Федеральное государственное бюджетное учреждение по результатам проведения процедуры торгов, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заключило договор на поставку ГСМ. Топливо по маркам и количеству было принято заказчиком в соответствии с техническим заданием. В бухгалтерском учете топливо принято согласно накладным от поставщика. Федеральное государственное бюджетное учреждение разместило положение о закупке и имеет право осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Закупка ГСМ осуществлялась осенью за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. ГСМ не являются особо ценным движимым имуществом, сделка с поставщиком ГСМ не является ни крупной сделкой, ни сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность.
Правомерно ли заключение договора мены части поставленных по контракту ГСМ? Должен ли договор мены заключаться в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ?
К сожалению, однозначно ответить на Ваш вопрос не представляется возможным. Поясним почему.
В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ, п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) приобретенные по контракту ГСМ принадлежат федеральному государственному бюджетному учреждению (далее также - учреждение) на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п.п. 13 и 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ или абзацем третьим п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ.
Рассматриваемая ситуация к исключениям не относится. Соответственно, учреждение вправе распорядиться ГСМ без согласия собственника имущества учреждения, в том числе совершить сделку, направленную на отчуждение такого имущества.
Согласно п. 1 ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
В силу п. 2 ст. 567 ГК РФ к договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже (в том числе параграф 4 гл. 30 ГК РФ "Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд"), если это не противоречит правилам гл. 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
В силу п. 1 ст. 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время порядок заключения контрактов урегулирован Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Таким образом, заключение договора мены в отношении принадлежащих учреждению на праве оперативного управления ГСМ означает и распоряжение этим имуществом, и приобретение товара. Последнее должно осуществляться с учетом положений Закона N 44-ФЗ, если это не противоречит существу мены.
Как указано в п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, касающиеся, в частности, заключения бюджетным учреждением в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).
В силу ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, которые позволяют учреждению заключать договоры за счет указанных в них средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности, в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Очевидно, что не относящееся к денежным средствам имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления (в частности, ГСМ), не может рассматриваться ни как субсидия, ни как средства, полученные при осуществлении приносящей доход деятельности. В обоих случаях в Законе N 44-ФЗ имеются в виду исключительно денежные средства. Соответственно, можно сделать вывод, что порядок приобретения имущества, предусмотренный как Законом N 44-ФЗ, так и Законом N 223-ФЗ, противоречит существу мены и не должен применяться при заключении договора, в соответствии с которым бюджетное учреждение передает принадлежащие ему ГСМ в обмен на другое имущество.
Аналогичной точки зрения придерживаются представители Минэкономразвития России (письма от 18.08.2015 N Д28и-2518, от 20.11.2015 N Д28И-3443). В судебной практике также можно обнаружить подход, в соответствии с которым к договору мены не применяются нормы законодательства, регулирующего порядок выбора поставщиков для приобретения товаров в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 18.06.2014 N Ф09-3514/14, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.09.2009 N А32-14894/2008).
В то же время необходимо учитывать следующее.
Потребности государственных бюджетных учреждений в возмездном приобретении ГСМ, безусловно, являются либо государственными нуждами (ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ)*(1), либо нуждами заказчиков (ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Поэтому учреждения обязаны приобретать такой товар в соответствии с Законом N 44-ФЗ либо в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Отношения, на которые не распространяются нормы этих законов, перечислены, соответственно, в ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ и в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. При этом отношения, связанные с меной товаров, в их число не входят. По смыслу Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ, любые закупки (то есть действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд либо нужд заказчиков) должны осуществляться с соблюдением порядка, установленного этими законами, который предполагает, что встречное обязательство заказчика по контракту (договору) является исключительно денежным.
Поэтому мы полагаем, что, несмотря на отсутствие формального запрета, заключение учреждением договора мены при изложенных в вопросе обстоятельствах может быть квалифицировано контролирующими органами в качестве нарушения.
Более безопасным, с точки зрения возможных негативных правовых последствий, вариантом представляется продажа принадлежащих учреждению ГСМ и последующее приобретение ГСМ. Поскольку в таком случае ГСМ будут приобретаться за счет средств, полученных от продажи имущества учреждения, а не за счет средств субсидии, то закупка ГСМ должна осуществляться в соответствии с нормами Закона N 223-ФЗ и положением о закупке, как это предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
22 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите в связи с этим Вопрос: Являются ли нужды федерального государственного бюджетного учреждения федеральными нуждами в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ? Если нет, то какие это нужды? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2014 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.