Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 августа 2001 г. N КАС01-287
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 августа 2001 года гражданское дело по кассационной жалобе А.Ю.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2001 года, которым ему было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным п. 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии.
Этим же решением прекращено производство по делу в части оспаривания п. 5 "Положения о суворовских, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах", введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года N 150, в связи с утратой им силы на момент рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.Н.К., объяснения заявителя А.Ю.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, возражения представителей Правительства Российской Федерации Р.А.А., Б.Ю.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Р.В.В., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
А.Ю.В. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на то, что обжалуемые им правовые нормы, согласно которым для военнослужащих время учебы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии только при условии, если офицер призван из запаса, а в учебном заведении имелись циклы или отделения военной подготовки, противоречат федеральному закону, поскольку исключает возможность зачета в выслугу лет без каких-либо условий времени обучения в суворовских, нахимовских и военно-музыкальных училищах, являющихся средними специальными военными учебными заведениями. Вследствие этого нарушены его права, так как на основании данной правовой нормы ему рассчитана выслуга лет для назначения пенсионной надбавки без учета периода обучения в Суворовском училище.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе А.Ю.В. просит решение суда отменить в части, относящейся к пункту 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, как вынесенное с нарушением норм материального права. В остальной части решение суда не обжаловано.
В обоснование своей жалобы заявитель приводит доводы о том, что статьей 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не введено никаких ограничений прав военнослужащих на зачет времени учебы до их определения на службу в выслугу лет, в то время как пункт 2 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 вводит такие ограничительные условия, что не входит в компетенцию Правительства РФ.
Изучив материалы дела и обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со вторым предложением части 1 и частью 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.93 г. N 4468-1 (в редакции от 06.12.2000 г.) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, названная правовая норма предусматривает не обязанность, а возможность зачета в выслугу лет времени учебы до определения на службу лишь для офицеров и лиц начальствующего состава органов внутренних дел. На других лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение на основании этого Закона данное правило не распространено. При этом определение порядка возможного зачета отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (с последующими изменениями и дополнениями) в выслугу лет для назначения пенсии офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, засчитывается в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев (часть первая пункта 2).
В выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (часть вторая пункта 2).
Из анализа указанного пункта следует, что он основан на приведенной выше норме Закона и соответствует ей. Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий, установленных этим Законом. При определении различного порядка исчисления выслуги лет для офицеров и сотрудников органов внутренних дел Правительство было правомочно учесть их различный правовой статус, особенности определения на службу.
В этой связи довод заявителя об ограничении обжалуемым пунктом постановления прав военнослужащих на зачет в выслугу лет времени учебы до определения на службу несостоятелен.
При таком положении суд первой инстанции, проверив обжалуемую норму на предмет соответствия Федеральному закону, обоснованно признал ее не противоречащей указанному Закону Российской Федерации, в том числе его статье 18, не содержащего указания на необходимость установления одинакового порядка зачета времени обучения в выслугу лет для всех лиц, получающих пенсионное обеспечение по этому Закону.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя А.Ю.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 августа 2001 г. N КАС01-287
Текст определения официально опубликован не был