Бюджет России - 2017: проблемы и перспективы роста
Е.Е. Смирнов,
парламентский корреспондент
Журнал "Аудитор", N 1, январь 2017 г., с. 3-12.
В высших эшелонах власти России, в том числе в Федеральном Собрании, полагают, что сформированный на 2017 год бюджет Российской Федерации может стать реальной финансовой основой для возвращения страны к устойчивому экономическому росту уже в наступающем трехлетии.
Судя по прогнозам наиболее серьезных экспертов, в 2017 г., как и в течение всего наступающего трехлетия, России трудно будет рассчитывать на значительное изменение к лучшему внешней конъюнктуры. Во всяком случае в эти годы, похоже, сохранится относительно низкий уровень цен на основные товары российского экспорта. К тому же довольно заметное негативное влияние на экономику страны будут оказывать и такие факторы, как ограниченные возможности для развития и модернизации производства, существенное снижение в 2015 году реальных доходов населения (в частности, заработная плата упала в том году на 9,0%, что отразилось на обороте розничной торговли). Определенные трудности для экономики страны окажут и антироссийские санкции, требующие от нашей страны ответных экономических мер.
Тем не менее, в Парламенте России к федеральному бюджету на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. относятся как к финансовому документу, способному обеспечить национальной экономике поворот к устойчивому росту. И для этого есть весьма серьезные основания.
Основные характеристики федерального бюджета на трехлетие 2017-2019 годов
Как известно, неблагоприятные для нашей страны изменения внешнеэкономической и политической конъюнктуры, происшедшие в 2014 г., привели к довольно существенным трудностям в народном хозяйстве и у населения. И потому, считают в Правительстве РФ, бюджетное планирование, как и в целом экономическая политика, в последние три года было сфокусировано на адаптацию к новой внешнеэкономической реальности при минимизации потерь экономики и населения.
Но процесс адаптации, о котором идет речь, по мнению правительственных аналитиков, завершен. В результате принятия антикризисных мер удалось стабилизировать ситуацию на внутреннем финансовом рынке, укрепить доверие к банковской системе и национальной валюте, благополучно пройти пик выплат по внешним долговым обязательствам, стабилизировать инфляционные ожидания экономических агентов и в целом сформировать необходимые условия для оживления деловой активности и возобновления экономического роста. И судя по основным характеристикам бюджета России на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг., он направлен на достижение этой цели.
Если рассматривать главный финансовый документ России в цифрах, то надо сказать, что Парламент России утвердил следующие основные характеристики федерального бюджета на 2017 г., определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 86 806,0 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего 4,0% (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.):
- прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 13 487,5 млрд. руб.;
- общий объем расходов федерального бюджета в сумме 16 240,8 млрд. руб.;
- нормативная величина Резервного фонда в сумме 6076,4 млрд. руб.;
- верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2018 г. в сумме 10 351,6 млрд. руб.;
- верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2018 г. в сумме 53,6 млрд. долл. США, или 48,7 млрд. евро;
- дефицит федерального бюджета в сумме 2 753,2 млрд. руб.
Что касается основных характеристик федерального бюджета на 2018 г. и на 2019 г., то определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 92 296,0 млрд. руб. и 98 860,0 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0% (декабрь 2018 г. к декабрю 2017 г.) и 4,0% (декабрь 2019 г. к декабрю 2018 г.), они утверждены в следующих размерах:
- прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2018 г. в сумме 14 028,5 млрд. руб. и на 2019 г. в сумме 14 844,8 млрд. руб.;
- общий объем расходов федерального бюджета на 2018 г. в сумме 16 039,7 млрд. руб. и на 2019 г. в сумме 15 986,9 млрд. руб.;
- нормативная величина Резервного фонда на 2018 г. в сумме 6460,7 млрд. руб. и на 2019 г. в сумме 6920,2 млрд. руб.;
- верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2019 г. в сумме 11 580,9 млрд. руб. и на 1 января 2020 г. в сумме 12 788,4 млрд. руб.;
- верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2019 г. в сумме 52,8 млрд. долларов США, или 48,0 млрд. евро, и на 1 января 2020 г. в сумме 53,6 млрд. долларов США, или 48,7 млрд. евро;
- дефицит федерального бюджета на 2018 г. в сумме 2011,2 млрд. руб. и на 2019 г. в сумме 1142,2 млрд. руб.
