Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Концептуальная архитектура Регионального фрагмента Единой государственной информационной системы в здравоохранении города Москвы
Региональный фрагмент Единой государственной информационной системы в здравоохранении города Москвы представляет собой распределенную информационную систему, надлежащим образом интегрированную с соблюдением требований по защите информации как с Федеральным фрагментом Единой государственной информационной системы в здравоохранении, так и с общегородской информационной инфраструктурой города Москвы. РЕИС будет охватывать все государственные медицинские учреждения города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, окружные управления здравоохранения.
Основными композиционными элементами РЕИС прикладного уровня будут выступать Общегородские информационные сервисы Единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы (далее - Общегородские информационные сервисы ЕМИАС) и совокупность медицинских информационных систем, размещенных на вычислительных мощностях некоторых государственных медицинских учреждений (далее - МИС).
Надлежащее функционирование прикладных компонент РЕИС будет обеспечиваться за счет единого инфраструктурного уровня РЕИС. В целях снижения стоимости владения, инфраструктурный уровень РЕИС будет сформирован преимущественно на принципах централизации инфраструктурных сервисов, обеспечивающей условия для удаленного централизованного мониторинга и управления инфраструктурными компонентами РЕИС в распределенной среде, с привлечением отдельных компонентов по сервисной модели.
Информационное взаимодействие компонентов РЕИС, размещенных в медицинских учреждениях города Москвы, с компонентами Общегородских информационных сервисов будет обеспечиваться посредством ведомственной сети передачи данных с использованием средств криптографической защиты информации. Ведомственная сеть передачи данных, как один из элементов инфраструктурного уровня РЕИС, будет сформирована в рамках формирования общедоступной информационно-коммуникационной среды города Москвы (ИКС). Развитие ИКС будет осуществляться на базе сервисной модели с привлечением, в порядке, установленном действующим законодательством, операторов связи и предоставлением гарантированных услуг электросвязи до конечных автоматизированных рабочих мест медицинских учреждений.
Подключение государственных медицинских учреждений, рабочих мест и информационных систем к ведомственной сети передачи данных будет осуществлено каналами от 10 до 100 Мбит/с (в зависимости от количества рабочих мест и потребности в информационном взаимодействии), с достаточным резервированием и защитой.
Обеспечение надлежащей защиты информационных ресурсов и сервисов в сфере здравоохранения, вне зависимости от места их развертывания в распределенной модели, будет осуществлено за счет создания многоуровневой комплексной системы информационной безопасности (далее - КСИБ).
Базисным уровнем КСИБ будет являться так называемое "защищенное окружение", призванное обеспечить базовую функциональность по защите информации для различных информационных систем, интегрируемых в данное окружение, и предоставлять им необходимые базовые сервисы информационной безопасности. Защищенное окружение должно создаваться путем внедрения необходимых средств и мер в системы инфраструктурного уровня, формирующих базовый контур безопасности для всех информационных систем РЕИС, вне зависимости от их местоположения в распределенной архитектуре. В пределах базового контура безопасности будет развернут Центр управления безопасностью РЕИС, обеспечивающий мониторинг событий информационной безопасности и централизованное управление всеми компонентами защиты информации, входящими в КСИБ.
Добавление Общегородских информационных сервисов в защищенное окружение должно сопровождаться выделением в пределах базового контура безопасности, контура безопасности соответствующего сервиса. В пределах контура безопасности сервиса должны быть реализованы мероприятия по защите информации, расширяющие функционал защищенного окружения в той степени, в которой это необходимо на основе модели угроз, построенной в отношении добавляемого сервиса.
Аналогичный подход будет реализован при внедрении в пределах контура безопасности медицинского учреждения локальной медицинской информационной системы. Учитывая специфику и функционал внедряемого решения, должна быть построена соответствующая модель угроз, причем в отношении каждой угрозы должен быть проведен анализ достаточности мер по защите информации, реализованных на уровне защищенного окружения. При недостаточности таких мер, в пределах контура безопасности медицинского учреждения должны быть реализованы дополнительные мероприятия по защите информации, расширяющие функционал защищенного окружения.
Общегородские информационные сервисы Единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы
Общегородские информационные сервисы Единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы (далее - Общегородские информационные сервисы) представляют собой совокупность централизованных взаимосвязанных информационных систем, обеспечивающих решение общегородских функциональных и прикладных задач в здравоохранении.
В период 2011 - 2013 годов в рамках Программы модернизации здравоохранения города Москвы, а впоследствии в рамках Государственной программы города Москвы 2012- 2016 гг. "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" (Финансовое обеспечение мероприятий Государственной программы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" по внедрению современных информационных технологий предусмотрено Государственной программой города Москвы "Информационный город" на 2012-2016 гг.) будут созданы следующие Общегородские информационные сервисы ЕМИАС:
- Общегородской регистр пациентов - Система управления потоками пациентов ЕМИАС (СУПП ЕМИАС);
- Система интегрированной медицинской информации ЕМИАС (СИМИ ЕМИАС);
- Система консолидированного управленческого учета ЕМИАС (СКУУ ЕМИАС);
- Система персонифицированного учета медицинской помощи ЕМИАС (СПУ ЕМИАС);
- Система управления медицинскими регистрами ЕМИАС (СУМР ЕМИАС).
Информационное взаимодействие Общегородских информационных сервисов между собой и с другими элементами системы будет осуществляться посредством Единой интеграционной шины ЕМИАС.
Взаимодействие пользователей с Общегородскими информационными сервисами будет осуществляться преимущественно с использованием интерфейса "тонкого клиента" предоставляемого Подсистемой формирования пользовательского интерфейса ЕМИАС. Вместе с тем, в отношении учреждений здравоохранения, на мощностях которых развернута локальная МИС, взаимодействие пользователей с Общегородскими информационными сервисами будет осуществляться с использованием пользовательского интерфейса МИС, а взаимодействие МИС с ЕМИАС будет осуществляться посредством Подсистемы интеграции МИС.
