Я работник специального вагона железнодорожного транспорта. Режим рабочего времени и времени отдыха для работников специальных вагонов регулируется в соответствии с подзаконным актом - "Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов", (утв. приказом МПС РФ от 5 марта 2004 г. N 7), с изменениями и дополнениями от: 28 марта 2007 г. Вот выдержка из вышеупомянутого приказа: ... IX. Особенности режима рабочего времени работников с ненормированным рабочим днем и работников, обслуживающих служебные и специальные вагоны ... 38. Для работников, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные и специальные вагоны, применяется суммированный учет рабочего времени, а при необходимости рабочий день, разделенный на части. При нахождении в поездке рабочее время и время отдыха данных работников, за исключением проводников, регулируется начальником вагона или его заместителем. В поездке продолжительность работы (смены) работников, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные и специальные вагоны, не должна превышать 12 часов в сутки, а при работе по месту приписки вагона - 8 часов при пятидневной рабочей неделе... Вопросы: 1. Может ли одновременно применяться суммированный учет рабочего времени и рабочий день, разделенный на части? 2. Какова минимальная продолжительность перерыва при разделении рабочего дня на части? 3. Правомерна ли такая схема: с 6.00 до 7.00 - рабочее время, с 7.00 до 8.00 - перерыв; с 8.00 до 9.00 - рабочее время, с 9.00 до 10.00 - перерыв; с 10.00 до 11.00 - рабочее время, с 11.00 до 12.00 - перерыв; с 12.00 до 13.00 - рабочее время, с 13.00 до 14.00 - перерыв; с 14.00 до 15.00 - рабочее время, с 15.00 до 16.00 - перерыв; с 16.00 до 17.00 - рабочее время, с 17.00 до 18.00 - перерыв; с 18.00 до 19.00 - рабочее время, с 19.00 до 20.00 - перерыв; с 20.00 до 21.00 - рабочее время. Итого 8 часов отработано, далее перерыв до 6.00 и на следующий день все повторяется? 4. В соответствии с графиком работы, работники специальных вагонов в течение 15 дней находятся в разъезде, далеко от дома. Отдыхают в специальном вагоне, где предусмотрены места для отдыха и приема пищи. В силу того, что специальный вагон практически постоянно находится в движении, у работников нет возможности покинуть территорию работодателя, т.е. служебный вагон, в течение перерывов в работе. В итоге личное неоплачиваемое время работник может использовать лишь ограниченно. Правомерно ли это? 5. В пункте 38 речь идет о работниках, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные и специальные вагоны. Распространяется ли этот пункт на работников, работающих в должностях рабочих, но тоже обслуживающих служебные и специальные вагоны?
1. Да.
2. Минимальная продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет 30 минут.
3. Указанный график правомерен.
4. Правомерно.
5. Указанная норма распространяется только на специалистов. Обращаем Ваше внимание на то, что Приказ МПС РФ от 5 марта 2004 г. N 7 утратил в силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44.
Правовое обоснование:
1 и 3. Согласно ст. 104 ТК РФ когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
В соответствии со ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
2. Согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
4. В соответствии со ст. 108 ТК РФ на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Согласно п. 2 Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 признан утратившим силу приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 7 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов" (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2004 г., регистрационный N 5819).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.