С точки зрения правительственных аналитиков, этот принятый на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. федеральный бюджет в полной мере обеспечит финансовые потребности государства.
Такую же уверенность высказал, выступая в Государственной думе, и официальный представитель Правительства РФ, министр финансов РФ А.Г. Силуанов.
Условия, в которых готовился проект бюджета, по его словам, оказались непростыми. Уровень доходов бюджета в 2017 г. будет таким же, как в 2013 г. В то время как уровень расходов и расходных обязательств с тех пор существенно возрос: "за последние четыре года мы нарастили расходы более чем на 3 триллиона рублей". Поэтому, естественно, возрос и дефицит бюджета, который финансировался за счет резервов, созданных в годы с высокой внешнеэкономической конъюнктурой. Только за последние два года для финансирования дефицита бюджета было использовано 4,7 трлн. руб. из Резервного фонда. И к концу 2016 г. остаток средств этого источника составил 1,1 трлн. руб.
Какой из этого вывод? В такой ситуации, считает министр, мы не можем иметь несбалансированный бюджет с дефицитом более 3% ВВП, поскольку большой дефицит бюджета негативно влияет на инфляцию, на процентные ставки, на прогнозируемость курса национальной валюты со всеми вытекающими экономическими последствиями. Поэтому Правительство РФ при подготовке бюджета на следующую трехлетку предложило снижение дефицита бюджета ежегодно на 1 процентный пункт ВВП с тем, чтобы в 2019 г. иметь дефицит бюджета около 1%. Это не самоцель, это условие обеспечения устойчивой экономической политики, макроэкономической прогнозируемости и основа для экономического роста.
Какие задачи с точки зрения бюджета поставлены на трехлетку? Первая задача - это обеспечение прогнозируемости. Бюджет вносится в трехлетнем формате, и это дает возможность понять, как будет развиваться ситуация с налогами, как станет развиваться обстановка на финансовом рынке при финансировании дефицита бюджета, какие отрасли следует поддержать и в каких объемах. Это принципиально важно как для граждан, так и для бюджетополучателей, а также в целом для инвестиционного климата в России.
Вторая задача - это обеспечение финансовой надежности. В бюджете, несмотря на все ограничения, в полном объеме предусмотрено выполнение социальных обязательств. И при любых изменениях внешнеэкономической конъюнктуры все первоочередные социально значимые расходы будут исполнены на протяжении прогнозируемой трехлетки.
"Следующая задача - содействие росту экономики, - сказал министр. - Бюджет - это инструмент обеспечения макроэкономической стабильности, предсказуемости. Мы не повышаем налоги, но мы обеспечиваем снижение инфляции, в рамках бюджетных параметров делаем доступнее кредиты, а это как раз основа для возобновления экономического роста, который предусмотрен в прогнозе на ближайшую трехлетку.
Мы сокращаем дефицит бюджета в том числе из-за того, что любой дисбаланс бюджета - это тот же самый налог, поскольку мы изымаем эти ресурсы из экономики, изымаем для перераспределения через бюджетную систему. Напомню, что мы имели достаточно высокие темпы роста экономики - более 5% - в те годы, когда объем перераспределения через бюджет у нас составлял всего 29% ВВП. Сейчас перераспределение через бюджетную систему составляет 37% ВВП, и у нас темпы роста показывают отрицательную динамику. Здесь важен не объем расходов бюджета - важно качество расходов, важна структура расходов, важны те расходы, которые влияют на рост. И Правительство РФ предложило внести изменения в структуру расходов, направив средства в первую очередь на те отрасли, которые обеспечивают экономический рост".
Перейдя к доходам бюджета, А.Г. Силуанов отметил, что они практически не прирастают по сравнению с уровнем 2016 г. В связи с этим правительство намеревается улучшить администрирование доходных источников без увеличения налоговой нагрузки. А это обеспечивается, с одной стороны, сокращением теневого сектора экономики, с другой стороны, улучшением ее конкурентоспособности.
