Размеры и учет авансовых платежей в 2017 году
О. Лунина,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2017 г., с. 50-57.
При заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг государственные (муниципальные) учреждения вправе предусматривать авансовые платежи. Предельные размеры авансовых платежей на 2017 год установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 (далее - Постановление N 1551). Каким может быть размер платежа и как он отражается в учете, рассмотрим в данной статье.
Размер авансовых платежей
Аванс (предварительная оплата) - полная или частичная оплата товаров (работ, услуг) заказчиком до того, как поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнит свои обязательства. Предоплата по контракту в соответствии со ст. 487 ГК РФ может быть полной, то есть составлять 100% от стоимости товаров (работ, услуг), или частичной, когда окончательный расчет осуществляется после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязанностей по договору.
Закупки товаров, работ, услуг государственные (муниципальные) учреждения осуществляют в соответствии с Законом о контрактной системе*(1). Автономные учреждения руководствуются Законом N 223-ФЗ*(2). В данных нормативных актах не установлено каких-либо требований к авансовым платежам, применяемым в закупочной деятельности.
Однако вместе с этим при заключении договоров и контрактов учреждения могут предусмотреть авансовые платежи в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, установленные п. 42 Постановления N 1551 для получателя средств федерального бюджета. Включение в договоры (контракты) предельных размеров авансовых платежей обязаны обеспечить учредители федеральных бюджетных и автономных учреждений (п. 43 Постановления N 1551).
Получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи в следующих размерах:
Размер аванса | Договор (государственный контракт) | ||
До 30% суммы договора (контракта) | По договорам: а) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено Постановлением N 1551, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ; б) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ: - на сумму, не превышающую 600 млн. руб.; - на сумму, превышающую 600 млн. руб., с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)) | ||
От 30 до 80% суммы договора (контракта) | По договорам (государственным контрактам) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в договоры условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным ОФК в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным договорам подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика. Исключение составляют договоры (государственные контракты), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд | ||
Свыше 30% от суммы договора (контракта) | По договорам (государственным контрактам), содержащим условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным ОФК в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, за исключением договоров на НИОКР, направленных на импортозамещение | ||
До 100% от суммы договора (контракта) | По договорам: - об оказании услуг связи; - о подписке на печатные издания и об их приобретении; - об обучении на курсах повышения квалификации; - о прохождении профессиональной переподготовки; - об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях; - о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; - о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение, реконструкцию или техническое перевооружение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета; - о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом; - о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение; - обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО); - аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки); - о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом РФ с иностранными организациями; - по договорам о проведении мероприятий по тушению пожаров |
Обратите внимание! Все авансовые платежи (с учетом ограничений) не могут превышать лимиты бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета.
Бухгалтерский (бюджетный) учет авансовых платежей
В соответствии с п. 202 Инструкции N 157н*(3) бухгалтерский (бюджетный) учет авансовых платежей, перечисленных учреждением по условиям заключенных договоров (контрактов), соглашений, ведется на счете 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам".Серия изданий
Для отражения авансовых платежей по оплате товаров, работ, услуг применяются группировочные счета:
- 0 206 20 000 "Расчеты по авансам по работам, услугам";
- 0 206 30 000 "Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов";
- 0 206 90 000 "Расчеты по авансам по прочим расходам". Типовые операции по оплате авансовых платежей и их зачете при окончательных расчетах отражаются следующим образом:
Казенное учреждение (Инструкция N 162н*) | Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н**) | Автономное учреждение (Инструкция N 183н***) | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Перечисление (оплата) аванса поставщикам товаров (работ, услуг) | |||||
1 206 20 560 1 206 30 560 1 206 90 560 | 1 304 05 000 1 201 34 610 1 208 00 660 | 0 206 20 560 0 206 30 560 0 206 90 560 | 0 201 11 610 0 201 34 610 0 208 00 660 | 0 206 20 000 0 206 30 000 0 206 90 000 | |
Зачет аванса при расчетах с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) | |||||
1 302 00 830 | 1 206 20 660 1 206 30 660 1 206 90 660 | 0 302 00 830 | 0 206 20 660 0 206 30 660 0 206 90 660 | 0 206 20 000 0 206 30 000 0 206 90 000 | |
* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н. ** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н. ** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н. |
Пример 1
Бюджетное учреждение культуры заключило договор ОСАГО по транспортному средству, которое используется в деятельности по выполнению государственного задания. Размер уплаченной страховщику премии составляет 7 500 руб. После оплаты авансового платежа получен полис ОСАГО.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, расходы на оплату договоров ОСАГО относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ и код вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
В соответствии с п. 42 Постановления N 1551 при заключении договоров ОСАГО предусмотрена 100%-я предоплата его стоимости.
