Врач работает в государственном бюджетном учреждении здравоохранения на полную ставку заведующим отделением и на 0,5 ставки врачом-реаниматологом по внутреннему совместительству в этом же отделении. Должность врача-реаниматолога была введена в штатное расписание медицинской организации с 1 января 2016 года, специальная оценка условий труда на указанной должности не проводилась. Ранее в организации была проведена только аттестация рабочих мест.
Должен ли работодатель выплачивать надбавку компенсационного характера за вредные условия труда до проведения специальной оценки условий труда на нововведенной должности (условия работы на аналогичной должности, но в другом отделении признаны вредными)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работнику в рассматриваемой ситуации гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда могут быть предоставлены только на основании результатов проведенной в отношении его рабочего места внеплановой специальной оценки условий труда.
Обоснование вывода:
Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы (ст.ст. 92, 94, 116, 117, 146, 147 ТК РФ).
В соответствии с частью первой ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В рамках выполнения этих обязанностей работодатель должен обеспечить проведение специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 212 ТК РФ; далее также - СОУТ). Обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах возлагается на всех без исключения работодателей и проводится на всех рабочих местах (п. 1 ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ)). Единственное исключение, когда специальная оценка работодателем не проводится, касается условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Таким образом, специальная оценка условий труда должна проводиться и в отношении рабочих мест совместителей (смотрите также ответ специалистов Роструда на Вопрос: В организации имеются рабочие места для совместителей на 0,5 и 0,25 ставки. Нужно ли проводить специальную оценку условий труда этих рабочих мест? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (п. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено этим же федеральным законом. В случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ). Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, в частности, в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
В рассматриваемой ситуации в организации введена новая должность, то есть создано новое рабочее место. Поэтому в течение двенадцати месяцев со дня введения его в эксплуатацию в отношении него должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда (ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
Соответственно, до проведения специальной оценки труда в отношении вновь созданного рабочего места работодатель не может оценить, имеют ли условия труда на таком месте характер вредных и (или) опасных. Поскольку в отношении указанного в вопросе рабочего места ни СОУТ, ни аттестация рабочих мест не проводились, следовательно, оснований для предоставления работнику гарантий и компенсаций, связанных с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, у работодателя не имеется (смотрите также разъяснения представителей Роструда на Вопрос: Положены ли работнику, работающему по совместительству в бюджетном учреждении (больница) по должности "оператор копировальных машин", выдача молока, доплата за вредность, дополнительный отпуск при условии, что специальная оценка условий труда на его рабочем месте не проводилась? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)).
Также отметим, что согласно ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ вновь организованные рабочие места комиссией по проведению СОУТ, созданной в организации в соответствии со ст. 9 Закона N 426-ФЗ, могут быть признаны аналогичными. Такими рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ при выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Из названных норм следует, что внеплановая СОУТ не проводится, если новые рабочие места являются аналогичными тем рабочим местам, в отношении которых уже проведена СОУТ (смотрите ответ специалистов Роструда на Вопрос: В 2015 г. проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) на вновь организованном рабочем месте начальника участка по обработке керна, отдела обеспечения экспериментальных исследований опытно-экспериментального центра... (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2016 г.)). При этом законодательство не содержит норм, позволяющих признать вновь созданное рабочее место аналогичным рабочему месту, в отношении которого СОУТ не была проведена или проведена аттестация рабочих мест.
Таким образом, поскольку в Вашей организации специальная оценка условий труда рабочих мест не проводилась, то признать рабочее место врача-реаниматолога аналогичным другому рабочему месту, условия труда на котором по результатам аттестации рабочих мест признаны вредными и (или) опасными, в связи с чем ему предоставляются соответствующие гарантии и компенсации, нельзя.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
21 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.