По информации министра, только интеграция информационных баз Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы позволит привлекать от 150 до 200 млрд. руб. доходов ежегодно - благодаря улучшению администрирования налогов.
В интересах укрепления бюджета, по словам министра, предусматривается также модификация налогообложения в нефтяной и газовой отраслях. "В реальном выражении мы не увеличиваем нагрузку на нефтянку и на газовую отрасль. В то же время в номинальном выражении, через НДПИ, мы увеличиваем доходы, привлекаемые от этих секторов экономики. Несколько меняется структура привлечения этих средств: в большей части мы получаем средства от НДПИ, в меньшей части - от экспортных пошлин. Часть доходов мы привлекаем за счет увеличения акцизов на нефтепродукты - на 2 рубля предусматривается увеличение акцизов на нефтепродукты, - что в то же время не должно повлиять на увеличение цен на эти товары".
В своем выступлении А.Г. Силуанов остановился и на стимулирующей роли налогов. По его словам, в этих целях в следующем году предусмотрен целый ряд мер. Это и увеличение количества предприятий малого бизнеса, которые подпадают под льготный режим налогообложения (размер выручки увеличен со 120 до 150 млн. руб.). Это и внедрение так называемых гринфилдов, когда предприятие, делая капитальные вложения, потом может вычитать их из налогооблагаемой базы для того, чтобы сократить уровень налоговой нагрузки. Это и специнвестконтракты, когда частные инвестиции объединяются с государственными для реализации государственных проектов, устанавливаются льготные режимы налогообложения и сохраняются те налоговые условия, которые были определены в момент заключения контракта, независимо от того, как будет дальше развиваться налоговая система. Эти и другие подобные меры налогового стимулирования, предусмотренные в бюджете, должны содействовать экономическому росту.
Как всегда, в бюджете 2017 г. и в целом наступившего трехлетия предусмотрена и финансовая поддержка регионов. Она увеличена. При этом наряду с увеличением финансовой поддержки предусматривается и повышение требований к субъектам Российской Федерации. Получая дополнительные финансовые ресурсы, они будут брать обязательства по созданию новых рабочих мест, по привлечению инвестиций, по увеличению темпов роста валового регионального продукта. Это необходимо для того, чтобы у регионов не было иждивенческих настроений, чтобы у них появился стимул к созданию собственной доходной базы.
На взгляд парламентариев, принципиально важно то обстоятельство, что законом о бюджете предусматривается сокращение количества субсидий.
"Мы все предыдущие годы об этом говорили, - заявил министр. - И бюджет 2017-2019 годов как раз отвечает этой задаче. Только по сельскому хозяйству количество субсидий будет сокращено с сорока пяти до семи, что позволит нам жестче контролировать целевой характер этих субсидий и упростит администрирование для субъектов Российской Федерации. Считаем это решение правильным".
Кстати, по мнению правительственных аналитиков, в 2016 г. положительное влияние на общеэкономическую динамику оказывало сельское хозяйство. По итогам года ожидается рост производства продукции сельского хозяйства на 3,2%. И что отрадно, в 2017 г. эта тенденция, судя по всему, продолжится. Во всяком случае, как отметил, отвечая на вопрос корреспондента "Аудитора", первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по аграрным вопросам В.Н. Плотников, в рамках принятого бюджета у регионов будут финансы для развития сельского хозяйства.
Выступившая при обсуждении бюджета вслед за министром финансов Председатель Счетной палаты РФ Т.А. Голикова обратила внимание парламентариев на ряд важных обстоятельств.
Как отметила главный аудитор страны, по прогнозу, которого придерживается правительство, в предстоящие три года фактором увеличения потребительского спроса должны стать "постепенный отказ населения от сберегательной модели поведения" и рост потребительского кредитования. Однако при этом в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики предусмотрено сохранение относительно высокого уровня реальных процентных ставок, в том числе "для поддержания стабильной склонности домохозяйств к сбережению". То есть налицо прямо противоположная тенденция. Также Центральным Банком прогнозируются более умеренные темпы прироста кредитов нефинансовым организациям и населению по сравнению с теми, которые ожидаются по прогнозу правительства. Это, по мнению аудиторов Счетной палаты, свидетельствует о наличии рисков достижения прогнозируемого потребительского спроса за счет потребительского кредитования.
