Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 июня 2001 г. N КАС01-194
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 июня 2001 года гражданское дело по кассационной жалобе Л.О.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2001 года, которым ему отказано в удовлетворении требований о признании недействительным (незаконным) постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 315 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ П.А.Я., объяснения представителей ответчика - Правительства Российской Федерации О.П.И. и Х.Э.П., возражавших против удовлетворения жалобы, а также заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Ю.Ю., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
заявитель Л.О.А. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемый им нормативный акт противоречит закону и нарушает права граждан, поскольку ограничивает их в возможности получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья в виде площади жилья в завершенном объекте жилищного строительства, финансирование которого было начато за счет средств федерального бюджета. По мнению заявителя, после внесения изменений в Федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты" владельцы сертификатов не могут приобрести жилье на первичном или вторичном рынке и получить необходимый банковский кредит, находящийся в прямой зависимости от средней зарплаты, поскольку реальная цена жилья в 2-3 раза больше безвозмездной субсидии.
Решением Верховного Суда РФ от 18 апреля 2001 года в удовлетворении данного требования было отказано.
В кассационной жалобе Л.О.А. просит отменить данное решение и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 315 не соответствует конституционным нормам и нормам федерального законодательства, грубо нарушает жилищные права граждан, а его жалоба была рассмотрена Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации поверхностно, зависимо и пристрастно.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит ее необоснованной.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащим гарантируется предоставление жилых помещений. Данное право может быть реализовано различными способами, одним из которых является, предусмотренное ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба). Согласно данной нормы порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 71 от 20 января 1998 года. Правительство Российской Федерации 8 апреля 2000 года своим постановлением N 315 внесло изменения в постановление Правительства N 71, а Федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты", утвержденную этим постановлением, изложило в новой редакции. Новая редакция Программы официально опубликована в "Собрании законодательства РФ" от 17 апреля 2000 года N 16, как и постановление Правительства N 315, таким образом, оспариваемое постановление Правительства РФ соответствует требованиям ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1, 13, 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, а также принимает решения об изменении своих постановлений.
Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции, определяемой Федеральным законом РФ "О Правительстве РФ", принимая соответствующее постановление, было правомочно изменять порядок выдачи сертификатов и вносить другие изменения в Программу "Государственные жилищные сертификаты".
Таким образом, Правительство Российской Федерации, 8 апреля 2000 принимая постановление N 315 от 8 апреля 2000 года, не вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
Что же касается существа внесенных изменений, то они не ухудшили положения военнослужащих, пожелавших решить жилищный вопрос путем получения жилищного сертификата по следующим основаниям.
Оспариваемая заявителем Программа не предусматривает выдачу жилищных сертификатов, подтверждающих право получения субсидии в виде жилья в завершенном объекте жилищного строительства.
Следует отметить, что, во-первых, форма предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья принадлежит Правительству РФ, а во-вторых, в тексте первоначальной редакции, до оспариваемых изменений, в ней содержалась возможность отказа от использования или изменения формы предоставления безвозмездных субсидий. Таким образом, Правительство РФ действовало в пределах своей компетенции.
Кроме того, размер субсидии на приобретение жилья определяется социальной нормой площади жилого помещения, исходя из средней рыночной стоимости кв.м общей площади жилья на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Эти изменения не нарушают прав граждан, а напротив, улучшают их положение, так как в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2000 года N 394-р производится ежеквартальное определение средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Такие сведения публикуются в средствах массовой информации.
Поэтому оспариваемое постановление не только не ухудшило положения граждан, а напротив упорядочивает и систематизирует механизм выделения субсидий на эти цели.
Довод заявителя о невозможности приобретения жилья на первичном или вторичном рынке по жилищному сертификату, а также получить банковский кредит, несостоятелен по следующим основаниям.
Во-первых, у граждан имеются другие способы реализации своего права на жилье.
Во-вторых, гражданин - владелец сертификата, в случае не использования жилищного сертификата по назначению в установленные Программой сроки, либо если он не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, сохраняет право на улучшение жилищных условий, то есть на получение государственного или муниципального жилья.
Кроме того, граждане - участники Программы имеют право приобретать жилые помещения как за счет безвозмездной субсидии, так и с дополнительным привлечением собственных средств или кредитных ресурсов. Невозможность получения кредита либо отсутствие личных накоплений не может свидетельствовать о нарушении Правительством обязательств перед определенной категорией граждан по предоставлению государственного жилищного сертификата, так как такое обязательство законом не установлено.
Вопреки утверждениям заявителя, судом полно и всесторонне исследовался вопрос законности обжалуемого постановления, при вынесении решения были приняты во внимание доводы обеих сторон.
Таким образом, суд, тщательно исследовав материалы дела, обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителей о признании недействительным (незаконным) постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 315 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты".
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Л.О.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 июня 2001 г. N КАС01-194
Текст определения официально опубликован не был