Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 17 июля 2013 г. N 474-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 октября 2011 г. N 476-ПП
Государственная программа
города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012 - 2016 годы"
22 февраля 2012 г., 17 июля 2013 г.
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы"
Наименование Государственной программы города Москвы |
Государственная программа города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы" |
|||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы |
Создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды для организации отдыха и туризма в городе Москве. Устойчивое развитие парков, повышение их социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставления полного спектра услуг. Развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в части улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению: общественное питание, продажа сувенирной и книжно-издательской продукции, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев. Повышение уровня благоустройства озелененных территорий города Москвы I и II категорий. Приспособление парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга населения. Повышение заинтересованности инвесторов в развитии индустрии отдыха в парках, парковых зонах, скверах и бульварах. Создание условий организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту жительства. Создание благоприятных условий для посещения города Москвы российскими и иностранными гражданами с туристскими целями, повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы. Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения отдыха на природных и озелененных территориях города Москвы. Развитие системы экологического образования и просвещения населения. Поддержание особо охраняемых территорий в надлежащем состоянии в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы. Формирование осознанной необходимости у жителей города Москвы заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья и реализации себя как личности. Повышение интереса различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом. Создание условий для занятий физической культурой и спортом, укрепления физического и нравственного здоровья жителей города Москвы. Расширение возможностей для физкультурно-оздоровительных занятий населения города Москвы по месту жительства. |
|||||||||||||
Конечные результаты Государственной программы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы |
N п/п |
Наименование конечного результата |
Ед. изм. |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||||
1 |
1300000.01 Доля населения, проживающего вне зоны пешеходной доступности (до 700 м.) от благоустроенных парков или скверов |
Процент |
* |
* |
* |
* |
* |
|||||||
Задачи Государственной программы города Москвы |
Обеспечение динамичного развития индустрии отдыха и туризма города Москвы. Повышение уровня благоустройства природных и озелененных территорий, увеличение площади озелененных территорий города Москвы, развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий, присвоение новым земельным участкам статуса особо охраняемых природных территорий, увеличение площадей под природными и озелененными территориями города Москвы, обеспечение адресности и доступности информации о размещении объектов рекреационной инфраструктуры, проведение особо значимых экологических, спортивных мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней как инструмента, способствующего развитию индустрии отдыха и туризма. Развитие разнообразных видов культурных, досуговых, оздоровительных услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей; увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов. Восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, проведение мероприятий и оказание услуг в течение всего года. Развитие спортивных объектов на территориях жилых микрорайонов и находящихся в непосредственной близости к территориям парков, лесопарков, зон отдыха. Развитие механизмов государственно-частного партнерства и других форм привлечения частных инвестиций; рост доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; введение инновационных технологий управления, оптимизация сочетания долей бюджетного и внебюджетного финансирования; развитие информационных технологий; совершенствование подготовки кадров; совершенствование нормативной правовой базы города Москвы; обеспечение комплексной безопасности на территориях природного комплекса города Москвы; создание современных туристско-рекреационных комплексов на наиболее перспективных территориях, продвижение московского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования. Оборудование объектов и территорий инфраструктуры отдыха и туризма для беспрепятственного доступа и использования маломобильными группами населения. |
|||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы |
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ |
|||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм |
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ, КОМИТЕТ ПО ТУРИЗМУ И ГОСТИНИЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЗЕЛЕНОГРАДСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮЖНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ |
|||||||||||||
Соисполнители подпрограмм |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЗЕЛЕНОГРАДСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮЖНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ |
|||||||||||||
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы |
Наименование Государственной программы города Москвы |
Источник финансирования |
Расходы (тыс. руб.) |
|||||||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Итого |
|||||||||
Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы |
Всего |
19 830 541,9 |
14 334 903,0 |
14 974 983,1 |
15 666 892,2 |
16 468 120,5 |
81 275 440,7 |
|||||||
Расходы бюджета города Москвы |
18 589 441,1 |
12 869 126,0 |
13 386 268,1 |
13 948 491,2 |
14 604 070,3 |
73 397 396,7 |
||||||||
Средства юридических и физических лиц |
1 241 100,8 |
1 465 777,0 |
1 588 715,0 |
1 718 401,0 |
1 864 050,2 |
7 878 044,0 |
||||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы |
Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012 Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013 Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014 Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015 Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016 |
1. Характеристика текущего состояния сферы индустрии отдыха и туризма, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем
1.1. Общая характеристика текущего состояния сферы индустрии отдыха и туризма и основные проблемы территорий для организации индустрии отдыха и туризма
Город Москва, столица Российской Федерации, - исторический, духовный и культурный центр Российской Федерации и одновременно один из крупнейших центров мировой культуры, обладает широчайшими возможностями в предоставлении современных рекреационных услуг своим жителям. На территории города Москвы сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, представлен широкий спектр объектов туристского показа; расположены около половины всех особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации, три объекта внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: ансамбль Московского Кремля и Красной площади, церковь Вознесения в Коломенском и ансамбль Новодевичьего женского монастыря. В городе Москве более 200 музеев, около 270 театров, более 150 выставочных залов и галерей, 3 цирка. В том числе такие объекты, имеющие мировую известность, как Государственный академический Большой театр России, Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей и другие. На территории города Москвы расположено более 60 архитектурно-парковых ансамблей различной степени сохранности и более 160 памятников природы, 16% земель города Москвы относятся к особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Город Москва - главный транспортный узел страны, на долю которого приходится значительный пассажиропоток. Потребность жителей города Москвы в качественном отдыхе продолжает возрастать. Для многих жителей города Москвы отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях.
