Предприниматель, применяя ЕНВД, осуществлял грузоперевозки инертных материалов. По незнанию бухгалтера составлялись акты выполненных работ на услуги и инертные материалы, также заключались договоры на услуги и инертные материалы, на расчетный счет деньги тоже переводились, как за материалы, чего нельзя было делать.
Предприниматель в период с 2008 года по 2013 год применял УСН (налоговая ставка - 6%). В период 2014-2015 годов применялся УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" и ЕНВД.
Налоговый орган вызывает предпринимателя для дачи пояснений, но предприниматель не может явиться сам и оформить доверенность, так как находится на реабилитации после операции на сердце. Налоговый орган был извещен в электронной форме, что предприниматель болен. В конце декабря налоговый орган пригласил предпринимателя получить решение о выездной налоговой проверке за 2013, 2014, 2015 годы. В этот момент предприниматель вновь находился на повторной операции. В налоговый орган были отправлены листы нетрудоспособности в электронной форме. В настоящий момент предприниматель будет оформлять инвалидность.
Может ли налоговый орган прийти с проверкой без вручения решения на проверку?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно быть предъявлено проверяющими для доступа на территорию налогоплательщика. Действующим законодательством не предусмотрены сроки и способ ознакомления налогоплательщика с решением. Возможность проведения проверки не зависит от факта ознакомления проверяемого лица с решением.
Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ).
Решение о проведении выездной налоговой проверки составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. Форма решения предусматривает ознакомление с ним под подпись лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка. Однако при этом ни НК РФ, ни указанным приказом ФНС России не предусмотрены сроки и способ ознакомления с решением. На этот факт обращает внимание и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 17.02.2016 N 03-02-07/1/8635).
В то же время решение о проведении выездной налоговой проверки вместе со служебными удостоверениями являются документами, на основании которых проверяющие должны быть допущены к проведению проверки на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 91). При отсутствии решения проводить проверку инспекторы не вправе (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
На практике решение вручается налогоплательщику в тот момент, когда инспекторы приходят в организацию для проведения проверки. Также решение может быть выслано по почте заказным письмом. Такое происходит, например, в ситуации, когда налоговый орган не может определить фактическое место нахождения налогоплательщика. Отсутствие подписи налогоплательщика об ознакомлении с решением о проведении выездной проверки не лишает налоговый орган права на проведение проверки (письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/62 и ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопрос 9)).
Напоминаем, что в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
В случае, если решение о проведении выездной проверки налогоплательщиком не получено, он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему копии этого документа. Обязанность удовлетворить данную просьбу возложена на налоговый орган пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Именно с даты вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки исчисляется срок для ее проведения (п. 8 ст. 89 НК РФ), причем течение указанного срока не зависит от факта ознакомления проверяемого лица с решением.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
19 января 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.