Организация не получала уведомлений о постановке на учет в налоговом органе. В этой связи отчетность по налогу на имущество была представлена в налоговый орган по месту нахождения недвижимости (совпадает с налоговым органом, в котором стоит на учете обособленное подразделение организации) с указанием КПП обособленного подразделения. Отчетность была принята налоговым органом.
Присваивается ли отдельный КПП на объекты недвижимости (сооружения) по месту их нахождения, если в этом регионе у организации зарегистрировано обособленное подразделение без выделенного баланса и ему присвоен КПП?
Можно ли указывать КПП этого обособленного подразделения в декларации по налогу на имущество для объектов недвижимости по месту их нахождения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества с присвоением соответствующего КПП.
Факт указания в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговому расчету по авансовым платежам по налогу), подаваемой в налоговый орган по месту нахождения недвижимости, КПП обособленного подразделения в условиях рассматриваемой ситуации не должен приводить к негативным последствиям для организации.
Обоснование вывода:
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Местом нахождения недвижимого имущества в виде зданий (сооружений) в целях ст. 83 НК РФ признается место фактического нахождения имущества (пп. 3 п. 5 ст. 83 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом организации (физическому лицу) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей (ему) недвижимого имущества и (или) транспортных средств (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).
На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ утверждены Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (далее - Порядок).
В соответствии с п. 3 Порядка для организаций в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (далее - ИНН) в связи с постановкой на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ, присваивается код причины постановки на учет (далее - КПП).
Согласно п. 7 Порядка КПП присваивается российской организации при постановке на учет (учете сведений) в налоговом органе, в частности в следующих случаях:
- по месту ее нахождения одновременно с присвоением ИНН;
- по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (в том числе в выбранном организацией в установленном порядке налоговом органе по каждому ее обособленному подразделению);
- по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств.
Как мы видим, постановка организации на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и присвоение соответствующего КПП не связывается с наличием у этой организации в регионе нахождения недвижимого имущества обособленного подразделения. В этой связи мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей имущества с присвоением соответствующего КПП.
В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций.
Отдельный порядок исчисления налога на имущество организаций установлен, в частности, в отношении (п. 3 ст. 382 НК РФ):
- имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
- имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
На основании ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог на имущество организаций (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ.
Глава 30 НК РФ обязанность по уплате налога на имущество (авансовых платежей по налогу) не связывает с моментом постановки организации на учет по месту нахождения объекта недвижимости.
Согласно Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и Порядку заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (утверждены приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895) КПП отнесен к числу обязательных для заполнения реквизитов указанных форм налоговой отчетности по налогу.
В налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, необходимо указать КПП, указанный в уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения недвижимого имущества на территории РФ (письмо ФНС России от 11.11.2014 N БС-4-11/23216@).
В письмах ФНС России от 13.11.2013 N БС-4-11/20409, от 06.09.2013 N БС-4-11/16221 сообщено, что при возникновении у организации обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, и, следовательно, обязанности по предоставлению в налоговый орган по месту его нахождения налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу) до завершения процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество, организации может быть рекомендовано в целях её учета в налоговом органе по месту нахождения указанного недвижимого имущества подать в данный налоговый орган в произвольной форме заявление об учете (код документа - 2801, справочник СДУНО) с приложением документа, подтверждающего факт подачи документов на государственную регистрацию прав.
В этом случае налоговым органом будет осуществлена процедура учета организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества с присвоением КПП "41". При поступлении в последующем сведений от органов Росреестра о государственной регистрации прав на недвижимое имущество постановка на учет по данному основанию должна быть осуществлена в установленном порядке.
Налоговый орган по месту уплаты организацией отдельных видов налогов и сборов обязан направить в налоговый орган по месту нахождения организации, а также самой организации письмо в произвольной форме о факте ее учета с указанием присвоенного кода причины постановки на учет (п. 8 письма ФНС России от 25.01.2008 N СК-6-09/49@, письма УФНС России по г. Москве от 02.03.2011 N 16-15/019111@, от 09.11.2010 N 16-15/116538@, смотрите также постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 N 10АП-10108/14).
В рассматриваемой ситуации мы рекомендуем организации обратиться в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества, чтобы уточнить вопросы постановки её на учет в данном налоговом органе с присвоением соответствующего КПП.
В письме УФНС России по г. Москве от 22.02.2011 N 16-15/016774 разъяснено, что неправильное указание КПП в представляемой налоговой декларации не препятствует идентификации налогоплательщика при наличии других реквизитов декларации (ИНН, адрес налогоплательщика) и в силу этого не может являться обстоятельством, препятствующим проведению камеральной проверки поданной декларации. Следовательно, неверное указание КПП в налоговой декларации не является основанием для отказа налогового органа в принятии такой декларации, а последующее привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, является незаконным.
Приведенный выше подход налогового органа подтверждается постановлениями арбитражных судов, приведенными в названном письме (смотрите также письмо Минфина России от 14.05.2007 N 03-01-10/4-96, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2015 N Ф06-80/15 по делу N А55-22037/2014, ФАС Поволжского округа от 19.03.2013 N Ф06-830/13 по делу N А49-5219/2012).
В этой связи мы полагаем, что сам по себе факт указания в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговому расчету по авансовым платежам по налогу), подаваемой в налоговый орган по месту нахождения недвижимости, КПП обособленного подразделения в условиях рассматриваемой ситуации не должен приводить к негативным последствиям для организации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
25 ноября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.