С учетом потребностей постоянно проживающего и приезжающего населения рекреационные территории города Москвы разделены на две группы - столичного и районного уровней обслуживания. Территории столичного уровня ориентированы на отдых выходного дня и туризм, на предоставление разнообразных услуг; рассчитаны как на постоянно проживающих жителей, так и на приезжающих в город Москву в рекреационных и туристских целях. В зависимости от выполняемых функций территории столичного уровня разделены на группы: уникальные исторические парковые и усадебные территории (Царицыно, Коломенское, Сокольники, Фили, Измайлово, Останкино, Кусково и другие), имеющие статус объектов культурного наследия - памятников садово-паркового искусства с расположенными на них дворцовыми комплексами; специализированные парковые территории (парк Победы на Поклонной горе, сад "Эрмитаж", парк МГУ и другие), выполняющие мемориальные, культурно-просветительные функции; спортивные парковые территории (Лужники, Крылатское, Строгинская пойма); многофункциональные парковые зоны, выполняющие развлекательные, спортивные, выставочные, культурно-познавательные функции (Всероссийский выставочный центр); ботанические и зоологические сады (Ботанический сад РАН, Аптекарский огород, зоопарк). Территории районного уровня, обеспечивающие социально гарантированный минимум условий для повседневного отдыха жителей города Москвы, осуществляемого в радиусе пешеходной доступности от места их жительства. На районном уровне (главным образом в парках) представлен обязательный набор услуг: детские и спортивные площадки, мини-аттракционы, площадки отдыха, объекты питания и торговли. Территории, предназначенные для кратковременной рекреации (сады, скверы, бульвары), функционируют без предоставления таких услуг. Для рекреационных территорий районного значения необходимо повышение качества благоустройства с размещением элементов, повышающих их притягательность (пешеходные тропы, велодорожки, лыжные трассы, катки).
Основные проблемы территорий для организации индустрии отдыха и туризма
Наиболее значимые проблемы, требующие формирования комплекса мер государственной поддержки индустрии отдыха и туризма в целом, формируются в две категории.
Административно-правовые проблемы:
- недостаточность нормативной правовой базы, регулирующей туристско-рекреационную индустрию; низкая инвестиционная активность в индустрии, в том числе из-за отсутствия доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки, и отсутствие эффективных механизмов государственного стимулирования инвестиций в ее развитие;
- недостаток высококвалифицированных профессиональных кадров.
Инфраструктурные проблемы:
- недостаточное развитие социальной, транспортной, информационной и инженерной инфраструктуры, в том числе из-за высоких издержек на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортной сети, очистных сооружений);
- недостаточно активное продвижение города Москвы как культурного и туристского центра;
- неравномерность в развитии социально-культурной инфраструктуры районов города Москвы;
- моральный и физический износ материально-технической базы парков культуры и отдыха;
- недостаточность необходимой сервисной инфраструктуры на рекреационных территориях;
- слабая информационная оснащенность территорий (отсутствие на многих территориях громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе и на иностранных языках).
1.2. Характеристика текущего состояния парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб, описание основных проблем в указанной сфере
Городской парковый комплекс включает в себя:
- парки культуры и отдыха - ведение Департамента культуры города Москвы;
- детские парки - ведение Департамента образования города Москвы;
- Екатерининский парк - ведение Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Парки культуры и отдыха, история восьми из которых насчитывает более 60 лет, все эти годы являются излюбленным местом отдыха жителей города Москвы. Сюда приходят мамы с детьми, здесь проводят свободное время подростки, молодежь и люди старшего поколения.
К 14 паркам культуры и отдыха относятся:
ЦПКиО им. М. Горького, ПКиО "Сокольники", ПКиО "Измайловский", ПКиО "Фили", Сад "Эрмитаж", ПКиО "Таганский", ПКиО "Красная Пресня", Сад им. Н.Э. Баумана, ПКиО "Кузьминки", ПКиО "Люблино", ПКиО "Бабушкинский", ПКиО "Лианозовский", ПКиО "Перовский", ПКиО "Северное Тушино".
Общая площадь территорий парков культуры и отдыха составляет 1364,4 га.
Общая посещаемость парков в 2010 году составила около 15,0 млн. человек.
В парках культуры и отдыха размещены 309 объектов культурно-досугового назначения, практически все объекты работают круглогодично.
На территории парков культуры и отдыха расположено 257 объектов имущественного комплекса общей площадью 125 тысяч кв. м.
Екатерининский парк
Екатерининский парк имеет статус природного комплекса города Москвы и памятника садово-паркового искусства.
Площадь Екатерининского парка составляет 16 га. Площадь озеленения занимает более 10 га. В центральной части парка находится Екатерининский пруд площадью 1,9 га, вытянутый с запада на восток, с небольшим островом в западной части.
Ежегодная общая посещаемость Екатерининского парка составляет около 1,4 млн. человек.
На территории Екатерининского парка проводится ряд основных городских и окружных мероприятий:
- мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, а также мероприятия, приуроченные к памятным датам, установленным федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы;
- ежегодный фестиваль духовых оркестров;
- ежегодное праздничное мероприятие "Москва - город открытых сердец" (концерт-чествование различных поколений жителей города Москвы);
- ежегодный фестиваль коллективов художественной самодеятельности из числа работников органов исполнительной власти города Москвы и учреждений социальной защиты населения;
- фестиваль детского творчества;
- 11 концертных программ для ветеранов по значимым праздникам;
- рождественская неделя;
- "Золотая осень";
- игры по спортивному ориентированию.
В дни общероссийских государственных праздников в Екатерининском парке организуются 7 концертных площадок.
В проводимых мероприятиях участвуют около 7 тыс. человек.
Музеи-заповедники и музеи-усадьбы - ведение Департамента культуры города Москвы
В наши дни усадебные ансамбли представляют высокий исторический и художественный интерес для жителей и гостей города Москвы, территории усадеб города Москвы являются излюбленным местом культурного отдыха. Усадьбы города Москвы - неоценимые сокровищницы прошлого, являются неотъемлемой частью духовного облика столицы, ее исторической памятью. Благодаря разнообразию и неповторимости являются одним из наиболее привлекательных объектов туристического показа.
По оценкам специалистов, до настоящего времени в городе Москве сохранилось 64 архитектурно-парковых ансамбля, в том числе 37 в хорошей степени сохранности и 27 частично сохранившихся. Многие из усадеб города Москвы до настоящего времени сохранили свой первоначальный вид, показывая достоинства всевозможных архитектурных стилей: рококо, барокко, классицизм, ампир.
В 8 усадьбах действуют 5 музеев городского подчинения:
- Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно";
- Московский музей-усадьба "Останкино";
- Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в.";
- Музей русской усадебной культуры "Усадьба князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки" - структурное подразделение Государственного учреждения культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы";
- Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, в состав которого входят усадьбы Коломенское, Измайлово, Лефортово, Люблино.
В настоящее время крупнейшие музейные территории Царицыно и Коломенское посещает в среднем до 20-30 тысяч человек ежедневно, а в праздничные дни - до 100 тыс. человек. Посещаемость территории музея Царицыно в 2010 году превысила 5 млн. человек. Посещаемость территорий всех музеев-усадеб составляет более 10 млн. человек в год.
