Работодатель сдал отчет СЗВ-М за сентябрь в срок до 10.10.2016. Позже 10.10.2016 выяснилось, что не были переданы данные на одного сотрудника. В связи с этим будет направлена дополняющая форма отчета СЗВ-М за сентябрь 2016 года на неучтенного работника уже после 10.10.2016. Предусмотрен ли в данном случае штраф, если организация сама выявила и передала данные по форме СЗВ-М (тип - дополняющая) позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным? Если да, то каким нормативным актом предусмотрен штраф в ситуации, когда работодатель выявил и устранил нарушение самостоятельно?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Формально в рассматриваемой ситуации страхователь совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью четвертой ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Считаем, что организация вправе настаивать на неприменении финансовых санкций, предусмотренных частью четвертой ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибки и представил дополняющую форму СЗВ-М, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, предоставляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п (п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).
Введение СЗВ-М связано с отменой индексации пенсий работающим пенсионерам (ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ)). Целью представления отчетности по форме СЗВ-М является ежемесячное уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ). Это необходимо для правильного применения норм Закона N 400-ФЗ.
Вместе с тем представлять СЗВ-М необходимо по всем работникам независимо от их возраста (т.е. в том числе и на лиц, уже являющихся пенсионерами) и наличия у них права на пенсию.
Если в первичный отчет ошибочно не были включены сведения о работнике, то страхователю необходимо представить в отношении этого лица сведения по форме СЗВ-М с типом "доп" - дополняющая.
Частью четвертой ст. 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в порядке, аналогичном порядку, установленному ст.ст. 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В рассматриваемой ситуации ошибки были выявлены страхователем и исправлены до момента обнаружениях их ПФР. Однако положения части четвертой ст. 17 Закона N 27-ФЗ такие случаи не регламентирует.
Формально в рассматриваемой ситуации страхователь совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью четвертой ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Отметим, что данная норма (в отличие, например, от п. 2 ст. 126.1 НК РФ, применяемого в какой-то степени в сходных отношениях) не предусматривает освобождение страхователя от предусмотренной ей ответственности в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены в ПФР уточненные сведения до момента, когда страхователь узнал об обнаружении ПФР недостоверности представленных им сведений.
Следует отметить, что по ситуации, схожей с рассматриваемой, в письме ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 указано, что формальный подход к наложению штрафа недопустим. Если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, то ПФР считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью третьей ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
Приведенный выше подход ПФР поддерживается и судами (смотрите, например, определение ВАС РФ от 25.02.2013 N ВАС-1338/13). Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные обществом, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805).
Отметим, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н). Так, пунктом 34 Инструкции N 987н определено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган ПФР формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов в территориальный орган ПФР и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В соответствии с п. 41 Инструкции N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган ПФР направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа ПФР об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган ПФР уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган ПФР принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решение сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
На наш взгляд, приведенный выше подход, касающийся неприменения финансовых санкций, может быть использован и в отношении вопроса о привлечении к ответственности, предусмотренной частью четвертой ст. 17 Закона N 27-ФЗ, как к сходным правоотношениям (смотрите также письмо ПФР от 07.04.2016 N 09-19/4844).
О возможности использования такого подхода применительно к СЗВ-М свидетельствует также информация, размещенная на сайте ПФР (смотрите по ссылке: http://www.pfrf.ru/branches/vologda/news~2016/08/03/117485). Управляющий отделением ПФР по Вологодской области Василий Жидков указал, что ПФР проводит ежедневный мониторинг обработки отчётности по форме СЗВ-М и отслеживает все случаи формирования некорректных, отрицательных протоколов, а также случаи отсутствия сформированных протоколов в информационной системе. Опоздание протокола проверки для страхователя не представляет никакой опасности, поскольку даже в случае обнаружения ошибок в представленной отчетности страхователь может исправить форму СЗВ-М в течение двух недель после того, как фонд уведомит его об ошибках. Если страхователь внесёт исправления в отчётность в течение двух недель, штрафные санкции со стороны Пенсионного фонда применяться не будут.
С учетом изложенного выше мы считаем возможным для организации настаивать на неприменении финансовых санкций, предусмотренных частью четвертой ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибки и представил отменяющие СЗВ-М, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки. В данном случае это также позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР. Дополнительным, но не определяющим аргументом в пользу страхователя может также являться то, что если лицо, о котором сведения ошибочно не включены в СЗВ-М, не является пенсионером, то отсутствуют лица, на которых могла негативно сказаться ошибка.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ч. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ);
- Энциклопедия решений. В каких случаях при нарушении сроков сдачи СЗВ-М сумма штрафа может быть снижена?
- Энциклопедия решений. Обстоятельства, смягчающие ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах;
- Энциклопедия решений. Ошибки при оформлении СЗВ-М и их исправление.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия
Ответ прошел контроль качества
28 октября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.