Согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 и п. 2 ст. 150 НК РФ не облагаются НДС ввоз и реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, которые перечислены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ (на сегодняшний день - Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042).
Согласно Примечанию N 1 к Постановлению N 1042 для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93.
Организация ввозит на территорию РФ медицинские изделия. На товар имеются все необходимые регистрационные удостоверения с кодами ОКП. С 1 января 2017 года Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93 утрачивает силу.
Действительны ли коды ОКП с 1 января 2017 года в целях применения льготы по НДС и какими кодами ОКП следует руководствоваться в целях применения льготы по НДС, если Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93 утрачивает силу с 1 января 2017 года, а товар подлежит государственной регистрации (например, код ОКП 94 4480 "Аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма" включен в Перечень N 1042 в целях применения льготы по НДС)?
Каким кодом необходимо руководствоваться с 1 января 2017 года в целях применения к данному товару льготной ставки по НДС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Нормы п. 2 ст. 150 и пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не увязывают применение льготы по НДС с кодами продукции, присвоенными по какому-либо классификатору.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, в данный момент действует в неизменном виде. И в нем указаны только коды по ОК 005-93 и ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи с этим при ввозе на территорию РФ и реализации на территории РФ иностранных медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке до 31.12.2016, НДС не уплачивается, если в регистрационном удостоверении им присвоен код по ОК 005-93, входящий в упомянутый Перечень, и при условии, что в таможенной декларации при ввозе этих изделий был указан соответствующий коду по ОК 005-93 код по ТН ВЭД ЕАЭС, также указанный в Перечне.
Обоснование позиции:
Реализация товаров на территории РФ и ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признаются объектом обложения НДС (пп.пп. 1, 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При этом п. 2 ст. 150 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для производства указанных товаров, при условии, что аналоги сырья и комплектующих изделий не производятся в РФ.
В свою очередь, согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС, в частности, реализация на территории РФ важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Указанная льгота применяется к медицинским товарам отечественного и зарубежного производства, включенным в перечень, утвержденный Правительством РФ.
Как видим, сами нормы п. 2 ст. 150 НК РФ и пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не оперируют понятиями кодов товаров, а также не отсылают к конкретным классификаторам кодов видов продукции.
Для применения льготы согласно данным нормам необходимо, чтобы:
- медицинское изделие было включено в перечень, утвержденный Правительством РФ;
- на медицинское изделие имелось регистрационное удостоверение.
О каких-либо предполагаемых изменениях в нормы п. 2 ст. 150 и пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, вступающих в силу с 2017 года, нам не известно.
В настоящее время действует Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).
Таким образом, освобождение от НДС применяется при реализации на территории РФ и ввозе в РФ важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы в установленном порядке регистрационные удостоверения с указанием в них кодов Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), предусмотренных Перечнем (письма Минфина России от 11.11.2016 N 03-07-14/66090, от 26.05.2015 N 03-07-07/30131).
Согласно Примечанию 1 к Перечню (далее - Примечание 1) для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93.
Таким образом, для применения льготы, предусмотренной п. 2 ст. 150 и пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, для импортированных медицинских изделий простого наличия в Перечне кодов, присвоенных по ТН ВЭД ЕАЭС и ОК 005-93 медицинскому изделию, недостаточно. Помимо этого, необходимо соблюдение требования, установленного Примечанием 1 (решение ВС РФ от 25.05.2016).
Как видим, действующий Перечень отсылает, в частности, к кодам товаров, присвоенным им по ОК 005-93, который с 01.01.2017 прекращает свое действие (п. 7 приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), взамен которого будет применяться Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), действующий с 01.02.2014 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2017 (п. 1 приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Разъяснений уполномоченных органов о том, как применять положения Перечня после отмены ОК 005-93, нам в настоящий момент найти не удалось, как и принятых документов, вносящих изменения в Перечень или отменяющих его действие.
При этом нам удалось найти Проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042" (подготовлен Минздравом России 23.08.2016 г., далее - Проект). Заметим, что данный Проект не является действующим нормативным правовым актом. Хотя в случае его принятия он может стать таковым.
Согласно указанному Проекту в Перечне будут указаны, помимо кодов товаров по ОК 005-93 и ТН ВЭД ЕАЭС, коды в соответствии с ОКПД2.
В Примечании 1 к Перечню в редакции Проекта указано, для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 и (или) (ОКПД2) ОК 034-2014.
По нашему мнению, данное положение означает, что ввоз на территорию РФ иностранных медицинских товаров, поименованных в разделе I Перечня, а также их реализация на территории РФ не облагаются НДС в том случае, если код по ТН ВЭД ЕАЭС, указанный в таможенной декларации при ввозе товара на территорию РФ, соответствует коду товара из той же группы товаров Перечня по ОК 005-93 и (или) (ОКПД2) ОК 034-2014, указанному в регистрационном удостоверении на товар.