Если исходить из прогноза, начиная с 2018 г. положительный вклад в экономический рост будут вносить инвестиции в основной капитал. Предполагается, что рост инвестиций будет происходить за счет наращивания частных инвестиций, при этом одним из основных источников должны стать собственные средства предприятий, однако механизмов стимулирования такого наращивания инвестиций документы, представленные правительством, не содержат.
В самом тексте базового варианта прогноза, на основе которого посчитан бюджет, декларируется, что не предполагается кардинального изменения модели экономического роста. По мнению аудиторов Счетной палаты, причиной тому не только ограниченность финансовых средств, но и неблагоприятная внешнеполитическая и внешнеэкономическая конъюнктура. Анализируя представленные документы, аудиторы пришли к выводу, что в процессе формирования прогноза не была проведена работа по оценке влияния приоритетов развития на показатели развития экономики.
В прогнозе, к сожалению, отсутствует системный подход к проблеме износа основных фондов, восстановления материально-технической базы. А это, считает Т.А. Голикова, приоритет номер один для восстановления экономики. "Показатель износа основных фондов по итогам 2015 года вырос и составил более 50%. Для того чтобы только остановить эту негативную тенденцию, по нашим оценкам, необходимо осуществить дополнительные инвестиции в экономику на сумму порядка 4 триллионов рублей в год, повысив долю инвестиций в основной капитал в ВВП в 2017 году на 4,4%, и это только минимальный объем средств, без которого мы не можем говорить о модернизации экономики".
Рассматривая проблемы доходов бюджета, Т.А. Голикова напомнила, что доходы обеспечиваются, в основном, налоговой и таможенной службами, а также Росимуществом: на их долю в 2017-2019 гг. приходится от 93,8 до 95% всей доходной части бюджета. При этом доля поступлений от других администраторов доходов по сравнению с 2016 г. уменьшается на 4,2 пункта. На взгляд главного аудитора страны, это свидетельство ненапряженных планов по доходам бюджета.
Далее Т.А. Голикова отметила, что ежегодно декларируется необходимость сокращения неэффективных льгот и освобождений, в результате предоставления которых в бюджетную систему только в 2015 г. не поступило 9,2 трлн. руб., но решений на этот счет не предлагается. Как показали проверки, наибольший объем льгот по уплате таможенных платежей, например, в 2015 г. был предоставлен участникам внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, ввозимых и вывозимых в рамках соглашений о разделе продукции (СРП), и составил 160 млрд. руб.
В ходе проверок также были выявлены факты ввоза и оформления товаров по стоимости, многократно превышающей сложившийся ценовой уровень по идентичным товарам: от 6,8 до 293,8 раза - по Балтийской таможне, от 6,4 до 26,8 раза - по Сахалинской таможне, что может свидетельствовать о завышении операторами стоимости товаров, ввозимых в рамках соглашений о разделе продукции, с возможной целью искусственного увеличения возмещаемых Российской Федерацией затрат.
Как и в предыдущие годы, Счетная палата расходится с правительством РФ в оценке возможного объема доходов федерального бюджета. Аудиторы полагают, что в начавшемся трехлетии объем доходов бюджета по годам будет больше соответственно на 90, 76 и 80 млрд. руб. В основном речь идет об НДС в отношении товаров, реализуемых на территории Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской Федерации, а также о доходах от использования имущества.
Аспекты бюджета, к которым возможно возвращение из-за изменения внешней конъюнктуры
Да, российскому государству вполне хватит финансов для обеспечения своих полномочий и обязательств в предстоящем трехлетии. Хотя, конечно, некоторые аспекты бюджетного планирования со временем придется уточнять в связи с изменением внешнеэкономической и политической конъюнктуры.
