Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2001 г. N КАС01-342
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 сентября 2001 г. гражданское дело по жалобе Международной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" на приказ Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 "Об утверждении Положения о государственных морских лоцманах" по кассационной жалобе Министерства транспорта РФ на решение Верховного Суда РФ от 1 августа 2001 года, которым жалоба удовлетворена частично: признаны недействительными пункты 1 и 15 Положения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф., объяснения представителей заявителя М. и Е., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав представителей Министерства транспорта РФ А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Б., полагавшей жалобу Министерства транспорта РФ необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Международная общественная организация "Ассоциация морских лоцманов России" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным приказа Морфлота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 "Об утверждении Положения о государственных морских лоцманах", ссылаясь на то, что Положение противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы морских лоцманов, не работающих в лоцманской службе государственных организаций.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство транспорта РФ ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о незаконности пунктов 1 и 15 Положения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 утверждено, согласованное с Минобороны СССР и Минрыбхозом СССР Положение о государственных морских лоцманах.
С 1 мая 1999 г. на территории Российской Федерации введен в действие Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ).
Согласно п. 4 ст. 428 КТМ РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торгового мореплавания и действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат КТМ России.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор пришел к правильному выводу о том, что оспоренные заявителем пункты 1 и 15 Положения (нормативного акта СССР) стали противоречить введенному в действие с 1 мая 1999 года Кодексу торгового мореплавания РФ.
Глава VI КТМ РФ регулирует отношения лоцманской проводки судов, взаимоотношения лоцмана и капитана судна, ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна, лоцманский сбор.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 87 КТМ РФ морскими лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В силу п. 2 ст. 87 КТМ РФ лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. Между тем абзацем 2 п. 2 ст. 87 КТМ РФ допускается создание негосударственных организаций по лоцманской проводке судов с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации и требований, установленных КТМ РФ и иными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
О праве создания и деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов говорится и в ст. 88 КТМ РФ, согласно которой:
Статья 88. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов
1. Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб государственных организаций и за деятельностью негосударственных организаций по лоцманской проводке судов в пределах своей компетенции осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.
2. В порядке осуществления государственного надзора за деятельностью негосударственных организаций по лоцманской проводке судов соответственно федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства вправе принимать решение:
об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и о ее объеме;
о прекращении деятельности таких организаций, не отвечающих требованиям к их оснащенности, численности и квалификации их работников для определенных статьей 86 настоящего Кодекса целей лоцманской проводки судов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования п. 1 Положения о государственных морских лоцманах, в соответствии с которым проводка судов на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов, между портами, а также в районах затрудненных для плавания, независимо от флага и ведомственной принадлежности судна, осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами, а требование п. 15 Положения, содержащее запрет судну осуществлять плавание без государственного морского лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки - не соответствуют положениям ст. 87 (а также и ст. 88) КТМ РФ.
Действие (применение) оспоренного акта СССР при таком положении приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, не состоящих на службе в государственной организации по лоцманской проводке судов, но желающих участвовать в такой работе (при определенных условиях) по проводке судов в качестве лоцманов.
Заявитель по данному делу представляет интересы лоцманов негосударственных организаций.
Довод в кассационной жалобе о том, что Верховный Суд РФ при разрешении данного спора дал неправильное толкование ст. 87 КТМ РФ, ни на чем не основан и опровергается самим содержанием этой статьи, а также статьи 88 КТМ РФ, приведенными выше и не исключающими создание и деятельность наряду с государственными организациями лоцманской службы также и негосударственные организации по лоцманской проводке судов.
Ссылка в кассационной жалобе на пропуск заявителем срока на обжалование Положения несостоятельна, поскольку на требование об оспаривании нормативного правового акта (действующего) исковая давность не распространяется.
В кассационной жалобе также утверждается, что оспоренное Положение регулирует вопросы деятельности лишь государственных лоцманов.
Однако в этом же акте в противоречии с требованиями закона содержится указание на то, что проводка судов на подходах к морским портам (и т.д.) может осуществляться исключительно государственными морскими лоцманами, т.е. в принципе запрещающее участие лоцманов негосударственных организаций принимать участие в осуществлении такой деятельности.
Оспоренные предписания Положения, содержащиеся в других его пунктах суд признал соответствующими закону.
В этой части решение суда в кассационном порядке не обжалуется.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства транспорта РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2001 г. N КАС01-342
Текст определения официально опубликован не был