Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 17 июля 2013 г. N 474-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 октября 2011 г. N 476-ПП
Государственная программа
города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012 - 2016 годы"
22 февраля 2012 г., 17 июля 2013 г.
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы"
Наименование Государственной программы города Москвы |
Государственная программа города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы" |
|||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы |
Создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды для организации отдыха и туризма в городе Москве. Устойчивое развитие парков, повышение их социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставления полного спектра услуг. Развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в части улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению: общественное питание, продажа сувенирной и книжно-издательской продукции, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев. Повышение уровня благоустройства озелененных территорий города Москвы I и II категорий. Приспособление парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга населения. Повышение заинтересованности инвесторов в развитии индустрии отдыха в парках, парковых зонах, скверах и бульварах. Создание условий организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту жительства. Создание благоприятных условий для посещения города Москвы российскими и иностранными гражданами с туристскими целями, повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы. Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения отдыха на природных и озелененных территориях города Москвы. Развитие системы экологического образования и просвещения населения. Поддержание особо охраняемых территорий в надлежащем состоянии в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы. Формирование осознанной необходимости у жителей города Москвы заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья и реализации себя как личности. Повышение интереса различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом. Создание условий для занятий физической культурой и спортом, укрепления физического и нравственного здоровья жителей города Москвы. Расширение возможностей для физкультурно-оздоровительных занятий населения города Москвы по месту жительства. |
|||||||||||||
Конечные результаты Государственной программы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы |
N п/п |
Наименование конечного результата |
Ед. изм. |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||||
1 |
1300000.01 Доля населения, проживающего вне зоны пешеходной доступности (до 700 м.) от благоустроенных парков или скверов |
Процент |
* |
* |
* |
* |
* |
|||||||
Задачи Государственной программы города Москвы |
Обеспечение динамичного развития индустрии отдыха и туризма города Москвы. Повышение уровня благоустройства природных и озелененных территорий, увеличение площади озелененных территорий города Москвы, развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий, присвоение новым земельным участкам статуса особо охраняемых природных территорий, увеличение площадей под природными и озелененными территориями города Москвы, обеспечение адресности и доступности информации о размещении объектов рекреационной инфраструктуры, проведение особо значимых экологических, спортивных мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней как инструмента, способствующего развитию индустрии отдыха и туризма. Развитие разнообразных видов культурных, досуговых, оздоровительных услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей; увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов. Восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, проведение мероприятий и оказание услуг в течение всего года. Развитие спортивных объектов на территориях жилых микрорайонов и находящихся в непосредственной близости к территориям парков, лесопарков, зон отдыха. Развитие механизмов государственно-частного партнерства и других форм привлечения частных инвестиций; рост доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; введение инновационных технологий управления, оптимизация сочетания долей бюджетного и внебюджетного финансирования; развитие информационных технологий; совершенствование подготовки кадров; совершенствование нормативной правовой базы города Москвы; обеспечение комплексной безопасности на территориях природного комплекса города Москвы; создание современных туристско-рекреационных комплексов на наиболее перспективных территориях, продвижение московского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования. Оборудование объектов и территорий инфраструктуры отдыха и туризма для беспрепятственного доступа и использования маломобильными группами населения. |
|||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы |
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ |
|||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм |
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ, КОМИТЕТ ПО ТУРИЗМУ И ГОСТИНИЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЗЕЛЕНОГРАДСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮЖНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ |
|||||||||||||
Соисполнители подпрограмм |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЗЕЛЕНОГРАДСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮЖНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ |
|||||||||||||
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы |
Наименование Государственной программы города Москвы |
Источник финансирования |
Расходы (тыс. руб.) |
|||||||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Итого |
|||||||||
Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы |
Всего |
19 830 541,9 |
14 334 903,0 |
14 974 983,1 |
15 666 892,2 |
16 468 120,5 |
81 275 440,7 |
|||||||
Расходы бюджета города Москвы |
18 589 441,1 |
12 869 126,0 |
13 386 268,1 |
13 948 491,2 |
14 604 070,3 |
73 397 396,7 |
||||||||
Средства юридических и физических лиц |
1 241 100,8 |
1 465 777,0 |
1 588 715,0 |
1 718 401,0 |
1 864 050,2 |
7 878 044,0 |
||||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы |
Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012 Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013 Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014 Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015 Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016 |
1. Характеристика текущего состояния сферы индустрии отдыха и туризма, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем
1.1. Общая характеристика текущего состояния сферы индустрии отдыха и туризма и основные проблемы территорий для организации индустрии отдыха и туризма
Город Москва, столица Российской Федерации, - исторический, духовный и культурный центр Российской Федерации и одновременно один из крупнейших центров мировой культуры, обладает широчайшими возможностями в предоставлении современных рекреационных услуг своим жителям. На территории города Москвы сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, представлен широкий спектр объектов туристского показа; расположены около половины всех особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации, три объекта внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: ансамбль Московского Кремля и Красной площади, церковь Вознесения в Коломенском и ансамбль Новодевичьего женского монастыря. В городе Москве более 200 музеев, около 270 театров, более 150 выставочных залов и галерей, 3 цирка. В том числе такие объекты, имеющие мировую известность, как Государственный академический Большой театр России, Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей и другие. На территории города Москвы расположено более 60 архитектурно-парковых ансамблей различной степени сохранности и более 160 памятников природы, 16% земель города Москвы относятся к особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Город Москва - главный транспортный узел страны, на долю которого приходится значительный пассажиропоток. Потребность жителей города Москвы в качественном отдыхе продолжает возрастать. Для многих жителей города Москвы отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях.
