Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 февраля 2001 г. N КАС01-49
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 февраля 2001 г. гражданское дело по жалобе открытого акционерного общества "Биопрепаратцентр" на "Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций", утвержденного постановлением Правительства РФ N 1539 от 25 декабря 1998 г. по кассационной жалобе ОАО "Биопрепаратцентр" на решение Верховного Суда РФ от 8 декабря 2000 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., выслушав заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
постановлением Правительства Российской Федерации N 1539 от 25 декабря 1998 г. "О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций" было утверждено "Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций" (далее - Положение).
Открытое акционерное общество "Биопрепаратцентр", обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными пунктов 4 и 7, 8-12 названного Положения, ссылаясь на их несоответствие действующему законодательству.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебного решения и вынесении нового решения об удовлетворении требований жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Оспоренным пунктом 4 Порядка# предусмотрено, что ввоз в Российскую Федерацию лекарственных средств, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему Положению, осуществляется на основании лицензии на ввоз лекарственных средств, выдаваемой Министерством торговли Российской Федерации, а также на основании сертификата предприятия - производителя лекарственных средств, удостоверяющего, что ввозимые лекарственные средства произведены в соответствии с государственными стандартами качества лекарственных средств, установленными нормативными актами Российской Федерации (далее именуется - сертификат качества).
Ввозимые лекарственные средства должны быть зарегистрированы в Российской Федерации в установленном порядке.
В обоснование жалобы по данному пункту Положения заявитель сослался на то, что Федеральным законом РФ "О лекарственных средствах" в качестве объекта лицензируемой деятельности при ввозе лекарственных средств на территорию РФ предусмотрена внешнеторговая деятельность с лекарственными средствами, в связи с чем Правительство РФ не вправе было вместо законодателя устанавливать новый (отдельный вид) лицензируемой деятельности - ввоз лекарственных средств на территорию РФ.
Не согласившись с таким доводом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно статье 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления, обеспечивает их исполнение.
Из преамбулы постановления правительства Российской Федерации от 29 декабря 1998 г., которым был утвержден оспариваемый Порядок#, следует, что оно принято во исполнение Федеральных законов "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и "О лекарственных средствах".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "25 декабря 1998 г."
В соответствии с частью первой ст. 3 Закона РФ "О лекарственных средствах" законодательство Российской Федерации о лекарственных средствах состоит из указанного Федерального закона, других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
К числу "других Федеральных законов" относится, в частности, Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", в редакции от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ, определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.
Так, в силу пункта 1 статьи 20 Закона РФ "О лекарственных средствах" ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 вышеназванного Закона лицензия на внешнеторговую деятельность выдается предприятию - производителю лекарственных средств или предприятию торговли лекарственными средствами федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит выдача лицензий на внешнеторговую деятельность.
Согласно части 6 статьи 12 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Федерации и регулированию внешнеторговой деятельности, является единственным органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок. При этом под импортом в силу статьи 2 указанного Закона понимается ввоз товара, работ, услуг на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе.
Федеральным законом Российской Федерации "О лекарственных средствах" установлен разрешительный порядок (лицензирование) деятельности в сфере обращения лекарственных средств (пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона).
С учетом изложенных норм законов суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности указания, содержащегося в п. 4 оспоренного Положения, о том, что ввоз в Российскую Федерацию лекарственных средств осуществляется на основании лицензии на ввоз лекарственных средств, которая по существу является разновидностью лицензируемой внешнеторговой деятельности с лекарственными средствами.
Поскольку приведенное выше предписание, содержащееся в п. 4 Положения, соответствует требованиям Федерального закона, суд первой инстанции правильно указал в своем решении на отсутствие оснований и для признания частично недействительными всех других оспариваемых пунктов Положения, в которых говорится о лицензиях на ввоз лекарственных средств, а также пункта 7 Положения, в котором предусмотрено, что лицензия на ввоз лекарственных средств выдается в соответствии с Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель считает необоснованным придание судом при разрешении спора приоритета Федеральному закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" перед Федеральным законом "О лекарственных средствах".
С данным доводом Кассационная коллегия не может согласиться, поскольку Федеральный закон "О лекарственных средствах", хотя и введен в действие после введения в действие Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", однако является специальным законом в отношении лекарственных средств вообще и содержит отсылочную норму о том, что ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, который в свою очередь является специальным законом в отношении регулирования внешнеторговой деятельности.
Оспоренные же предписания Положения Правительства РФ регламентируют именно вопрос о ввозе лекарственных средств на территорию Российской Федерации, указывая на необходимость получения лицензии на такой ввоз лекарственных средств и эти указания соответствуют Федеральному закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", что в принципе в кассационной жалобе не оспаривается.
По изложенным основаниям кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда РФ от 8 декабря 2000 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Биопрепаратцентр" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 февраля 2001 г. N КАС01-49
Текст определения официально опубликован не был