Взять, например, вопросы, связанные с инвестициями в основной капитал. В правительстве считают, что сохраняющееся для российских предпринимателей ограничение доступа к внешним заимствованиям в сочетании с сокращением бюджетных капиталовложений и высокими процентными ставками отечественных банков продолжает оказывать негативное воздействие на динамику инвестиций в основной капитал. Инвестиционный спад сопровождается негативной динамикой строительства, отмечаемой с конца 2013 г. В целом за 2016 г. сокращение инвестиций в основной капитал, по предварительным оценкам, составит 3,7%.
Вместе с тем, положительная динамика экспорта и запасов материальных оборотных средств обеспечивается положительной динамикой показателей производственной активности. По итогам восьми месяцев 2016 г. рост промышленного производства к соответствующему периоду 2015 г. составил 0,4%, в том числе положительная динамика отмечается в добыче полезных ископаемых - 2,4%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 0,6%. В то же время динамика обрабатывающих производств остается отрицательной (-0,8% в январе-августе). В общей сложности по итогам 2016 г. промышленное производство увеличится, по предварительной оценке, на 0,4%.
Как известно, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017-2019 гг., на базе которого составлен федеральный бюджета, разработан в трех вариантах: базовом, "базовом+" и целевом.
Базовый вариант - отмечено в сводном заключении Комитета Государственной думы по бюджету и налогам - предусматривает развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов с учетом возможного ухудшения отдельных условий и характеризуется сдержанной бюджетной политикой. Этот вариант имеет статус консервативного сценария прогноза и не предполагает кардинального изменения модели экономического роста.
Вариант "базовый+" основывается на более благоприятных внешнеэкономических условиях. Более высокие объемы нефтегазовых доходов бюджета, предусмотренные данным вариантом, позволяют сократить дефицит бюджета и ограничить наращивание государственного долга. В этом варианте в социальной сфере предусматривается повышение уровня жизни населения за счет умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса.
Наконец, целевой вариант прогноза ориентирует государство на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. В этом варианте предполагается выход российской экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.
Разумеется, предвидеть развитие внешней конъюнктуры крайне сложно. Сегодня российские парламентарии в своем большинстве исходят из того, что восстановительные процессы в мировой экономике после кризиса 2008-2009 гг. так и не приобрели устойчивого характера. При сохранении разнородных тенденций в траекториях экономического роста в развитых странах и странах с формирующимися рынками потенциал роста мировой экономики существенно ограничен. В прогнозе подразумевается замедление темпов мирового экономического роста в 2016 г. до уровня 2,9% и последующее ускорение роста до 3,3% в 2017 г. и 3,6% - в 2018-2019 гг.
На фоне общего замедления роста мировой экономики наблюдаются и заметные географические сдвиги в ее структуре: страны развивающегося блока, обеспечивавшие в предшествующие годы основной вклад в рост мировой экономики в целом и увеличение спроса на сырьевые товары в частности, все чаще сталкиваются с вызреванием структурных проблем в моделях своего экономического развития.
Кроме того, продолжительный период высоких цен на энергоресурсы способствовал существенному росту инвестиций в развитие механизмов энергосбережения, технологии альтернативной энергетики и альтернативных способов добычи.
Комбинация этих факторов, считают депутаты, привела к серьезному снижению уровня цен на сырьевые товары. При этом, в отличие от опыта 2008-2009 гг., когда падение цен было вызвано шоком на мировых финансовых рынках, наблюдаемое с 2011 г. снижение цен на сырьевые товары, включая нефть, свидетельствует о том, что мировая экономика вошла в снижающуюся ценовую фазу сырьевого суперцикла, которая может продлиться много лет.
Что касается товаров российского экспорта, то по предварительной оценке в 2016 г. средняя цена на нефть марки "Юралс" составит 41 долл./барр., в 2017-2019 гг. она прогнозируется, согласно базовому варианту прогноза, на стабильном уровне в 40 долл./барр. В Минэкономразвития России полагают, что подобная оценка уровня цен на нефть является консервативной, так как она существенно ниже текущего консенсус-прогноза цен на нефть. И конечно, в связи с изменением конъюнктуры на мировом рынке что-то придется уточнять и нам в наших доходах и расходах.