Важнейшим элементом Общегородских информационных сервисов будет являться интеграционный шлюз, призванный обеспечить информационное взаимодействие РЕИС с компонентами ФЕИС, а также с сервисами общегородской информационной инфраструктуры, в том числе с компонентами системы обеспечения универсальных электронных карт, системами и сервисами Московского социального регистра, Московским порталом государственных услуг. Информационное взаимодействие с общегородской информационной инфраструктурой будет осуществляться посредством использования сервисов Среды электронного взаимодействия Мета системы "Электронная Москва" (СЭВ МЭМ). Информационное взаимодействие с федеральной инфраструктурой и прикладными сервисами и системами будет реализовано путем организации информационного взаимодействия СЭВ МЭМ с Системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Общегородские информационные сервисы будут размещаться обособленно с соблюдением требований по защите информации преимущественно на централизованных вычислительных мощностях города Москвы в составе общегородского центра обработки данных. Развитие вычислительных мощностей общегородского центра обработки данных будет осуществляться за счет средств бюджета города Москвы.
Общегородской регистр пациентов
Одной из важнейших задач, решаемых при создании РЕИС, является создание условий для обработки сведений, составляющих предмет врачебной тайны в виде, исключающем их сопоставление с конкретными субъектами персональных данных в случае однократной реализации угроз информационной безопасности. Данный подход требует логического и физического отделения регистра, содержащего персональные данные субъектов, от информационных массивов, содержащих медицинскую информацию о них.
Для решения данной задачи в составе РЕИС будет создана централизованная информационная система - Общегородской регистр пациентов ЕМИАС. Создание данной системы будет осуществляться на базе Единого регистра застрахованных АИС "ОМС". Размещение данной системы будет осуществлено на вычислительных мощностях Департамента информационных технологий города Москвы.
При поступлении авторизованного запроса от медицинского работника на предоставление медицинской информации в отношении конкретного субъекта персональных данных, интеграционная шина ЕМИАС обеспечит "на лету" по сквозному внутреннему идентификатору сопоставление требуемого блока медицинских данных с конкретным пациентом.
Система управления потоками пациентов ЕМИАС
Общегородской информационный сервис СУПП ЕМИАС будет представлять собой централизованную информационную систему, размещаемую на обособленных централизованных вычислительных мощностях в составе общегородского центра обработки данных. Доступ к сервису конечных пользователей будет преимущественно осуществляться через Подсистему формирования пользовательского интерфейса ЕМИАС с использованием технологии "тонкого клиента".
Вместе с тем, в отношении отдельных медицинских учреждений, на вычислительных мощностях которых размещаются локальные МИС, доступ конечных пользователей к функционалу СУПП ЕМИАС будет осуществляться опосредованно, с использованием интерфейса МИС.
Общегородской информационный сервис СУПП ЕМИАС, обеспечит:
- автоматизацию процессов, сопряженных с маршрутизацией пациентов в общегородском масштабе, включая:
- первичную запись на прием к врачу;
- запись на повторный прием к врачу;
- направление пациента на консультацию к врачу-специалисту узкого профиля (в том числе в иное медицинское учреждение);
- направление пациента на функциональную диагностику и лабораторные исследования (в том числе в иное медицинское учреждение);
- направление пациента на консультацию в консультационно-диагностические центры;
- направление пациента на госпитализацию;
- каталогизацию и управление ресурсами системы здравоохранения города Москвы (медицинский персонал, осуществляющий амбулаторный прием, средства функциональной диагностики и лабораторного оборудования), в том числе, балансировка нагрузки на медицинские учреждения города Москвы, обеспечение контроля использования ресурсов медицинских учреждений;
- формирование и управление общегородскими листами ожиданий (в отношении дефицитных ресурсов, ВМП и пр.);
- анализ доступности медицинской помощи и интенсивности использования ресурсов здравоохранения города Москвы в разрезах города, округа, медицинского учреждения, ресурса.
Система интегрированной медицинской информации ЕМИАС
Общегородской информационный сервис СИМИ ЕМИАС будет представлять собой централизованную информационную систему, размещаемую на обособленных централизованных вычислительных мощностях в составе общегородского центра обработки данных. Доступ к сервису конечных пользователей амбулаторно-поликлинического звена системы здравоохранения города Москвы будет осуществляться через Подсистему формирования пользовательского интерфейса
ЕМИАС с использованием технологии "тонкого клиента".
Вместе с тем, в отношении медицинских учреждений стационарного типа, на вычислительных мощностях которых размещаются локальные МИС, доступ конечных пользователей к функционалу СИМИ ЕМИАС будет осуществляться опосредованно, с использованием интерфейса МИС.
Общегородской информационный сервис СИМИ ЕМИАС, обеспечит консолидацию медицинской информации о пациентах в составе их интегрированных электронных медицинских карт. Под интегрированной электронной медицинской картой (далее - ИЭМК) понимается единое хранилище медицинской информации гражданина по всем обследованиям и случаям обращения гражданина в медицинские учреждения города Москвы. ИЭМК для гражданина создается один раз и дополняется всю его жизнь.
В составе ИЭМК будут содержаться следующие информационные разделы:
- Регистрационный идентификатор пациента;
- Витальные медицинские данные (группа крови, наличие аллергий# и лекарственной непереносимости, хронические заболевания, инвалидность пр.);
- Эпизоды (амбулаторные обращения, госпитализации).
В отношении госпитализаций, в составе ИЭМК предполагается хранение только значимой информации, представленной в выписном эпикризе. Доступ к более детальной информации карты стационарного больного будет реализован посредством автоматизированного запроса данных из МИС стационара;
- Персональные электронные медицинские записи (врачебные осмотры, диагнозы, записи медсестер, протоколы исследований);
- Медицинские мультимедийные данные (результаты функциональных исследований - рентген, томография, УЗИ, сканы бумажных документов);
- Назначения (диагностические и лечебные манипуляции, медикаменты);
- Данные лабораторных анализов.