Особенностью договора ОСАГО является то, что он действует в течение нескольких отчетных периодов. Согласно п. 302 Инструкции N 157н расходы, начисленные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, нужно учитывать на счете 401 50 "Расходы будущих периодов".
Такие операции будут отражаться в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс по договору ОСАГО | 4 206 26 560 | 4 201 11 610 | 7 500 |
Отражены расходы будущих периодов | 4 401 50 226 | 4 302 36 730 | 7 500 |
Произведен зачет аванса при получении страхового полиса | 4 302 26 830 | 4 206 26 660 | 7 500 |
Возврат аванса
В ситуациях, когда условия договоров не исполнены, сумма перечисленного ранее аванса подлежит возврату учреждению. Особенности учета и распоряжения возвращенными денежными средствами будут зависеть от типа учреждения и от того, является ли возникшая дебиторская задолженность задолженностью текущего года или предыдущих лет.
Казенные учреждения. Если договор (контракт) поставщиком (исполнителем) не исполнен и сумма перечисленного ему аванса возвращается учреждению в текущем году (дебиторская задолженность является текущей), то учреждение может использовать возвращенные денежные средства по тому же коду КОСГУ.
Если аванс был перечислен в предыдущие годы, то возвращенные поставщиком (исполнителем) денежные средства перечисляются в доход соответствующего бюджета.
Согласно Инструкции N 162н операции по возврату аванса будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | |||
Возврат дебиторской задолженности (авансов) текущего года | |||||
Возврат дебиторской задолженности | |||||
на лицевой счет | 1 304 05 000 | 1 206 00 660 | |||
в кассу учреждения | 1 201 34 510 | ||||
с использованием банковской карты через платежный терминал | 1 201 23 510 | ||||
Возврат дебиторской задолженности (авансов) прошлых лет (при отсутствии претензионных требований) | |||||
Возврат дебиторской задолженности | |||||
на лицевой счет | 1 304 05 000 | 1 206 00 660 | |||
в кассу учреждения | 1 201 34 510 | ||||
с использованием банковской карты через платежный терминал | 1 201 23 510 | ||||
Отражение задолженности по возврату авансового платежа в доход бюджета* | 1 401 10 130 | 1 303 05 730 | |||
Перечисление в доход бюджета суммы дебиторской задолженности прошлых лет* | 1 303 05 830 | 1 304 05 000 | |||
Поступление денежных средств от дебитора сразу в доход бюджета | 1 303 05 830 | 1 206 00 660 | |||
Отражение расчетов с администратором кассовых поступлений | 1304 04 130 | 1 303 05 730 | |||
Возврат дебиторской задолженности (авансов) прошлых лет (при наличии претензионных требований)** | |||||
Предъявление поставщику претензионных требований о возврате аванса | 1 209 30 560 | 1 206 00 660 | |||
Зачисление на лицевой счет учреждения дебиторской задолженности прошлых лет | 1 304 05 000 | 1 209 30 660 | |||
Перечисление дебиторской задолженности в доход бюджета | 1 303 05 830 | 1 304 05 000 | |||
Поступление средств в бюджет | 1 210 02 130 | 1 303 05 730 | |||
* Казенное учреждение не является администратором доходов. ** В соответствии с рекомендациями, приведенными в Письме Минфина РФ от 09.11.2016 N 02-07-10/65575. |
Бюджетные и автономные учреждения. Если поставщик не исполнил договор и сумма перечисленного ему аванса возвращается учреждению, то учреждение может использовать возвращенные денежные средства по тем же видам расходов, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Обратите внимание! В случае возврата в текущем финансовом году аванса, перечисленного бюджетным (автономным) учреждением в прошлом финансовом году за счет субсидий, предоставленных на цели, не связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг, указанные средства должны быть перечислены в соответствующий бюджет. При этом данные средства могут быть возвращены учреждению в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели согласно решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
При отражении в учете возврата авансовых платежей бюджетным и автономным учреждениям следует руководствоваться письмами Минфина РФ от 23.12.2016 N 02-07-10/77985 и от 09.11.2016 N 02-06-10/65506.
