Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 августа 2001 г. N КАС01-281
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 9 августа 2001 года гражданское дело по жалобе индивидуального предпринимателя Ш.В.А., производственного кооператива "Центр традиционной Мастерской миниатюры" и некоммерческой организации "Союз "Народные художественные промыслы Московской области" о признании недействительным (незаконным) постановления Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 г. N 35 "О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства", по кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2001 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.Н.К., объяснения представителей заявителей адвоката П.Ю.А., адвоката Т.Н.А., Д.В.Г., возражения представителей Правительства Российской Федерации В.А.И., Т.И.В., Г.В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
индивидуальный предприниматель Ш.В.А., производственный кооператив "Центр традиционной Мастерской миниатюры" и некоммерческая организация "Союз "Народные художественные промыслы Московской области" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просили признать недействительным (незаконным) постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 г. N 35 "О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства" и утвержденные им Правила, как нарушающие их права и противоречащие действующему федеральному законодательству, в частности, Федеральному закону "О народных художественных промыслах", Закону Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Гражданскому кодексу Российской Федерации и Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2001 года жалоба удовлетворена частично, признаны недействительными (незаконными) и не подлежащими применению абзац первый пункта 2 в части слов "народных художественных промыслов" и подпункт "б" пункта 2 в полном объеме - Правил регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 г. N 35. В остальной части жалоба заявителей оставлена без удовлетворения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2001 года разъяснено, что в абзаце первом пункта 2 указанных Правил признаны недействительными и не подлежащими применению слова "народных художественных промыслов", в словосочетании "изготовленные организациями народных художественных промыслов".
В кассационной жалобе заявители, считая решение суда в части оставления их жалобы без удовлетворения незаконным, просят решение в этой части отменить, вынести новое решение об удовлетворении их требований в полном объеме.
В остальной части решение суда не обжаловано.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от обложения данным налогом) реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поэтому Правительство Российской Федерации полномочно было установить порядок, предусматривающий регистрацию на федеральном уровне образцов для целей освобождения от НДС, относящегося к федеральным налогам (ст. 13 Налогового кодекса РФ).
Федеральный закон "О народных художественных промыслах", в том числе ст.ст. 4, 7 и 8, которым, по мнению заявителей, противоречат пункты 4, 5, 6, 8, 9, 10 Правил, не регулирует вопросы регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, не относит принятие решений по этим вопросам к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Напротив, из анализа норм данного Федерального закона, в частности п. 2 ст. 4, во взаимосвязи с подпунктом 6 пункта 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ следует, что правом принятия решений о регистрации образцов, имеющей правовое значение для предоставления льгот по федеральному налогу на добавленную стоимость, наделены специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
В этой связи утверждение в кассационной жалобе о том, что после отнесения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации изделий к изделиям народных художественных промыслов их последующая регистрация может носить только уведомительный характер, не основан на нормах Федерального закона.
Закрепленное в Федеральном законе право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на отнесение изготовляемых изделий к изделиям народных художественных промыслов не означает право принимать решения по вопросам регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
Довод кассационной жалобы о том, что регистрация образцов может быть возложена лишь на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или на Министерство культуры Российской Федерации, не основан на законе.
Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции, основанной на Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", подпункте 6 пункта 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, п. 3 ст. 10 Федерального закона "О народных художественных промыслах", определило федеральный орган исполнительной власти, полномочный осуществлять регистрацию образцов. Установленный порядок регистрации образцов распространяется в равной мере на всех субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому утверждение заявителей о том, что Правила могут провести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, не соответствует действительности.
Правильным является и вывод суда первой инстанции о соответствии условий регистрации образцов изделий народных художественных промыслов, установленных в подпунктах "в" и "г" пункта 2 Правил, положениям статей 3 и 7 Федерального закона "О народных художественных промыслах". В указанных нормах Федерального закона раскрываются основные понятия, используемые для целей этого Закона, а также устанавливаются основания, по которым изделия не могут быть отнесены к изделиям народных художественных промыслов. Обжалуемые положения Правил согласуются с этими нормами.
Доводы кассационной жалобы о том, что обжалуемые положения Правил устанавливают дополнительные ограничения права налогоплательщиков на налоговую льготу, в противоречии с подпунктом 6 пункта 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ допускают отмену регистрации признанных образцов, несостоятельны.
Названная норма Налогового кодекса РФ освобождает от налогообложения операции по реализации не любых изделий народных художественных промыслов, а лишь тех, образцы которых зарегистрированы. При этом относит к компетенции Правительства Российской Федерации установление порядка регистрации образцов, являющейся обязательным условием предоставления данной льготы.
Отмена регистрации соответствующих признанных образцов, как правильно указано в решении суда, не отменяет решение регионального художественно-экспертного совета об отнесении изделий к изделиям народных художественных промыслов, устраняется лишь право на льготу по федеральному налогу изготовителя, предоставившего для регистрации типовой образец, но фактически изготовляющего под тем же наименованием ухудшенные по сравнению с ним изделия.
На региональные и местные налоговые льготы, если таковые установлены, регистрация признанных образцов либо ее отсутствие не влияет, поскольку не отменяет отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 г. N 35 и утвержденные им Правила по своему содержанию, а также по форме и порядку принятия соответствуют требованиям закона, прав и охраняемых законом интересов заявителей не нарушают, в связи с чем судом правильно отказано в признании их незаконными (недействительными).
Решение постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, в кассационной жалобе не содержится доводов, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для его отмены в кассационном порядке.
Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Союз "Народные художественные промыслы Московской области", производственного кооператива "Центр традиционной Мастерской миниатюры" и индивидуального предпринимателя Ш.В.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 августа 2001 г. N КАС01-281
Текст определения официально опубликован не был