Для части хранимых данных, а именно графических данных, предусмотрено хранение ссылок на данные, хранящиеся в других источниках, например, в электронных архивах изображений в медицинских учреждениях. Такая распределенная схема хранения данных позволит сократить объем хранения и передачи данных.
В целях обеспечения надлежащего режима конфиденциальности сведений, представляющий предмет врачебной тайны, хранение и обработка ИЭМК будет осуществляться в деперсонифицированном (обезличенном) виде.
Сервис СИМИ реализует следующие основные операции над данными ИЭМК:
- создание ИЭМК гражданина;
- поиск ИЭМК в базе по задаваемым критериям;
- доступ к информационным блокам медицинской информации (например, к блокам врачебного осмотра пациента, госпитализации и пр.);
- "прослушивание" интеграционной шины ЕМИАС с целью регистрации в составе ИЭМК значимых событий (запись на прием к врачу, направления на исследования, направления на консультацию, вызов скорой помощи и пр.);
- регистрация медицинских назначений, в том числе лекарственной терапии;
- публикация и последующий доступ к результатам исследований.
Система консолидированного управленческого учета ЕМИАС
Общегородской информационный сервис СКУУ ЕМИАС будет представлять собой централизованную информационную систему, размещаемую на обособленных централизованных вычислительных мощностях в составе общегородского центра обработки данных. Целевое назначение СКУУ ЕМИАС - обеспечение условий для консолидации учетных данных, характеризующих административно-хозяйственную деятельность органов управления здравоохранением и медицинских учреждений. Пользователями консолидированной информации данного сервиса будут выступать органы управления здравоохранения и МГФОМС.
Структурно сервис СКУУ ЕМИАС будет включать три уровня (Рисунок 1).
Рисунок 1
На первом уровне будет обеспечено ведение всеми медицинскими учреждениями здравоохранения города Москвы в пределах единой информационной системы бюджетного и кадрового учета. Консолидация учета в пределах единой централизованной информационной системы обусловлена с одной стороны, необходимостью гармонизации и унификации методологии ведения бюджетного и кадрового учета медицинскими учреждениями, повышения достоверности и аутентичности учетных данных, а с другой - необходимостью снижения эксплуатационных расходов на содержание систем бюджетного и кадрового учета в системе здравоохранения города Москвы.
Подсистема бюджетного учета обеспечит реализацию следующих функциональных задач:
- ведение бухгалтерского учета согласно инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации для каждой организационно-правовой формы учреждения (казенной, бюджетной, автономной);
- ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности в разрезе бюджетной классификации;
- поддержка учета в рублях и, при необходимости, в валютном эквиваленте;
- поддержка настраиваемой сквозной аналитики (по пяти сквозным аналитическим признакам), как по дебету, так и по кредиту счета, а также неограниченное количество аналитических свойств на проводку хозяйственной операции в соответствии с программно-целевыми показателями;
- обеспечение высокой степени автоматизации учетных процедур при закрытии учетных периодов, наступлении определенной даты и т.п.;
- поддержка единой для всех участников бюджетного процесса в рамках отрасли здравоохранения учетной политики, методики составления и проверки отчетности;
- поддержка электронного документооборота между субъектами бюджетного учета и органами казначейства, будет реализована загрузка и выгрузка данных.
Подсистема кадрового учета предназначена для организации и ведения консолидированного кадрового учета в системе здравоохранения города Москвы. Функциональность подсистемы будет учитывать специфические особенности кадрового учета в отрасли, в том числе:
- учет последипломной специализации врачей;
- иерархическая структура специальностей;
- аттестация сотрудников с возможностью создания приказа о присвоении квалификационной категории;
- учет льготных стажей медицинских работников;
- расчет дополнительных дней отпуска;
- специализированная статистическая отчетность (формы 17, 30);
- выгрузка данных в Федеральный регистр медицинских работников.
Кроме специализированных функций подсистема обеспечит выполнение базовых задач, сопряженных с кадровым учетом:
- учет основных данных сотрудников (фамилия, имя и отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, адрес места жительства и регистрации, данные паспорта и иных персональных документов сотрудника, табельный номер, контактная информация);
- учет периодов действия основных данных (в т.ч. данных о смене фамилии);
- учет дополнительных сведений о работнике (ИНН, страховой номер пенсионного страхования);
- учет семейного положения и сведений о ближайших родственниках (фамилия, имя и отчество, степень родства, пол, дата и место рождения, гражданство, адрес места жительства и регистрации, данные паспорта и иных персональных документов, контактная информация);
- учет наличия ученых степеней и званий (с указанием даты и места присвоения, документов, специальности);
- учет трудовой деятельности (периоды, места работы и должности, причины и документы-основания увольнения);
- учет заключенных контрактов, трудовых договоров, дополнительных соглашений;
- учет владения иностранными языками с указанием степени владения, признака родного языка;
- учет наград и других поощрений;
- учет дисциплинарных взысканий (вид проступка, дата и время проступка, описание проступка, вид взыскания, причина и дата наложения взысканий, инициатор наложения взысканий, дата обжалования, дата и основание снятия взыскания);
- воинский учет, включая формирование специализированной отчетности;
- учет служебных командировок;
- учет временной нетрудоспособности;
- учет социальных льгот, предоставляемых сотрудникам;
- учет персональных документов сотрудников в едином разделе (документы удостоверяющие личность, документы по воинскому учету, документы об образовании, страховые медицинские полисы и др.);
- учет увольнения;
- формирование приказов, распоряжений по кадрам;
- формирование и печать учетных документов, справок по кадрам;
- формирование и печать отчетности по кадрам, регламентированной законодательством;
- анализ количественного и качественного состава кадров и его изменений.
