Как организуется и оплачивается работа педагога, который обучает ребенка по индивидуальному учебному плану?
О. Лунина,
редактор журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2017 г., с. 64-68.
Организация индивидуального обучения. В соответствии со ст. 34 Закона об образовании*(1) обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Определение понятия "индивидуальный учебный план" приводится в п. 23 ст. 2 Закона об образовании, согласно которому это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. В силу пп. 3 п. 1 ст. 34 данного закона порядок обучения по индивидуальному учебному плану устанавливается локальными нормативными актами. Важно отметить, что индивидуальный учебный план применяется не только в случае неликвидации академической задолженности, но и в случае ускоренного обучения, а также по медицинским показаниям.
При разработке локальных нормативных актов учреждению следует руководствоваться разъяснениями и нормативными актами, разработанными в сфере образования на уровне субъекта РФ и муниципалитета. Например, в Нижегородской области принято Постановление Правительства от 07.05.2014 N 313, в Ленинградской области - Постановление Правительства от 12.11.2013 N 392, которыми утверждены положения о порядке регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.
Так, согласно указанным документам работа по индивидуальному обучению организуется на основании заключения медицинской организации и обращения родителей в образовательное учреждение с соответствующим заявлением.
По заявлению родителей (законных представителей) обучающегося на дому обучение по основным общеобразовательным программам на основании медицинского заключения может быть организовано в учебных помещениях образовательной организации.
Образовательная организация на период обучения на дому или в медицинской организации создает обучающемуся следующие условия для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования:
предоставляет обучающемуся бесплатно на время обучения печатные и (или) электронные учебные издания (включая учебники и учебные пособия), периодические издания по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), имеющиеся в библиотеке образовательной организации;
обеспечивает специалистами из числа педагогических работников образовательной организации;
оказывает обучающемуся психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, необходимую для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
осуществляет безвозмездное психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) обучающегося;
привлекает при необходимости специалистов организаций, осуществляющих реабилитационную деятельность, и их структурных подразделений;
осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, в том числе государственную итоговую аттестацию, в порядке, установленном законодательством РФ, а также локальными актами образовательной организации.
Индивидуальное обучение организуется образовательной организацией, в которую зачислен обучающийся.
Между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося заключается договор об оказании образовательных услуг в форме индивидуального обучения.
Отношения между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося регламентируются локальными актами образовательной организации.
Обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому осуществляется по индивидуальному учебному плану.
Образовательной организацией издается распорядительный акт об обучении обучающегося на дому по индивидуальному учебному плану из расчета учебной нагрузки:
в 1-4-х классах - до восьми часов в неделю;
в 5-8-х классах - до десяти часов в неделю;
в 9-м классе - до одиннадцати часов в неделю;
в 10-11-х классах - до двенадцати часов в неделю.
Индивидуальные занятия с обучающимся проводятся не менее трех раз в неделю в соответствии с индивидуальным учебным планом. Время проведения занятий согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося.
Продолжительность обучения по индивидуальному учебному плану может быть изменена с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
По окончании срока действия заключения медицинской организации родители (законные представители) обучающегося информируют образовательную организацию о дальнейшей форме получения образования.
Кроме этого, образовательная организация имеет право организовать обучение с применением дистанционных образовательных технологий с учетом рекомендаций медицинского учреждения.
Осуществление образовательной деятельности регламентируется образовательной программой, представленной в виде индивидуального учебного плана, календарного учебного графика, расписания учебных занятий, которые рассматриваются и принимаются на педагогическом совете образовательной организации, согласовываются с родителями (законными представителями) обучающегося, утверждаются распорядительным актом образовательной организации и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под подпись.
Контроль за организацией обучения на дому и проведением занятий с обучающимся осуществляется классным руководителем; за выполнением учебных программ и качеством обучения - заместителем директора, курирующим вопросы организации обучения на дому, в пределах установленной компетенции.
Освоение обучающимся образовательной программы соответствующего уровня на дому, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах, определенных индивидуальным учебным планом, и в порядке, установленном локальным актом образовательной организации.
Результаты промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающегося, осваивающего образовательную программу соответствующего уровня на дому, отражаются в журнале учета успеваемости обучающихся на бумажном и (или) электронном носителях. В журнал учета успеваемости вносится запись о периоде обучения на дому, указываются дата и номер соответствующего распорядительного акта образовательной организации.
Оплата труда педагога. Работа педагога, обучающего ребенка по индивидуальному учебному плану, оплачивается по отдельной тарификации за отведенные учебные часы. Согласно п. 6 ст. 47 Закона об образовании она включается в рабочее время педагогического работника. На то, что часы, установленные для индивидуального обучения (в том числе обучения на дому), включаются в учебную нагрузку учителей, указано в п. 2.5 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601, в соответствии с которым применяется порядок определения учебной нагрузки педагогических работников (далее - Порядок N 1601). При расчете стоимости часа учитываются минимальный оклад по ПКГ, к которому устанавливаются повышающие коэффициенты за уровень профессионального образования, за квалификационную категорию и стаж работы (выслугу лет). Кроме этого, данному преподавателю может быть установлена доплата за индивидуальное обучение на основании положения об оплате труда самого учреждения, решения муниципального органа или субъекта РФ. Так, педагогам в Нижегородской области при расчете стоимости часа за индивидуальное обучение введена доплата в размере 20%.
Для учета количества проведенных часов по индивидуальному учебному плану может составляться отдельный табель учета рабочего времени либо (ежемесячно) справка о количестве проведенных часов.
Если индивидуальное обучение установлено ребенку на весь учебный год, то протарифицированные часы могут быть включены в ежемесячную учебную нагрузку преподавателя и оплачиваться равномерно в течение всего года. При этом следует учитывать, что наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе в случаях, когда заключение медицинской организации, являющееся основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года (п. 2.6 Порядка N 1601).
Если такое обучение осуществляется в течение небольшого промежутка времени, то целесообразно оплату производить по итогам месяца за отработанные (проведенные) часы.
1 января 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"