Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 октября 2001 г. N КАС01-351
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 4 октября 2001 г. гражданское дело по заявлениям С. и Н. о признании незаконным постановления Правительства РФ N 681 от 30 июня 1998 г. "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Российской Федерации" в части включения в список наркотических средств амфетамина (фенамина) по кассационной жалобе Н. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 августа 2001 г., которым в удовлетворении заявлений С. и Н. о признании незаконным постановления Правительства РФ N 681 от 30 июня 1998 г. "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Российской Федерации" в части включения в список наркотических средств амфетамина (фенамина) отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ К., выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения РФ О., Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Б., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Кассационная коллегия установила:
С. и Н. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просили признать незаконным постановление Правительства РФ N 681 от 30 июня 1998 г. "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории Российской Федерации" в части включения в список наркотических средств амфетамина (фенамина).
В обоснование заявлений указано на то, что оспариваемое ими постановление Правительства РФ в части включения в список наркотических средств амфетамина (фенамина) является противозаконным, так как Российская Федерация, являясь участником Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и приняв на себя обязательство считать наркотическими средствами те, которые включены в списки вышеназванной Конвенции, а амфетамина (фенамина) в них нет, не выполнила взятого на себя обязательства, не провела процедуру изменения списка наркотических средств, включила амфетамин (фенамин) в список наркотических средств, чем нарушены права заявителей на приобретение последнего как у юридических лиц, так и у частнопрактикующих врачей.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено указанное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Н., указывая, что судом неправильно истолкован и применен материальный закон, неправильно определены юридически значимые обстоятельства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к ее удовлетворению.
Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы, суд правильно пришел к выводу, что обжалуемые положения постановления Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" соответствуют ст. 2 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 г., которой установлено:
1. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:
список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I);
список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список II);
список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список III);
список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список IV).
2. Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок внесения изменений и дополнений в Перечень устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. В отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них.
5. В отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные настоящим Федеральным законом. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения устанавливает предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
Из данной статьи следует, что Правительству РФ предоставлено право формировать список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с действующим законодательством и международными договорами РФ.
Ссылка в жалобе на то, что включение в список наркотических средств амфетамина (фенамина) противоречит международным нормам, несостоятельна и не может служить основанием к отмене решения, поскольку нормы международных конвенций по данному вопросу представляют странам, участникам конвенций, принимать более строгие меры контроля, если по их мнению, такие меры являются желательными или необходимыми для охраны здоровья и благополучия населения.
Так статьей 39 Единой конвенции о наркотических средствах от 1961 г. предусмотрено, что независимо от каких-либо постановлений настоящей конвенции ничто не препятствует, или считается препятствующим, Сторонам принимать более строгие или более суровые меры контроля, чем те, которые предусматриваются настоящей Конвенцией, и, в частности, требовать, чтобы препараты, включенные в список III или наркотические средства, включенные в список II, подлежали всем или таким мерам контроля, применяемым к наркотическим средствам списка I, которые, по мнению данной Стороны, необходимы или желательны для охраны народного здоровья и благополучия.
Статья 23 Конвенции о психотропных веществах от 1971 г. предусматривает, что Сторона может принимать более строгие или суровые меры контроля, чем меры, предусматриваемые настоящей Конвенцией, если по ее мнению, такие меры являются желательными или необходимыми для охраны здоровья и благополучия населения.
Конвенцией о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. в статье 24 также предусмотрено, что сторона может принимать более строгие или суровые меры, чем те, которые предусмотрены настоящей Конвенцией, если, по ее мнению, такие меры являются целесообразными или необходимыми для предотвращения или пресечения незаконного оборота.
Таким образом оспариваемое постановление Правительства РФ принято в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с действующим в России и Международным законодательством.
Вывод суда о том, что заявителями не приведено доказательств в подтверждение своего довода и судом не установлено, что имеется процедура, обязывающая участников Конвенции (Стороны) сверять рассматриваемые списки, приводить их в соответствие между собой, но Россия этого обязательства не выполняет, что со стороны России международному органу не представлялись соответствующие материалы, что по каким-либо из таких материалов (информации) международным органом обращалось внимание России на нарушение положений Конвенций либо по таким обращениям не принималось мер, соответствует материалам дела.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 307, 311 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 августа 2001 года оставить без изменения, кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 октября 2001 г. N КАС01-351
Текст определения официально опубликован не был