Мне 26 лет, официально не работаю, в этом месяце должна дочь родиться. Меня задержали у себя дома, на лестничной площадке, по подозрению в употреблении наркотических веществ - нашли у меня бутылку с отверстием. Отвезли на медэкспертизу, я не отрицал, что употребляю гашиш, но сказал - очень редко. Медэкспертизу прошел, результаты подписал, меня отвезли в отдел, задержали на ночь. Что мне грозит? Отразится ли это на моей семье?
Согласно ст. 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях ("Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ"), потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. или административный арест на срок до 15 суток.
То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы РФ либо административный арест на срок до 15 суток с административным выдворением за пределы РФ.
Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и/или социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ.
Таким образом, если вы обратитесь в медицинскую организацию, то можете освободиться от ответственности по данной статье. Вы можете раскаяться, признать вину и просить суд о снисхождении, а также обратиться в медучреждение за лечением.
Юридических последствий для членов семьи закон не предусматривает. Для вас последствия разного рода могут быть. Например, вы можете быть поставлены на профилактический учет в наркологическом диспансере, могут быть ограничены ваши возможности по трудоустройству в государственные и правоохранительные органы и т.п.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и/или медицинскую и/или социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
На вашей семье это никак не отразиться. В суде вам нужно признать вину в совершенном административном правонарушении, указать на смягчающие обстоятельства (наличие малолетнего ребенка, впервые совершенное административное правонарушение, "ранее не привлекался" и т.д.), просить назначить минимальное наказание.
Согласно ст. 27.3 КоАП РФ, административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не должен превышать 3 часа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 настоящей статьи.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 ч.
Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Если дело по ст. 6.9 КоАП РФ уже возбуждено (составлен протокол об административном правонарушении), нужно обратить внимание на следующую судебную практику.
Постановление Московского городского суда от 22.06.2015 N 4а-1463/2015:
"Довод жалобы о том, что А. подлежал освобождению от административной ответственности за данное правонарушение, т.к. до рассмотрения дела мировым судьей он добровольно обратился в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача, основан на неверном толковании норм права.
Согласно примечанию к ст. 6.9 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на день совершения административного правонарушения) лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и/или социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.
Из буквального смысла первой части примечания к ст. 6.9 КоАП РФ следует, что лицо освобождается от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 6.9 КоАП РФ, если оно добровольно обратилось в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Между тем, как следует из материалов дела, до возбуждения 28 мая 2014 г. в отношении А. дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, последний добровольно не обращался в медицинскую организацию для лечения по факту употребления им 22 мая 2014 г. по адресу: <...> без назначения врача наркотического средства. Согласно имеющейся в материалах дела справки А. проходил лечение в наркологическом диспансере в период с 6 по 13 февраля 2014 г., затем - с 17 февраля по 8 марта 2014 г. и с 28 марта по 24 апреля 2014 г., т.е. до даты совершения вменяемого ему правонарушения (л.д. 29).
Дальнейшее обращение А. в Наркологический диспансер N 2 Филиал N 2 ГБУ здравоохранения "Московский научно-практический центр наркологии" Департамента здравоохранения города Москвы для лечения в связи с потреблением наркотических средств последовало лишь в сентябре 2014 г., т.е. уже после возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении и направления его на судебное рассмотрение (л.д. 171). При таких обстоятельствах судебные инстанции правильно учли, что А. не может быть освобожден от административной ответственности по указанному в ч. 1 примечания к ст. 6.9 КоАП РФ основанию".
Таким образом, чтобы воспользоваться этой нормой, в медучреждение нужно обратиться до возбуждения дела Судебная практика по Москве именно такова, однако в других регионах подход судов несколько иной.
"Справка по результатам изучения судебной практики рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях за второй квартал 2015 года", утверждена Президиумом Верховного Суда Республики Татарстан 26.08.2015.:
"Как следует из материалов дела, 6 декабря 2014 года, находясь в жилом помещении, В., являющийся гражданином Республики Азербайджан, употребил без назначения врача наркотическое средство.
Факт совершения В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, подтвержден протоколом по делу об административном правонарушении от 9 декабря 2014 г., постановлением о назначении медицинского освидетельствования, справкой, согласно которой произведен забор биологических сред у В., протоколом медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 6 декабря 2014 г., выданным ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер МЗ РТ", согласно которому установлен факт употребления наркотического вещества и лекарственных средств, объяснением В., рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия гражданина Республики Азербайджан В. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ.
Согласно примечанию к ст. 6.9 КоАП РФ, лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.
В соответствии с п. 4 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, в случае освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8, 6.9, 14.32 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Приходя к выводу о наличии в действиях В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что В. допущено употребление наркотических средств без назначения врача.
Проверяя законность и обоснованность постановления судьи районного суда, судья ВС Республики Татарстан также пришел к выводу о доказанности вины В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении дела в районном суде защитник ссылался на то, что В. добровольно обратился в медицинское учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств, в связи с чем имелись основания для прекращения производства по делу.
Давая оценку этому доводу, судья районного суда указал, что основания для применения примечания к ст. 6.9 КоАП РФ отсутствуют, при этом не принял во внимание, что В. в период с 10 по 17 декабря 2014 г. добровольно прошел лечение в отделении ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер" МЗ РТ, что подтверждается справками, договором об оказании платных медицинских услуг от 10 декабря 2014 г., квитанцией об оплате медицинских услуг.
Поэтому указанный вывод судьи является ошибочным, противоречит примечанию к ст. 6.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Советского районного суда города Казани и решение судьи ВС Республики Татарстан подлежат отмене, производство по делу - прекращению с освобождением В. от административной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 6.9 КоАП РФ.
Постановлено:
решение судьи Советского районного суда города Казани и решение судьи ВС Республики Татарстан отменить, производство по делу - прекратить, В. освободить из специального учреждения временного содержания иностранных лиц и лиц без гражданства Управления ФМС России по Республике Татарстан".
Необходимо отметить, что в данном деле правонарушение совершено 6 декабря, протокол составлен 9 декабря, а в медучреждение лицо обратилось 10 декабря, т.е. сразу после возбуждения дела об административном правонарушении.
Срок административного задержания в вашем случае не нарушен, но вообще смысл держать вас ночью в отделе состоит в том, чтобы утром вместе с составленным протоколом отвести в мировой суд, потому что наказание предусмотрено, в том числе, в виде административного ареста. Вас держали в отделе, т.к. не были уверены, что вы явитесь в суд на рассмотрение.
Скорее всего, вас уже поставили на профилактический учет (срок учета составляет 1 год).
Согласно приказу Министерство здравоохранения СССР от 12.09.1988 N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам:
- стойкая ремиссия (выздоровление);
- изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение);
- осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года;
- направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями);
- в связи со смертью.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной. В отдельных случаях, когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения - данный больной снимается с диспансерного учета. Решения о снятии с учета в этих случаях также выносятся на ВКК учреждения, где наблюдался больной.
Профилактический учет не позволит устроиться на работу по целому ряду видов деятельности. В частности, если у вас есть водительское удостоверение - вы можете лишиться его в любой момент, независимо от того, будете управлять автомобилем или нет, это делается по иску прокуратуры в суд в отношении лиц, состоящих на учете нарколога.
А. Москвитин
Ф.В. Миндзар
А. Власов
М. Петров
Е. Каравайцева
О. Войтковский
Правовед.RU
3 октября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU