Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N КАС01-151
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 мая 2001 года гражданское дело по кассационной жалобе ответчика - Правительства Российской Федерации на решение Верховного Суда РФ от 5 апреля 2001 года, которым была удовлетворена жалоба Н.А.В. о признании незаконным абзаца 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части установления ограничений в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.А.Я., объяснения представителей ответчика - Правительства Российской Федерации Р.А.А. и Б.Ю.П. в обоснование доводов кассационной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.В.В., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, уточнив номер абзаца оспариваемого нормативного акта, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Н.А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, считая, что положения оспариваемой нормы лишают его части льгот, установленных законом для военнослужащих, находившихся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 года жалоба Н.А.В. была удовлетворена.
В кассационной жалобе представитель Правительства Российской Федерации М.Е.А., не соглашаясь с решением, просит его отменить. В обоснование своей жалобы М.Е.А. приводит доводы о том, что обжалуемая норма не противоречит российскому законодательству, и призвана предотвратить снижение воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, автор жалобы утверждает, что данное норма постановления Правительства РФ основана на п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и соответствует Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым предусмотрено ограничение в льготном исчислении выслуги лет отдельным военнослужащим, совершившим в период службы за границей проступки, порочащие честь военнослужащих. Такая позиция законодателя, по мнению, представителя ответчика, согласуется и с Федеральным законом РФ "О ветеранах".
Изучив материалы дела и обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе, Кассационная коллегия не находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Вопреки утверждениям автора кассационной жалобы, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 таких ограничений не устанавливает.
Статьей 18 данного Закона понятие выслуги лет определено для назначения пенсии, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.
В соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, определяется Правительством Российской Федерации.
Этот Закон не содержит каких-либо ограничений при исчислении выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу в особых условиях, и не раскрывает понятия "особые условия" военной службы и не определяет критерии отнесения условий военной службы к "особым".
Правовым основанием для установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе и на льготных условиях, является Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, а также Приложения к нему N 1 и N 2.
Правительство Российской Федерации, также, не раскрывая понятия "особые условия", в своем Постановлении, к особым условиям службы относит такие ее периоды как:
служба в составе действующей армии, участие в боевых действиях в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, в том числе и за пределами Российской Федерации,
участие в ликвидации радиационных аварий, последствий стихийных действий,
служба в отдаленных местностях, неблагоприятных климатических условиях,
служба на определенных воинских специальностях, при выполнении некоторых видов работ, боевых и других специальных задач, в подразделениях специального назначения, и др.
Таким образом, указанные критерии определения особых условий службы отражают объективные факторы прохождения военной службы, конкретизируют установленное законом право военнослужащих на льготное исчисление выслуги лет за службу в особых условиях.
В то же время, абзац 9 (в судебном решении ошибочно указан абзац 8) подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 устанавливает ограничения в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.
Однако для военнослужащих, участвовавших в иных военных действиях, в том числе и за пределами бывшего СССР и Российской Федерации, а также в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, при выполнении задач по поддержанию правопорядка, а также для всех других, указанных в этом нормативном акте категорий военнослужащих, проходивших службу в особых условиях, таких ограничений не установлено.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что данное ограничение не является объективным критерием прохождения военной службы и не противоречит п. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", который устанавливает для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, единую систему правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Исходя из указанных конституционных положений и норм закона, суд обоснованно пришел к выводу, что военнослужащие, уволенные с военной службы и имеющие право на получение пенсии, соответственно должны обладать и равным правом на льготное исчисление выслуги лет за службу в особых условиях, а Правительство Российской Федерации вышло за пределы своей компетенции, определенной законом, а обжалуемая заявителем норма в этой части должна быть признана незаконной (недействительной) как противоречащая ст.ст. 19 и 55 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" и ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 года оставить без изменения, уточнив, что данным решением признан незаконным (недействительным) абзац 9 подпункта "б" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941.
Кассационную жалобу Правительства Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N КАС01-151
Текст определения официально опубликован не был