Подсистема расчета заработной платы при взаимодействии с подсистемой кадрового учета обеспечит выполнение следующих общих требований:
- учет информации о сотрудниках в объеме, регламентированном отраслевыми документами, и необходимом для расчета заработной платы и формирования отчетности, исключая дублирования данных с подсистемой кадрового учета;
- учет штатной структуры учреждения;
- учет отработанного времени;
- расчет заработной платы;
- формирование документов на выплату заработной платы;
- формирование сводов проводок по оплате труда в подсистему бюджетного учета;
- депонирование и перечисление начисленных сумм;
- формирование отчетов в налоговую службу и Пенсионный фонд Российской Федерации;
- выгрузка данных в электронном виде в налоговую службу и Пенсионный фонд Российской Федерации;
- формирование отчетных документов во внебюджетные фонды;
- формирование данных для перечисления сумм по заработной плате в банк для зачисления на личную пластиковую карточку сотрудника;
- формирование банковских и кассовых документов.
В подсистеме будут учтены следующие особенности расчета заработной платы:
- возможность задания нескольких источников финансирования (бюджетные счета различных уровней, средства от предпринимательской деятельности, целевые средства);
- возможность расчета зарплаты для каждого сотрудника по основному месту работы и нескольким совмещениям (со своим окладом, графиком работы, категорией персонала, подразделением и должностью), с корректным разделением выплаты сотруднику (в том числе и суммы к выдаче) между соответствующими подразделениями;
- возможность ведения аналитического учета в соответствии с требованиями руководящих документов по бюджетному учету (статьи затрат бюджетной классификации, обслуживаемых учреждений, категорий персонала и т.д.);
- формирование оклада денежного содержания гражданским служащим, являющихся государственными служащими, исходя из должностного оклада и надбавки за квалификационный разряд с учетом специфической классификации по группам и категориям должностей государственных служащих;
- учет надбавок, процент которых исчисляется исходя из определенного стажа работы.
Целевым пользователем учетных подсистем второго уровня будут органы управления здравоохранением города Москвы - Департамент здравоохранения и окружные управления здравоохранения. На данном уровне будет обеспечена консолидация учетных данных, сформированных в учетной системе первого уровня, а подсистемы бюджетного и кадрового учета будут дополнены следующими подсистемами:
- Планирование и финансирование;
- Планирование и формирование государственных заданий;
- Программно-целевое планирование;
- Расчет расходов на содержание особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества;
Подсистема планирования и финансирования предназначена для выполнения среднесрочного нормативного планирования и распределения бюджетных средств. Подсистема будет обеспечивать выполнение следующих функциональных задач:
- ведение процессов планирования и распределения (финансирования) бюджетных средств;
- планирование бюджетных средств (объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на финансовый год) на основе сводной росписи, доведенной до главного распорядителя по форме казначейского уведомления;
- распределение бюджетных средств и изменение плана распределения средств, с формированием главным распорядителем расходного расписания, согласно которому уведомляются распорядители и прямые получатели, находящихся в его ведении, о распределении лимитов бюджетных обязательств и объемах финансирования, расходные расписания группируются в реестры расходных расписаний.
Дополнительно, для обеспечения единства бюджетного процесса в рамках системы здравоохранения города Москвы, будет обеспечено выполнение следующих требований:
- раздельный учет документов по главному распорядителю, нижестоящим распорядителям и прямым получателям бюджетных средств;
- для документов по главному распорядителю будут доступны операции ввода, корректировки, удаления данных и т.д.;
- документы для распорядителей и бюджетополучателей будут формироваться из документов главных распорядителей, причем данные в них будут доступны только для просмотра и создания своих документов;
- для документов, участвующих в электронном документообороте между получателями бюджетных средств и органами казначейства, будет реализована загрузка и выгрузка данных.
Подсистема планирования и формирования государственных заданий предназначена для проведения расчета норматива затрат на оказание государственных услуг для каждого учреждения здравоохранения, исходя из фактических затрат за отчетный период, получаемых из данных бюджетного учета учреждения. На базе этого модуля главный распорядитель бюджетных средств сможет построить территориально распределенную систему для автоматизации процессов планирования, формирования и мониторинга исполнения государственных заданий.
Функциональные возможности данной подсистемы позволят распорядителю бюджетных средств:
- вести реестр государственных услуг и реестр учреждений;
- рассчитывать нормативные затраты на оказание государственной услуги по каждому учреждению в соответствии с единой для всех учреждений структурой затрат, исходя из первичных данных бюджетного учета каждого учреждения;
- планировать объем оказания государственных услуг, исходя из имеющегося объема бюджетных средств на оказание услуг в рамках соответствующего бюджета или от реальной потребности в соответствующих услугах в разрезах периодов планирования (до 3-х лет), причем единицей планирования должна выступать непосредственно услуга, оказываемая на уровне отделения (участка) с учетом нозологической формы медицинского учреждения;
- формировать государственные задания для подведомственных учреждений и рассчитывать объем субсидий для них на оказание услуг (выполнение работ) и содержание имущества;
- осуществлять мониторинг и многомерный анализ исполнения государственных заданий учреждениями, оказывающими услуги, и оценивать эффективность деятельности каждого из учреждений, в том числе "план-фактный" анализ.
Используемая модель управления эффективностью бюджетных расходов на выполнение государственных заданий будет основана на возможности проведения анализа структуры затрат учреждения (фонд оплаты труда, расходные материалы, коммунальные услуги и общехозяйственные расходы) на оказание услуг и выполнение связанных с ними работ. Экономический анализ натуральных и финансовых показателей расходов учреждения, а также показателей качества выполнения государственных (муниципальных) заданий через призму структуры затрат позволит оценивать эффективность бюджетных расходов при выполнении заданий, создаст условия для оптимизации структуры затрат.
Подсистема Программно-целевого планирования предназначена для планирования целевых программ, а также последующего анализа и мониторинга их исполнения.