Комитет ГД по бюджету и налогам неоднократно обращал внимание на то, что сокращение государственных инвестиционных расходов в условиях сохраняющейся неопределенности перспектив экономического развития приводит к снижению частных инвестиций, а ожидаемые высвобождающиеся ресурсы компаний в результате ограничения роста тарифов компаний инфраструктурного сектора экономики направляются не в инвестиции, а на финансовый и валютный рынки, что обусловливает наличие существенных рисков недостижения планируемой динамики инвестиций в основной капитал в 2018-2019 гг. и может еще более ухудшить и так неблагоприятную ситуацию в инвестиционной сфере с учетом текущего состояния основных производственных фондов.
Согласно прогнозу, считают в Комитете, сохранение низких цен на нефть, достаточно жесткие условия заимствования капитала, замораживание накопительной части пенсий и общая неуверенность инвесторов - все это может привести к сокращению инвестиций в основной капитал в 2017 г., несмотря на ожидаемый прирост инвестиций в инфраструктурные отрасли и частный сектор.
В отношении инвестиций достаточно осторожен и прогноз Банка России. Его аналитики отмечают, что "по мере укрепления уверенности производителей в восстановлении спроса, а также на фоне постепенного смягчения финансовых условий будет осуществляться оживление инвестиционной активности. Годовые темпы прироста валового накопления основного капитала в 2017 году составят 1,2-1,7%, а в 20182019 годах увеличатся до 2,7-3,2 и 3,2-3,7% соответственно. Однако после восстановительного роста инвестиционного спроса, компенсирующего его глубокое падение в предыдущие периоды, темп роста инвестиций, сдерживаемый особенностями экономики, может вновь замедлиться".
За необходимость существенного увеличения инвестиций в основной капитал, направляемых на цели обновления и модернизации материально-технической базы отечественной экономики, выступает и Счетная палата. Ее аналитики полагают, что финансовые резервы для увеличения инвестиций в основной капитал у российских предприятий и организаций имеются. Во всяком случае в 2000-2015 гг. объемы финансовых вложений предприятий и организаций существенно превышали объемы инвестиций в основной капитал. И в связи с этим Счетная палата для стимулирования предприятий и организаций к вложению финансовых средств в инвестиции в основной капитал считает целесообразным предложить Правительству РФ разработать и реализовать комплекс соответствующих мероприятий, касающихся как изменения налогового законодательства, так и ряда других мер, направленных на активизацию инвестиционной и инновационной деятельности субъектов хозяйствования.
Согласно прогнозу, уже в 2017-2019 гг. ожидается положительный вклад потребительского спроса в экономический рост.
Дело в том, что предполагается не позднее 2018 г. рост реальных заработных плат в бюджетном секторе за счет выполнения обязательств по доведению заработной платы отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры) до целевых уровней, закрепленных в указах Президента РФ от 07.05.2012. В 2019 г. предполагается сохранение достигнутых соотношений (заработной платы целевых категорий к доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе).
Во внебюджетном секторе по мере восстановления экономики рост заработной платы в прогнозный период будет ускоряться. В этих условиях реальная заработная плата в целом по экономике, по прогнозу Минэкономразвития России, в 2017 г. вырастет на 0,4%, в 2018 г. - на 2,0%, в 2019 г. - на 1,6%.
Но при этом необходимо отметить, что предусмотренный бюджетом совокупный рост реальной заработной платы в 20172019 гг. на 4,0% не компенсирует ее падения в 2015 г. на 9,0%.
Кроме того, на уровень инфляции в 20172019 гг., на взгляд аудиторов Счетной палаты, может оказать негативное влияние прогнозируемое ослабление курса рубля к доллару США. Сохраняются риски более существенного, чем прогнозируется, повышения цен на продовольствие на внутреннем рынке из-за возможного роста цен на продовольствие на мировом рынке. Дополнительное негативное влияние на инфляцию может быть обусловлено превышением роста тарифов на услуги организаций ЖКХ по сравнению с прогнозируемым уровнем.
Думается, что Правительство РФ и Парламент России учли возможность возвращения к тем аспектам бюджетной политики, на которые может повлиять изменение внешнеэкономической конъюнктуры, и в этом плане у страны особых проблем не возникнет.
