Работаю водителем легкового автомобиля. Установлен ненормированный рабочий день. Есть доплата за ненормированный день и 3 дня дополнительного отпуска. Организация направляет в оплачиваемую командировку в другой регион. Выезд в 2 часа ночи. Дорога (время управления автомобилем) 6 часов (без отдыха), потом нахождение в автомобиле 8 часов и выезд обратно. Дорога занимает 6 часов. При выезде ночью должен ли быть письменный приказ или достаточно устного распоряжения руководства? Должна ли быть дополнительная оплата за ночные? Может ли легковой автомобиль без специального оборудованного места для отдыха является таковым (местом отдыха)? Должен ли работодатель предоставить возможность отдыха в помещении со спальным местом? Нарушаются ли мои права при таком графике (6 ч ночная дорога, 8 ч "отдых" в авто и путь обратно 6 ч)? Можно ли считать, что рабочий день 20 часов в сутки?
При направлении работника в командировку, (в том числе и ночью) работодатель обязан издать письменное распоряжение.
Работодатель обязан оплачивать труд водителя в ночное время в повышенном размере.
Легковой автомобиль не может являться местом отдыха.
Продолжительность работы водителя не может быть более 12 часов.
Правовое обоснование:
Согласно п. 2 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Согласно ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Кодексом.
Согласно ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
Статьей 154 ТК РФ устанавливается обязанность работодателя каждый час работы в ночное время оплачивать в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В связи с этим работодатель каждый час работы водителя в ночное время обязан оплатить.
Согласно п. 10 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.