Проблемы деятельности парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб, требующие решения
На сегодняшний день большинство парков имеют большой (около 80%) моральный и физический износ коммуникаций, имущественного комплекса.
Основной проблемой детских парков является низкий уровень материально-технического состояния: моральный и физический износ объектов составляет от 30% до 75%.
Основной проблемой развития Екатерининского парка является низкий уровень материально-технической базы.
Аварийное состояние объектов культурного наследия и территорий усадебных комплексов на территории города Москвы: Останкино, Кусково, Кузьминки. Деревянный дворец музея-усадьбы "Останкино" признан аварийным.
Аварийное состояние или отсутствие на парковых и музейных территориях городских инженерных коммуникаций.
Отсутствие необходимой туристской инфраструктуры на территориях усадеб (входных зон, объектов общественного питания, туалетов, сувенирных магазинов, камер хранения, пунктов проката игрового инвентаря и прочее).
Отсутствие необходимой инфраструктуры для обеспечения рекреационного отдыха (дорожки для прогулок, трассы для велосипедов, роликовых коньков, конных прогулок), спортивного отдыха (футбольные, волейбольные, баскетбольные площадки, теннисные корты, спортивно-физкультурные площадки).
Недостаточная информационная оснащенность территорий (отсутствие на территории музеев громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе и на иностранных языках).
1.3. Характеристика текущего состояния озелененных территорий общего пользования, описание основных проблем в указанной сфере
Озелененные территории общего пользования включают в себя:
53 объекта, находящихся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (ДЖКХиБ), на общей площади 1216,24 га, из которых по 8 территориям общей площадью 190,84 га необходимый объем работ осуществлен в 2011 году (до начала реализации Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы"), и на территории парка по Ангарской ул. будут проведены работы по реконструкции системы наружного освещения;
41 территорию общей площадью 594,14 га, находящуюся в ведении префектур административных округов города Москвы, из которых по 11 территориям общей площадью 269,28 га необходимый объем работ был осуществлен в 2011 году (до начала реализации Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы").
Текущее состояние всех озелененных территорий общего пользования характеризуется следующими проблемами:
- необходимость проведения ремонтных работ и устройства дорожного покрытия;
- недостаточное количество спортивных площадок (волейбольные, футбольные, теннисные корты);
- плохое состояние детских игровых площадок;
- плохое состояние малых архитектурных форм;
- отсутствие благоустроенных стационарных туалетов на территориях парков;
- отсутствие парковок у входов в парки на прилегающих территориях;
- недостаточное количество организованных площадок для мелкорозничной торговли и общественного питания, организованных площадок для установки аттракционов, площадок для установки пунктов проката инвентаря, организованных точек для пикника, организованных эстрадных площадок;
- плохая освещенность территорий парков;
- отсутствие полноценной среды для маломобильных групп населения.
1.4. Характеристика текущего состояния объектов в жилом секторе, описание основных проблем в указанной сфере
Ситуация во дворах города Москвы характеризуется комплексом проблем: недостаточная оснащенность спортивными объектами, детскими площадками, отсутствие озеленения и зон для выгула собак. Эта ситуация осложняется отсутствием в большинстве дворов организованных парковок для машин. Автомобили стоят на тротуарах, газонах, проезжей части, что зачастую осложняет проход для жильцов дома и делает невозможным прогулки с детьми на детских площадках. Таким образом, решение проблем дворовых территорий - межведомственная задача.
1.5. Характеристика текущего состояния индустрии отдыха на спортивных территориях и объектах, описание основных проблем в указанной сфере
В настоящее время в городе Москве различными видами спорта занимаются около 130 тысяч человек, в том числе свыше тысячи спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.
Число ежегодно проводимых физкультурно-массовых мероприятий возросло до 23,1 тысячи, а число их участников - до 1,25 млн. человек. Растет интерес жителей города Москвы к спорту и физической культуре, престиж здорового образа жизни. Численность занимающихся физической культурой и спортом возросла до 20,3% от общего числа жителей города Москвы.
Осуществляется приспособление всех вновь вводимых в строй спортивных сооружений для доступности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Занятия физической культурой и спортом охватывают свыше 20 тысяч лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с тем, учитывая, что численность жителей города Москвы составляет более 11 млн. человек, наблюдается явная нехватка спортивных объектов, в том числе спортивных объектов, находящихся в шаговой доступности. Также недостаточно развита материально-техническая база спортивных учреждений, ограничено финансирование на закупку оборудования и спортивного инвентаря для оснащения имеющихся спорткомплексов.
В связи с ограниченной площадью земельных участков организаций Москомспорта затруднено достаточное развитие уличных видов спорта.
По обеспеченности спортивными площадками, переданными в безвозмездное пользование органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве для реализации переданных полномочий по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением города Москвы по месту жительства, обеспеченность дворов спортивными площадками в целом по городу Москве составляет 109,1% от установленного норматива (норматив 0,15 кв. м на одного жителя), однако площадки расположены по районам неравномерно, поэтому в 64 муниципальных образованиях норматив не выполнен.
Из общего количества 2775 спортивных площадок, переданных в безвозмездное пользование органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве для работы с населением города Москвы по месту жительства, в период за 2007-2010 годы было отремонтировано 448, что составило 16,1% от общей потребности.
1.6. Характеристика текущего состояния туристской отрасли города Москвы, описание основных проблем в указанной сфере
В городе Москве сосредоточено более трети всех предприятий туриндустрии Российской Федерации. В городе Москве насчитывается 215 коллективных средств размещения (далее - КСР) вместимостью 37,5 тыс. номеров на 71,8 тыс. мест.
На долю столичных компаний приходится около трети общего объема реализации платных туристских услуг, 74,8% годового оборота пятидесяти крупнейших отечественных туроператоров и 36,8% всех доходов гостиничного хозяйства Российской Федерации. Число ночевок в гостиницах города Москвы составляет 23,2% от показателя Российской Федерации. В городе Москве сосредоточено 17,9% номерного фонда и 4,3% всех гостиничных предприятий Российской Федерации.
Тем не менее потенциал города Москвы как туристского центра на сегодня реализован далеко не в полной мере. По данным международного информационного агентства "Euromonitor International", за 2009 год в рейтинге городов по посещаемости иностранными туристами город Москва занимает 19 место с показателем 4,1 млн. прибытий в год. Для сравнения: в Лондоне этот показатель составляет 15,0 млн. посещений, в Париже - 8,7 млн.
