Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 декабря 1999 г. N КАС99-330
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего: А.И. Федина,
членов коллегии: А.Я. Петроченкова, Ю.Г. Кебы,
с участием прокурора: М.Г. Белан
рассмотрела в судебном заседании от 2 декабря 1999 г. дело по жалобе Паниной Н.Н. о признании незаконными (недействительными) "Разъяснений о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва", утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13 августа 1999 года N 8/52-3, в части запрета на рекламу указанных в пунктах 7 и 8 данных Разъяснений лиц и организаций, а также осуществление ими благотворительной деятельности до подачи этими лицами заявления в избирательную комиссию о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы по кассационной жалобе Паниной Н.Н. на решение Верховного Суда РФ от 26 октября 1999 года, которым в удовлетворении жалобы отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ А.И. Федина, объяснения представителей Центризбиркома РФ Егоровой А.А. и Смирнова А.А., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Белан М.Г., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 августа 1999 года N 8/52-3 были приняты в соответствии со ст. 24 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающей право Центризбиркома России издавать инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального закона.
Из содержания пунктов 7 и 8 обжалуемых Разъяснений следует, что любая реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений должна быть приостановлена на период с 10 августа 1999 года до регистрации кандидата, Федерального списка, а с момента указанной регистрации может проводиться исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда.
С того же времени запрещается физическим и юридическим лицам осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений и на этот период такая деятельность указанных лиц должна быть приостановлена.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в жалобе вопросы и пришел к правильному выводу о том, что оснований для отмены оспариваемых положений Разъяснений ЦИК РФ не имеется, поскольку они не противоречат действующему избирательному законодательству.
Так в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная кампания начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Указ Президента РФ о назначении выборов был официально опубликован 10 августа 1999 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "опубликован 10 августа 1999 г." имеется в виду "опубликован 9 августа 1999 г."
В соответствии с пунктом 4 ст. 41 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" не имеют права заниматься благотворительной деятельностью в ходе избирательной кампании кандидаты, избирательные объединения, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами или членами руководящих органов которых являются указанные лица, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций.
Физическими и юридическими лицами запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей.
Аналогичные требования по этому вопросу содержатся и в п. 8 ст. 48 названного Федерального закона в отношении зарегистрированных кандидатов.
Согласно п. 3 ст. 52 этого же Закона запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы (включая и рекламу коммерческой и иной деятельности кандидатов) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учреждениям или организациям.
Содержащиеся в Законе ограничения на осуществление избирательными объединениями, кандидатами благотворительной, рекламной деятельности начинают действовать с 10 августа 1999 года. Из смысла приведенных норм закона также следует, что в случае выдвижения кандидата после начала избирательной кампании (т.е. после 10 августа 1999 г.) запрет на занятие благотворительной, рекламной деятельностью начинает действовать только с того дня, когда он приобрел статус кандидата.
Аналогичного содержания положения содержится и в обжалованном норм. акте Центризбиркома РФ.
Поскольку в соответствии со ст. 2 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" политическое общественное объединение получает статус избирательного объединения со дня начала избирательной кампании (с 10 августа 1999 года), то для избирательного объединения (в отличие от граждан, выдвинутых в качестве кандидатов избирательным объединением либо избирателями), приостановление благотворительной, рекламной деятельности должно начаться именно с 10 августа 1999 года.
В случае, если проводимая рекламная и благотворительная деятельность физических и юридических лиц после объявления начала избирательной кампании никак не связана с выборами депутатов Государственной Думы, она продолжает осуществляться в соответствии с действующим на этот счет законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что каких-либо дополнительных ограничений, помимо предусмотренных законом, пассивного избирательного права оспариваемые пункты Разъяснений не содержат.
Заявительницей Паниной Н.Н. в судебном заседании не было представлено каких-либо доказательств в подтверждение довода о нарушении предусмотренного законом ее права на осуществление рекламной и благотворительной деятельности, не связанной с выборами депутатов, после объявления начала избирательной кампании.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с решением суда, Панина Н.Н. приводит доводы, исследованные в судебном заседании и получившие оценку суда.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и оснований для признания из неправильными не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия, определила:
решение Верховного Суда РФ от 26 октября 1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Паниной Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.И. Федин |
Члены коллегии |
А.Я. Петроченко |
|
Ю.Г. Кеба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 декабря 1999 г. N КАС99-330
Текст определения официально опубликован не был