Каковы особенности транспортировки медицинских отходов?
О. Булыгина,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2016 г., с. 59-61.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании*(1) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Медицинские отходы класса А по составу приближены к твердым бытовым отходам. Согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 к данному классу относятся отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными:
- канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории и т.д.;
- пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность (кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических).
В силу п. 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. При транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
По правилам п. 2.8 СП 2.1.7.1038-01*(2) на полигоны твердых бытовых отходов принимаются твердые отходы лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанной и утвержденной схемой обращения с медицинскими отходами, содержащей информацию о способах их обеззараживания (обезвреживания) и удаления.
Таким образом, санитарным законодательством допускается обращение медицинских отходов класса А в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Аналогичное разъяснение содержится в Письме Росприроднадзора от 08.07.2016 N АА-03-03-32/13510.
Деятельность по транспортировке медицинских отходов классов Б и В не требует лицензии на право обращения с отходами I-IV классов опасности в соответствии с Законом о лицензировании и СанПиН 2.1.7.2790-10.
Только медицинские отходы класса Г, которые подразделяются на лекарственные средства (в том числе на цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, отходы сырья и продукции фармацевтических производств, ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, системы освещения и др., относятся к отходам I-IV классов опасности в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 *(3).
Согласно п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 вывоз отходов класса Г, к которым в том числе относятся лекарственные средства, не подлежащие использованию, для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии. Например, п. 8 Правил*(4) предусмотрено, что недоброкачественные, фальсифицированные и контрафактные лекарственные средства уничтожаются организацией, имеющей лицензию на ведение деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности, на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований по охране окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Следует отметить, что 01.07.2016 вступили в силу изменения законодательства, в соответствии с которыми лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. До указанной даты лицензировалась только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов.
Поэтому юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, должны иметь лицензию на ее ведение. При этом лицензии на занятие деятельностью по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.
Сделаем вывод:
- обязанность паспортизации в отношении медицинских отходов не установлена;
- обращение с медицинскими отходами класса А осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления;
- лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов, в том числе опасных медицинских отходов классов Б и В, нормативно не предусмотрено;
- лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению медицинских отходов класса Г, которым присвоены I-IV классы опасности.
1 ноября 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
*(2) СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16.
*(3) СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144.
*(4) Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"