Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 17 февраля 2009 г. N 104-ПП
Концепция
правовой поддержки и защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве
1. Общие положения
Концепция правовой поддержки и защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве (далее - Концепция) разработана на основе анализа имеющегося опыта оказания правовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП), организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы, а также анализа перспектив развития малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Концепция разработана в соответствии с:
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Указом Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства";
- Законом города Москвы "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" от 26 ноября 2008 года N 60;
- постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 420-ПП "О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.";
- постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 1006-ПП "Об итогах проведения открытого конкурсного отбора для формирования Перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в городе Москве".
2. Основные термины и понятия
В рамках настоящей Концепции используются следующие термины и понятия:
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд при реализации городских целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
Мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) и привлекаемых в случае необходимости к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Субъекты малого и среднего предпринимательства - юридические лица либо индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям отнесения к категории малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Начинающий предприниматель - физическое или юридическое лицо, намеревающееся начать предпринимательскую деятельность в городе Москве.
Благоприятная предпринимательская среда - совокупность внешних и внутренних условий, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства.
Административные ограничения при развитии предпринимательства - противоправные действия (бездействие) должностных лиц государственных органов власти, создающих препятствия для реализации прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Корпоративный конфликт - любое разногласие или спор между органами управления общества и его акционером (участником), которые возникли в связи с участием акционера (участника) в обществе, по вопросам надлежащего выполнения требований корпоративного законодательства и внутренних документов общества, либо разногласия или спор между акционерами (участниками), если они затрагивают интересы общества, его акционеров (участников).
Недружественное поглощение - противоправные действия, направленные на установление контроля над Обществом и его активами, вопреки интересам основных акционеров (участников) и органов управления Общества.
3. Характеристика сложившейся ситуации
Малые и средние предприятия (СМСП) являются одними из наименее защищенных категорий субъектов предпринимательской деятельности.
У гражданина, имеющего намерение открыть свое дело, необходимость в юридическом сопровождении возникает уже на этапе государственной регистрации предприятия.
Согласно данным Московского центра развития предпринимательства валовая прибыль малых предприятий города Москвы за 2007 год в среднем не превышает 2981 тыс. руб. в год, или в среднем 2489 тыс. руб. за месяц. Валовая прибыль направляется на покрытие заработной платы аппарата управления, арендной платы, коммунальных платежей, ее показатель формирует чистую прибыль предприятия, которая может быть реинвестирована в дальнейшее его развитие.
При этом у предпринимателей нередко возникают проблемы с контрагентами-предпринимателями и юридическими лицами, а также с государственными органами, правильное разрешение которых возможно только посредством получения квалифицированной правовой помощи.
Учитывая сложившуюся конъюнктуру на рынке труда юрисконсультов (только фонд оплаты труда без налогов составляет не менее 40 тыс. руб.), среднестатистическое малое предприятие города Москвы не в состоянии содержать в своем штате квалифицированного юриста имеющего опыт работы по различным отраслям права, зарплата которого будет составлять около 20% валовой прибыли СМСП.
В результате СМСП в большинстве случаев не имеют возможности для квалифицированной защиты своих прав и законных интересов в случае их нарушения гражданами, организациями либо органами государственной власти.
Также одним из основных препятствий для развития малого и среднего предпринимательства являются административные ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности со стороны государственных органов. Так, согласно данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", материальные потери СМСП от административных барьеров составляют до 10% от их оборота.
Указом Президента РФ от 15 мая 2008 года N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" предусмотрено усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
При этом на данный момент существует более 50 государственных органов городского и федерального подчинения, наделенных правом проведения мероприятий по контролю (надзору) в отношении СМСП.
Увеличение числа контролирующих органов также не дает возможности многим предпринимателям в большинстве своем не имеющим юридического образования, избрать правильную позицию для защиты своих прав.
По данным Минэкономразвития России ежегодно в стране проводится более 20 млн. проверок бизнес-структур.
Результатом мероприятий по контролю (надзору) может стать приостановление деятельности СМСП, наложение на них штрафных санкций, а в некоторых случаях и ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более половины предпринимателей отметили, что каждые полгода их организации проверяют от одного до трех раз в рамках комплексных (90%), плановых (82%) и внеплановых проверок (80%). Представители промышленных предприятий и торговли отмечают, что проверки у них проводятся до шести раз в полугодие и имеют преимущественно внеплановый характер.