С учетом потребностей постоянно проживающего и приезжающего населения рекреационные территории города Москвы разделены на две группы - столичного и районного уровней обслуживания. Территории столичного уровня ориентированы на отдых выходного дня и туризм, на предоставление разнообразных услуг; рассчитаны как на постоянно проживающих жителей, так и на приезжающих в город Москву в рекреационных и туристских целях. В зависимости от выполняемых функций территории столичного уровня разделены на группы: уникальные исторические парковые и усадебные территории (Царицыно, Коломенское, Сокольники, Фили, Измайлово, Останкино, Кусково и другие), имеющие статус объектов культурного наследия - памятников садово-паркового искусства с расположенными на них дворцовыми комплексами; специализированные парковые территории (парк Победы на Поклонной горе, сад "Эрмитаж", парк МГУ и другие), выполняющие мемориальные, культурно-просветительные функции; спортивные парковые территории (Лужники, Крылатское, Строгинская пойма); многофункциональные парковые зоны, выполняющие развлекательные, спортивные, выставочные, культурно-познавательные функции (Всероссийский выставочный центр); ботанические и зоологические сады (Ботанический сад РАН, Аптекарский огород, зоопарк). Территории районного уровня, обеспечивающие социально гарантированный минимум условий для повседневного отдыха жителей города Москвы, осуществляемого в радиусе пешеходной доступности от места их жительства. На районном уровне (главным образом в парках) представлен обязательный набор услуг: детские и спортивные площадки, мини-аттракционы, площадки отдыха, объекты питания и торговли. Территории, предназначенные для кратковременной рекреации (сады, скверы, бульвары), функционируют без предоставления таких услуг. Для рекреационных территорий районного значения необходимо повышение качества благоустройства с размещением элементов, повышающих их притягательность (пешеходные тропы, велодорожки, лыжные трассы, катки).
Основные проблемы территорий для организации индустрии отдыха и туризма
Наиболее значимые проблемы, требующие формирования комплекса мер государственной поддержки индустрии отдыха и туризма в целом, формируются в две категории.
Административно-правовые проблемы:
- недостаточность нормативной правовой базы, регулирующей туристско-рекреационную индустрию; низкая инвестиционная активность в индустрии, в том числе из-за отсутствия доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки, и отсутствие эффективных механизмов государственного стимулирования инвестиций в ее развитие;
- недостаток высококвалифицированных профессиональных кадров.
Инфраструктурные проблемы:
- недостаточное развитие социальной, транспортной, информационной и инженерной инфраструктуры, в том числе из-за высоких издержек на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортной сети, очистных сооружений);
- недостаточно активное продвижение города Москвы как культурного и туристского центра;
- неравномерность в развитии социально-культурной инфраструктуры районов города Москвы;
- моральный и физический износ материально-технической базы парков культуры и отдыха;
- недостаточность необходимой сервисной инфраструктуры на рекреационных территориях;
- слабая информационная оснащенность территорий (отсутствие на многих территориях громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе и на иностранных языках).
1.2. Характеристика текущего состояния парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб, описание основных проблем в указанной сфере
Городской парковый комплекс включает в себя:
- парки культуры и отдыха - ведение Департамента культуры города Москвы;
- детские парки - ведение Департамента образования города Москвы;
- Екатерининский парк - ведение Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Парки культуры и отдыха, история восьми из которых насчитывает более 60 лет, все эти годы являются излюбленным местом отдыха жителей города Москвы. Сюда приходят мамы с детьми, здесь проводят свободное время подростки, молодежь и люди старшего поколения.
К 14 паркам культуры и отдыха относятся:
ЦПКиО им. М. Горького, ПКиО "Сокольники", ПКиО "Измайловский", ПКиО "Фили", Сад "Эрмитаж", ПКиО "Таганский", ПКиО "Красная Пресня", Сад им. Н.Э. Баумана, ПКиО "Кузьминки", ПКиО "Люблино", ПКиО "Бабушкинский", ПКиО "Лианозовский", ПКиО "Перовский", ПКиО "Северное Тушино".
Общая площадь территорий парков культуры и отдыха составляет 1364,4 га.
Общая посещаемость парков в 2010 году составила около 15,0 млн. человек.
В парках культуры и отдыха размещены 309 объектов культурно-досугового назначения, практически все объекты работают круглогодично.
На территории парков культуры и отдыха расположено 257 объектов имущественного комплекса общей площадью 125 тысяч кв. м.
Екатерининский парк
Екатерининский парк имеет статус природного комплекса города Москвы и памятника садово-паркового искусства.
Площадь Екатерининского парка составляет 16 га. Площадь озеленения занимает более 10 га. В центральной части парка находится Екатерининский пруд площадью 1,9 га, вытянутый с запада на восток, с небольшим островом в западной части.
Ежегодная общая посещаемость Екатерининского парка составляет около 1,4 млн. человек.
На территории Екатерининского парка проводится ряд основных городских и окружных мероприятий:
- мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, а также мероприятия, приуроченные к памятным датам, установленным федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы;
- ежегодный фестиваль духовых оркестров;
- ежегодное праздничное мероприятие "Москва - город открытых сердец" (концерт-чествование различных поколений жителей города Москвы);
- ежегодный фестиваль коллективов художественной самодеятельности из числа работников органов исполнительной власти города Москвы и учреждений социальной защиты населения;
- фестиваль детского творчества;
- 11 концертных программ для ветеранов по значимым праздникам;
- рождественская неделя;
- "Золотая осень";
- игры по спортивному ориентированию.
В дни общероссийских государственных праздников в Екатерининском парке организуются 7 концертных площадок.
В проводимых мероприятиях участвуют около 7 тыс. человек.
Музеи-заповедники и музеи-усадьбы - ведение Департамента культуры города Москвы
В наши дни усадебные ансамбли представляют высокий исторический и художественный интерес для жителей и гостей города Москвы, территории усадеб города Москвы являются излюбленным местом культурного отдыха. Усадьбы города Москвы - неоценимые сокровищницы прошлого, являются неотъемлемой частью духовного облика столицы, ее исторической памятью. Благодаря разнообразию и неповторимости являются одним из наиболее привлекательных объектов туристического показа.
По оценкам специалистов, до настоящего времени в городе Москве сохранилось 64 архитектурно-парковых ансамбля, в том числе 37 в хорошей степени сохранности и 27 частично сохранившихся. Многие из усадеб города Москвы до настоящего времени сохранили свой первоначальный вид, показывая достоинства всевозможных архитектурных стилей: рококо, барокко, классицизм, ампир.
В 8 усадьбах действуют 5 музеев городского подчинения:
- Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно";
- Московский музей-усадьба "Останкино";
- Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в.";
- Музей русской усадебной культуры "Усадьба князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки" - структурное подразделение Государственного учреждения культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы";
- Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, в состав которого входят усадьбы Коломенское, Измайлово, Лефортово, Люблино.
В настоящее время крупнейшие музейные территории Царицыно и Коломенское посещает в среднем до 20-30 тысяч человек ежедневно, а в праздничные дни - до 100 тыс. человек. Посещаемость территории музея Царицыно в 2010 году превысила 5 млн. человек. Посещаемость территорий всех музеев-усадеб составляет более 10 млн. человек в год.
Проблемы деятельности парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб, требующие решения
На сегодняшний день большинство парков имеют большой (около 80%) моральный и физический износ коммуникаций, имущественного комплекса.
Основной проблемой детских парков является низкий уровень материально-технического состояния: моральный и физический износ объектов составляет от 30% до 75%.
Основной проблемой развития Екатерининского парка является низкий уровень материально-технической базы.
Аварийное состояние объектов культурного наследия и территорий усадебных комплексов на территории города Москвы: Останкино, Кусково, Кузьминки. Деревянный дворец музея-усадьбы "Останкино" признан аварийным.
Аварийное состояние или отсутствие на парковых и музейных территориях городских инженерных коммуникаций.
