Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2
Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы "Градостроительная политика"
Градостроительная политика Москвы обусловлена выполнением трех важнейших функций:
Москва - столица Российской Федерации и центр московской агломерации;
Москва - крупный финансово-экономический центр, в котором должен быть создан благоприятный инвестиционный климат;
Москва - крупнейший мировой исторический, культурный, научно-образовательный, туристический и спортивный центр.
В результате эффективной градостроительной политики Москва должна стать городом удобным и комфортным для жителей и гостей столицы.
Постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2011 года N 23-ПП утвержден Перечень первоочередных государственных программ города Москвы (далее - ГП Москвы) на среднесрочный период 2012 - 2016 гг.
В перечень включены следующие 17 ГП Москвы:
1. "Развитие транспортной системы";
2. "Развитие здравоохранения города Москвы" ("Столичное здравоохранение");
3. "Развитие образования города Москвы" ("Столичное образование");
4. Социальная поддержка жителей города Москвы";
6. "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры";
7. "Энергосбережение в городе Москве";
8. "Охрана окружающей среды";
11. "Совершенствование государственного управления";
13. "Развитие индустрии отдыха и туризма";
14. "Стимулирование экономической активности";
15. "Градостроительная политика";
16. "Имущественно-земельная политика города Москвы";
Общая методология разработки государственных программ РФ определена нормативными документами Правительства РФ (ПП РФ N 588 от 20.08.2010 г.). Методология разработки ГП Москвы определена постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2011 г. N 56-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города Москвы".
Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика" координирует все городские отраслевые программы в части создания объектов капитального строительства, аккумулирует их результаты, определяет приоритеты градостроительного развития на перспективу. Рис.1.
Рис.1. Взаимоувязка городских программ в рамках единой градостроительной политики
Сферой реализации программы является градостроительное развитие Москвы, которое в последние 15 - 20 лет сопряжено с кардинальными структурными изменениями, резким ухудшением транспортной ситуации, слишком быстрыми темпами коммерческого строительства, что привело к существенным диспропорциям. Накопившиеся за десятилетия проблемы в градостроительном развитии Москвы приводят к тому, что:
- снижаются качество городской среды, инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность Москвы по сравнению с зарубежными мегаполисами - политическими, экономическими и культурными столицами;
- не обеспечиваются необходимые условия для решения городом Москвой стратегических задач, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Например, реализация Генплана развития Москвы с 1998 по 2006 г. осуществлялась неравномерно. Если рост торговых площадей составил 105%, рост объектов общественного питания 155%, ввод жилья 119% по сравнению с плановыми показателями Генплана, то строительство школ было на уровне 80%, дошкольных учреждений - 65%, гостиниц - 59%. В ходе реализации Генплана в последующие годы (2007 - 2010) неравномерное развитие по отраслям и территориям продолжало нарастать. Межотраслевые диспропорции усиливались в ходе выполнения ежегодных адресных инвестиционных программ города Москвы. В среднем доля жилищного строительства в АИП на протяжении 2000 - 2010 г г. находилась на уровне 24,5%, занимая первое место по уровню бюджетных ассигнований. В тот же период суммарные затраты на образование и здравоохранение не превысили 9,3% от АИП, а затраты по отрасли "Транспорт, связь и информатика" составили 10,2%. Наиболее существенное падение происходило по отрасли "Коммунальное строительство".
Плотность застройки в некоторых кварталах центра достигла 40 тыс. кв. м на 1 гектар, т.е. в 1,6 раза превысила оптимальную. Во многих районах Москвы сохраняется слабая транспортная доступность, обусловленная отставанием в развитии улично-дорожной сети и общественного транспорта. Строительство высокоплотного многоэтажного жилья на периферии также привело к чрезмерной транспортной нагрузке (картографические приложения - 3.20; 3.21; 3.22; 3.23).
Часть проблем градостроительного развития намечалось разрешить в рамках Генерального плана города до 2025 года (Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы"). В Генплане реализован системный подход к территориальному планированию пространственного развития города, направленный, в частности, на повышение устойчивости развития города за счет обеспечения его структурной целостности, сбалансированности функционального состава и пространственной организации территорий, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктуры. Вместе с тем Генеральный план города Москвы на 2010 - 2025 гг. исходит из заниженных прогнозных данных по численности населения, сохраняет инерционный характер градостроительного развития, предусматривает дальнейшую урбанизацию и чрезмерные объемы делового и жилищного строительства. Предусматривался 20% дефицит местных трудовых ресурсов (который планировалось покрывать за счет мигрантов, в т.ч. иностранной рабочей силы), работающих пенсионеров и подростков, "маятниковых" мигрантов из Московской области. Намечалось увеличение общего фонда застройки до 600 млн. кв. м, в том числе жилищного фонда до 280-290 млн. кв. м, сохранение ежегодных объемов жилищного строительства на уровне 5 млн. кв. м общей площади, строительство до 60 высотных комплексов (без предметного анализа транспортной ситуации). Одновременно предусматривалось существенное развитие социальной инфраструктуры (табл. 2.1.), меры по развитию транспортной инфраструктуры (табл. 2.2.). При этом суммарная оценка требуемого количества машино-мест для хранения легковых автомобилей 832,4 тыс. (на 1-ю очередь) оказалось существенно ниже реальной потребности - 1469*(1) тыс. машино-мест.