За основу показателя международных въездных потоков в город Москву приняты данные статистики о числе прибытий иностранных граждан в аэропорты города Москвы. В 2010 году этот показатель составил 4,0 млн. прибытий, что на 8,1% больше, чем в 2009 году, но ниже уровня докризисного 2008 года, в течение которого воздушным транспортом прибыли 4,1 млн. иностранцев. При этом номерной фонд КСР за 2010 год вырос на 8,3%. В целом же за кризисный период 2008-2010 годов введено 27 крупных гостиничных объектов общей вместимостью 4,4 тыс. номеров, или 8,9 тыс. мест.
Еще одним фактором, влияющим на конкурентоспособность индустрии гостеприимства, является несбалансированность структуры КСР города Москвы. В то время как по уровню обеспеченности гостиницами уровня 4-5 звезд город Москва уже приблизился к уровню европейских столиц, по уровню обеспеченности гостиницами 2-3 звезды и в целом малобюджетными средствами размещения город Москва существенно отстает от большинства мегаполисов. Все это в совокупности ведет к увеличению доли размещения прибывающих в город Москву иностранных и российских граждан в "частном секторе", функционирующем преимущественно в теневой сфере экономики. Этому способствует и опережающий рост прямого бронирования услуг гостеприимства, связанный с развитием электронной торговли в сфере туризма.
Туристский рынок характеризуется высоким уровнем сезонности платежеспособного спроса. В Российской Федерации в целом и в городе Москве в частности в силу климатических условий эта проблема стоит особенно остро, хотя отчасти компенсируется сезонным распределением туристских потоков по целям поездки. В целом же резервы повышения гостиничной загрузки связаны прежде всего с созданием и продвижением на рынке туристского продукта, ориентированного на поездки в город Москву в периоды с июня по август, декабрь - январь, а также на выходные и праздничные дни.
Нельзя не затронуть и еще одной серьезной проблемы, связанной с имиджем города Москвы на мировом туристском рынке. По мнению профессиональных участников рынка, город Москва за пределами территории Российской Федерации воспринимается как город интересный, но дорогой, небезопасный и мало приспособленный к приему туристов. Чтобы изменить эту ситуацию, город Москва должен создать у себя условия пребывания иностранных туристов, к которым они привыкли в популярных городских туристских центрах. Имеются в виду условия информационного обеспечения туристов, безопасности пребывания, удобство пользования услугами общественного пассажирского транспорта, торговли, музеев, упрощение туристских формальностей.
Одновременно необходимо активизировать работу в области рекламы туристских возможностей города Москвы, большинство достопримечательностей которой остаются малоизвестными среди потенциальных туристов и не входят в обычные маршруты и программы их пребывания. Важно разрушить сложившиеся стереотипы восприятия города Москвы и подчеркнуть его привлекательные стороны и позитивные особенности жизни жителей города Москвы.
2. Прогноз развития сферы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы"
Концепция Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы" (далее - Государственная программа) определена исходя из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития города Москвы, с учетом перспективных задач по созданию в городе Москве международного финансового центра и направлена на: улучшение качества жизни жителей города Москвы, формирование комфортной среды проживания, в том числе для гостей столицы, за счет развития материально-технической базы рекреационного комплекса города Москвы, а также привлекательности и доступности услуг в сфере здорового и культурного отдыха жителей и гостей города Москвы; увеличение вклада индустрии отдыха и туризма в социально-экономическое развитие города Москвы, в частности, развитие таких сфер экономики, как гостиничные услуги, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, строительство, а также на создание новых рабочих мест. Необходимость комплексного системного подхода к развитию индустрии отдыха и туризма города Москвы становится все более актуальной в контексте современных социально-экономических тенденций. Эффективное и рациональное использование природных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных объектов и городской инфраструктуры (инженерной, транспортной, комплексной безопасности), широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности города Москвы как культурного и туристского центра создадут предпосылки для ощутимого социально-экономического эффекта. При этом процесс развития индустрии отдыха и туризма, наряду с другими отраслями городского хозяйства, в настоящее время невозможен без использования рыночных механизмов, а также механизмов государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов исполнительной власти города Москвы, бизнеса, а также научных и общественных организаций в реализации комплексных проектов и программ.
3. Описание целей и задач Государственной программы
3.1. Цели и задачи Государственной программы
Основные цели
Создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды для организации отдыха и туризма в городе Москве.
Устойчивое развитие парков, повышение их социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставления полного спектра услуг.
Развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в части улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению: общественное питание, продажа сувенирной и книжно-издательской продукции, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев.
Повышение уровня благоустройства озелененных территорий города Москвы I и II категорий.
Приспособление парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга населения.
Повышение заинтересованности инвесторов в развитии индустрии отдыха в парках, парковых зонах, скверах и бульварах.
Создание условий организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту жительства.
Создание благоприятных условий для посещения города Москвы российскими и иностранными гражданами с туристскими целями, повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения отдыха на природных и озелененных территориях города Москвы.
Развитие системы экологического образования и просвещения населения.
Поддержание особо охраняемых территорий в надлежащем состоянии в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Формирование осознанной необходимости у жителей города Москвы заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья и реализации себя как личности.
Повышение интереса различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом.
Создание условий для занятий физической культурой и спортом, укрепления физического и нравственного здоровья жителей города Москвы.
Расширение возможностей для физкультурно-оздоровительных занятий населения города Москвы по месту жительства.