По сути, принят оптимальный вариант бюджета
По традиции, которая установилась в последние десятилетия, подготовленный Правительством РФ проект федерального бюджета был существенно доработан Государственной думой с привлечением ведущих экономических экспертов, отражающих мнения широкой общественности и делового мира. В конечном счете, по сути, принят оптимальный на сегодня вариант главного финансового документа Российской Федерации, за который во всех предусмотренных регламентом трех чтениях проголосовало подавляющее большинство депутатов (например, в первом чтении за его концепцию высказалось 334 человека, т.е. 74,2% палаты). Хотя, конечно, в отношении некоторых положений бюджета среди парламентариев оказалось немало оппонентов. Прежде всего это касается представителей фракций КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России".
Вот, например, как высказался по поводу бюджета и в целом бюджетной политики Г.А. Зюганов, руководитель фракции КПРФ. По его словам, есть два принципа формирования бюджета: первый принцип - развивать и зарабатывать, повышать благосостояние граждан и уверенно смотреть в будущее, второй принцип - урезать и проедать. Наше государство, считает он, придерживается второго.
По информации Г.А. Зюганова, за последних четыре года ВВП России обвалился на 7%. Это значит, что мы недополучили в бюджет почти 35 трлн. руб., или не произвели валового продукта на 90 трлн. руб. В связи с этим депутат спросил тех, кто составлял бюджет: каким образом мы можем дальше развиваться? Или же и дальше на пять лет обеспечено углубление кризиса? На этот главный вопрос, утверждает он, в бюджете нет ответа!
Упрекнув авторов бюджета в отсутствии желания изучить имеющийся уникальный опыт, он напомнил о необходимости сделать серьезные выводы из истории.
Обращаясь к истории, депутат напомнил о том, что Америка при Рузвельте вышла из тяжелейшего кризиса, а в 1945-м, в последний год его правления, сосредоточила почти 60 процентов золотовалютных резервов мира.
Не нравится опыт США, можно обратиться к своему собственному опыту: ленинско-сталинская модернизация дала уникальные темпы роста - в среднем 16% в год за тридцать лет, страна увеличила свой потенциал в 70 раз, обеспечила победу и ракетно-ядерный паритет.
Не нравится и это - есть китайский опыт. Дэн Сяопин пришел в нищую страну со своей командой, провел четыре модернизации, Поднебесная рванула в небеса, дав средние темпы роста 12%.
Наконец, сказал далее Г.А. Зюганов, можно воспользоваться опытом отечественной экономики, которая после известного дефолта 1998 г. набиралась сил под руководством Е.М. Примакова и Ю.Д. Маслюкова. Тогда, по данным депутата, баррель нефти стоил 12 долл., а в казне не было ничего. И тем не менее, экономика вышла из тяжелейшего положения. По мнению Г.А. Зюганова, этого удалось добиться благодаря тому, что руководители экономики вдвое сократили отток финансов из банков, вложили средства в реальное производство, напечатав даже дополнительно деньги, и не позволили поднимать тарифы, что спасло от бунта населения. "В результате дали в промышленности за год плюс 24%".
Представитель фракции ЛДПР депутат С.М. Катасонов, выступая на обсуждении бюджета, вспомнил 2015 г. По его словам, тогда бюджет на 2016 г. называли бюджетом ожидания. "Мы видели, что правительство очень хотело, чтобы цена на нефть приблизилась к счастливому числу 60 долларов за баррель, а может быть, и 70. Если говорить о бюджете этого года, мы называем его бюджетом проедания. В рамках этого бюджета мы полностью израсходуем Резервный фонд и начнем расходовать Фонд национального благосостояния".
Обращаясь к правительству, депутат высказал озабоченность по поводу инвестиций. "Президент нам поставил четкую задачу - 25%, - сказал депутат. - Это общемировая практика. А сколько у нас в бюджете? 20%! Кто будет вкладывать, если государство само уходит от решения этого вопроса? Сегодня доля инвестиций - 2% ВВП, меньше 1% - капитальные вложения государства! А на государство ориентируется и бизнес в том числе. Никто не будет вкладывать, если само государство уходит от инвестиций. Представляется, что ответственность за это в полном объеме несет Центральный банк.