Согласно информации автоматизированной системы ИАС "Контроль-Москва" за 2008 год зарегистрировано 33979 мероприятий по контролю, проведенных контролирующими органами города Москвы.
Для защиты прав и законных интересов СМСП как на месте проведения мероприятий по контролю (надзору), так и на стадии обжалования действий контролирующих органов необходимо присутствие квалифицированного специалиста, способного выработать правильную стратегию действий.
При этом административные ограничения при развитии предпринимательства имеют место не только в сфере государственного контроля (надзора). Так, в 2008 году префектурами административных округов города Москвы проведено 29 заседаний межведомственных комиссий по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, на которых рассмотрено 64 вопроса.
Наиболее часто рассматриваемыми вопросами являются ограничения, возникающие в сфере аренды СМСП государственного имущества и присоединения к электросетям.
Также одним из основных административных ограничений, возникающим уже на этапе государственной регистрации является достаточно сложная ситуация с получением адреса места нахождения будущего юридического лица.
Для того чтобы пройти процедуру государственной регистрации юридического лица, необходимо иметь соответствующее помещение на праве собственности либо аренды. Однако в свою очередь для получения помещения на праве аренды (участия в аукционе) для будущего юридического лица необходимо представить его учредительные документы. В результате, получается замкнутый круг. Одним из решений данной проблемы могут стать услуги по предоставлению рабочих мест, оказываемые организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы.
Не менее актуальной на данный момент проблемой для малого и среднего предпринимательства являются корпоративные споры и так называемые недружественные поглощения (рейдерство), результатом которых становится лишение СМСП их имущества и/или имущественных прав.
При этом объектом недружественных поглощений в настоящее время помимо непосредственно недвижимого имущества, акций и долей в обществах являются долгосрочные договоры аренды с Департаментом имущества города Москвы, эксклюзивные (авторские) права и иные имущественные права.
Для разрешения подобных ситуаций, наряду с обращением в правоохранительные органы, требуется разработка и реализация схемы по недопущению противоправного поглощения, по возврату законному собственнику его имущества, восстановления его прав. При этом схема не может быть универсальной и в каждом конкретном случае необходимо привлечение специалиста именно в данной области (юриста, адвоката). Учитывая специфику данного явления (большое количество инициированных и инициируемых судебных процессов и длительность сроков судебного разбирательства) привлечение такого специалиста требует значительных финансовых вложений.
Важно, что при угрозе противоправных поглощений, с целью их предотвращения и в процессе борьбы за возврат собственности важным условием достижения успеха является оперативность как в получении информации, так и в осуществлении действий, препятствующих продолжению противоправного захвата. Несвоевременность осуществления указанных действий может привести к невозможности возврата имущества и восстановления прав, что в свою очередь обосновывает необходимость оперативного подключения к работе юристов, как правило, отсутствующих в штате СМСП.
В связи с отсутствием у СМСП финансовых и кадровых ресурсов для оплаты полноценного юридического сопровождения своей деятельности, в городе Москве существует необходимость создания службы правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках реализации п. 1.1.2. Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. в 2008 году за правовой поддержкой обратилось свыше 10000 предпринимателей, проведено более 20000 консультаций, заключено более 2500 безвозмездных договоров на оказание правовой помощи и произведено около 1200 выездов на места проведения мероприятий по контролю (надзору). Помощь предпринимателям оказывалась как по месту вызова и непосредственно в помещениях организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства г. Москвы, так и по телефону специализированной "горячей линии".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 1.1.2. плана мероприятий комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг.
Как показывает практика работы организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы, наиболее часто правовой поддержкой пользовались Общества с ограниченной ответственностью (70%) и Индивидуальные предприниматели (20%). Это обусловлено наибольшей распространенностью и в то же время незащищенностью данных субъектов малого предпринимательства.
Оперативная и бесплатная юридическая и информационно-консультационная поддержка пользуется популярностью среди СМСП, поскольку позволяет минимизировать их последующие затраты на действия по защите своих прав и законных интересов, преодоление административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Целью разработки Концепции является создание благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства в городе Москве посредством осуществления правовой защиты прав и законных интересов СМСП.
Достижение поставленной цели возможно посредством комплексного решения ряда задач, а именно:
- Снижение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности;
- Создание условий противодействия противоправным поглощениям и завладению имуществом СМСП;
- Обеспечение оперативного реагирования органов исполнительной власти на факты нарушения прав и законных интересов СМСП при осуществлении предпринимательской деятельности;
- Минимизация затрат СМСП на осуществление действий по защите своих прав и законных интересов;
- Повышение информированности и правовой грамотности СМСП;
- Инициирование совершенствования законодательства в области малого и среднего предпринимательства и корпоративного права.
