Между муниципальным бюджетным учреждением и организацией (исполнителем) заключен контракт на ремонт оборудования на сумму 300 000 руб. за счет субсидии на выполнение государственного задания. Данные расходы относятся к накладным.
Организация перечислила обеспечение исполнения контракта в размере 30 000 руб. Однако ремонтные работы были произведены некачественно. Учреждение обратилось в арбитражный суд. Была проведена независимая экспертиза, за которую перечислен авансовый платеж в размере 100% в сумме 40 000 руб. Кроме того, по контракту начислена пеня в размере 44 767 руб. и штраф - 30 000 руб.
Исполнитель за свой счет устранил допущенные недочеты. Учреждением был подписан акт приемки-сдачи оказанных услуг.
В арбитражном суде было заключено мировое соглашение, согласно которому:
- исполнитель признает начисленные пени и штрафы;
- учреждение признает работу после устранения недочетов выполненной и оплачивает ее за вычетом пени и штрафов.
Также учреждение перечисляет исполнителю 50% от оплаченной им суммы судебных расходов (госпошлина - 6 567 руб. и судебная экспертиза - 3 200 руб.).
Исполнитель возмещает учреждению 50% стоимости проведенной независимой экспертизы в сумме 20 000 руб.
Как данные операции отразить в бухгалтерском учете учреждения?
Т.П. Кочнова,
к.э.н., заместитель директора департамента
бухгалтерского учета Минобрнауки РФ
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 5, сентябрь-октябрь 2016 г., с. 17-22.
Денежные средства, полученные в обеспечение контракта и подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, отражаются на счете 0 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" (п. 267 Инструкции N 157н*(1)).
Операции по расчетам со средствами, полученными во временное распоряжение, отражаются в соответствии с п. 135 Инструкции N 174н*(2):
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступление на лицевой счет учреждения обеспечения исполнения контракта | 3 201 11 510 | 3 304 01 730 | 30 000 |
Расчеты за проведение независимой экспертизы на условиях предварительной оплаты оформляются следующей бухгалтерской записью:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Предоплата независимой экспертизы | 4 206 26 560 | 4 201 11 610 | 40 000 |
В соответствии с п. 128 Инструкции N 174н принятие обязательств в сумме оказанных услуг, выполненных работ отражается на основании документов, предусмотренных договором и подтверждающих исполнение обязательств по договору. В данном случае применяется акт выполненных работ.
При проведении независимой экспертизы в целях обращения в судебные органы затраты на ее проведение не формируют себестоимость услуг и относятся непосредственно на фактические расходы учреждения. Расчеты, связанные с ее проведением на основании акта оказанных услуг, и списание предварительной оплаты на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) отразятся в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты обязательства по оплате независимой экспертизы | 4 401 20 226 | 4 302 26 730 | 40 000 |
Списан авансовый платеж за проведение независимой экспертизы | 4 302 26 830 | 4 206 26 660 | 40 000 |
Расчеты по суммам задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг отражаются на счете 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия" по КФО 2 (поступления от приносящей доход деятельности).
Начислены штрафы, пени за неисполнение контракта на основании расчета и бухгалтерской справки (п. 109 Инструкции N 174н):
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислены пени | 2 209 40 560 | 2 401 10 140 | 44 767 |
Начислен штраф | 2 209 40 560 | 2 401 10 140 | 30 000 |
Признаны обязательства учреждения по оплате контракта на основании акта выполненных работ (п. 128 Инструкции N 174н):
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты обязательства перед исполнителем за проведенные ремонтные работы | 4 109 70 225 | 4 302 25 730 | 300 000 |
В соответствии с положениями ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил.
Операции по уменьшению расчетов с дебиторами по доходам от сумм принудительного изъятия прекращением встречного требования зачетом, если расчеты по договору осуществлялись за счет иного источника финансирования (КВФО 4), отражаются с применением счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" по пени (КВФО 2) и штрафам (КВФО 3). Кроме того, при зачете суммы штрафа (КВФО 3) осуществляется списание и перечисление средств с одного лицевого счета на другой (счет 0 201 11 000).
В бухгалтерском учете учреждения операции по зачету встречного требования отразятся следующим образом на основании п. 110, 146, 147 Инструкции N 174н:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Прекращение встречных требований по пени | 4 302 25 830 | 4 304 06 730 | 44 767 |
2 304 06 830 | 2 209 40 660 | 44 767 | |
Прекращение встречных требований по штрафам | 3 304 01830 | 3 304 06 730 | 30 000 |
2 304 06 830 | 2 209 40 660 | 30 000 | |
Перечисление денежных средств с лицевого счета для учета средств во временном распоряжении | 3 304 06 830 | 3 201 11610 | 30 000 |
Зачисление денежных средств на лицевой счет по учету средств учреждения | 2 201 11 510 | 2 304 06 730 | 30 000 |
Оплата обязательств перед исполнителем за вычетом пени и штрафа - 225 233 руб. (300 000 руб. - 44 767 руб. - 30 000 руб.):
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Погашение обязательств | 4 302 хх 830 | 4 201 11 610 | 225 233 |
Расчеты по обязательствам перед поставщиком по оплате судебных расходов (в связи с тем, что указанные расходы учреждение оплачивает на основании судебного решения) отражается по коду вида расходов 831 в увязке со статьей 290 КОСГУ (оплата госпошлины, возмещение убытков) согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ*(3).
Данные расходы не формируют себестоимости работ (услуг), оказываемых учреждением, и сразу списываются на фактические затраты.
Операции отражаются на счете 0302 91 000 "Расчеты по прочим расходам" (п. 127-129 Инструкции N 174н) в сумме 9 767 руб. (6 567 руб. + 3 200 руб.) следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислены обязательства перед поставщиком | 4 401 20 290 | 4 302 90 730 | 9 767 |
Оплачены обязательства | 4 302 90 830 | 4 201 11 610 | 9 767 |
Сумма компенсации затрат учреждения на проведение независимой экспертизы в размере 20 000 руб. (50% от 40 000 руб.), которую поставщик обязан возместить, является доходом учреждения и отражается по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ с применением КВФО 2. Согласно п. 109 Инструкции N 174н расчеты по суммам задолженности перед учреждением, подлежащим возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (уплата государственной пошлины, судебных издержек), отражаются на счете 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат".
В учете будут сформированы следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена задолженность по компенсации затрат учреждения | 2 209 30 560 | 2 401 10 130 | 20 000 |
Погашена задолженность по компенсации затрат учреждения | 2 201 11 510 | 2 209 30 660 | 20 000 |
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(3) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"