Я также считаю - и мы неоднократно об этом говорили, - что стратегию развития не должен сегодня определять Минфин, стратегией должен заниматься другой орган. Если Минэкономики с этим не справлялось, то мы предлагали создать единый, более крупный блок, потому что мы хотим здесь рассматривать модель развития, а не цифры!
Я начал говорить про Центробанк, про инвестиции. Сколько денег у нас сегодня в банках лежит? 80 триллионов. Но они не работают на экономику. Фактически это преступление! Как можно работать в стране, где снижается доходная часть?! При этом экономим мы на всем: на зарплатах, на пенсиях. А деньги лежат, и фактически не стимулируется их использование!
Мы постоянно говорим об основных направлениях развития, о том, как решать эти вопросы. У нас следующее предложение: давайте откажемся от сокращения расходов, а займемся перераспределением доходной части".
В завершение своего выступления депутат отметил, что у фракции ЛДПР всегда есть предложения, направленные на развитие. Но встречных шагов со стороны правительства не наблюдается.
Немало претензий к концепции бюджета высказал и депутат А.А. Ремезков, член фракции "Справедливая Россия".
По его мнению, в связи с бюджетом-2017 ни о каком восстановлении инвестиционной активности и речи быть не может. За три года объем инвестиций в основной капитал уменьшился на 12,4%. А рост в 2017-2019 гг. составит только 2%. Промышленность за два года потеряла 3%, а вырастет в 2017-2019 гг. лишь на 5%, что слегка восстановит базу 2015 г. Но это все равно отставание на четыре года.
К сожалению, как отметил депутат, в товарной структуре экспорта преобладает сырьевой экспорт, и его доля стабильно держится на уровне 59%, притом что экспорт бензина падает, а экспорт нефти - растет.
Обратил внимание А.А. Ремезков и на то, что в соответствии с бюджетом денежные доходы населения будут расти крайне незначительными темпами, суммарно на 1,5% за три года, и это после падения на 10% в 2015-2016 гг. Это приведет к тому, что граждане сохранят сберегательную модель поведения, что еще больше снизит внутренний потребительский спрос. А это в свою очередь потянет вниз оборот розничной торговли, которая и так по прогнозу будет восстанавливаться очень умеренными темпами - до 1,8% в 2019 г. Правительство рассчитывает на рост потребительского кредитования, но этот расчет не оправдался в 2016 г. - было сокращение на 4,5%, не оправдается он и в 2017-м. Существенное сокращение социального трансферта в 2016 г. и отсутствие реальных мер поддержки населения приведет к увеличению численности нищего населения - с 13,3% в 2015 г. до 14,1% в 2018 г. Кстати, в кризисном 2014 году численность такого населения составляла лишь 11,2%.
"Справедливая Россия" считает, что отсутствие восстановления инвестиций в основной капитал, слабые темпы восстановления промышленности, сжатый внутренний спрос, стабильно высокая безработица, продолжающееся обнищание населения, сокращение численности предпринимателей в малом бизнесе, неизменность структуры экономики - все это демонстрирует стагнацию бюджета, бюджета выжидающего, выживающего, бюджета, полностью поставленного в зависимость от внешних шоков.
Еще одно доказательство стагнации - налоговая политика, считает депутат. Она представляет собой лишь точечные меры по изменению налогового законодательства с целью всего лишь залатать дыры в федеральном бюджете, но никак не механизм, не звено структурных перемен, решительных мер по изменению модели экономического развития страны. Причем дыры предлагается латать за счет граждан и за счет без того обнищавших регионов. Существенно увеличиваются акцизы на табак, вино, алкоголь - конечно, повышенные акцизы вольются в конечную стоимость, цену продукции, а значит, снова правительство залезет в карман к гражданам, которые и так теряют доходы. "Справедливая Россия" не поддерживает такие предложения.
Как видно из выступлений представителей этих фракций, они поддерживают далеко не все позиции принятого бюджета. И, видимо, власти следует прислушаться к их мнению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015