Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N КАС01-164
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 мая 2001 г. гражданское дело по заявлению Архангельского областного комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ о признании незаконным п. 1 постановления Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. N 1376 "О продолжительности дополнительного отпуска сотрудников таможенных органов РФ, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также высокогорных пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями" по кассационной жалобе Правительства РФ от 5 апреля 2001 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф., объяснения представителя Правительства РФ Н.А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора А.В.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Архангельский областной комитет профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт постановления Правительства РФ в части установления продолжительности дополнительного отпуска противоречит Закону РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и ухудшает положение сотрудников таможенных органов, по сравнению с работниками других организаций работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Правительство России ставит вопрос об отмене судебного решения, сославшись на неполное исследование всех материалов дела и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда РФ.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. (с изменениями на 27 декабря 2000 г.) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:
в районах Крайнего Севера - 21 рабочий день;
в приравненных к ним местностях - 14 рабочих дней;
в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате - 7 рабочих дней.
Как установлено судом, во исполнение п. 3 ст. 39 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. N 1376 (пункт 1) предусмотрено, что сотрудникам таможенных органов РФ, проходящим службу в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск продолжительностью:
в районах Крайнего Севера - 15 суток;
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 10 суток, т.е. предусмотрен дополнительный отпуск меньшей продолжительности, чем это предусмотрено выше приведенным Законом.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Статьей 4 п. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" предусмотрено, что особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются Федеральными законами на основании настоящего Федерального закона.
Федеральным законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направленным на компенсацию дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, одной из составляющих которых является их здоровье, продолжительность дополнительного отпуска установлена в виде 21 рабочего дня для районов Крайнего Севера и 14 рабочих дней для районов, приравненных к ним.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что Правительство РФ не вправе было своим постановлением снижать, по сравнению с законом, уровень социальных гарантий, установленных для лиц, включая и сотрудников таможенных органов, работающих и проживающих в Северных районах, и ограничивать их право на получение дополнительного отпуска, установленной законом продолжительности.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судом при вынесении обжалованного решения, не были учтены положения Закона РФ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", регламентирующие, в частности, вопросы предоставления сотруднику таможенного органа дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска необоснованна, поскольку данный Закон не устанавливает продолжительность дополнительного отпуска.
Как уже отмечалось выше, Правительство РФ не вправе было своим постановлением снижать, по сравнению с законом, уровень социальных гарантий (в данном случае продолжительность дополнительного отпуска) для сотрудников таможенных органов, поскольку данное ограничение может быть введено только Федеральным законом.
Довод кассационной жалобы о том, что п. 4 ст. 39 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" введено ограничение, при котором общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 календарных дней, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку оспоренный пункт постановления Правительства РФ данный вопрос не затрагивает.
Кассационная коллегия также не может согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера_" не распространяется на сотрудников таможенных органов, как проходящих службу на условиях контракта, имеющего свои особенности, исходя из специфики службы, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются Федеральными законами на основании настоящего Федерального закона.
По изложенным основаниям кассационная жалоба Правительства РФ не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N КАС01-164
Текст определения официально опубликован не был