Таблица 2.1.
Основные ориентировочные показатели развития социальной инфраструктуры города Москвы по Генеральному плану
(млн кв. м общей площади)
N п/п |
Наименование отраслей |
Новое строительство, в том числе |
||
всего |
на 1-ю очередь |
2016 - 2025 годы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Образование: |
11,1 |
2,8 |
8,3 |
|
в том числе районный уровень |
9,3 |
2,4 |
6,9 |
2. |
Здравоохранение: |
3,8 |
1,0 |
2,8 |
|
в том числе районный уровень |
1,7 |
0,6 |
1,1 |
3. |
Социальная защита и социальное обеспечение: |
1,4 |
0,8 |
0,6 |
|
в том числе районный уровень |
0,7 |
0,5 |
0,2 |
4. |
Физкультура и спорт: |
8,0 |
3,1 |
4,9 |
|
в том числе районный уровень |
3,6 |
1,4 |
2,2 |
5. |
Культура, досуг: |
7,7 |
2,8 |
4,9 |
|
в том числе районный уровень |
4,6 |
1,4 |
3,2 |
6. |
Жилищно-коммунальное обслуживание, обеспечение правопорядка и безопасности всего: |
1,4 |
0,3 |
1,1 |
|
в том числе районный уровень |
0,8 |
0,2 |
0,6 |
7. |
Потребительский рынок, в том числе: |
16,4 |
6,5 |
9,9 |
7.1. |
Торговля: |
13,3 |
5,3 |
8,0 |
|
в том числе районный уровень |
1,6 |
0,5 |
1,1 |
7.2. |
Общественное питание: |
2,1 |
0,8 |
1,3 |
|
в том числе районный уровень |
0,1 |
- |
0,1 |
7.3. |
Бытовое обслуживание: |
1,0 |
0,4 |
0,6 |
|
в том числе районный уровень |
0,4 |
0,1 |
0,3 |
8. |
Оптовая торговля всего (межрайонный, городской), в том числе: |
2,1 |
1,1 |
1,0 |
8.1. |
продовольственная |
0,8 |
0,4 |
0,4 |
8.2. |
непродовольственная |
1,3 |
0,7 |
0,6 |
9. |
Гостиницы |
13,0 |
8,2 |
4,8 |
|
Итого: |
64,9 |
26,6 |
38,3 |
|
в том числе районный уровень |
22,8 |
7,1 |
15,7 |
Таблица 2.2.
Основные показатели развития транспортной инфраструктуры города Москвы по Генеральному плану
N п/п |
Показатели |
Первая очередь |
Расчетный срок |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Транспортная подвижность населения, поездок в год |
880 |
960-1040 |
2. |
Протяженность СВТ, км |
614,0 |
904 |
|
в т.ч. метрополитен, |
360 |
650 |
|
железная дорога |
254 |
254 |
3. |
Количество перевезенных в Москве, млн. пасс. в год: |
10 000/100% |
11500-12500/100% |
|
Индивидуальный |
2200/20% |
2200-2500/20% |
|
Общественный, |
7800/80% |
9300-10000/80% |
|
в т.ч. СВТ |
4200-43% |
5000-5400/43% |
|
из них: метрополитен |
3100/32% |
3500-3800/30% |
|
железная дорога |
1100/11% |
1500-1600/13% |
|
наземный (с ЛРТ) |
3600/37% |
4300-4600/37% |
4. |
Пассажирооборот системы, млрд. пасс. км в год, |
102/100% |
119-130/100% |
|
в том числе СВТ |
57/56% |
68-73/57-56% |
5. |
Дальность поездки пассажира/жителя, км |
10,2/14,3 |
10,5/14,8 |
|
на индивидуальном |
14,7 |
15,0 |
|
на общественном, |
8,9 |
9,3 |
|
в т.ч. на метрополитене |
14,0 |
14,5 |
|
на железной дороге |
12,5 |
12,5 |
|
на наземном |
3,5 |
3,7 |
6. |
Выезды в город, тыс. чел. |
|
|
|
час "пик" |
350 |
440 |
|
сутки |
1800 |
2420 |
7. |
Выезды из города, тыс. чел. |
|
|
|
час "пик" |
180,0 |
280,0 |
8. |
Электродепо метрополитена |
19 |
30 |
9. |
Парки НГПТ |
36 |
43 |
10. |
Парк легковых автомобилей, тыс. ед. |
2800 |
4560 |
11. |
Уровень автомобилизации, авто/100 жителей |
310 |
380 |
12. |
Протяженность улично-дорожной сети, км, |
3656 |
5900 |
|
в т.ч. магистральной |
1397 |
2534 |
13. |
Плотность улично-дорожной сети, км/кв. км, |
3,82 |
5,45 |
|
в т.ч. магистральной |
1,46 |
2,34 |
Инерционность исторически сложившейся моноцентрической радиально-кольцевой структуры города (в Центральном административном округе сконцентрировано 35% всех работающих в городе, дневное население превышает 2,3 млн. человек) наложилась на несбалансированное развитие Москвы, Московской области и Центрального федерального округа. Например, осуществлена интенсивная застройка с обеих сторон МКАД, существенно изменились параметры использования лесопаркового защитного пояса Москвы (ЛПЗП), где за последние 20 лет население увеличилось втрое (превысило 3 млн. чел.).