Мы полагаем, что формулировка "... с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 и (или) (ОКПД2) ОК 034-2014" означает, что в регистрационном удостоверении на товар могут быть указаны либо оба кода товаров (по ОК 005-93 и (ОКПД2) ОК 034-2014), либо один из них (по ОК 005-93 или (ОКПД2) ОК 034-2014).
В силу ч. 1 ст. 38 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно ч. 4 ст. 38 Закона N 323-ФЗ на территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. То есть не зарегистрированные в установленном порядке медицинские изделия не могут быть, в частности, реализованы по договорам поставки.
Правила государственной регистрации медицинских изделий утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила N 1416).
Пунктом 3 Правил N 1416 установлено, что государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - регистрирующий орган).
Государственная регистрация медицинских изделий проводится на основании результатов технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, представляющих собой формы оценки соответствия медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска их применения, и экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска их применения, а также испытаний в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации).
Обеспечение организации работы по формированию и ведению номенклатурной классификации медицинских изделий по видам осуществляется регистрирующим органом (п. 5 Правил N 1416).
Согласно п. 6 Правил N 1416 документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждена приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16.01.2013 N 40-Пр/13. Причем регистрационное удостоверение выдается бессрочно.
Пунктами 8, 9 Правил N 1416 установлено, что для государственной регистрации медицинского изделия разработчик, производитель (изготовитель) медицинского изделия или уполномоченный представитель производителя (изготовителя) (далее - заявитель) представляет либо направляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации медицинского изделия, где обязательно указывает в том числе код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия (пп. "к" п. 9 Правил N 1416, смотрите также п. 10 Приложения N 1 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий, утвержденному приказом Минздрава России от 14.10.2013 N 737н, далее - Административный регламент).
Из пп. "к" п. 9 Правил N 1416 следует, что в заявлении на регистрацию медицинского изделия необходимо указывать код по ОК 005-93, так как ОКПД2 именуется как "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности".
Заметим, что при внесении изменений в нормативные правовые акты в связи заменой классификаторов изменяется их название с "Общероссийский классификатор продукции" на "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (смотрите, например, п. 1 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 248-ФЗ, внесшего изменения в абзац 56 п. 2 ст. 164 НК РФ с 01.01.2017, устанавливающий условия применения пониженной ставки НДС 10%, дополнительно смотрите письмо ФНС России от 14.11.2016 N СД-4-3/21479@).
Принятых нормативных актов, изменяющих с 01.01.2017 положения пп. "к" п. 9 Правил N 1416, п. 10 Приложения N 1 к Административному регламенту, нами не обнаружено.
То есть Правила N 1416 и Административный регламент в настоящее время требуют указания в заявлении на регистрацию медицинских изделий кодов товаров по ОК 005-93. Эти же коды указываются в регистрационном удостоверении на медицинское изделие, о чем свидетельствует форма этого удостоверения.
Вопрос о том, как производить регистрацию медицинских изделий начиная с 2017 года, организации целесообразно уточнить в регистрирующем органе.
Ранее оформленные удостоверения на медицинские изделия являются действующими, так как являются бессрочными (п. 6 Правил N 1416). При этом обязанностей вносить в них изменения в связи со сменой классификаторов нормативные акты не устанавливают. По нашему мнению, для применения льгот, установленных п. 2 ст. 150 и пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, данные регистрационные удостоверения являются действующими. Каких-либо оговорок в связи с этим нормы п. 2 ст. 150 и пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не содержат.
Учитывая изложенное, полагаем, что при ввозе на территорию РФ и реализации на территории РФ иностранных медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке до 31.12.2016, НДС не уплачивается, если им присвоен код по ОК 005-93, входящий в Перечень, и при условии, что в таможенной декларации при ввозе этих изделий был указан соответствующий коду по ОК 005-93 код ТН ВЭД ЕАЭС, также указанный в Перечне (Примечание 1 к Перечню).
Из вопроса следует, что организация ввозит на территорию РФ медицинское изделие, которому в регистрационном удостоверении присвоен код ОКП 94 4480 "Аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма". Данный код входит в группу 944400 "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма", поименованную в п. 14 действующего Перечня.
Для применения льгот по п. 2 ст. 150 и пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ необходимо, чтобы при ввозе этих медицинских изделий в таможенной декларации им был присвоен код по ТН ВЭД ЕАЭС из групп, поименованных в п. 14 действующего Перечня, например из 9021.
На данный момент иных требований для применения освобождения от уплаты НДС при ввозе на территорию РФ и реализации на территории РФ импортированных жизненно важных медицинских изделий нормы п. 2 ст. 150, пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ и действующего Перечня не содержат.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
30 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.