Основные задачи
Достижение целей Государственной программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
- обеспечение динамичного развития индустрии отдыха и туризма города Москвы;
- повышение уровня благоустройства природных и озелененных территорий, увеличение площади озелененных территорий города Москвы, развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий, присвоение новым земельным участкам статуса особо охраняемых природных территорий, увеличение площадей под природными и озелененными территориями города Москвы, обеспечение адресности и доступности информации о размещении объектов рекреационной инфраструктуры, проведение особо значимых экологических, спортивных мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней как инструмента, способствующего развитию индустрии отдыха и туризма;
- развитие разнообразных видов культурных, досуговых, оздоровительных услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей;
- увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов;
- восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, проведение мероприятий и оказание услуг в течение всего года;
- увеличение количества и улучшение качественного состояния дворовых территорий, включая детские и спортивные площадки, площадки для выгула домашних животных и тихого отдыха, используемых для организации досуговой, социально-воспитательской, физкультурно-оздоровительной работы с населением города Москвы по месту жительства;
- развитие спортивных объектов на территориях жилых микрорайонов и находящихся в непосредственной близости к территориям парков, лесопарков, зон отдыха;
- развитие механизмов государственно-частного партнерства и других форм привлечения частных инвестиций;
- рост доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; введение инновационных технологий управления; развитие информационных технологий;
- совершенствование подготовки кадров;
- совершенствование нормативной правовой базы города Москвы;
- обеспечение комплексной безопасности на территориях природного комплекса города Москвы;
- создание современных туристско-рекреационных комплексов на наиболее перспективных территориях, продвижение московского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования;
- оборудование объектов и территорий инфраструктуры отдыха и туризма для беспрепятственного доступа и использования маломобильными группами населения.
3.2. Цели и задачи подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб"
Реализация подпрограммы направлена на достижение следующих целей:
- устойчивое и эффективное развитие парков, повышение их социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставления полного спектра качественных услуг;
- развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в части улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению: общественное питание, продажа сувенирной и книжно-издательской продукции, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха.
Перечисленные цели в рамках реализации подпрограммы достигаются за счет решения следующих задач:
- развитие разнообразных видов культурных и досуговых услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей;
- восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, развитие всесезонных форм работы с посетителями;
- увеличение собственных доходов государственных учреждений города Москвы;
- развитие дополнительных услуг, оказываемых населению государственными учреждениями города Москвы;
- увеличение числа посетителей;
- создание условий для привлечения инвестиций, развития частно-государственного партнерства.
3.3. Цели и задачи подпрограммы "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования"
Целью подпрограммы является повышение уровня благоустройства городских озелененных территорий I и II категорий города Москвы за счет приспособления парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга жителей города Москвы. Кроме того, реализация подпрограммы ставит одной из целей повышение привлекательности парков, парковых зон, скверов и бульваров для инвесторов с целью организации в них комплекса услуг для развития индустрии отдыха и досуга.
Для достижения целей подпрограммой ставится задача - обеспечить благоустройство парков и парковых зон, скверов и бульваров города, развитие их инфраструктуры с целью создания условий для повышения привлекательности в качестве объектов досуга и отдыха.
3.4. Цели и задачи подпрограммы "Развитие объектов в жилом секторе"
Приоритеты развития внутриквартальных и дворовых территорий:
- создание (строительство) и обустройство территорий районов города Москвы (дворовых территорий) с учетом беспрепятственного использования дворовых территорий для лиц с ограничениями жизнедеятельности (детскими площадками, площадками тихого отдыха, площадками для выгула животных, современными малыми архитектурными формами);
- выполнение работ по благоустройству и содержанию в надлежащем состоянии зон отдыха и территорий, прилегающих к памятникам.
Реализация подпрограммы направлена на достижение цели - создание условий организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту жительства.
Задача подпрограммы - увеличение количества и улучшение качественного состояния дворовых территорий, включая детские площадки, площадки для выгула домашних животных и тихого отдыха, используемых для организации отдыха населения города Москвы по месту жительства.
3.5. Цели и задачи подпрограммы "Индустрия отдыха на спортивных территориях и объектах"
Приоритетами подпрограммы являются:
- пропаганда здорового образа жизни среди жителей города Москвы;
- расширение возможности для физкультурно-оздоровительных занятий населения города Москвы по месту жительства;
- обеспечение беспрепятственного использования объектов физической культуры и спорта маломобильными группами населения.
Реализация подпрограммы направлена на достижение следующих целей:
- формирование осознанной необходимости у населения заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья и реализации себя как личности;
- повышение интереса различных категорий населения к занятиям физической культурой и спортом;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом, укрепления физического и нравственного здоровья жителей города Москвы;
- расширение возможностей для физкультурно-оздоровительных занятий населения города Москвы по месту жительства.
Перечисленные цели в рамках реализации подпрограммы достигаются за счет решения следующих задач:
- развитие спортивных сооружений Москомспорта на территории жилых микрорайонов;
- развитие спортивных объектов Москомспорта, находящихся в непосредственной близости к территориям парков, лесопарков, зон отдыха;
- развитие материально-технической базы организаций Москомспорта;
- укрепление материально-технической базы и улучшение качества спортивных площадок, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением города Москвы по месту жительства.
3.6. Цели и задачи подпрограммы "Развитие туризма"
Целями подпрограммы являются:
- создание благоприятных условий для посещения города Москвы российскими и иностранными гражданами с туристскими целями;
- повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
Задачами подпрограммы являются:
- совершенствование нормативной правовой базы развития туризма;
- развитие туристской инфраструктуры;
- повышение качества обслуживания;
- расширение ассортимента туристского продукта;
- совершенствование подготовки кадров;
- обеспечение безопасности туризма;
- продвижение московского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках;
- мониторинг процесса развития туристского рынка столицы и эффективности его регулирования.
4. Сроки и этапы реализации Государственной программы с указанием плановых значений конечных результатов Государственной программы и подпрограмм
Государственная программа города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы" рассчитана на период с 2012 года по 2016 год и предусматривает следующие этапы: I этап - 2012 год; II этап - 2013 год; III этап - 2014 год; IV этап - 2015 год; V этап - 2016 год.
Срок реализации подпрограмм "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб", "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования", "Развитие объектов в жилом секторе", "Индустрия отдыха на спортивных территориях и объектах", "Развитие туризма" - 2012 - 2016 годы в пять этапов (I этап - 2012 год, II этап - 2013 год, III этап - 2014 год, IV этап - 2015 год, V этап - 2016 год).