Отсутствие необходимой туристской инфраструктуры на территориях усадеб (входных зон, объектов общественного питания, туалетов, сувенирных магазинов, камер хранения, пунктов проката игрового инвентаря и прочее).
Отсутствие необходимой инфраструктуры для обеспечения рекреационного отдыха (дорожки для прогулок, трассы для велосипедов, роликовых коньков, конных прогулок), спортивного отдыха (футбольные, волейбольные, баскетбольные площадки, теннисные корты, спортивно-физкультурные площадки).
Недостаточная информационная оснащенность территорий (отсутствие на территории музеев громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе и на иностранных языках).
1.3. Характеристика текущего состояния озелененных территорий общего пользования, описание основных проблем в указанной сфере
Озелененные территории общего пользования включают в себя:
53 объекта, находящихся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (ДЖКХиБ), на общей площади 1216,24 га, из которых по 8 территориям общей площадью 190,84 га необходимый объем работ осуществлен в 2011 году (до начала реализации Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы"), и на территории парка по Ангарской ул. будут проведены работы по реконструкции системы наружного освещения;
41 территорию общей площадью 594,14 га, находящуюся в ведении префектур административных округов города Москвы, из которых по 11 территориям общей площадью 269,28 га необходимый объем работ был осуществлен в 2011 году (до начала реализации Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы").
Текущее состояние всех озелененных территорий общего пользования характеризуется следующими проблемами:
- необходимость проведения ремонтных работ и устройства дорожного покрытия;
- недостаточное количество спортивных площадок (волейбольные, футбольные, теннисные корты);
- плохое состояние детских игровых площадок;
- плохое состояние малых архитектурных форм;
- отсутствие благоустроенных стационарных туалетов на территориях парков;
- отсутствие парковок у входов в парки на прилегающих территориях;
- недостаточное количество организованных площадок для мелкорозничной торговли и общественного питания, организованных площадок для установки аттракционов, площадок для установки пунктов проката инвентаря, организованных точек для пикника, организованных эстрадных площадок;
- плохая освещенность территорий парков;
- отсутствие полноценной среды для маломобильных групп населения.
1.4. Характеристика текущего состояния объектов в жилом секторе, описание основных проблем в указанной сфере
Ситуация во дворах города Москвы характеризуется комплексом проблем: недостаточная оснащенность спортивными объектами, детскими площадками, отсутствие озеленения и зон для выгула собак. Эта ситуация осложняется отсутствием в большинстве дворов организованных парковок для машин. Автомобили стоят на тротуарах, газонах, проезжей части, что зачастую осложняет проход для жильцов дома и делает невозможным прогулки с детьми на детских площадках. Таким образом, решение проблем дворовых территорий - межведомственная задача.
1.5. Характеристика текущего состояния индустрии отдыха на спортивных территориях и объектах, описание основных проблем в указанной сфере
В настоящее время в городе Москве различными видами спорта занимаются около 130 тысяч человек, в том числе свыше тысячи спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.
Число ежегодно проводимых физкультурно-массовых мероприятий возросло до 23,1 тысячи, а число их участников - до 1,25 млн. человек. Растет интерес жителей города Москвы к спорту и физической культуре, престиж здорового образа жизни. Численность занимающихся физической культурой и спортом возросла до 20,3% от общего числа жителей города Москвы.
Осуществляется приспособление всех вновь вводимых в строй спортивных сооружений для доступности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Занятия физической культурой и спортом охватывают свыше 20 тысяч лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с тем, учитывая, что численность жителей города Москвы составляет более 11 млн. человек, наблюдается явная нехватка спортивных объектов, в том числе спортивных объектов, находящихся в шаговой доступности. Также недостаточно развита материально-техническая база спортивных учреждений, ограничено финансирование на закупку оборудования и спортивного инвентаря для оснащения имеющихся спорткомплексов.
В связи с ограниченной площадью земельных участков организаций Москомспорта затруднено достаточное развитие уличных видов спорта.
По обеспеченности спортивными площадками, переданными в безвозмездное пользование органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве для реализации переданных полномочий по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением города Москвы по месту жительства, обеспеченность дворов спортивными площадками в целом по городу Москве составляет 109,1% от установленного норматива (норматив 0,15 кв. м на одного жителя), однако площадки расположены по районам неравномерно, поэтому в 64 муниципальных образованиях норматив не выполнен.
Из общего количества 2775 спортивных площадок, переданных в безвозмездное пользование органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве для работы с населением города Москвы по месту жительства, в период за 2007-2010 годы было отремонтировано 448, что составило 16,1% от общей потребности.
