Обязаны ли муниципальные автономные учреждения, являющиеся многофункциональными центрами, страховать свою ответственность по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу выгодоприобретателя (третьи лица) в связи с осуществлением своей деятельности?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автономные учреждения, в том числе осуществляющие деятельность многофункциональных центров, не обязаны страховать жизнь, здоровье или имущество других лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу либо риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Пунктом 1 ст. 935 ГК РФ предусмотрено, что законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать:
- жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;
- риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.
В контексте приведенной нормы под законом понимается федеральный закон, регулирующий гражданские правоотношения (п. 2 ст. 3 ГК РФ).
Отметим также, что согласно п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Правовое положение автономных учреждений, основы отношений таких учреждений с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определяются ГК РФ и Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Ни ГК РФ, ни названный федеральный закон не обязывают автономные учреждения выступать страхователями в отношениях, связанных со страхованием жизни, здоровья или имущества других лиц, или риска гражданской ответственности автономного учреждения, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. Не содержит таких положений и Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), который определяет, в частности, особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах (далее также - МФЦ), а также функции, права, обязанности и ответственность МФЦ.
Частью 6 ст. 16 Закона N 210-ФЗ установлено, что вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения либо неисполнения МФЦ или их работниками обязанностей, предусмотренных этим федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, соглашениями о взаимодействии, возмещается в соответствии с законодательством РФ. Однако представляется очевидным, что обязанность по возмещению вреда не равнозначна обязанности по страхованию ответственности, наступающей в связи с причинением вреда.
Таким образом, поскольку в настоящее время федеральным законом не предусмотрена обязанность МФЦ страховать имущественные интересы других лиц или риск наступления ответственности за причинение вреда их жизни, здоровью или имуществу, автономные учреждения, в том числе являющиеся многофункциональными центрами, осуществлять такое страхование не обязаны.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
20 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.