Реализация Государственной программы позволит достигнуть следующих результатов в экономической сфере: увеличить количество и объем предоставляемых услуг посетителям парков культуры и отдыха в 4,3 раза; посетителям музеев-заповедников и музеев-усадеб в 4,2 раза от уровня 2010 года; увеличить удельный вес спортивных площадок, используемых для отдыха, организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением города Москвы по месту жительства, соответствующих утвержденным требованиям, до 100%, что создаст условия для увеличения количества населения, вовлеченного в организованные формы отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства; увеличить удельный вес обустроенных (созданных) дворовых территорий; увеличить число обустроенных модулей пунктов проката, многофункциональных крытых спортивных площадок, спортивных и тренажерных городков (объекты Москомспорта) в 20 раз, посещаемость жителями города Москвы пунктов проката спортивного оборудования и инвентаря в 19 раз, количество видов услуг, оказываемых на площадках уличных тренажеров, спортивных городков, в 9 раз от уровня 2010 года; увеличить число международных прибытий туристов в 1,7 раза, численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 1,4 раза, количество номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 1,4 раза; среднесписочную численность работников, занятых в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 1,2 раза, объем платных туристских услуг в 1,8 раза от уровня 2010 года; увеличить доходы от предоставляемых услуг гостиницами и аналогичными средствами размещения в 1,6 раза от уровня 2010 года; увеличить долю собственных доходов по отношению к бюджетному финансированию: в парках культуры и отдыха до 85%, в музеях-заповедниках и музеях-усадьбах до 13%; обеспечить долю благоустроенных территорий парков парковых зон, бульваров и скверов к их общей площади по уровню 2011 года к 2016 году на уровне 100%. Одним из важнейших результатов Государственной программы является стимул к развитию сферы досуга, спорта и вовлечение в нее жителей города Москвы. Реализация мероприятий Государственной программы приведет к развитию новых форм организации отдыха в природном окружении, окажет влияние на формирование осознанной необходимости у жителей города Москвы заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья. Мероприятия Государственной программы, направленные на благоустройство и реставрацию музеев-усадеб и музеев-заповедников, позволят привлечь большее количество посетителей, что положительно скажется на культурном и духовном уровне жителей города Москвы. Условия, созданные в городе Москве благодаря реализации мероприятий Государственной программы, будут способствовать улучшению качества жизни жителей, а также привлечению большего количества туристов в город Москву. Еще одним важнейшим социальным эффектом Государственной программы является улучшение качества жизни в столице за счет расширения объема разнообразных услуг, благоустройства города Москвы, развития инфраструктуры. В результате реализации Государственной программы будут достигнуты следующие результаты в социальной сфере: увеличение посещаемости парков культуры и отдыха в 2 раза; музеев-заповедников и музеев-усадеб в 2,1 раза, детских парков в 1,4 раза от уровня 2010 года; увеличение количества посетителей, проводящих досуг в парковых зонах, бульварах, скверах и на благоустроенных водных объектах в 2,6 раза от уровня 2010 года; увеличение количества посетителей, занимающихся в культурно-досуговых формированиях и спортивных секциях: парков культуры и отдыха в 5,1 раза, детских парков в 1,4 раза от уровня 2010 года; расширение спектра культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, эколого-просветительских мероприятий, обеспечение доступа людей с ограниченными возможностями здоровья во все 100% рекреационных территорий, комплексов и объектов. Кроме того, будут достигнуты следующие результаты в экологической сфере: обеспечение роста доли жителей города Москвы, получивших возможность отдыха и занятия спортом, и доли туристов, привлекаемых для посещения озелененных территорий общего пользования как объектов туристического показа. Доля первых возрастет на 20%, вторых - на 40% к уровню 2010 года; повышение эффективности использования территорий парков, лесопарков, зон отдыха, особо охраняемых природных территорий, историко-культурных заповедников без негативных последствий для ценных природных сообществ; улучшение экологической обстановки в столице путем сохранения существующих и создания новых озелененных территорий.
Выполнение Государственной программы в полном объеме позволит достичь следующих качественных результатов:
- формирование образа города Москвы как уникального культурного, делового и туристского центра, что будет способствовать развитию экономических и культурных связей города Москвы с другими субъектами Российской Федерации и иностранными государствами;
- создание дополнительных условий для организации семейного отдыха жителей города Москвы на территориях туристско-рекреационных зон, сформированных в административных округах города Москвы, в том числе формирование многофункциональных парков городского, окружного и районного уровней, соответствующих мировым стандартам;
- совершенствование механизмов хозяйственной деятельности учреждений отрасли;
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- завершение ранее запланированных и начатых работ по модернизации технических средств, ремонту, реставрации и строительству объектов, развитие современной инфраструктуры индустрии отдыха и туризма;
- комплексная информатизация учреждений и формирование единого информационного пространства индустрии;
- обеспечение комплексной безопасности 100% рекреационно-туристских территорий и объектов, оснащение их системами видеонаблюдения и контроля доступа;
- увеличение поступлений в бюджет города Москвы за счет роста налоговых платежей вследствие развития и создания объектов инфраструктуры и работы организаций;
- повышение конкурентоспособности московского туристского продукта на мировом и внутреннем рынках;
- устойчивый рост прибытий в город Москву российских и иностранных туристов;
- создание комфортной информационной среды для российских и иностранных туристов за счет развитой системы ориентирования на улицах города Москвы, а также функционирования открытого с 2012 года московского туристского интернет-портала;
- формирование высококвалифицированного кадрового потенциала для туристско-рекреационного комплекса, обладающего глубокими знаниями и практическими навыками, соответствующими международным стандартам туристско-рекреационного обслуживания.
Плановые значения конечных показателей Государственной программы и подпрограмм
Конечным показателем Государственной программы является "Доля населения, проживающего вне зоны пешеходной доступности (до 700 метров) от благоустроенных парков или скверов", плановые значения которого определяются в процентах в соответствии с утвержденной методикой расчета.
Конечные показатели подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб":
- "Посещаемость парков культуры и отдыха" (количество посещений на 1 тыс. жителей в год) со значением 2880 в 2016 году;
- "Доля собственных доходов по отношению к финансированию из бюджета города Москвы на текущее содержание в парках культуры и отдыха" со значением 85% в 2016 году.
Конечный показатель подпрограммы "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования": "Количество новых элементов отдыха и досуга, размещенных на территориях парков (детские и спортивные площадки, площадки тихого отдыха, катки, эстрадные площадки, туалеты)" со значением 1237 штук в 2016 году.
Конечный показатель подпрограммы "Развитие объектов в жилом секторе": "Доля благоустроенных зон отдыха и территорий, прилегающих к памятникам" со значением 100% к 2016 году.
Конечный показатель подпрограммы "Индустрия отдыха на спортивных территориях и объектах": "Количество обустроенных модулей пунктов проката, многофункциональных крытых спортивных площадок, спортивных городков, тренажерных комплексов, расположенных на уличных площадках", со значением 65 в 2016 году.