Несмотря на то что Москва и Московская область объективно представляют собой взаимосвязанные и взаимозависимые социально-экономические образования, между ними не выстроены четкие механизмы взаимодействия, обеспечивающие эффективное совместное решение комплексных социально-экономических и градостроительных задач, их транспортная инфраструктура еще не стала взаимоувязанной и целостной (картографическое приложение 3.10).
В Московской агломерации сложился острый дисбаланс между расселением населения и размещением мест приложения труда, что предопределяет чрезмерную маятниковую трудовую миграцию, высокую нагрузку на транспортную систему как на въезде в город, так и внутри Москвы, а также на социальную сферу Москвы. Например, население городского поселения Мытищи Московской области, граничащего с Северо-Восточным округом Москвы (СВАО), обеспечено рабочими местами меньше чем на 50%. Жители области находят работу в СВАО и в центре города.
Интенсивность транспортных нагрузок из-за неравномерного распределения рабочих мест и мест проживания в пределах города и на территории Московской области создает не только серьезные транспортные, но также социальные и экологические проблемы.
Вокруг Москвы образовался "реальный город" - Московская агломерация*(2). Москва с первым поясом районов Московской области представляет собой сплошную урбанизированную территорию (городское население составляет 98%). Вместе с тем к настоящему времени документы по территориальному планированию Москвы и Московской области не увязаны между собой и программы взаимосвязанного развития этих территорий не разработаны.
Два последних Генплана Москвы были разработаны без учета приоритета развития города как крупнейшего поселения, стратегических функций Москвы как политического и экономического центра региона, страны и мира, в условиях отсутствия взаимодействия города, области и федеральных органов власти.
Территориальная структура Москвы в действующих границах характеризуется следующим. Общая площадь 1081 кв. км, в т.ч. внутри МКАД - 877 кв. км, за пределами МКАД - 204 кв. км. По назначению территории структурированы на жилые (30%), производственные (16%), общественно-деловые (15%), рекреационные (17%), территории под улично-дорожной сетью (11%), прочие (11%). Предметом градостроительной политики является использование и перераспределение этих территорий, что в складывающейся реальной ситуации означает переход Москвы к полицентрическому городу с новыми центрами роста с учетом морфологии Московской городской агломерации. В этой связи дифференциация градостроительной деятельности в зависимости от функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории относится к актуальным проблемам градостроительной политики*(3). Каждая из территорий города Москвы (историческое ядро, центральная зона, срединная зона, периферия) требуют выработки своей стратегии градостроительного развития.
Историческое ядро Москвы (в пределах Садового кольца) - зона наиболее плотной застройки площадью 18,7 кв. км с постоянным населением 240 тыс. человек (плотность 12 830 чел./кв. км). Эта территория сопоставима с центральным ядром Лондона, включающим Сити, Вестминстер и Вест-Энд (численность населения - 200 тыс. чел., площадь - 26 кв. км, плотность - 7692,3 чел./кв. км), аналогична центральному району Митте в Берлине (численность населения - 400 тыс. чел., площадь - 23 кв. км, плотность - 17390 чел./кв. км), коррелируется с центром Парижа - оба берега Сены: от собора Нотр-Дам до площади Шарля де Голля и от Монмарта до Монпарнаса (численность населения - 600 тыс. чел., площадь - 20 кв. км, плотность - 30000 чел./кв. км). Для этой территории необходимо решение проблемы сохранения, комплексной реконструкции и благоустройства, как это сделано в других мировых столицах.
Центральная историческая часть города, включающая территорию в границах Камер-Коллежского вала, требует сохранения и восстановления индивидуальных и морфотипических характеристик застройки и городского ландшафта. Возможности экстенсивного строительства в центре Москвы исчерпаны. Здесь сконцентрирована большая часть исторических зданий, памятников архитектуры и т.п.
Реализация программы в части сохранения объектов культурного наследия скоординирована с ГП "Культура Москвы". Сохранению и восстановлению подлежат 7048 объектов, подлежащих государственной охране в качестве объектов культурного наследия, в т.ч. федерального значения - 2714 объектов, регионального значения - 1807. По техническому состоянию 248 объектов признаны аварийными, 1035 находятся в удовлетворительном состоянии.