1.6. Характеристика текущего состояния туристской отрасли города Москвы, описание основных проблем в указанной сфере
В городе Москве сосредоточено более трети всех предприятий туриндустрии Российской Федерации. В городе Москве насчитывается 215 коллективных средств размещения (далее - КСР) вместимостью 37,5 тыс. номеров на 71,8 тыс. мест.
На долю столичных компаний приходится около трети общего объема реализации платных туристских услуг, 74,8% годового оборота пятидесяти крупнейших отечественных туроператоров и 36,8% всех доходов гостиничного хозяйства Российской Федерации. Число ночевок в гостиницах города Москвы составляет 23,2% от показателя Российской Федерации. В городе Москве сосредоточено 17,9% номерного фонда и 4,3% всех гостиничных предприятий Российской Федерации.
Тем не менее потенциал города Москвы как туристского центра на сегодня реализован далеко не в полной мере. По данным международного информационного агентства "Euromonitor International", за 2009 год в рейтинге городов по посещаемости иностранными туристами город Москва занимает 19 место с показателем 4,1 млн. прибытий в год. Для сравнения: в Лондоне этот показатель составляет 15,0 млн. посещений, в Париже - 8,7 млн.
За основу показателя международных въездных потоков в город Москву приняты данные статистики о числе прибытий иностранных граждан в аэропорты города Москвы. В 2010 году этот показатель составил 4,0 млн. прибытий, что на 8,1% больше, чем в 2009 году, но ниже уровня докризисного 2008 года, в течение которого воздушным транспортом прибыли 4,1 млн. иностранцев. При этом номерной фонд КСР за 2010 год вырос на 8,3%. В целом же за кризисный период 2008-2010 годов введено 27 крупных гостиничных объектов общей вместимостью 4,4 тыс. номеров, или 8,9 тыс. мест.
Еще одним фактором, влияющим на конкурентоспособность индустрии гостеприимства, является несбалансированность структуры КСР города Москвы. В то время как по уровню обеспеченности гостиницами уровня 4-5 звезд город Москва уже приблизился к уровню европейских столиц, по уровню обеспеченности гостиницами 2-3 звезды и в целом малобюджетными средствами размещения город Москва существенно отстает от большинства мегаполисов. Все это в совокупности ведет к увеличению доли размещения прибывающих в город Москву иностранных и российских граждан в "частном секторе", функционирующем преимущественно в теневой сфере экономики. Этому способствует и опережающий рост прямого бронирования услуг гостеприимства, связанный с развитием электронной торговли в сфере туризма.
Туристский рынок характеризуется высоким уровнем сезонности платежеспособного спроса. В Российской Федерации в целом и в городе Москве в частности в силу климатических условий эта проблема стоит особенно остро, хотя отчасти компенсируется сезонным распределением туристских потоков по целям поездки. В целом же резервы повышения гостиничной загрузки связаны прежде всего с созданием и продвижением на рынке туристского продукта, ориентированного на поездки в город Москву в периоды с июня по август, декабрь - январь, а также на выходные и праздничные дни.
Нельзя не затронуть и еще одной серьезной проблемы, связанной с имиджем города Москвы на мировом туристском рынке. По мнению профессиональных участников рынка, город Москва за пределами территории Российской Федерации воспринимается как город интересный, но дорогой, небезопасный и мало приспособленный к приему туристов. Чтобы изменить эту ситуацию, город Москва должен создать у себя условия пребывания иностранных туристов, к которым они привыкли в популярных городских туристских центрах. Имеются в виду условия информационного обеспечения туристов, безопасности пребывания, удобство пользования услугами общественного пассажирского транспорта, торговли, музеев, упрощение туристских формальностей.
Одновременно необходимо активизировать работу в области рекламы туристских возможностей города Москвы, большинство достопримечательностей которой остаются малоизвестными среди потенциальных туристов и не входят в обычные маршруты и программы их пребывания. Важно разрушить сложившиеся стереотипы восприятия города Москвы и подчеркнуть его привлекательные стороны и позитивные особенности жизни жителей города Москвы.