Способами реализации указанных задач являются:
- Представление интересов предпринимателей при проведении со стороны органов государственного контроля (надзора) мероприятий по контролю (надзору), а также проверок со стороны общественных организаций;
- Консультирование в режиме "горячей линии" по телефону и через Интернет;
- Проведение выездных консультаций с использованием "мобильного офиса";
- Представление интересов СМСП в суде;
- Подготовка материалов для рассмотрения дел на Межведомственных комиссиях по снижению административных барьеров при развитии предпринимательства при Префектурах административных округов города Москвы и Правительстве Москвы;
- Подготовка проектов писем, претензий, жалоб и иных обращений в адрес органов исполнительной власти и контрагентов;
- Освещение в СМИ наиболее актуальных и познавательных для предпринимателей примеров обращений в рамках реализации Концепции и результатов их разрешения;
- Выпуск информационно-аналитического печатного издания для СМСП с целью их просвещения и предотвращения возможных ошибок;
- Проведения семинаров, круглых столов и конференций с участием СМСП;
- Подготовка методических рекомендаций по расследованию и предупреждению противоправных поглощений;
- Подготовка законопроектов о внесении изменений и дополнений в законодательство с целью защиты интересов СМСП.
Концепция направлена на оказание правовой поддержки следующим категориям субъектов малого и среднего предпринимательства:
- начинающим предпринимателям;
- индивидуальным предпринимателям;
- микропредприятиям;
- малым предприятиям;
- средним предприятиям.
Мероприятия Концепции будут финансироваться из средств, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 420-ПП "О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.".
4. Основные направления реализации Концепции
4.1. Консультационное направление
Оказание квалифицированной юридической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства Москвы, в том числе в приоритетных для города направлениях должно осуществляться на базе городских организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы. Предусматривается осуществление правовой (в том числе с привлечением адвокатов) защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также доступного для предпринимателей канала "горячей линии" с целью оперативного предоставления им необходимого объема квалифицированной юридической помощи на льготных условиях с использованием ресурсов территориальных центров развития предпринимательства города Москвы и агентств по развитию предпринимательства города Москвы. Необходимо оказать содействие в обеспечении взаимодействия и координации деятельности территориальных центров развития предпринимательства и агентств по развитию предпринимательства, осуществляющих правовую (в том числе с привлечением адвокатов) защиту субъектов малого и среднего предпринимательства, с консалтинговыми организациями и с организациями, оказывающими юридические услуги субъектам малого и среднего предпринимательства.
В рамках консультационного направления также производится:
- предоставление СМСП и начинающим предпринимателям консультаций по вопросам гражданского, трудового, финансового, налогового, бюджетного, валютного, административного, корпоративного и иного законодательства;
- представление интересов СМСП в процессе проведения мероприятий по контролю (надзору);
- подготовка проектов письменных возражений на акты органов государственного контроля (надзора), вынесенных по результатам проведения мероприятий по контролю (надзору), а также жалоб на действия органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц;
- представление интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных органах при рассмотрении дел по результатам проведенных мероприятий по контролю (надзору) и в судах по спорам, связанным с защитой прав и законных интересов СМСП;
- оказание помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в составлении проектов локальных нормативных актов, необходимых для ведения бизнеса, гражданско-правовых и трудовых договоров, в подготовке юридических документов для досудебной и судебной защиты интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;
- предоставление консультаций начинающим предпринимателям по различным вопросам организации бизнеса (государственной регистрации, аккредитации, сертификации, лицензирования и др.);
- подготовка проектов ответов от имени СМСП на запросы органов государственного контроля (надзора) и надзорных организаций, государственных органов;
- предоставление консультаций о способах выявления и предупреждения случаев противоправного завладения имущественными и корпоративными правами акционеров (участников);
- предоставление оперативной консультации о принятии срочных мер, направленных на возврат похищенного имущества и/или восстановление нарушенного права;
- подготовка письменных заключений по корпоративному конфликту, недружественному поглощению;
- разработка схем по недопущению противоправного поглощения, по возврату законному собственнику его имущества, восстановления его прав.
