Пенсионеру на праве собственности принадлежат две квартиры.
Согласно ст. 407 НК РФ от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (например квартиры).
В отношении иных объектов жилого назначения, находящихся в собственности налогоплательщика и не освобождаемых от уплаты налога на имущество физических лиц, предоставляется налоговый вычет. По второй квартире налоговый вычет должен быть предоставлен пенсионеру в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.
В Саратовской области определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц производится исходя из инвентаризационной стоимости объекта, а не его кадастровой стоимости.
Возможно ли получение пенсионером в рассматриваемой ситуации налогового вычета по налогу на имущество физических лиц?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации в отношении второй квартиры пенсионер должен уплачивать налог на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости.
Обоснование вывода:
Налог на имущество физических лиц (далее - Налог) относится к местным налогам (ст.ст. 12, 15 НК РФ) и устанавливается главой 32 НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (абзац первый п. 1 ст. 399 НК РФ).
Устанавливая Налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с данной главой (абзац первый п. 2 ст. 399 НК РФ).
В силу положений ст.ст. 400, 401 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в частности квартиры), признаются плательщиками Налога.
В ст. 407 НК РФ перечислены налоговые льготы в отношении определенных категорий физических лиц и видов их имущества.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, имеют право на налоговую льготу.
Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком-пенсионером суммы Налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в его собственности и не используемого им в предпринимательской деятельности. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы Налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (например квартиры) по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п.п. 2-4 ст. 407 НК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации пенсионер, владеющий на праве собственности 2-мя квартирами, вправе воспользоваться налоговой льготой в отношении одной из этих квартир. Вторая квартира подлежит обложению Налогом.
Согласно п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения в общем случае определяется исходя из их кадастровой стоимости. Исключением являются случаи, предусмотренные п. 2 ст. 402 НК РФ*(1).
Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлен ст. 403 НК РФ. С 2015 года при расчете налоговой базы по кадастровой стоимости могут быть использованы налоговые вычеты, которые предоставляются в отношении видов объектов налогообложения, указанных в п.п. 3-6 ст. 403 НК РФ в соответствующих размерах. Так, на основании п. 3 ст. 403 НК РФ налоговая база по Налогу в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.
В абзаце втором п. 1 ст. 402 НК РФ указано, что порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости может быть установлен, в частности, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 НК РФ.
На территории Саратовской области решение о переходе к исчислению Налога по кадастровой стоимости до настоящего времени не принято. В связи с этим налогообложение производится по инвентаризационной стоимости (ст. 404 НК РФ). В этом случае налоговой базой по налогу на имущество физических лиц выступает инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (смотрите письмо Минфина России от 16.11.2016 N 03-05-06-01/67123 и, например, решение Саратовской городской Думы от 27.11.2014 N 41-465 "О налоге на имущество физических лиц").
Отметим, что при определении налоговой базы по Налогу исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения ст. 404 НК РФ не предусматривает уменьшение налоговой базы на какие-либо вычеты. Применение вычетов предусмотрено в качестве защитной меры именно при исчислении налога исходя из кадастровой стоимости. Например, в письме ФНС России от 30.09.2016 N ОА-4-17/18452@ сказано так: нормами главы 32 НК РФ предусмотрена возможность применения в качестве налоговой базы как инвентаризационной, так и кадастровой стоимости объектов недвижимости. Главой 32 НК РФ предусмотрен ряд механизмов, позволяющих справедливо распределить бремя налога и снивелировать рост налоговой нагрузки на граждан, нуждающихся в социальной защите. Во-первых, при переходе на порядок исчисления налога исходя из кадастровой стоимости НК РФ предусмотрены налоговые вычеты, позволяющие уменьшить налоговую базу в отношении определенного перечня объектов недвижимости на величину кадастровой стоимости части общей площади соответствующих объектов недвижимости (п.п. 3-6 ст. 403 НК РФ). Во-вторых, снижены размеры предельных налоговых ставок. Так, в соответствии с положениями ст. 406 НК РФ, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, предельные налоговые ставки могут быть установлены в размерах, не превышающих 0,3% в отношении основного перечня видов имущества, которым владеют физические лица.
Следовательно, в Вашем случае в отношении второй квартиры пенсионер должен уплачивать Налог исходя из инвентаризационной стоимости.
Сделанный нами вывод подтверждает письмо Минфина России от 11.11.2016 N 03-05-06-01/66015, где также сообщается, что в случае перехода Саратовской области к исчислению Налога по кадастровой стоимости исчисление Налога будет осуществляться с учетом федеральных налоговых вычетов, применяемых ко всем объектам жилого назначения.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налог на имущество физических лиц;
- Энциклопедия решений. Налоговые преференции по налогу на имущество физлиц (льготы, налоговые вычеты и пр.);
- Энциклопедия решений. Налог на имущество физлиц. Льготы для пенсионеров, инвалидов;
- Энциклопедия решений. Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости имущества физлиц с 1 января 2015 года.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
30 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) При этом п. 2 ст. 402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 этой же статьи (которые к рассматриваемому случаю не относятся), определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом РФ не принято решение о начале применения на своей территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.