2. Прогноз развития сферы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы"
Концепция Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы" (далее - Государственная программа) определена исходя из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития города Москвы, с учетом перспективных задач по созданию в городе Москве международного финансового центра и направлена на: улучшение качества жизни жителей города Москвы, формирование комфортной среды проживания, в том числе для гостей столицы, за счет развития материально-технической базы рекреационного комплекса города Москвы, а также привлекательности и доступности услуг в сфере здорового и культурного отдыха жителей и гостей города Москвы; увеличение вклада индустрии отдыха и туризма в социально-экономическое развитие города Москвы, в частности, развитие таких сфер экономики, как гостиничные услуги, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, строительство, а также на создание новых рабочих мест. Необходимость комплексного системного подхода к развитию индустрии отдыха и туризма города Москвы становится все более актуальной в контексте современных социально-экономических тенденций. Эффективное и рациональное использование природных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных объектов и городской инфраструктуры (инженерной, транспортной, комплексной безопасности), широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности города Москвы как культурного и туристского центра создадут предпосылки для ощутимого социально-экономического эффекта. При этом процесс развития индустрии отдыха и туризма, наряду с другими отраслями городского хозяйства, в настоящее время невозможен без использования рыночных механизмов, а также механизмов государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов исполнительной власти города Москвы, бизнеса, а также научных и общественных организаций в реализации комплексных проектов и программ.
3. Описание целей и задач Государственной программы
3.1. Цели и задачи Государственной программы
Основные цели
Создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды для организации отдыха и туризма в городе Москве.
Устойчивое развитие парков, повышение их социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставления полного спектра услуг.
Развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в части улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению: общественное питание, продажа сувенирной и книжно-издательской продукции, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев.
Повышение уровня благоустройства озелененных территорий города Москвы I и II категорий.
Приспособление парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга населения.
Повышение заинтересованности инвесторов в развитии индустрии отдыха в парках, парковых зонах, скверах и бульварах.
Создание условий организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту жительства.
Создание благоприятных условий для посещения города Москвы российскими и иностранными гражданами с туристскими целями, повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения отдыха на природных и озелененных территориях города Москвы.
Развитие системы экологического образования и просвещения населения.
Поддержание особо охраняемых территорий в надлежащем состоянии в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Формирование осознанной необходимости у жителей города Москвы заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья и реализации себя как личности.
Повышение интереса различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом.
Создание условий для занятий физической культурой и спортом, укрепления физического и нравственного здоровья жителей города Москвы.
Расширение возможностей для физкультурно-оздоровительных занятий населения города Москвы по месту жительства.
Основные задачи
Достижение целей Государственной программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
- обеспечение динамичного развития индустрии отдыха и туризма города Москвы;
- повышение уровня благоустройства природных и озелененных территорий, увеличение площади озелененных территорий города Москвы, развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий, присвоение новым земельным участкам статуса особо охраняемых природных территорий, увеличение площадей под природными и озелененными территориями города Москвы, обеспечение адресности и доступности информации о размещении объектов рекреационной инфраструктуры, проведение особо значимых экологических, спортивных мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней как инструмента, способствующего развитию индустрии отдыха и туризма;
- развитие разнообразных видов культурных, досуговых, оздоровительных услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей;
- увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов;
- восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, проведение мероприятий и оказание услуг в течение всего года;
- увеличение количества и улучшение качественного состояния дворовых территорий, включая детские и спортивные площадки, площадки для выгула домашних животных и тихого отдыха, используемых для организации досуговой, социально-воспитательской, физкультурно-оздоровительной работы с населением города Москвы по месту жительства;
- развитие спортивных объектов на территориях жилых микрорайонов и находящихся в непосредственной близости к территориям парков, лесопарков, зон отдыха;
- развитие механизмов государственно-частного партнерства и других форм привлечения частных инвестиций;
- рост доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; введение инновационных технологий управления; развитие информационных технологий;
- совершенствование подготовки кадров;
- совершенствование нормативной правовой базы города Москвы;
- обеспечение комплексной безопасности на территориях природного комплекса города Москвы;
- создание современных туристско-рекреационных комплексов на наиболее перспективных территориях, продвижение московского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования;
- оборудование объектов и территорий инфраструктуры отдыха и туризма для беспрепятственного доступа и использования маломобильными группами населения.
3.2. Цели и задачи подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб"
Реализация подпрограммы направлена на достижение следующих целей:
- устойчивое и эффективное развитие парков, повышение их социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставления полного спектра качественных услуг;
- развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в части улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению: общественное питание, продажа сувенирной и книжно-издательской продукции, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха.
Перечисленные цели в рамках реализации подпрограммы достигаются за счет решения следующих задач:
- развитие разнообразных видов культурных и досуговых услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей;
- восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, развитие всесезонных форм работы с посетителями;
- увеличение собственных доходов государственных учреждений города Москвы;
- развитие дополнительных услуг, оказываемых населению государственными учреждениями города Москвы;
- увеличение числа посетителей;
- создание условий для привлечения инвестиций, развития частно-государственного партнерства.
