Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 сентября 2001 г. N КАС01-330
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 6 сентября 2001 года гражданское дело по жалобе К. о признании незаконными пункта 3 постановления Правительства РФ от 6 октября 1998 года N 1159 "Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" и постановления Правительства РФ от 15 декабря 1998 года N 1493 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания" по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2001 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т., объяснения представителя заявителя М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Правительства Российской Федерации С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
К. - участник и директор общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Кристи", обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными пункта 3 указанного выше постановления Правительства РФ от 6 октября 1998 года N 1159, предусматривающего введение системы аккредитации организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукцией для розничной торговли и общественного питания, на основе конкурса среди организаций, имеющих лицензии на оптовые поставки алкогольной продукции, а также постановления Правительства РФ от 15 декабря 1998 года N 1493, которым утверждены Правила аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.
Указанные Правила устанавливают, что поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории субъекта Российской Федерации осуществляют организации независимо от организационно-правовой формы, имеющие лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции и прошедшие соответствующую аккредитацию; аккредитация проводится в целях концентрации объемов поставок алкогольной продукции; аккредитация осуществляется на конкурсной основе; основными критериями при выявлении победителей конкурса являются, в том числе и устойчивые показатели результатов хозяйственной и финансовой деятельности за предыдущий отчетный период; достаточный опыт работы на региональном рынке алкогольной продукции (пункты 2, 3, 4, 14 Правил).
По мнению заявителя, оспариваемые им положения ограничивают правоспособность юридических лиц, поскольку помимо лицензий, требуемых на осуществление оптовых поставок алкогольной продукции, вводят разрешительную систему второго уровня - аккредитацию, что противоречит Гражданскому кодексу РФ, в частности, его статье 49, Федеральному закону от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закону РФ от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", нарушает права юридических лиц и граждан, их создавших, в том числе права на получение части прибыли от деятельности юридических лиц (дивидендов), части имущества в случае ликвидации юридического лица.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе К., ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в целях контроля качества и объема поступающей в розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции Правительство Российской Федерации устанавливает единый порядок аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Таким образом, оспариваемые правовые нормы изданы уполномоченным правотворческим органом и соответствуют Федеральному закону, требующему в целях защиты здоровья и жизни граждан аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.ст. 6, 15).
Постановления Правительства РФ от 6 октября 1998 года N 1159 и от 15 декабря 1998 года N 1493 приняты во исполнение нормативного Указа Президента РФ от 6 октября 1998 года N 1199, который в силу ч. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации обязателен для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ (ред. от 7 января 1999 года) данный Указ входит в состав законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ в редакции, действовавшей на время издания названного Указа и обжалуемых положений, не допускал издания Указов Президента РФ по данному вопросу и не предусматривал такой метод регулирования, как аккредитация, не имеет правового значения. Суд правильно проверил обжалуемые правовые нормы на предмет их соответствия действующему федеральному законодательству.
Нет оснований и для вывода о противоречии обжалуемых правовых норм ст. 49 ГК РФ, устанавливающей общие положения о правоспособности юридического лица. Часть вторая пункта 3 этой статьи допускает возможность установления законом или иными правовыми актами иного срока возникновения и прекращения права юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии.
Специальной нормой, введенной другим законодательным актом такого же уровня - Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, установлено право юридических лиц осуществлять поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания при условии аккредитации. В этой связи данное право возникает с момента получения аттестата об аккредитации, выдаваемого на срок действия соответствующей лицензии.
Обжалуемые постановления Правительства РФ соответствуют указанному Федеральному закону, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушают, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования судом отказано правильно.
Материальный закон применен и истолкован судом правильно, решение постановлено с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 сентября 2001 г. N КАС01-330
Текст определения официально опубликован не был