Решение Верховного Суда РФ от 8 апреля 1999 г. N ГКПИ99-257
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 мая 1999 г. N КАС99-67 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Председательствующего судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.
народных заседателей Гончаренко Р.А., Петелина С.Е.
при секретаре Суетовой М.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приставко Владимира Николаевича о признании недействительным постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июля 1996 г. N 110/837-II "О результатах выборов Президента Российской Федерации" (3 июля 1996 г.), установил:
Приставко В.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июля 1996 г. N 110/837-II "О результатах выборов Президента Российской Федерации" (3 июля 1996 г.). Как указывает заявитель, при регистрации кандидатов в Президенты РФ и принятия постановления ЦИК РФ от 9 июля 1996 г. N 110/837-II "О результатах выборов Президента Российской Федерации" не были выполнены требования Конституции Российской Федерации: статей 87, 55 и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно п. 1 ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, т.е. в штате Вооруженных Сил РФ есть должность: Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил РФ.
В соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" срок пребывания на военной службе ограничен. Кроме того, необходимо заключение военно-медицинской комиссии о годности к службе, отсутствие отбытия наказания в виде лишения свободы.
Выбирая Президента РФ, выбирается Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил РФ.
Конституция РФ не предусматривает случая, когда требования, предъявляемые к Верховному Главнокомандующему ВС РФ, не совпадают с требованиями предъявляемыми к Президенту РФ, т.е. возраст от 35 до 65 лет, годность к службе по состоянию здоровья, принятие военной присяги, отсутствие отбытия срока наказания в виде лишения свободы - ограничения, допускаемые п. 3 ст. 55 Конституции РФ. Между тем, оспариваемым постановлением ЦИК РФ постановлено считать избранным на должность Президента РФ кандидата, которому исполнилось 65 лет, военно-медицинской комиссии который не проходил.
Представители Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Смирнов А.А. и Кузнецова Р.В. просили заявление оставить без удовлетворения, т.к. оно не основано на законе, кроме того заявитель пропустил установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд с жалобой.
Выслушав объяснения Приставко В.Н., представителей Центральной избирательной комиссии РФ Смирнова А.А. и Кузнецову Р.В., исследовав материалы дела, и, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с п. 4 ст. 81 Конституции РФ порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.
Согласно ч.ч. 4 и 5 ст. 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения названного Федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Как следует из материалов дела, в выборах Президента РФ при повторном голосовании за Ельцина Б.Н. подано 40208384 голоса, за Зюганова Г.А. подано 30130600 голосов. По результатам повторного голосования постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 9 июля 1996 г. N 110/837-II выборы Президента РФ 3 июля 1996 г. признаны действительными, а избранным на должность Президента Российской Федерации признан Ельцин Б.Н. (л.д. 12).
Указанные обстоятельства заявитель Приставко В.Н. не оспаривал в судебном заседании.
Доводы заявителя о том, что Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, должен соответствовать требования предъявляемым Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" относительно возрастного ценза, пригодности к службе по состоянию здоровья и др. требованиям, являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в ч. 2 ст. 81 устанавливает, что Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" в статье 3, определяя избирательные права граждан России при выборах Президента РФ, предусматривает, что Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин России, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Таким образом, Конституция РФ и федеральное законодательство устанавливая избирательные права граждан на выборах Президента России определили исчерпывающий перечень условий, которым должен отвечать гражданин России избираемый Президентом РФ.
Президент РФ как глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны, что закреплено в Федеральном законе "Об обороне".
Ссылки заявителя на нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" являются несостоятельными, т.к. названным законом регулируются не отношения в сфере избирательных прав граждан, а при реализации конституционных обязанностей граждан России по защите Отечества в области воинской обязанности и военной службы.
Учитывая, что постановление ЦИК РФ от 9 июля 1996 г. N 110/837-II "О результатах выборов Президента РФ" принято полномочным государственным органом, на основании Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", нарушения избирательных прав Приставко В.Н. не было, кроме того заявителем пропущен срок для обращения в суд, поданное заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
заявление Приставко Владимира Николаевича о признании недействительным постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июля 1996 г. N 110/837-II "О результатах выборов Президента Российской Федерации" (3 июля 1996 г.) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 8 апреля 1999 г. N ГКПИ99-257
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 мая 1999 г. N КАС99-67 настоящее решение оставлено без изменения