4.2. Информационное направление
На данный момент существует необходимость повышения информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об их правах и способах их защиты и обеспечить издание информационно-справочных пособий по следующим направлениям:
- информация об инфраструктуре правовой поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе о субъектах инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (сфера деятельности, адрес, режим работы, стоимость услуг), об обязанностях, лежащих на них в связи с их принадлежностью к инфраструктуре поддержки малого предпринимательства, и о льготном (бесплатном) предоставлении услуг субъектам малого и среднего предпринимательства;
- информация о правах субъектов предпринимательства при осуществлении относительно них мероприятий по контролю с алгоритмом действий и конкретными способами защиты интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;
- распространение рекламных проспектов (в том числе в Журнале учета мероприятий по контролю) о создании и функционировании системы правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы;
- нормативные правовые акты, затрагивающие права и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, с кратким комментарием;
- изменения положений законодательства, затрагивающего субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках реализации информационного направления также осуществляется:
- проведение семинаров и круглых столов во всех административных округах города Москвы с участием СМСП;
- проведение мониторинга публикаций о СМСП в СМИ;
- информационное сопровождение мероприятий Концепции в СМИ и сети Интернет.
4.3. Экспертно-аналитическое направление
В рамках реализации Концепции необходимо проводить работу по анализу и выявлению проблемных вопросов связанных с возникновением административных ограничений при развитии предпринимательской деятельности с целью их последующего устранения и предупреждения развития негативных тенденций. В связи с этим будет проводится:
- разработка материалов для подготовки заседаний Межведомственных комиссий по снижению административных барьеров при развитии предпринимательства при Префектурах административных округов города Москвы и Правительстве Москвы;
- анализ и систематизация информации о мероприятиях по контролю (надзору) в городе Москве, корпоративных спорах и противоправных поглощениях;
- подготовка тематических аналитических обзоров о реализации положений Концепции;
- выявление наиболее значимых проблем в сфере соблюдения и защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства с целью подготовки проектов изменений в законодательства города Москвы и Российской Федерации.
4.4. Планово-контрольное направление
Указанное направление предусматривает:
- организация и ведение учета обратившихся в рамках реализации Концепции;
- учет и контроль исполнения мероприятий Концепции;
- разработка проектов распорядительных и иных документов в целях развития малого и среднего предпринимательства в Москве;
- формирование отчетов (ежемесячных, квартальных, годовых) о выполнении мероприятий Концепции.
5. Основные принципы реализации Концепции
- оперативность - оказание поддержки СМСП в максимально короткие сроки;
- безвозмездность - услуги для СМСП в рамках реализации Концепции оказываются бесплатно;
- законность - реализация Концепции строится в соответствии с нормами законодательства РФ и города Москвы;
- объективность - оценка обращений СМСП и перспектив их разрешения строится исключительно на основе норм права;
- квалифицированность - помощь оказывается опытными специалистами в области права и экономики;
- территориальность (доступность) - помощь, в случае необходимости, оказывается, по месту фактического нахождения СМСП в городе Москве.
6. Способы и формы оказания правовой поддержки
В рамках реализации Концепции поддержка оказывается следующими способами:
- дистанционно (телефон, Интернет);
- в офисах организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы;
- с выездом по месту нахождения СМСП;
- публично (на семинарах, круглых столах).
В рамках реализации Концепции поддержка оказывается в формах:
- устной;
- письменной;
- смешанной.
7. Ожидаемые результаты
В результате реализации Концепции в 2009 году планируется достижение следующих результатов:
- Повышение уровня правовой защиты СМСП и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы;
- Сокращение числа судебных разбирательств, спорных вопросов с участием СМСП за счет сокращения оснований для возникновения споров и использования возможностей их досудебного урегулирования;
- Сокращение и предупреждение нарушений действующего законодательства со стороны СМСП и контролирующих органов при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору);
- Предотвращение и минимизация убытков СМСП в практике договорных отношений, взаиморасчетов с бюджетом;
- Сокращение количества противоправных захватов и корпоративных споров;
- Охват поступающих от СМСП обращений в количестве, запланированном в приведенном плане мероприятий реализации Концепции на 2009 г.
8. Финансирование мероприятий Концепции
Финансирование проекта "НПП МБМ" осуществляется в рамках пункта 1.1.2 "Развитие системы правового обеспечения деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей" раздела 1.1. Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг., утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 года N 420-ПП.
9. Система контроля за реализацией Концепции
Координацию работы и контроль за реализацией Концепции осуществляет Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и другие органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на проведение контроля (надзора).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.