Срединная часть города включает территорию вдоль МК МЖД и зоны трансформации производственных функций в ходе реорганизации производственных территорий с внедрением деловых, научных функций и инновационных технологий и высвобождением части территорий под жилищное, общественное, дорожно-мостовое строительство и развитие рекреации. Возможности развития срединной зоны, в том числе под жилищное и рекреационное строительство (картографическое приложение 3.6) с сохранением существующих и созданием новых эффективных рабочих мест, сдерживают возможности транспорта и неэффективность использования и реорганизации производственных территорий. Из 7,8 тыс. га в границах территории промышленных зон, предприятия и организации науки и промышленности занимают порядка 50% (картографическое приложение 3.5). Остальные участки заняты "непрофильными" для этих зон объектами, характеризуются неэффективным использованием земельных ресурсов. Производственные территории часто являются источниками негативного воздействия на окружающую среду.
В периферийных районах города исчерпаны ресурсы для нового массового жилищного строительства при общей низкой обеспеченности проживающего в этих районах населения объектами социальной инфраструктуры, недоступностью для значительной части этого населения скоростного пассажирского транспорта. В этой зоне ощущается отсутствие многофункциональной увязки с пригородным поясом, дефицит публичных пространств для самореализации представителей различных субкультур, крупных общественных центров социально-культурного, торгового и бытового обслуживания населения, с набором объектов и услуг городского значения.
В целом по городу сохраняются и обостряются диспропорции между количеством жилья и объектов социальной сферы (картографическое приложение 3.9). Отмечается значительный дефицит детских дошкольных учреждений, массовых объектов физической культуры и спорта, культуры, социальной защиты, семейной и молодежной политики, объектов обслуживания повседневного спроса, магазинной шаговой доступности. Сложился критический дефицит парковочных мест и мест для постоянного хранения автомобилей. Для обеспечения комфортных условий проживания в сложившихся жилых кварталах требуется активная реконструкция и реновация. Крайне медленно растет номерной фонд гостиничного хозяйства. Недостаточное развитие имеют парки и другие рекреационные территории города.
К этой проблематике также примыкают общегородские вопросы освоения и использования подземного пространства, реорганизации территорий, занятых воздушными линиями электропередачи (ВЛЭП), развития системы кабельных и иных коллекторов.
Реорганизация территорий, занятых линиями электропередачи (ЛЭП) направлена на оптимизацию функциональной структуры землепользования города, уменьшения дефицита земельных ресурсов и предусмотрена постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2009 года N 77-ПП "О среднесрочной программе комплексного развития территорий города Москвы, находящихся в зоне действия электроподстанций и воздушных линий электропередачи на 2009 - 2011 гг.". Предварительно в 2009 - 2010 г г. обследованы 200 участков ЛЭП и разработана организационно-технологическая схема реализации Программы развития территорий ЛЭП (по заказам ДЭПР). Начаты проектные проработки по использованию отдельных участков под дорожно-мостовое строительство.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Градостроительным кодексом Москвы в городе под руководством Москомархитектуры активно разрабатывается градостроительная и архитектурно-планировочная документация. В то же время не утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы на период 2011 - 2014 гг., не подготавливаются и не вносятся изменения в Генеральный план города Москвы.
С 2006 по 2010 г. разработано 116 проектов планировки территорий (за счет городского бюджета и средств инвесторов), охватывающих в сумме площадь 13242,74 га., выполнено 808 проектов межевания (на территорию 8651 га), выдано 6477 разрешений на строительство (в т.ч. по административно-деловым объектам - 632, производственным и промышленным объектам - 275, жилым объектам - 1665) (картографические приложения 3.1; 3.2; 3.3; 3.4).
Вместе с тем разработанная градостроительная документация отличается фрагментарностью, не сконцентрирована на определенных целевых задачах. Значительная часть разработанных и утвержденных проектов планировки не может быть реализована в рамках действующих правовых норм, связанных с землепользованием и собственностью на землю, имущественными интересами жителей. Разработка территориальных и отраслевых схем существенно отстает от потребностей города. На начало 2011 года отсутствовали или требовали актуализации 56 отраслевых схем, включая схемы размещения объектов потребительского рынка и услуг, развития и размещения объектов физической культуры и спорта, объектов бытового обслуживания, объектов гаражного назначения; схемы комплексного развития наземного пассажирского транспорта, размещения внеуличных пешеходных переходов, транспортно-пересадочных узлов; отраслевые схемы развития стройиндустрии, размещения территорий инновационного развития, размещения гостиниц и т.д. Все это усугубляет территориальные и отраслевые диспропорции в городе.
Осуществление градостроительного проектирования в городе Москве требует проведения системы градостроительных мероприятий, включая: разработку и внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования (в Генеральный план города Москвы, в проект Правил землепользования и застройки города Москвы), разработку и мониторинг территориальных схем на первоочередные территории зон развития и территории реорганизации; отраслевых схем для решения первоочередных отраслевых задач территориального планирования и оптимизации размещения объектов; документации по планировке территории.