Конечные показатели подпрограммы "Развитие туризма":
- "Число международных прибытий, в том числе" со значением 6,8 миллиона прибытий в 2016 году;
- "Число международных прибытий из государств - участников СНГ" со значением 3,3 миллиона прибытий в 2016 году;
- "Число международных прибытий из других иностранных государств" со значением 3,5 миллиона прибытий в 2016 году.
5. Обоснование состава и значений конечных результатов Государственной программы, конечных результатов подпрограмм и непосредственных результатов основных мероприятий по годам реализации Государственной программы
Эффективность и результативность Государственной программы оценивается на основании показателей, характеризующих успешность выполнения Государственной программы в экономической, социальной и экологической сферах.
Экономический эффект Государственной программы будет достигнут прежде всего путем привлечения инвестиций в индустрию отдыха и туризма города Москвы. Комплекс мероприятий Государственной программы позволит создать привлекательные условия для бизнеса, адаптировать природные зоны отдыха к новым условиям и сформировать эффективные экономические механизмы, улучшающие их функционирование в условиях рыночных отношений. Также увеличится туристический поток, интерес жителей города Москвы к столичным рекреационным зонам, что приведет к созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет города Москвы.
6. Перечень
подпрограмм Государственной программы с обоснованием выделения подпрограмм
В целях обеспечения динамичного развития индустрии отдыха и туризма города Москвы Государственная программа включает в себя 5 подпрограмм:
- "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" (Таблица 1 приложения 1 к Государственной программе);
- "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования" (Таблица 2 приложения 1 к Государственной программе);
- "Развитие объектов в жилом секторе" (Таблица 3 приложения 1 к Государственной программе);
- "Индустрия отдыха на спортивных территориях и объектах" (Таблица 4 приложения 1 к Государственной программе);
- "Развитие туризма" (Таблица 5 приложения 1 к Государственной программе).
Реализация всех этих подпрограмм позволит достичь поставленных целей и задач Государственной программы.
7. Краткое описание подпрограмм Государственной программы
7.1. Подпрограмма "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб"
Характеристика мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы осуществляются следующие основные мероприятия:
- благоустройство территорий парков культуры и отдыха и музеев;
- капитальный ремонт объектов и территорий парков культуры и отдыха и музеев;
- текущий ремонт объектов и территорий парков культуры и отдыха и музеев;
- капитальный ремонт инженерных сетей парков культуры и отдыха и музеев;
- текущий ремонт инженерных сетей парков культуры и отдыха и музеев;
- расширение спектра культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, эколого-просветительских и иных мероприятий;
- капитальный ремонт (в том числе проектирование) зданий и помещений парков культуры и отдыха и музеев;
- текущий ремонт зданий и помещений парков культуры и отдыха и музеев;
- капитальный ремонт зеленых насаждений, малых форм архитектуры парков культуры и отдыха и музеев;
- капитальный ремонт объектов и территорий усадеб и музеев-заповедников (включая проектирование);
- текущий ремонт объектов и территорий усадеб и музеев-заповедников;
- благоустройство территорий усадеб и музеев-заповедников;
- благоустройство территории и парковой инфраструктуры Екатерининского парка;
- приобретение оборудования для объектов Екатерининского парка;
- капитальный ремонт объектов Екатерининского парка;
- разработка концепций реставрации и приспособления для современного использования объекта культурного наследия.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями города Москвы по подпрограмме
В рамках подпрограммы предусмотрено предоставление посетителям парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и эколого-просветительских услуг.
Количество видов указанных услуг за период реализации мероприятий подпрограммы увеличится с 80 единиц в 2012 году до 193 единиц в 2016 году, то есть на 113 единицы или в 2,4 раза.
Информация о сводных планируемых значениях натуральных показателей и прогнозе по этапам реализации представлена в приложении 2 к Государственной программе.
7.2. Подпрограмма "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования"
Характеристика мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы осуществляются следующие основные мероприятия:
- приспособление парков, бульваров и скверов к организации досуга населения;
- охрана и капитальный ремонт поверхностных вод города Москвы;
- содержание элементов отдыха и досуга на территории парков;
- создание парка 850-летия Москвы;
- возмещение затрат ГУП "Мосводосток" на эксплуатацию декоративных прудов;
- содержание и эксплуатация катков с искусственным льдом.
7.3. Подпрограмма "Развитие объектов в жилом секторе"
Характеристика мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы осуществляются следующие основные мероприятия:
- содержание произведений монументального искусства и прилегающих к ним территорий, зон отдыха и иные расходы по благоустройству;
- обустройство дворовых территорий.
7.4. Подпрограмма "Индустрия отдыха на спортивных территориях и объектах"
Характеристика мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы осуществляются следующие основные мероприятия:
- развитие инфраструктуры спортивных объектов, находящихся в оперативном управлении подведомственных Москомспорту учреждений;
- разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта (реконструкции) спортивных площадок;
- проведение работ по капитальному ремонту.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями города Москвы по подпрограмме
В рамках подпрограммы предусмотрено предоставление жителям города Москвы физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Количество видов указанных услуг за период реализации мероприятий подпрограммы увеличится и к 2016 году составит 9 единиц.
7.5. Подпрограмма "Развитие туризма"
Характеристика мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы будут реализованы по 8 основным направлениям, сформированным в соответствии с поставленными задачами и позволяющим в полной мере достичь запланированных результатов и показателей:
- развитие туристской инфраструктуры, предусматривающее в т.ч. строительство и реконструкцию гостиниц, реализация новых логистических решений, развитие сети стоянок и остановок для туристских автобусов, системы ориентирования для туристов, создание туристско-информационных центров, обеспечение работы столичного call-центра;
- повышение качества туристского и гостиничного обслуживания, включающее мероприятия по организации классификации гостиниц, проведения аккредитации экскурсоводов, гидов-переводчиков;
- расширение ассортимента туристского продукта города Москвы, проведение значимых туристских мероприятий, разработка и реализация новых экскурсионных маршрутов, в т.ч. с использованием специальных транспортных средств (автобусные сити-туры, прогулки на речных теплоходах, специально оборудованных поездах, сегвеях);
- повышение качества подготовки кадров (преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования и гостиничного комплекса), включая разработку и издание методических пособий, учебных программ, проведение семинаров, мастер-классов, стажировок работников гостиничного хозяйства;
- комплекс информационно-рекламных мероприятий туристической индустрии города Москвы, предусматривающий сопровождение и информационную поддержку туристских электронных интернет-ресурсов, участие в международных туристских, гостиничных выставках и ярмарках, разработку маркетинговой стратегии продвижения города Москвы как туристского центра и проведение ознакомительных туров для журналистов и туроператоров;
- информационно-аналитическое и методическое обеспечение туристской и гостиничной деятельности, мероприятия по мониторингу туристского рынка, разработка и реализация концепций развития наиболее перспективных для столицы видов туризма;
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограмм (по годам реализации Государственной программы)
8.1. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы
Объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий, определен исходя из разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации в соответствии с методическими рекомендациями и сборниками цен на проектно-изыскательские работы.
