Если в акционерном обществе уволился главный бухгалтер, имеет ли право руководитель без доверенности подписывать вместо главного бухгалтера финансовые документы?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Руководитель акционерного общества не вправе исполнять функции главного бухгалтера. В то же время, полагаем, руководитель вправе подписывать финансовые документы при отсутствии главного бухгалтера без оформления на себя соответствующей доверенности.
Обоснование позиции:
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров (п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ)).
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) руководитель экономического субъекта - это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. Экономическими субъектами являются, в частности, коммерческие организации (ч. 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ).
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ. Руководитель экономического субъекта, который вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Вместе с тем согласно пп. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют, в частности, организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ. А на основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в том числе в случаях, когда организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.
Таким образом, на основании ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ руководитель акционерного общества обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Соответственно, самостоятельно исполнять функции главного бухгалтера руководитель акционерного общества не вправе.
При этом заметим, в открытых акционерных обществах главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ. Аналогичным требованиям должны соответствовать физические лица, с которыми экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, а если договор заключается с юридическим лицом, то у него должно быть не менее одного работника, обладающего данными характеристиками, с которым заключен трудовой договор (ч. 6 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, смотрите также письмо Минфина России от 30.06.2015 N 07-01-12/37560).
Первичные учетные документы подписывает лицо (лица), совершившее (совершившие) сделку, операцию и ответственное (ответственные) за ее оформление, либо лицо (лица), ответственное (ответственные) за оформление свершившегося события, с указанием их должности, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (пп.пп. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Заметим, в силу п. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Регистры бухгалтерского учета подписывает также лицо, ответственное за их ведение (пп.пп. 6, 7 ч. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Таким образом, полагаем, в силу ст. 7 Закона N 402-ФЗ список лиц, ответственных за оформление первичных учетных документов, а также регистров бухгалтерского учета, определяет руководитель экономического субъекта по согласованию с должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом, заметим, бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
В налоговом учете документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, первичные документы оформляются в соответствии со ст. 9 Закона N 402-ФЗ (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ, смотрите, например, письмо Минфина России от 28.03.2016 N 03-03-06/1/17097, письма ФНС России от 06.10.2016 N СД-4-3/18888, от 19.05.2016 N СД-4-3/8904).
При этом хотим обратить внимание, что в соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Следовательно, в соответствии с указанной нормой счет-фактуру может подписывать лицо, не являющееся главным бухгалтером организации, действующее на основании приказа руководителя (иного распорядительного документа) или доверенности, выданной от имени организации (например лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета).
Согласно п. 1 ст. 160 ГК РФ документы по сделке может подписать лицо, ее совершающее, или любое должным образом уполномоченное лицо, например доверенностью (ст. 185 ГК РФ).
Учитывая, что руководитель акционерного общества (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом общества, осуществляет руководство текущей деятельностью общества, организует ведение бухгалтерского и налогового учета, соответственно, отвечает за это, полагаем, он вправе подписывать финансовые документы при отсутствии главного бухгалтера без оформления на себя соответствующей доверенности. В этом случае руководитель организации будет единолично нести ответственность за достоверность представленной информации в финансовых документах (ч. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). В то же время руководитель общества может приказом (распоряжением) либо доверенностью, выданной от имени организации, уполномочить другое лицо (например лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) на подписание за главного бухгалтера указанных документов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
9 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.