Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 мая 2000 г. N КАС00-180
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Пелевина Н.П., Пирожкова В.Н.,
с участием прокурора: Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 мая 2000 г. гражданское дело по жалобе Козлова Н.И. на постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 4 сентября 1999 г. N 12/84-3 "Об опубликовании схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва" и на действия (бездействие) ЦИК РФ по выработке и утверждению новой схемы этих округов по кассационной жалобе Козлова Н.И. на решение Верховного Суда РФ от 29 февраля 2000 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Центризбиркома РФ Биктагирова Р.Т., возражавшего против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
обжаловав указанное выше постановление Центризбиркома РФ и его действия (бездействие), сославшись на то, что схема одномандатных округов по г. Санкт-Петербургу подлежала обновлению с учетом требований Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в новой редакции).
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Козлов Н.И. ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая ошибочными выводы суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно руководствовался п.п. 7 и 8 ст. 12 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г., в соответствии с которыми схема одномандатных избирательных округов утверждается Федеральным законом, который должен быть опубликован не позднее чем за 100 дней до дня голосования.
В случае если Федеральный закон, указанный в пункте 7 настоящей статьи, включая схему избирательных округов, не опубликован в указанный срок, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва проводятся по одномандатным избирательным округам, схема которых была использована при выборах Государственной Думы предыдущего созыва. В этом случае прежняя схема избирательных округов публикуется Центральной избирательной комиссией РФ не позднее чем за 98 дней до дня голосования.
Судом первой инстанции установлено, что после отклонения комитетами Государственной Думы представленной Центризбиркомом РФ на утверждение новой схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственной Думы, Центральная избирательная комиссия РФ своим постановлением от 4 сентября 1999 г. приняла решение об опубликовании схемы одномандатных избирательных округов, которая использовалась при выборах депутатов Государственной Думы предыдущего созыва, утвержденной Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 146-ФЗ.
С соблюдением требований п. 8 ст. 12 Федерального закона "О выборах депутатов_" данное постановление Центризбиркома РФ и сама схема избирательных округов опубликованы в "Российской газете" 10 сентября 1999 г.
Таким образом, Центральная избирательная комиссия РФ предпринимала меры по разработке и утверждению новой схемы избирательных округов, однако последняя не была утверждена по независящим от ЦИКа РФ причинам.
Заявитель не представил суду доказательств, которые бы свидетельствовали о незаконности обжалованного постановления ЦИК РФ, а также действий (бездействия) этой комиссии.
Довод в кассационной жалобе о том, что суд не располагал достоверными сведениями о рассмотрении комитетами Государственной Думы подготовленной Центризбиркомом РФ схемы одномандатных округов, опровергается копией решения комитетов по делам Федерации и региональной политике, по законодательству и судебно-правовой реформе и по делам национальностей Государственной Думы (л.д. 36).
То обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют конкретные сведения о публикациях в местных органах печати данных о границах округов и местах нахождения избирательных комиссий, не может служить основанием к отмене решения суда, т.к. судом бесспорно установлен факт исполнения Центризбиркомом РФ обязанности по опубликованию самой схемы округов в "Российской газете".
В протоколе судебного заседания от 29 февраля 2000 г. отражено, что суд исследовал все имеющиеся в деле доказательства, в том числе и копия решения комитетов Государственной Думы от 16 августа 1999 г., в связи с чем доводы в кассационной жалобе о том, что в судебном заседании не исследовались имеющие правовое значение письменные документы, несостоятельны.
Кроме того, Козлову Н.И. была судом предоставлена возможность ознакомиться с имеющимися в деле доказательствами (л.д. 39), в связи с чем довод в кассационной жалобе о лишении заявителя права на ознакомление с представленными ЦИКом РФ документами несостоятелен.
Каких-либо доказательств, которые бы свидетельствовали о лишении судом права заявителя на ознакомление с протоколом судебного заседания и другими документами, Кассационной коллегии не представлено, поэтому несостоятелен такой довод, изложенный в кассационной жалобе.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда РФ от 29 февраля 2000 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Козлова Н.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 мая 2000 г. N КАС00-180
Текст определения официально опубликован не был