Финансовое обеспечение Государственной программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, а также за счет средств юридических и физических лиц, в том числе средств государственных учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности и средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы.
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах Государственной программы составляет 81 275 440,7 тыс. рублей, из них:
за счет средств бюджета города Москвы - 73 397 396,7 тыс. рублей, за счет средств юридических и физических лиц - 7 878 044,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств государственных учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности 5 020 990,5 тыс. рублей, за счет средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы 2 857 053,5 тыс. рублей.
Финансирование Государственной программы за счет средств федерального бюджета не предусмотрено в связи с отсутствием соответствующей федеральной целевой программы по развитию индустрии отдыха и туризма.
Расшифровка объемов финансирования по источникам и в разбивке по годам представлена в Паспорте Государственной программы, а также в приложениях 3 и 4 к Государственной программе.
8.2. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб"
Объем финансирования работ по годам реализации подпрограммы уточняется при составлении проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет: 35 700 706,8 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств бюджета города Москвы 30 679 716,3 тыс. рублей, за счет средств государственных учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности составляет 5 020 990,5 тыс. рублей.
С учетом этого объемы финансирования подпрограммы за счет средств учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности уточняются в процессе ее реализации.
8.3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Индустрия отдыха на озелененных территориях общего пользования"
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы за счет средств бюджета города Москвы составляет 31 921 355,7 тыс. руб.
8.4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Развитие объектов в жилом секторе"
Базой для оценки потребностей в финансовых ресурсах является количество площадок, которые необходимо обустроить, а также потребность жителей города Москвы в дополнительном количестве площадок отдыха по каждому административному округу города Москвы и городу Москве в целом.
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет 3 649 793,9 тыс. руб. за счет средств бюджета города Москвы.
8.5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Индустрия отдыха на спортивных территориях и объектах"
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет 5 524 821,7 тыс. рублей.
8.6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Развитие туризма"
Объем финансирования работ по годам реализации подпрограммы уточняется при формировании проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет 4 478 762,6 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств бюджета города Москвы 1 621 709,1 тыс. рублей, за счет средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы 2 857 053,5 тыс. рублей.
9. Характеристика мер правового регулирования в сфере индустрии отдыха и туризма, направленных на достижение целей и результатов Государственной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых правовых актов города Москвы
Важной мерой правового регулирования процесса развития инфраструктуры отдыха и досуга населения станет разработка и утверждение в установленном порядке отраслевой схемы размещения объектов индустрии отдыха и туризма на природных и озелененных территориях, проектов планировок рекреационных территорий как столичного, так и районного уровней, а также концепций реставрации объектов культурного наследия - произведений садово-паркового искусства.
В рамках подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" предусматриваются следующие меры государственной поддержки:
- полное освобождение от уплаты налога на имущество бюджетных и казенных учреждений города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций";
- полное освобождение от уплаты налога на землю учреждения культуры в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области культуры в соответствии с Законом города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге".
Оценка применения данных мер государственного регулирования по годам реализации подпрограммы представлена в приложении 5 к Государственной программе.
В целях реализации решений Правительства Москвы о развитии физической культуры и массового спорта, обеспечения возможности размещения объектов спортивной инфраструктуры в границах особо охраняемых природных территорий и обеспечения реконструкции и дальнейшего функционирования спортивных объектов на особо охраняемых природных территориях потребуется разработка проектов нормативных правовых актов Правительства Москвы, в том числе предусматривающих внесение изменений в законодательство города Москвы в области организации, охраны и использования ООПТ (включая изменение зонирования и выделения спортивных зон).
10. Методы оценки эффективности и результативности реализации Государственной программы
Оценка эффективности и результативности Государственной программы представляет собой совокупность показателей оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации Государственной программы, характеризующих успешность выполнения Государственной программы в экономической, социальной и экологической сферах. Эффективность и результативность Государственной программы оценивается с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Государственной программы, и возможных рисков.
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно и обеспечивает мониторинг результатов реализации Государственной программы с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Государственной программы.
Для оценки эффективности реализации Государственной программы используются показатели (критерии) эффективности, которые отражают выполнение мероприятий Государственной программы.
Оценка эффективности производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными значениями показателей (критериев).
Методика оценки эффективности и результативности Государственной программы (далее - Методика) определяет алгоритм оценки результативности и эффективности Государственной программы по отдельным этапам и итогам реализации.
Результативность оценивается как степень достижения запланированных нефинансовых результатов реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения план-фактного анализа реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Результативность оценивается по нефинансовым и финансовым показателям реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Индекс результативности определяется по следующей формуле:
где:
- индекс результативности;
- достигнутый результат;
- плановый результат.
Эффективность оценивается как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы к затратам по основным мероприятиям, подпрограммам и Государственной программе в целом.
Эффективность основного мероприятия, подпрограммы, Государственной программы в целом определяется по индексу эффективности.
Индекс эффективности определяется по формуле:
где:
- индекс эффективности;
- индекс нефинансовой результативности;
- индекс финансовой результативности.
По итогам проведения анализа индекса эффективности дается качественная оценка эффективности реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Качественная оценка мероприятия, подпрограммы, Государственной программы в целом по показателю Индекс эффективности ():
- высокоэффективные, при значении от 1,0 до 2,0;
- уровень эффективности средний при значении от 0,7 до 1,0;
- уровень эффективности низкий при значении от 0,5 до 0,7;
- неэффективные, при значении менее 0,5 или более 2,0.
Эффективность реализации Программы также оценивается как степень фактического достижения показателей по следующей формуле:
где:
- эффективность реализации Государственной программы (процентов);
- фактический показатель, достигнутый в ходе реализации Государственной программы;
- нормативный показатель, утвержденный Государственной программой;
- количество показателей (критериев) Государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.