На базе этой подсистемы распорядитель бюджетных средств сможет построить территориально распределенную систему для автоматизации процессов планирования, формирования и мониторинга исполнения бюджетных целевых программ.
Функциональные возможности подсистемы позволят распорядителю бюджетных средств решать, в том числе, следующие задачи:
- ведение реестра целевых программ (паспорт программы, участники);
- регистрация показателей целевых программ с возможностью их иерархической детализации;
- поддержка возможности ведения нескольких вариантов целевой программы на этапе планирования;
- расчет объема финансирования целевой программы, мероприятия;
- сбор отчетных данных о выполнении программных мероприятий, расчет эффективности использования бюджетных средств, оценка результативности целевой программы;
- формирование многомерной аналитической отчетности;
- мониторинг реализации целевых программ по качественным и финансовым показателям;
- среднесрочное и долгосрочное планирование на основе модельной системы с применением механизма индексации учетных параметров.
Управление эффективностью бюджетных расходов на выполнение целевых программ будет основано на данных программно-целевого планирования деятельности Департамента здравоохранения города Москвы и мониторинге результатов реализации исполнителями мероприятий целевых программ.
Сопоставимость бюджетных расходов по однотипным программным мероприятиям, анализ степени достижения запланированных результатов деятельности за установленный отчетный период при определенных затратах бюджетных средств, оценка достижения целей и задач - все это обеспечит объективную экономическую основу для принятия сбалансированных управленческих решений.
Подсистема расчета расходов на содержание особо ценного движимого и недвижимого имущества предназначена для создания полного и достоверного источника информации об объектах недвижимого и особо ценного движимого имущества. Получаемые сведения используются в целях планирования расходов на содержание имущества с учетом нормативов обеспеченности.
Расходы на обеспечение деятельности органа исполнительной власти и, в частности, расходы на содержание имущества всех хозяйствующих субъектов системы здравоохранения города Москвы и учреждений подведомственной сети достаточно легко оптимизируются при наличии инструментов, позволяющих:
- учесть имущество максимально полно и достоверно;
- рассчитать нормативы обеспеченности;
- учесть затраты на ремонты и содержание имущества;
- сопоставить размеры однотипных расходов между учреждениями.
Функциональные возможности подсистемы позволят распорядителю бюджетных средств решать следующие задачи:
- учитывать объекты недвижимости и земельные участки, находящиеся в распоряжении учреждений подведомственной сети;
- учитывать сведения по финансированию и выполнению работ текущего и капитального ремонта зданий, находящиеся в эксплуатации в подведомственных учреждениях;
- учитывать автотранспортные средства, находящиеся в эксплуатации в подведомственных учреждениях;
- учитывать прочее особо ценное движимое имущество, находящееся в подведомственных учреждениях;
- обеспечить учет имущества, сданного хозяйствующими субъектами в аренду, и других гражданско-правовых отношений, сопряженных с передачей права пользования имуществом третьим лицам.
Доступ конечных пользователей - работников административно-хозяйственных служб медицинских учреждений и органов управления здравоохранением - к функционалу подсистем сервиса первого и второго уровней будет осуществляться с применением технологии тонкого клиента.
На третьем уровне будут имплементированы инструменты для комплексного анализа учетных данных подсистем первого и второго уровня, дополненных с использованием иных Общегородских информационных сервисов ЕМИАС взаимоувязанными количественными и качественными показателями деятельности медицинских учреждений города Москвы, в том числе данными персонифицированного учета оказанной медицинской помощи.
Система персонифицированного учета медицинской помощи ЕМИАС
Основной целью создания Системы персонифицированного учета медицинской помощи ЕМИАС (далее - СПУМП ЕМИАС) является формирование единого комплексного многомерного информационного массива, характеризующего реализацию прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, оказываемую медицинскими учреждениями города Москвы. В отличии от Системы интегрированной медицинской информации ЕМИАС, целевой ориентацией которой является сбор и накопление медицинской информации в составе ИЭМК для обеспечения лечебного процесса, СПУМП ЕМИАС позволит обеспечить массовую автоматизированную обработку структурированных данных персонифицированного учета для решения следующих задач:
- повышение общей эффективности управления системой здравоохранения города Москвы посредством использования комплексных индикаторов, характеризующих реализацию территориальной программы ОМС и рассчитанных на основе аутентичных атомарных единицах информации в различных разрезах;
- обеспечение расчетов за оказанную в рамках территориальной программы ОМС медицинскую помощь, а также повышение эффективности контроля рационального использования средств, выделяемых на финансирование системы здравоохранения города Москвы в целом;
- обеспечение надлежащего контроля за исполнением стандартов оказания медицинской помощи, разработку и имплементацию интегральных индикаторов качества и доступности медицинской помощи в различных разрезах;
- обеспечение условий для осуществления экономико-математического моделирования внутриотраслевых процессов с учетом влияния на систему внешних факторов; информационное обеспечение принятия решений в части модернизации системы здравоохранения города Москвы (например, проверка надежности стандартов медицинской помощи, экономико-математическое моделирование финансовых последствий изменения стандартов и т.д.);
- обеспечение условий для повсеместного расширения применения мероприятий, направленных на профилактику заболеваемости и раннего выявления заболеваний (например, обеспечение контроля полноты и своевременности диспансерного наблюдения населения).
Исходные данные для формирования комплексного многомерного информационного массива персонифицированного учета будут предоставляться:
- в отношении амбулаторно-поликлинической помощи - из Общегородского информационного сервиса Управления потоками пациентов ЕМИАС - по факту обращения пациента за медицинской помощью;
- в отношении стационарной медицинской помощи - из локальных медицинских информационных систем медицинских учреждений стационарного типа - по факту завершения законченного случая.
В составе СПУМП ЕМИАС будут предусмотрены различные собственные средства аналитической обработки данных.