Кроме того, необходима разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих градостроительное проектирование: мониторинг реализации Генерального плана города Москвы с подготовкой ежегодного доклада Правительству Москвы и информирования жителей о его результатах; подготовка проекта размещения всех видов строительства на 2012 - 2016 гг., предпроектные работы по улучшению условий движения транспорта в городе (по объектам железнодорожной инфраструктуры, метрополитена, улично-дорожной сети, городского пассажирского транспорта, парковочного пространства), эколого-градостроительные мероприятия по снижению негативного воздействия на жилые и природные - рекреационные территории транспортной инфраструктуры, строительства, производственных предприятий и объектов; подготовку Концепции реставрации и приспособления для совместного использования объектов культурного наследия - произведений садово-паркового искусства, разработку разбивочных чертежей-актов линий градостроительного регулирования, а также научно-методическое обеспечение градостроительного проектирования.
Действующая нормативно-правовая база градостроительной деятельности основывается на Градостроительном кодексе города Москвы (в соответствии с которым, в частности, развернута работа по формированию нормативов градостроительного проектирования) и Градостроительном кодексе Российской Федерации. Правоприменительная практика последних лет свидетельствует о необходимости существенного развития нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения градостроительной деятельности (включая снижение административных барьеров). Выявленные несоответствия между Градостроительными кодексами Москвы и РФ должны быть устранены, правовые пробелы в законодательстве города Москвы в области регулирования градостроительной деятельности ликвидированы. К числу таких пробелов относится отсутствие нормативных положений, обеспечивающих баланс публичного и частных интересов при осуществлении работ по подготовке проектов межевания территорий для обоснования размеров земельных участков, подлежащих передаче физическим и юридическим лицам, в том числе необходимых для эксплуатации существующих объектов недвижимости. Не установлен нормативный порядок реализации территориальных и отраслевых схем, проектов планировки, обеспечивающий комплексное градостроительное развитие соответствующих территорий, включая развитие застроенных и вновь приобретаемых городом Москвой территорий. Требуют актуализации и разработки нормы, правила, национальные стандарты и другие нормативно-технические документы в области проектирования, строительства и безопасной эксплуатации зданий и сооружений. В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" в стране изменена система технического регулирования, в том числе и строительной деятельности. На основании данного закона утверждены технические регламенты, являющиеся единственными обязательными нормативными документами в области строительства, включая "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Федеральный закон N 384-ФЗ от 30.12.2009 г.). Кроме того, стоит актуальная задача по учету и приведению в соответствие с европейскими стандартами действующих и вновь разрабатываемых нормативно-технических документов, обусловленная подготовкой к вступлению России в ВТО. В соответствии с программой гармонизации систем технического нормирования РФ и Европейского сообщества (работы ведутся под руководством Министерства регионального развития РФ) предстоит разработка "зеленых" норм проектирования и строительства (в соответствии с Евростандартом) в качестве национальных стандартов.
В части развития подземного пространства города Москвы в настоящее время действует постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. N 1049-ПП "О городской программе подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства города Москвы на период 2009 - 2011 гг.", создается методическая основа для проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений. Однако в рамках действующих федеральных законов отсутствует возможность осуществить государственный кадастровый учет подземных сооружений и их отдельных частей как самостоятельных объектов недвижимости. Отсутствует возможность государственной регистрации прав на подземные объекты, что является препятствием для привлечения частных инвестиций, например, в случаях планируемого размещения в рамках единого подземного сооружения частных объектов и общественных пространств. Требуется внесение изменений в Земельный и Гражданский кодексы Российской Федерации в части, связанной с уточнениями прав владельцев объектов недвижимости, которые не участвуют в градостроительном освоении подземного пространства, расположенного под такой недвижимостью.
Административные барьеры в строительстве остаются существенными. Улучшению инвестиционного климата в городе препятствуют административные барьеры при предоставлении земельных участков для строительства, согласовании проектной документации, получении разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Принятые меры по реформированию системы согласования инвестиционных документов (постановление Правительства Москвы от 2 февраля 2011 года N 25-ПП "О мерах по завершению реализации инвестиционных контрактов с участием Правительства Москвы"), сокращению примерно до 260 дней суммарных нормативных сроков подготовки документации по градостроительным проектам (Распоряжение Правительства Москвы от 12 апреля 2010 г. N 665-РП "О сокращении срока согласования и упрощении подачи заявок при разработке градостроительной документации") недостаточны и не охватывают всех сторон инвестиционно-строительной деятельности. Предстоит сократить общее количество согласований при предоставлении земельных участков для строительства, повысить прозрачность и информационную доступность процесса согласований, оптимизировать процедуру получения разрешений на строительство и получения технических условий на строительство.