3.3. Цели и задачи подпрограммы "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования"
Целью подпрограммы является повышение уровня благоустройства городских озелененных территорий I и II категорий города Москвы за счет приспособления парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга жителей города Москвы. Кроме того, реализация подпрограммы ставит одной из целей повышение привлекательности парков, парковых зон, скверов и бульваров для инвесторов с целью организации в них комплекса услуг для развития индустрии отдыха и досуга.
Для достижения целей подпрограммой ставится задача - обеспечить благоустройство парков и парковых зон, скверов и бульваров города, развитие их инфраструктуры с целью создания условий для повышения привлекательности в качестве объектов досуга и отдыха.
3.4. Цели и задачи подпрограммы "Развитие объектов в жилом секторе"
Приоритеты развития внутриквартальных и дворовых территорий:
- создание (строительство) и обустройство территорий районов города Москвы (дворовых территорий) с учетом беспрепятственного использования дворовых территорий для лиц с ограничениями жизнедеятельности (детскими площадками, площадками тихого отдыха, площадками для выгула животных, современными малыми архитектурными формами);
- выполнение работ по благоустройству и содержанию в надлежащем состоянии зон отдыха и территорий, прилегающих к памятникам.
Реализация подпрограммы направлена на достижение цели - создание условий организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту жительства.
Задача подпрограммы - увеличение количества и улучшение качественного состояния дворовых территорий, включая детские площадки, площадки для выгула домашних животных и тихого отдыха, используемых для организации отдыха населения города Москвы по месту жительства.
3.5. Цели и задачи подпрограммы "Индустрия отдыха на спортивных территориях и объектах"
Приоритетами подпрограммы являются:
- пропаганда здорового образа жизни среди жителей города Москвы;
- расширение возможности для физкультурно-оздоровительных занятий населения города Москвы по месту жительства;
- обеспечение беспрепятственного использования объектов физической культуры и спорта маломобильными группами населения.
Реализация подпрограммы направлена на достижение следующих целей:
- формирование осознанной необходимости у населения заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья и реализации себя как личности;
- повышение интереса различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом, укрепления физического и нравственного здоровья жителей города Москвы;
- расширение возможностей для физкультурно-оздоровительных занятий населения города Москвы по месту жительства.
Перечисленные цели в рамках реализации подпрограммы достигаются за счет решения следующих задач:
- развитие спортивных сооружений Москомспорта на территории жилых микрорайонов;
- развитие спортивных объектов Москомспорта, находящихся в непосредственной близости к территориям парков, лесопарков, зон отдыха;
- развитие материально-технической базы организаций Москомспорта;
- укрепление материально-технической базы и улучшение качества спортивных площадок, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением города Москвы по месту жительства.
3.6. Цели и задачи подпрограммы "Развитие туризма"
Целями подпрограммы являются:
- создание благоприятных условий для посещения города Москвы российскими и иностранными гражданами с туристскими целями;
- повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
Задачами подпрограммы являются:
- совершенствование нормативной правовой базы развития туризма;
- развитие туристской инфраструктуры;
- повышение качества обслуживания;
- расширение ассортимента туристского продукта;
- совершенствование подготовки кадров;
- обеспечение безопасности туризма;
- продвижение московского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках;
- мониторинг процесса развития туристского рынка столицы и эффективности его регулирования.
4. Сроки и этапы реализации Государственной программы с указанием плановых значений конечных результатов Государственной программы и подпрограмм
Государственная программа города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы" рассчитана на период с 2012 года по 2016 год и предусматривает следующие этапы: I этап - 2012 год; II этап - 2013 год; III этап - 2014 год; IV этап - 2015 год; V этап - 2016 год.
Срок реализации подпрограмм "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб", "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования", "Развитие объектов в жилом секторе", "Индустрия отдыха на спортивных территориях и объектах", "Развитие туризма" - 2012 - 2016 годы в пять этапов (I этап - 2012 год, II этап - 2013 год, III этап - 2014 год, IV этап - 2015 год, V этап - 2016 год).