Вместе с тем, основным потребителем консолидированной информации будет выступать Система комплексного управленческого учета ЕМИАС и Автоматизированная информационная система ОМС Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.
Система управления медицинскими регистрами ЕМИАС
При создании РЕИС предполагается обеспечить интеграцию существующих разобщенных информационных массивов специализированных учетных регистров в рамках единого Общегородского сервиса управления медицинскими регистрами, а также предоставить инструментарий для формирования, при необходимости, новых учетных регистров.
Отличительной особенностью данной системы будет являться обработка персональных данных граждан, включенных в регистры, в обезличенной форме, исключающей возможное нарушение режима конфиденциальности сведений при однократной реализации угрозы информационной безопасности.
Медицинские информационные системы
Распределенные компоненты в составе РЕИС представлены совокупностью Медицинских информационных систем (далее - МИС), функционирующих локально на вычислительных мощностях медицинских учреждений стационарного типа.
Основным предназначением МИС является комплексная автоматизация лечебно-диагностического процесса в пределах медицинского учреждения стационарного типа, включая ведение электронной истории болезни стационарного больного и обеспечение персонифицированного учета оказанной в рамках законченного случая медицинской помощи.
Отказ от применения централизованного подхода в обеспечении деятельности медицинских учреждений стационарного типа в пользу внедрения локальных МИС обусловлен целым рядом факторов, в том числе:
- невозможностью полной унификации бизнес процессов ввиду наличия уникальных особенностей практически каждого учреждения стационарного типа;
- выраженной законченностью процесса оказания медицинской помощи пациенту в рамках "законченного случая";
- значимостью для медицинского учреждения и незначимостью в общегородском масштабе большей части детальной информации об оказании пациенту медицинской помощи (например, наличие в общегородском ресурсе температурного листа стационарного больного);
- необходимостью интеграции в информационное пространство РЕИС медицинского и лабораторного оборудования, размещенного на территории медицинского учреждения;
- значимостью комплексной автоматизации деятельности медицинского учреждения и, как следствие, значимостью последствий ограничения доступности сервисов, предоставляемых МИС.
В целях обеспечения поддержки административно-хозяйственных функций медицинского учреждения, МИС должна быть полнофункционально интегрирована с Общегородским сервисом Консолидированного управленческого учета ЕМИАС.
По факту выбытия пациента из стационара, МИС должна обеспечивать публикацию накопленных данных персонифицированного учета оказанной пациенту в рамках законченного случая медицинской помощи в Общегородской сервис Персонифицированного учета медицинской помощи ЕМИАС.
В составе МИС предполагается обеспечить реализацию следующих основных функциональных задач:
- общее обеспечение деятельности медицинского учреждения;
- обеспечение деятельности отделений лабораторной диагностики;
- обеспечение деятельности специалистов лучевой диагностики и медицинской визуализации;
- поддержка лечебного процесса, в том числе обеспечение ведения электронной истории болезни стационарного больного;
Общее обеспечение деятельности медицинского учреждения
Обеспечение процессов приемного отделения стационара, включая:
- организацию оперативного взаимодействия медицинского учреждения со Службой скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы, в том числе:
- предоставление оперативной информации в Службу скорой и неотложной медицинской помощи о доступности коечного фонда для экстренной госпитализации;
- оперативное получение информации от Службы скорой и неотложной медицинской помощи о транспортировке пациента в стационар с целью его госпитализации;
- оформление госпитализации пациента или отказа от госпитализации, включая ведение в электронной форме необходимых журналов;
- обеспечение доступа медицинского персонала к сведениям интегрированной электронной медицинской карте пациента Общегородского сервиса Интегрированной медицинской информации ЕМИАС;
- идентификация пациента с использованием универсальной электронной карты в Общегородском регистре пациентов, локальный ввод и последующая регистрация персональной информации о пациенте (в случае отсутствия данных в Общегородском регистре пациентов), инициализация в отношении пациента интегрированной электронной медицинской карты с регистрацией факта госпитализации пациента (отказа в госпитализации);
- инициализация локальной электронной истории болезни пациента,
- формирование документов и регистрация согласия пациента на медицинское вмешательство, на обработку его персональных данных, на предоставление информации родственникам, отказа от госпитализации и пр.
- регистрация в электронной истории болезни диагноза, осмотра в приемном отделении, учет медицинских услуг, оказанных в приемном отделении;
- ведение учета личных вещей и ценностей, переданных на хранение с возможностью вывода на печать соответствующих квитанций;
- организация ведения очереди плановых госпитализаций пациентов (при взаимодействии с Общегородским информационным сервисом Управления потоками пациентов ЕМИАС).
Обеспечение процессов, сопряженных с выбытием пациента из стационара, включая:
- публикацию значимой медицинской информации (выписной эпикриз, данные исследований и пр.) из локальной электронной истории болезни пациента в интегрированной электронной медицинской карте пациента Общегородского сервиса Интегрированной медицинской информации ЕМИАС;
- организация учета выданных листков временной нетрудоспособности, их автоматизированное формирование и печать, в том числе
- организация учета заключений врачебных комиссий по случаю временной нетрудоспособности;
- организация учета направлений в бюро медико-социальной экспертизы по случаю временной нетрудоспособности и регистрация его заключений, отражение заключения бюро медико-социальной экспертизы в листке временной нетрудоспособности.
Обеспечение процессов, сопряженных с маршрутизацией пациента в пределах медицинского учреждения, включая:
- оформление поступления пациента в отделение стационара;
- оформление перевода пациента из одного отделения стационара в другое, включая реанимационное отделение;
- оформление выписки пациента из отделения стационара.