Действующая в Москве сметно-нормативная база ТСН-2001 состоит из 118 сборников, содержащих 35985 норм и расценок, 22280 сметных цен, 1758 укрупненных показателей, 605 цен на транспортные расходы. Эта база не интегрирована с федеральной сметно-нормативной базой, требует значительных затрат на актуализацию, не структурирована по уровням определения стоимости строительства объектов (для бюджетного планирования, для определения стоимости на стадии проектирования, для обоснования цены контракта и расчетов за выполнение работы). Сложившаяся проблемная ситуация требует перехода строительного комплекса Москвы на новую сметно-нормативную базу.
К наиболее острым проблемам градостроительной политики относятся анализ действующих инвестиционных контрактов (ИК) и подготовка предложений о целесообразности их дальнейшей реализации. На начало 2011 года действовало более 1300 ИК, единая база учета со стандартизированными данными по контрактам отсутствовала. Предварительный анализ 3119 объектов в составе действующих ИК показывает, что объекты относятся к разным типам: комплексная застройка, жилые дома, нежилые объекты, гаражи-стоянки, объекты смешанного назначения, и находятся они в разном состоянии: земельно-правовые отношения не оформлены на все или на часть объектов в контракте; строительство всех или нескольких объектов в контракте не начато, срок реализации контракта истек; ведется строительство объекта; объект введен в эксплуатацию, оформление находится на разных стадиях; контракт находится на разных этапах расторжения. Суммарный объем предварительно проанализированных контрактов превышает 58 млн. кв.м, т.е. составляет примерно 15% всего жилого и нежилого фонда города. Реализация части этих контрактов не соответствует реальным потребностям городского развития, не подкрепляется возможностями транспортной, инженерной и социальной инфраструктур.
В целях завершения реализации инвестиционных контрактов, расторжения части из них, высвобождения городских земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительством Москвы поставлена задача полномасштабного анализа ИК в рамках Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (N 25-ПП от 02.02.2011 г.). До завершения этой работы сохраняется существенная неопределенность в градостроительном развитии отдельных территорий, что в свою очередь может потребовать комплекс дополнительных мер при ежегодных корректировках Государственной программы.
К другим актуальным экономическим вопросам градостроительной политики относятся:
- разработка экономических механизмов реализации градостроительной политики с учетом перехода на стратегическое планирование и программно-целевое бюджетирование;
- подготовка предложений по внебюджетному финансированию реализации Генерального плана;
- опережающее (предпроектное) планирование капитальных вложений для развития инженерной инфраструктуры в районах застройки;
- оптимизация инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
В сфере реализации Программы "Градостроительная политика" в части строительства за счет городского бюджета (транспортного, инженерного, социального, жилищного) сформировалась конкурентная среда. По данным Департамента города Москвы по конкурентной политике за 2009 - 2011 гг. (на 01.08.2011 года), среднее количество участников конкурсов на инвестиционное строительство находилось в интервале 1 - 4,18; средний процент снижения составлял от 2% до 31,79%. В результате конкурсных процедур суммарная экономия бюджета превысила 21 млрд. руб.
Сфера реализация программы "Градостроительная политика" включает развитие строительного комплекса города Москвы. Строительный комплекс Москвы за более чем 20-летний период своего существования стал ведущей отраслью города. Силами комплекса построено более 80 млн. кв.м нового комфортного жилья, тысячи объектов социального и культурно-бытового назначения, километры современных дорог, десятки крупных развязок, снесено более 5 млн. кв. м ветхого жилья.
В строительном комплексе города действует Объединенный научно-технический Совет по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы. На регулярных заседаниях Совета рассматриваются вопросы инновационного развития в строительстве, градостроительной политики, основные направления и результаты научных исследований, новые технологии и материалы, проблемы энергосбережения и безопасности в строительстве.
Модернизация производственной базы индустриального домостроения, обеспечивающая за счет гибких технологий оперативный выпуск изделий, позволяющая размещать объекты на участках различной площади, конфигурации и архитектурной выразительности, создавать адресную индивидуализацию застройки и фасадных решений, существенно повысить энергетическую эффективность зданий, осуществлять выбор для жилых домов необходимого квартирного состава по условиям городских программ предоставления и продажи жилья, определена одной из приоритетных задач для реализации Генерального плана развития города Москвы до 2025 года.
Домостроительными комбинатами города Москвы внедрены мероприятия по обеспечению доступа инвалидов в действующих типовых и повторно применяемых проектах серий жилых домов массового строительства П44М, ПЗМ, П46М, КОПЭ-20000, ГМС-2001.
Разработаны дополнения "по энергоэффективности" к типовым проектам для последующей их привязки под программу ввода жилья в 2012 году по городскому заказу.
Производятся трехслойные панели наружных стен с повышенными теплотехническими показателями - приведенный коэффициент сопротивления теплопередаче R > 3,5 кв.м °С/Вт; в новых оконных и дверных блоках из ПВХ-профилей с двухкамерным стеклопакетом - приведенный коэффициент сопротивления теплопередаче R > 0,8 кв.м °С/Вт.