В них отмечено, что возврат авансов текущего финансового года отражается как восстановление расходов текущего финансового года с указанием кода вида расходов по бюджетной классификации, при этом возврат авансов прошлых лет отражается по коду поступления (увеличение денежных средств).
Возврат уплаченных средств за некачественный товар является по своему экономическому содержанию восстановлением затрат учреждения. При этом в случае восстановления аванса, ранее уплаченного за счет государственного задания, указанные средства не подлежат перечислению в доход бюджета, так как это собственные средства учреждения.
В соответствии с п. 109 Инструкции N 174н и п. 112 Инструкции N 183н для отражения сумм финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) контрактов на государственные (муниципальные) нужды, соглашений, а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенных контрагентом в случае расторжения контрактов (соглашений), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда), применяется счет 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат".
Суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек), отражаются по дебету счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".
Представим в таблице типовые операции по отражению возврата авансовых платежей в бюджетных и автономных учреждениях.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Возврат дебиторской задолженности (авансов) (при отсутствии претензионных требований) | ||
Возврат дебиторской задолженности | ||
на лицевой счет | ||
в кассу учреждения | ||
на счет в кредитной организации | ||
Возврат дебиторской задолженности (авансов) (при наличии претензионных требований) | ||
Предъявление поставщику претензионных требований о возврате аванса | 0 209 30 000 (560) | |
Возврат дебиторской задолженности | ||
на лицевой счет | 0 209 30 000 (660) | |
в кассу учреждения |
Пример 2
Автономное учреждение культуры заключило контракт на пошив нового сценического занавеса стоимостью 300 000 руб. По условиям договора за его изготовление необходимо было внести предоплату в размере 30%, то есть 90 000 руб. (300 000 руб. х 30%). Расходы произведены за счет собственных доходов учреждения. Занавес следует относить к объектам основных средств с кодом ОКОФ 330.13.92.2 - изделия текстильные готовые прочие, то есть расходы на его приобретение нужно отражать по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд". Однако подрядчик не изготовил занавес в срок. Вернуть внесенный аванс добровольно подрядчик отказывается. Учреждение культуры взыскивает уплаченный аванс в судебном порядке.
Данные факты хозяйственной жизни в учете автономного учреждения будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислена предоплата по договору за изготовление занавеса | 2 206 31 000 | 90 000 | |
Начислена задолженность по возврату аванса | 2 209 30 000 | 2 206 31 000 | 90 000 |
Отражен возврат задолженности по авансу за изготовление занавеса | 2 209 30 000 | 90 000 |
* * *
При заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг могут предусматриваться условия о предварительной оплате (авансам). Для государственных (муниципальных) учреждений в отношении авансовых платежей Постановлением N 1551 установлены ограничения. Когда условия договора не исполнены авансовые платежи подлежат возврату учреждению. Операции по авансовым платежам и их возврату отражаются в учете в соответствии с действующими инструкциями и с учетом рекомендаций Минфина.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"