Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 мая 2001 г. N КАС01-146
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 3 мая 2001 г. гражданское дело по заявлению П.Н.Н. о признании незаконным пункта 6 Приложения N 7 к Положению о диссертационном совете, утвержденному приказом Министерства образования РФ от 7 июня 2000 г. N 1707 по кассационной жалобе П.Н.Н. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения представителя Министерства образования РФ Ш.И.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Б.М.Г., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 7 июня 2000 года N 1707 утверждено Положение о диссертационном совете.
Пунктом 6 Приложения N 7 к Положению о диссертационном совете (далее - Положение) предусмотрено, что соискатель ученой степени должен представить в диссертационный совет заключение организации, где выполнялась диссертация или к которой был прикреплен соискатель (1 экз.). Заключение оформляется в виде выписка из протокола заседания кафедры (лаборатории, сектора, отдела), утверждается руководителем организации и заверяется печатью организации.
П.Н.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконным пункта 6 Приложения N 7 к Положению, ссылаясь на то, что обжалуемой нормой нарушается ее право на подготовку диссертации самостоятельно, и, что обжалуемый пункт нормативного акта нарушает конституционные принципы равноправия граждан и право на свободное использование своих способностей (ст.ст. 19 и 34 Конституции РФ).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельной ссылку заявительницы на ст.ст. 19 и 34 Конституции РФ, указав на то, что эти нормы Конституции не регулируют вопросы присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней.
Довод в кассационной жалобе на то, что оспоренное предписание Положения о диссертационном совете (далее - Положение) якобы нарушает принципы равенства граждан и свободного использования своих способностей, нельзя признать правильным, поскольку этот довод ни на чем не основан. Все граждане, пожелавшие стать соискателями ученой степени в равной степени могут использовать предусмотренные оспоренным пунктом условия для реализации своих способностей, в частности, в рассматриваемом случае - для защиты диссертации и получения ученой степени.
Что касается довода заявительницы о несоответствии оспоренного пункта акта Федеральному закону, то этот вопрос был тщательно исследован Верховным Судом РФ.
В результате такого исследования суд пришел к обоснованному выводу о полном соответствии оспоренного указания Положения требованиям закона.
Так, согласно ст. 21 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных учреждений или организаций, а также путем прикрепления к указанным учреждениям или организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 названного Федерального закона соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.
Приведенные нормы Федерального закона позволяли суду сделать вывод о том, что соискатель ученой степени в обязательном порядке должен быть прикреплен к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру или докторантуру.
Довод в кассационной жалобе о том, что нормы закона, которыми суд руководствовался при разрешении настоящего спора, якобы содержат не исчерпывающий перечень форм подготовки диссертации, также ни на чем не основан.
Статьи 19 и 21 приведенного Федерального закона безусловно свидетельствуют об исчерпывающем характере таких форм, давая определение соискателя и излагая возможные формы подготовки научно-педагогических работников и подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд Российской Федерации, кроме того, сослался на п. 2 ст. 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которому порядок присуждения ученых степеней или присвоения ученых званий устанавливается Правительством РФ.
Пунктом 19 "Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1185 от 24 октября 1994 г., в редакции от 7 июня 1995 г., предусмотрено, что организация, где выполнялась диссертация или к которой был прикреплен соискатель, проводит предварительную экспертизу представленной диссертации и дает по ней заключение, в котором должны быть отражены: конкретное личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации; степень достоверности результатов проведенных исследований, их новизна и практическая значимость; ценность научных работ соискателя и целесообразность защиты в виде научного доклада; специальность, которой соответствует диссертация; полнота изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем.
Таким образом, оспариваемый заявителем пункт 6 Приложения N 7 к Положению является следствием того, что диссертационный совет принимает к защите диссертацию после того, как она рассмотрена в организации, где выполнялась диссертация или к которой был прикреплен соискатель, и по ней было подготовлено соответствующее заключение.
Согласно пункту 20 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации диссертационный совет принимает диссертацию к предварительному рассмотрению при наличии документов по перечню, устанавливаемому ВАКом России.
Поскольку Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" функции упраздняемого Государственного высшего аттестационного комитета Российской Федерации были переданы Министерству образования Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство образования Российской Федерации вправе было закрепить в принятом им правовом акте предписание о том, что соискатель ученой степени должен представить в диссертационный совет заключение организации, где выполнялась диссертация или к которой был прикреплен соискатель.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу П.Н.Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 мая 2001 г. N КАС01-146
Текст определения официально опубликован не был