Реализация Государственной программы позволит достигнуть следующих результатов в экономической сфере: увеличить количество и объем предоставляемых услуг посетителям парков культуры и отдыха в 4,3 раза; посетителям музеев-заповедников и музеев-усадеб в 4,2 раза от уровня 2010 года; увеличить удельный вес спортивных площадок, используемых для отдыха, организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением города Москвы по месту жительства, соответствующих утвержденным требованиям, до 100%, что создаст условия для увеличения количества населения, вовлеченного в организованные формы отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства; увеличить удельный вес обустроенных (созданных) дворовых территорий; увеличить число обустроенных модулей пунктов проката, многофункциональных крытых спортивных площадок, спортивных и тренажерных городков (объекты Москомспорта) в 20 раз, посещаемость жителями города Москвы пунктов проката спортивного оборудования и инвентаря в 19 раз, количество видов услуг, оказываемых на площадках уличных тренажеров, спортивных городков, в 9 раз от уровня 2010 года; увеличить число международных прибытий туристов в 1,7 раза, численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 1,4 раза, количество номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 1,4 раза; среднесписочную численность работников, занятых в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 1,2 раза, объем платных туристских услуг в 1,8 раза от уровня 2010 года; увеличить доходы от предоставляемых услуг гостиницами и аналогичными средствами размещения в 1,6 раза от уровня 2010 года; увеличить долю собственных доходов по отношению к бюджетному финансированию: в парках культуры и отдыха до 85%, в музеях-заповедниках и музеях-усадьбах до 13%; обеспечить долю благоустроенных территорий парков парковых зон, бульваров и скверов к их общей площади по уровню 2011 года к 2016 году на уровне 100%. Одним из важнейших результатов Государственной программы является стимул к развитию сферы досуга, спорта и вовлечение в нее жителей города Москвы. Реализация мероприятий Государственной программы приведет к развитию новых форм организации отдыха в природном окружении, окажет влияние на формирование осознанной необходимости у жителей города Москвы заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья. Мероприятия Государственной программы, направленные на благоустройство и реставрацию музеев-усадеб и музеев-заповедников, позволят привлечь большее количество посетителей, что положительно скажется на культурном и духовном уровне жителей города Москвы. Условия, созданные в городе Москве благодаря реализации мероприятий Государственной программы, будут способствовать улучшению качества жизни жителей, а также привлечению большего количества туристов в город Москву. Еще одним важнейшим социальным эффектом Государственной программы является улучшение качества жизни в столице за счет расширения объема разнообразных услуг, благоустройства города Москвы, развития инфраструктуры. В результате реализации Государственной программы будут достигнуты следующие результаты в социальной сфере: увеличение посещаемости парков культуры и отдыха в 2 раза; музеев-заповедников и музеев-усадеб в 2,1 раза, детских парков в 1,4 раза от уровня 2010 года; увеличение количества посетителей, проводящих досуг в парковых зонах, бульварах, скверах и на благоустроенных водных объектах в 2,6 раза от уровня 2010 года; увеличение количества посетителей, занимающихся в культурно-досуговых формированиях и спортивных секциях: парков культуры и отдыха в 5,1 раза, детских парков в 1,4 раза от уровня 2010 года; расширение спектра культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, эколого-просветительских мероприятий, обеспечение доступа людей с ограниченными возможностями здоровья во все 100% рекреационных территорий, комплексов и объектов. Кроме того, будут достигнуты следующие результаты в экологической сфере: обеспечение роста доли жителей города Москвы, получивших возможность отдыха и занятия спортом, и доли туристов, привлекаемых для посещения озелененных территорий общего пользования как объектов туристического показа. Доля первых возрастет на 20%, вторых - на 40% к уровню 2010 года; повышение эффективности использования территорий парков, лесопарков, зон отдыха, особо охраняемых природных территорий, историко-культурных заповедников без негативных последствий для ценных природных сообществ; улучшение экологической обстановки в столице путем сохранения существующих и создания новых озелененных территорий.
Выполнение Государственной программы в полном объеме позволит достичь следующих качественных результатов:
- формирование образа города Москвы как уникального культурного, делового и туристского центра, что будет способствовать развитию экономических и культурных связей города Москвы с другими субъектами Российской Федерации и иностранными государствами;
- создание дополнительных условий для организации семейного отдыха жителей города Москвы на территориях туристско-рекреационных зон, сформированных в административных округах города Москвы, в том числе формирование многофункциональных парков городского, окружного и районного уровней, соответствующих мировым стандартам;
- совершенствование механизмов хозяйственной деятельности учреждений отрасли;
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- завершение ранее запланированных и начатых работ по модернизации технических средств, ремонту, реставрации и строительству объектов, развитие современной инфраструктуры индустрии отдыха и туризма;
- комплексная информатизация учреждений и формирование единого информационного пространства индустрии;
- обеспеч
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.