Вместе с тем существующая на московских домостроительных комбинатах технология индустриального домостроения в основном ограничена в части гибкого реагирования на необходимость создания различных, в том числе и энергоэффективных, архитектурно-планировочных решений, необходимого набора квартир, требуемых для решения общегородских социально-жилищных программ и не позволяет оперативно внедрять наработанные новые архитектурно-планировочные и инженерные решения.
В ходе реализации программы "Энергосберегающее домостроение", в индустриальном домостроении должно быть достигнуто снижение по годам суммарного удельного энергопотребления жилых зданий на цели отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, кондиционирования и освещения по отношению к базовому нормативному уровню на 19%.
Должна быть модернизирована система сертификации и нормативно-технической документации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе.
Приоритетным направлением реализации программы является разработка системы безопасной эксплуатации уникальных и технически сложных зданий и сооружений, в том числе большепролетных, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.05.2010 N 389-ПП "О первоочередных мероприятиях по обеспечению реализации системы безопасной эксплуатации зданий с большепролетными конструкциями в городе Москве с использованием современных автоматизированных технических средств".
Целям инновационного развития строительного комплекса служит московский строительный каталог. Московский территориальный строительный каталог (МТСК) создан как система информационного обеспечения организаций и специалистов, занятых в капитальном строительстве, представляет собой фрагмент единой информационно-справочной системы г. Москвы, охватывающей деятельность строительного комплекса г. Москвы, и предназначен для проектных, строительных, подрядных и других организаций, входящих в строительный комплекс г. Москвы, и организаций, осуществляющих проектно-строительную деятельность для г. Москвы, а также для департаментов и комитетов Правительства Москвы, БТИ, организаций, осуществляющих риелторскую деятельность, а также как справочный материал для проектно-строительных организаций других городов РФ. МТСК состоит из 12 томов, включающих разделы, объединяющие однотипные здания, конструкции, материалы, изделия, оборудование, технические решения. МТСК подлежит расширению за счет включения в него стоимостных показателей, переводу в электронный вид на базе современных интернет-технологий.
Актуализация инновационных научно-технических и методических разработок технологий, материалов, оборудования и их реализация в строительной отрасли позволят обеспечить:
- освоение производства наружных стеновых панелей и доборов, в том числе с применением технологии "арх-бетон", используемых для последующей разработки адресной проектной документации;
- модернизацию и обновление типовых и повторно применяемых проектов с учетом изменяющейся нормативной базы, достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта строительства, потребностей города;
- организацию производства, освоение монтажа, обеспечение сервисного обслуживания нового энергоэффективного инженерного оборудования для жилых и общественных зданий, включая подготовку и обучение соответствующих кадров.
В части информационно-аналитического обеспечения градостроительной деятельности к существенным характеристикам существующей ситуации относится следующее.
- В комплексе градостроительной политики и строительства города Москвы создана информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИАИС ОТД), действуют более 60 разрозненных информационных систем (построенных на разных платформах), слабо взаимодействующих между собой. Ежегодно обрабатывается более 80 тыс. документов и 1 млн записей в базах данных, из которых до 15% требуют ручной корректировки высококвалифицированными системами. В большинстве информационных систем отсутствуют аналитические функции.
- Кабельные системы передачи данных в подразделениях строительного комплекса характеризуются низкой пропускной способностью, устаревшей конструкцией, не соответствуют современным нормам безопасности для государственных учреждений.
- Автоматизация типовых процессов по подготовке и выпуску документов градостроительного проектирования (в т.ч. территориальные и отраслевые схемы, проекты планировки, проекты межевания) не осуществлена.
- Отсутствует единый центр ответственности за информационно-аналитическое обеспечение строительного комплекса. К проблемам, подлежащим первоочередному решению, относятся: интеграция информационных систем, модернизация кабельных сетей, автоматизация типовых процессов по градостроительному проектированию, создание аналитического центра в строительном комплексе.
Важной структурной составляющей градостроительной политики в городе Москве является создание современной материально-технической базы для занятий массовой физической культурой, создание спортивных сооружений мирового уровня. В этой части ГП "Градостроительная политика" обеспечивает развитие спорта высших достижений в соответствии с мероприятиями ГП "Спорт Москвы".
Последнее массовое строительство сооружений для спорта высших достижений осуществлялось в Москве в 70-е годы прошлого века, в преддверии летней Олимпиады-80. В последние годы на территории города построено 5 объектов, имеющих городской уровень обслуживания и позволяющих проводить соревнования, в том числе международного уровня: "Дворец спорта "Мегаспорт" на Ходынском поле; многофункциональный комплекс "Строгино" на ул. Таллинской; Крытый конькобежный центр в Крылатском; Ледовый дворец на улице Коненкова; баскетбольный комплекс в Крылатском.
В рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы за счет ежегодно выделяемых лимитов капитальных вложений по отрасли "Физическая культура и спорт" планируется проведение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по комплексной реконструкции территории Гребного канала. После окончания реконструкции данные объекты будут соответствовать мировым стандартам спортивных сооружений.
В рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году за счет средств привлеченных инвесторов начаты работы по строительству стадиона "Спартак" на Тушинском аэродроме (Волоколамское шоссе, вл. 67) и комплексной реконструкции стадиона "Динамо" (Ленинградский просп., вл. 36).
Кроме того, в соответствии с заявочной книгой Москвы на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году после 2013 года потребуется проведение комплексной реконструкции стадиона "Лужники" (картографическое приложение 3.15).
Для обеспечения выполнения задач по строительству новых, и прежде всего крупных, объектов требуются проведение комплекса мероприятий по подбору земельных участков и разработка Отраслевой схемы развития и размещения объектов физической культуры и спорта в городе Москва до 2025 года, которая определит адресную привязку новых спортивных сооружений.
Важной составной частью градостроительной деятельности, а также деятельности в других секторах городского хозяйства и управления является инженерно-геологическое, геодезическое и картографическое обеспечение строительства и эксплуатации объектов недвижимости, обеспечение деятельности органов исполнительной власти города Москвы геоинформационными ресурсами и пространственными данными. В Москве разработана и внедрена Единая государственная картографическая основа (постановление Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 24 "О внедрении Единой государственной картографической основы г. Москвы для решения задач управления городским хозяйством с использованием автоматизированных технологий"), созданы основы единого геоинформационного пространства города на базе пространственных данных (постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 619-ПП "О концепции среднесрочной городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010 - 2012 годы"). В городе накоплены значительные объемы пространственной информации (топографический план в масштабах - 1:2000, 1:5000, 1:10 000: картографический фон для открытого использования в масштабах - 1:10000 и 1:25000; план подземных инженерных коммуникаций в масштабах - 1:2000, 1:5000; схема магистральных подземных инженерных коммуникаций в масштабах - 1:10000, 1:25000; план линий градостроительного регулирования в масштабах - 1:2000, 1:5000; схема линий градостроительного регулирования в масштабе - 1:10000), формируются тематические базы пространственных данных, по отдельным территориям выполняются работы в трехмерном информационном пространстве.
Для развития единого геоинформационного пространства города Москвы необходимы:
- постоянная актуализация пространственных данных;
- межведомственное информационное взаимодействие, в т.ч. с федеральными структурами (что предусматривает ведение ГГКО в двух системах координат CK95 и WGS84);
- создание взаимоувязанной высокоточной опорной геодезической сети Москвы и Московской области на базе ГЛОНАСС/GPS.
Приведенные проблемы в сфере реализации Государственной программы "Градостроительная политика" обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся возрастающая мобильность населения, дисбаланс в размещении мест приложения труда и проживания населения, инерционность моноцентрической радиально-кольцевой структуры города, резкий, сопровождающийся кризисами переход к рыночным отношениям, лавинообразная автомобилизация. К субъективным факторам относятся непоследовательность принятых ранее градостроительных решений; недостаточная динамичность строительного комплекса; неэффективность существующих и задержка с формированием новых, адекватных современным социально-экономическим условиям механизмов градостроительной политики.
Для решения этих проблем разработана Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика", определяющая стратегические приоритеты градостроительного развития и инструменты их реализации на среднесрочный период. Она должна обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области градостроительной политики.
______________________________
*(1) Подпрограмма "Создание единого парковочного пространства" ГП "Развитие транспортной системы".
*(2) Исходя из плотности населения, величины маятниковых миграций, радиально-кольцевой планировочной структуры Московская агломерация может быть разделена на несколько зон:
- Историческое ядро города (в пределах Садового кольца);
- Центральная зона, включающая историческое ядро и пояс до Окружной железной дороги;
- Срединная зона, расположенная вдоль МК МЖД;
- Периферийная зона города (от Кольцевой железной дороги до МКАД) с вытянувшимися вдоль радиальных магистралей районами: Бутово, Люберцы, Химки, Реутово;
- Первый внутренний пояс пригородов, включая лесопарковый защитный пояс. В эту зону входят районы: Балашихинский, Красногорский, Ленинский, Люберецкий, Мытищинский, Одинцовский, Химкинский;
- Второй (внешний) пояс пригородов, включая районы: Дмитровский, Домодедовский, Истринский, Наро-Фоминский, Ногинский, Подольский, Пушкинский, Раменский, Солнечногорский, Щелковский;
- Периферийные районы Московской области: Воскресенский, Егорьевский, Жуковский, Клинский, Коломенский Луховицкий, Озерский, Орехово-Зуевский, Сергиево-Посадский, Серебряно-Прудский, Серпуховский, Ступинский, Чеховский, Шатурский и др.
*(3) Проблемы комплексного градостроительного развития присоединяемых к Москве территорий намечается рассмотреть после принятия соответствующих законодательных актов на основе материалов международного конкурса по разработке Концепции развития присоединяемых территорий (картографическое приложение 3.8). Эту проблематику предполагается рассматривать в самостоятельной (новой) подпрограмме в рамках ежегодной корректировки ГП "Градостроительная политика".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.