Обеспечение управления коечным фондом, включая:
- обеспечение описания коечного фонда медицинского учреждения в разрезе корпусов, этажей, отделений, палат разных категорий и расположения коек;
- планирование занятости коечного фонда (планирование госпитализации, выписки);
- получение оперативной информации по занятости коечного фонда и движению пациентов;
- обеспечение возможности бронирования коек, вывода из коечного фонда на ремонт;
- возможность смены профилей коек;
- возможность использования приставных коек;
- формирование учетных форм по движению коечного фонда отделений стационара;
- отражение движения коечного фонда в формах государственной статистической отчетности.
Обеспечение управления операционным блоком, включая:
- Маршрутизация потоков пациентов по операционным блокам медицинского учреждения с учетом нозологических групп;
- Планирование операций, в том числе планирование ресурсов операционных, подбор бригад на проведение операций, планирование людских ресурсов, подбор инструментов и расходных материалов на операции;
- Ведение протоколов операций:
- Подготовка пациента к операции (контроль проведения подготовительных мероприятий, например, медикоментозная подготовка, осмотр анестезиолога и пр.);
- Протоколирование последовательных стадий проведения операций;
- Функция контроля качества (ОЛК - отдел лечебного контроля);
Обеспечение клинико-экспертной работы, включая:
- регистрация результатов проведения врачебных комиссий;
- формирование направлений во внешние учреждения (бюро медико-социальной экспертизы и другие специализированные организации), регистрация их заключений (при взаимодействии с Общегородским информационным сервисом Управления потоками пациентов ЕМИАС);
- формирование отчетов об объемах и результатах экспертиз всех видов.
Обеспечение патологоанатомической деятельности, включая:
- регистрация поступления и выдачи трупов, формирование врачебных свидетельств о смерти;
- учет патологоанатомических исследований, проводимых с целью установления причин смерти, включая регистрацию забора секционного материала, формирование протоколов и эпикризов;
- учет патологоанатомических исследований, проводимых для прижизненной диагностики заболеваний, включая регистрацию направлений на исследования и поступившего биоматериала, а также регистрацию вырезки материала и результатов исследования.
Обеспечение аптечной деятельности медицинского учреждения, включая:
- формирование заявок и требований от аптеки на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения от поставщиков со склада снабжения; формирование требований от отделений на получение лекарственных средств, рецептуры и изделий медицинского назначения из аптеки;
- формирование актов по учету закупленных препаратов: (приход от поставщика, приход по инвентаризации, возврат из других подразделений);
- проверку забракованных серий по поставляемым партиям товаров на основе приказов Росздравнадзора;
- печать этикеток для готовых лекарственных форм, печати товарных (стеллажных) этикеток, печати этикеток со штрих-кодами для приходуемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- учета лекарственных средств и изделий медицинского назначения при их передаче между аптекой и подразделениями; отпуска в отделения лекарственных средств, рецептур и изделий медицинского назначения; расходования лекарственных средств и изделий медицинского назначения в отделениях и "реагентов" в лабораториях с учетом норм расходования;
- раздельный учет движения аптечных товаров по источникам финансирования;
- формирование расходных актов (расход по инвентаризации, перевод в другие подразделения, возврат поставщику);
- подготовку нормативных и типовых отчетов по поступлению, хранению и расходу лекарственных средств;
- обеспечение возможности выполнения врачами лекарственных назначений на основании информации о наличии медикаментов в своем отделении и на центральном складе аптеки, а также списывания медсестрами лекарств на пациентов в соответствии с назначениями врачей;
- ведение персонифицированного учета лекарственных средств в соответствии с назначениями врачей;
- обеспечение возможности проведения инвентаризации и списания лекарственных средств, готовой рецептуры и изделий медицинского назначения;
- просмотр сведений о наличии лекарственных средств, готовой рецептуры и изделий медицинского назначения в аптеке и подразделениях;
- ведение складских запасов, включая отслеживание сроков годности лекарств, учет возвратной тары и возможность получения оперативной справки по наличию и запасам лекарственных препаратов;
- обеспечение возможности детального в количественном и суммовом выражении прослеживания всего пути движения медикаментов и материалов вплоть до их списания на конкретного пациента;
- обеспечение возможности получения аналитики для закупаемых материалов по статьям расхода, по поставщикам и производителям, по товарным и фармакологическим группам;
- обеспечивает возможность получения аналитики по расходу материалов: по подразделениям, по группам нозологий, по категориям пациентов (ОМС, договорные, сотрудники, пенсионеры и т.п.), по отдельным пациентам, по спискам ЖНВЛП, сильнодействующим и ядам, наркотическим и психотропным веществам, спискам А и Б, препаратам безрецептурного отпуска.
Обеспечение деятельности отделений лабораторной диагностики
В составе данного блока будут решены функциональные задачи, сопряженные с поддержкой деятельности отделений лабораторной диагностики, включая: гематологию, биохимию, иммунологию, иммунохимию, серологию, микробиологию, гистологию и цитологию, обеспечивая "сквозное" прохождение направления на анализы - от приема направления до представления результатов. При наличии технической возможности должна быть обеспечена возможность информационного обмена между МИС и лабораторным диагностическим оборудованием.
Результаты исследований, после их подтверждения, должны автоматически быть доступны врачу, назначившему данное исследование, в составе электронной истории болезни стационарного больного. Все проведенные исследования по факту выбытия пациента из стационара должны публиковаться в Интегрированной электронной медицинской карте пациента Общегородского сервиса Интегрированной медицинской информации ЕМИАС.
