Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 марта 2000 г. N КАС00-116
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 марта 2000 г. гражданское дело по заявлению представителя граждан Чеченской Республики адвоката Х.А.М. о признании незаконным п. 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. N 1698-р в части слов: "Погашение задолженности по пенсионному обеспечению осуществлять за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики" по кассационной жалобе представителя Х.А.М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 января 2000 г., которым жалоба Х.А.М. удовлетворена частично: пункт 6 распоряжения Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1698-р в части решения вопроса о погашении задолженности по пенсионному обеспечению за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики, проживающим там гражданам и получающим пенсии, указанные в ст. 1 Федерального закона "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета" признать незаконным и не подлежащим применению; эта же жалоба на указанный пункт оспариваемого распоряжения Правительства РФ по вопросу выплаты задолженности по пенсионному обеспечению гражданам, проживающим в Чеченской Республике и получающим иные пенсии, оставлена без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., объяснения Х.А.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Правительства РФ и Министерства труда и социального развития РФ П.И.В. и Толкачевой З.А., объяснения представителя Пенсионного фонда РФ М.А.Н., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
1 декабря 1998 г. Правительство Российской Федерации издало распоряжение N 1698-р.
Пунктом 6 этого распоряжения поручено "Пенсионному фонду Российской Федерации осуществлять ежемесячно текущее финансирование выплаты пенсий гражданам, проживающим на территории Чеченской Республики, в соответствии с согласованным графиком; погашение задолженности по пенсионному обеспечению осуществлять за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики".
Представитель граждан, проживающих в Чеченской Республике адвокат Х.А.М. обжаловал приведенное выше положение распоряжения Правительства РФ, сославшись на несоответствие его закону и нарушение пенсионных прав и интересов граждан, интересы которых он представляет.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Х.А.М. ставит вопрос об отмене судебного решения в части отказа в удовлетворении заявленных требований, считая выводы суда ошибочными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Оспоренным пунктом распоряжения, предусмотрено, что погашение задолженности по пенсионному обеспечению граждан, проживающих на территории Чеченской Республики, осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики, независимо от видов получаемых при этом пенсий.
Между тем, в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета" финансирование выплаты государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, социальных пенсий, предусмотренных Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ", а также выплаты государственных пенсий в части, определяемой включением в трудовой стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, государственных пенсий, предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении родителей, погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву", Федеральным законом "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по пенсионному обеспечению, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", осуществляются Пенсионным фондом РФ за счет средств федерального бюджета, ежемесячно перечисляемых Пенсионному фонду в порядке авансирования в размере, необходимом для выплаты указанных пенсий.
С учетом приведенных положений закона суд пришел к правильному выводу о незаконности п. 6 распоряжения Правительства РФ в части, предусматривающей погашение задолженности по выплате пенсий всем категориям пенсионеров, проживающих в Чеченской Республике, за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории этой Республики, включая и граждан, имеющим право на получение пенсий, указанных в ст. 1 Федерального закона "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета".
В приведенной части решение суда первой инстанции в кассационном порядке не обжаловано.
Признавая законным обжалованный п. 6 распоряжения Правительства РФ в отношении порядка погашения задолженности по выплате пенсий иным категориям пенсионеров (не перечисленных в ст. 1 Федерального закона), Верховный Суд РФ правомерно сослался на то, что пенсионное законодательство не исключает возможность выплаты пенсий и погашения задолженности по ним за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории конкретного субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в данной части п. 6 распоряжения соответствует фактическому положению, предусмотренному законодательством, согласно которому средства Пенсионного фонда РФ, предназначенные для выплаты пенсий, формируются именно за счет страховых взносов работодателей и граждан, в том числе и за счет взносов, уплачиваемых в соответствующем субъекте России, подлежащих перечислению в Пенсионный фонд РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции определены правильно и им дана надлежащая оценка, в связи с чем доводы, изложенные в кассационной жалобе о несоответствии закону пункта 6 распоряжения правительства РФ в полном объеме, нельзя признать обоснованными.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 января 2000 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Х.А.М. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 марта 2000 г. N КАС00-116
Текст определения официально опубликован не был