Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 мая 2000 г. N КАС00-185
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 мая 2000 г. гражданской дело по жалобе Д.В.Ю. и Д.Е.П. на абзац 4 пункта 3 "Официального разъяснения Центрального Банка РФ от 24 сентября 1999 года N 281-Т по вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" по кассационной жалобе Центрального Банка РФ на решение Верховного Суда РФ от 3 марта 2000 года, которым оспоренное разъяснение Центрального Банка России признано недействующим со дня его издания.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., объяснения представителей Центрального Банка России Т.С.М. и Г.А.Г., поддержавших доводы жалобы, объяснения Д.В.Ю. и Д.Е.П., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей жалобу Центробанка России необоснованной, Кассационная коллегия установила:
заявители обратились в Верховный Суд РФ с жалобой на абзац 4 пункта 3 "Официального разъяснения Центрального Банка России от 24 сентября 1999 года N 281-Т по вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", сославшись на то, что содержащееся в нормативном акте положение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы вкладчиков.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Центральный Банк России ставит вопрос об отмене судебного решения, считая выводы суда о незаконности оспоренного положения акта ошибочными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда РФ.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что "Официальное разъяснение Центрального Банка России_", являясь нормативным актом, непосредственно затрагивает права граждан, поскольку, в частности, в обжалуемом заявителями положении устанавливает правило, в соответствии с которым мировое соглашение по удовлетворению требований кредиторов кредитной организации не в полном объеме подлежит заключению до удовлетворения требования кредиторов первой и второй очереди, которыми могут быть лишь физические лица.
В соответствии же со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 2 декабря 1990 года N 394-1 (с последующими изменениями и дополнениями) нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
Как установил Верховный Суд РФ, оспоренный нормативный акт Банка России не был зарегистрирован в качестве такового в Министерстве юстиции РФ (что не оспаривается и представителем Банка России), в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспоренное официальное разъяснение подлежит признанию недействующим с момента его издания, как не вступившее в законную силу и не подлежащее применению.
Данный вывод суда соответствует приведенной выше ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и постановлению Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", согласно которому нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, передаются Министерством юстиции Российской Федерации в редакцию газеты "Российские вести", а также в издательство "Юридическая литература" в течение суток после государственной регистрации. При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
В соответствии с п. 7.1 "Положения о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России", утвержденного приказом Председателя ЦБ РФ от 15 сентября 1997 г. N 02-395 (в редакции Указания ЦБ РФ от 24.06.98 г. N 262-У) нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, вступают в силу после государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и опубликования в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В суде первой инстанции представитель Центрального Банка РФ утверждал, что оспоренное официальное разъяснение не является нормативно-правовым актом и, поэтому, не было необходимости в регистрации его в Министерстве юстиции РФ.
Аналогичное утверждение содержится и в кассационной жалобе.
С таким доводом Кассационная коллегия не может согласиться.
Как указано выше, Федеральный закон ("О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") обязывает Центральный Банк России производить государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ издаваемых им нормативных актов (непосредственно затрагивающих права, свободы или обязанности граждан) в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
При таких обстоятельствах довод в кассационной жалобе о неприменении положений постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009, в частности, о необходимости регистрации нормативных актов в Министерстве юстиции РФ, является безусловно необоснованным.
Действительно, Центральный Банк России не является федеральным органом исполнительной власти, однако это не исключает обязанность Центробанка РФ производить регистрацию своих нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, в Министерстве юстиции РФ.
В кассационной жалобе также утверждается, что оспоренное официальное разъяснение не является нормативным правовым актом.
Этот довод был выдвинут Банком России и на заседании суда первой инстанции, который правомерно не согласился с таким утверждением, сославшись на то, что оспоренный акт имеет все необходимые признаки нормативно-правового акта: устанавливает правила поведения участников правоотношений, носит общеобязательный характер для неопределенного круга лиц, не имеет ограничений действия во времени.
По изложенным основаниям кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2000 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Банка России - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 мая 2000 г. N КАС00-185
Текст определения официально опубликован не был