Данная подсистема МИС должна обеспечивать поддержку следующих функций:
- управление потоком направлений на лабораторные исследования, осуществляемое, как в автоматизированной форме в соответствии с листами назначений, так и в форме ручного ввода исходящих данных сотрудником лаборатории;
- формирование рабочих (загрузочных) листов для лабораторных анализаторов и ручных методик;
- обмен данными с лабораторным оборудованием с поддержкой стандартизированных протоколов, в том числе:
- однонаправленный обмен, предусматривающий импорт результатов исследований в МИС;
- двунаправленный обмен, предусматривающий экспорт направлений на исследования из МИС и импорт результатов исследований в МИС;
- возможность ручного ввода результатов лабораторных исследований (в случае невозможности интеграции лабораторного оборудования);
- подтверждение результатов лабораторных исследований, осуществляемое уполномоченным сотрудником лаборатории после формирования пакета результатов;
- контроль качества лабораторных исследований;
- передача результатов исследований в электронную историю болезни, осуществляемую после подтверждения результатов уполномоченным сотрудником лаборатории;
- ведение лабораторных журналов;
- ведение электронного архива результатов лабораторных исследований;
- учет образцов, которые поступают в лабораторию и посылаются в другие лаборатории (например, для межлабораторного контроля качества или для тех исследований, которые невозможно выполнить в данной лаборатории).
Обеспечение деятельности специалистов лучевой диагностики и медицинской визуализации
В составе данного блока будут решены функциональные задачи, сопряженные с поддержкой деятельности специалистов отделений лучевой диагностики и медицинской визуализации (далее - сотрудник отделения лучевой диагностики). Данная подсистема МИС должна обеспечить ввод, хранение и обработку диагностических изображений. При наличии технической возможности должна обеспечиваться автоматизированная передача данных между МИС и диагностическим оборудованием.
Результаты исследований должны автоматически быть доступны врачу, назначившему данное исследование, в составе электронной истории болезни стационарного больного. Все проведенные исследования по факту выбытия пациента из стационара должны публиковаться в Интегрированной электронной медицинской карте пациента Общегородского сервиса Интегрированной медицинской информации ЕМИАС.
Данная подсистема МИС должна обеспечивать поддержку следующих функций:
- управление потоком направлений на исследования, осуществляемое, как в автоматизированной форме в соответствии с листами назначений, так и в форме ручного ввода исходящих данных сотрудником отделения лучевой диагностики;
- обмен данными с диагностическим оборудованием с поддержкой стандартизированного протокола DICOM, а также посредством видео захвата, в том числе:
- формирование "рабочего листа" в МИС с последующей передачей по запросу оборудования через DICOM сервер;
- получение данных от медицинского оборудования на DICOM сервер с последующей демонстрацией на просмотровых станциях;
- получение видеоданных от медицинского оборудования с аналогового выхода диагностического оборудования с последующим сохранением отдельным кадров и фрагментов записи;
- получение одиночных изображений;
- получение серий изображений с частотой до 25 кадров в секунду с заданием числа вводимых срезов;
- встроенный контроль накопленной дозы больными и персоналом.
- импорт/экспорт изображений как в формате DICOM, так и в иных форматах (JPEG, BMP, TIFF, GIF пр.);
- работа с изображениями персонала, в том числе возможность:
- просмотра на экране единичных изображений;
- просмотра на экране серий изображений;
- отображения координат курсора на изображении и значения интенсивности в точке курсора;
- преобразования интенсивности изображения;
- выделения областей интереса на изображении;
- наложения комментариев;
- проведения измерений;
- наложения шкал и масштабных сеток;
- ведение архива изображений.
Поддержка лечебно-диагностического процесса
Центральным элементом функционального блока поддержки лечебного процесса является возможность сквозного ведения в электронной форме истории болезни стационарного больного с момента его поступления в стационар до его выбытия. В электронной истории болезни стационарного больного должна накапливаться вся информация о проводимых лечебно-диагностических мероприятиях, данные объективных исследований, данные назначений и результатов лечения, а также наблюдения за состоянием больного в течение всего периода пребывания в стационаре.
По факту выбытия пациента из стационара значимая информация электронной истории болезни стационарного больного должна публиковаться в Интегрированной электронной медицинской карте пациента Общегородского сервиса Интегрированной медицинской информации ЕМИАС. По специальному запросу из Общегородского сервиса Интегрированной медицинской информации ЕМИАС МИС должна обеспечивать доступ к полной история болезни стационарного больного.
Ведение электронной истории болезни стационарного больного должна предусматривать возможность:
- ведения документации врачебных осмотров, включая первичный осмотр, эпикризы, дневниковые записи;
- регистрации диагнозов пациента;
- регистрации врачебных назначений пациенту (консультаций, лабораторных, инструментальных, рентгенологических исследований, процедур, медикаментозных назначений и прочего), а также их результатов;
- планирования и учета результатов оперативных вмешательств, включая подготовку предоперационного эпикриза и протокола операции;
- формирования листов назначений и листов наблюдений в соответствии с врачебными назначениями, измерение и регистрация показателей состояния здоровья пациента;
- формирования направлений на врачебную комиссию для проведения различных видов экспертиз и регистрация их результатов.
При нахождении пациента в отделениях анестезиологии и реанимации, должна поддерживаться возможность:
- ведения в электронном виде динамических показателей состояния пациента;
- интеграции в записи электронной истории болезни информации с прикроватных мониторов, а также данных палатного и интраоперационного видео мониторинга;
- контроля расчетных показателей состояния пациента (напр. водный баланс);
- учета динамической информации по ведению различных видов анестезий.
При назначении больному лекарственной терапии должна обеспечиваться возможность:
- создания медикаментозных назначений на основе типовых шаблонов, содержащих типовую схему приема того или иного препарата;
- контроля наличия назначаемого препарата на постовом складе, складе отделения или центральном аптечном складе медицинского учреждения;
- подбора аналога назначаемого препарата при недоступности последнего;
- возможность контроля совместимости назначаемого пациенту препарата с другими препаратами из листа назначений пациента по следующим признакам: дублирование терапии, перекрестная аллергия, взаимодействие лекарственных средств.
При ведении электронной истории болезни должна обеспечиваться возможность использования стандартов оказания медицинской помощи при соответствующих заболеваниях, в том числе с использованием стандартов, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Возможности МИС должны позволять осуществлять оценку соответствия фактически выполненных лечебных мероприятий и назначений со стандартами оказания медицинской помощи по данному заболеванию (группе заболеваний).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.