество свои и своего непосредственного начальника; фамилию, имя, отчество руководителя Управления Росреестра по Москве; номер справочного телефона Управления Росреестра по Москве и приемной, в которую обратился заявитель.
8.2. При установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 81 Административного регламента, специалист, ответственный за прием документов, уведомляет заявителя о наличии препятствий для государственной регистрации прав, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.
При желании заявителя устранить препятствия, прервав подачу документов на государственную регистрацию прав, специалист, ответственный за прием документов, формирует перечень выявленных препятствий для государственной регистрации прав в 2 экземплярах (приложение N 5 к приказу) и передает его заявителю для подписания. Первый экземпляр перечня выявленных препятствий для государственной регистрации прав вместе с представленными документами передается заявителю, второй - остается у специалиста.
При желании заявителя устранить препятствия позднее (после подачи документов на государственную регистрацию прав) путем представления дополнительных или исправленных документов специалист, ответственный за прием документов, обращает его внимание на наличие препятствий для проведения государственной регистрации прав и предлагает заявителю письменно подтвердить факт уведомления.
8.3. В случае если на государственную регистрацию был представлен документ (документы), имеющий подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в нем исправления, документ, исполненный карандашом, а также документ с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать его содержание, такой документ согласно пункту 3 статьи 18 Закона о регистрации не подлежит приему на государственную регистрацию.
Поскольку в Законе о регистрации не указан порядок отказа в приеме таких документов, а в соответствии со статьей 2 Закона о регистрации уклонение от государственной регистрации может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд, органам, осуществляющим государственную регистрацию прав, рекомендуется, проинформировав об этом заявителя в ходе приема документов, незамедлительно приостанавливать государственную регистрацию (пункт 1 статьи 19 Закона о регистрации). В уведомлении о приостановлении государственной регистрации со ссылкой на пункт 3 статьи 18 Закона о регистрации рекомендуется:
- указывать конкретную причину (наименование и реквизиты документа, суть "дефекта" документа и т.д.);
- сообщать заявителю, что он может получить на руки такой документ в целях его приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации;
- сообщать, что непредставление требуемого и надлежаще исполненного (оформленного) документа до окончания срока регистрации (приостановления регистрации) повлечет вынесение решения об отказе в регистрации в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, а также о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о регистрации правообладатель, сторона (стороны) сделки или уполномоченное им (ими) на то лицо при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности имеет право представить заявление о приостановлении регистрации на срок не более трех месяцев с указанием причины такого приостановления;
- если подлинный экземпляр указанного документа выдан на руки заявителю, рекомендуется на копии расписки в приеме документов на государственную регистрацию сделать об этом отметку в порядке, установленном п. 50 Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24.12.2001 N 343 (далее - Правила ведения книг учета), а копию такого документа поместить в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
8.4. Сотрудник вносит запись о принятых документах в книгу учета входящих документов и выдает расписку в получении документов на регистрацию с указанием вида (подлинник, копия) и даты их представления.
8.5. Специалист, ответственный за прием документов, несет персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка приема документов, правильность внесения записи в книгу учета входящих документов, оформление расписки, установленных пунктами 78-90 Административного регламента.
8.6. После проведения государственной регистрации в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о регистрации возврату подлежат следующие документы:
- экземпляры-подлинники документов, выражающих содержание сделок, совершенных в простой письменной форме и являющихся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав (за исключением одного экземпляра-подлинника, который помещается в дело правоустанавливающих документов);
- подлинники иных документов, представленных на государственную регистрацию прав (например, нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки по распоряжению недвижимым имуществом, оригинал документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, и т.п.);
- копии актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество (за исключением одного экземпляра, который помещается в дело правоустанавливающих документов).
В случае прекращения государственной регистрации заявителям возвращаются представленные на государственную регистрацию документы, о чем делается соответствующая отметка (запись) на экземпляре расписки о приеме документов.
В пакете правоустанавливающих документов остаются документы, поданные заявителем, такие, как:
- заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности;
- копии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
- заявления о возврате документов без проведения государственной регистрации;
- копия уведомления Управления Росреестра по Москве о прекращении регистрации;
- копия уведомления о приостановлении государственной регистрации (при представлении заявления о возврате документов без проведения государственной регистрации одной из сторон договора);
- копия доверенности представителя;
- заявление о принятии дополнительных документов (если таковое имело место);
- копия доверенности на получение документов (в случае, если таковая была выдана отдельно на получение документов в Управлении Росреестра по Москве);
- копии тех документов, которые выдаются заявителю.
Указанные выше документы, а также расписка, в которой делается отметка обо всех принятых на государственную регистрацию документах и выданных после прекращения регистрационных действий по заявлению сторон, формируются в дело правоустанавливающих документов для передачи на хранение.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 16 Закона о регистрации при приеме документов физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица - нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия.
Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица и нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа.
В соответствии с абз. 6 п. 9 Методических рекомендаций, п. 51 Правил ведения книг учета, в случаях, когда представленные копии документов не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, специалист, ответственный за прием документов, должен сличить копии документов с их подлинными экземплярами и сделать на них надпись (штамп) об их соответствии подлинным экземплярам с указанием Ф.И.О. лица, сделавшего надпись, а также заявителя.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 13 апреля 2010 г.... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.