Обзор основных изменений по НДФЛ - 2017
(глава 23 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", ноябрь-декабрь 2016 г.)
Расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ
(п. 1 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 251-ФЗ, п. 8 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ, Федеральный закон от 30.11.2016 N 398-ФЗ, п. 15 ст. 2, ч. 3 ст. 13, ч. 13 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
Так, с 01.01.2017 суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ (см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"), не облагаются НДФЛ на основании п. 21.1 ст. 217 НК РФ.
Кроме того, из-под налогообложения НДФЛ с текущего налогового периода выведены доходы в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счет налогоплательщика денежных средств и (или) полной или частичной оплаты за налогоплательщика товаров и (или) услуг российскими и иностранными организациями, полученные в результате участия налогоплательщика в программах указанных российских и иностранных организаций с использованием банковских (платежных) и (или) дисконтных (накопительных) карт, направленных на увеличение активности клиентов в приобретении товаров и услуг указанных организаций и предусматривающих начисление бонусов (баллов, иных единиц, характеризующих активность клиента в приобретении товаров (работ, услуг) указанных организаций) по основаниям, установленным в соответствующей программе, а также выплату в зависимости от количества начисленных бонусов (баллов, иных единиц, характеризующих активность клиента в приобретении товаров (работ, услуг) указанных организаций) дохода в денежной или натуральной форме (п. 68 ст. 217 НК РФ). Однако данное правило не применяется в следующих случаях:
- при участии налогоплательщика в указанных программах российских и иностранных организаций, присоединение к которым осуществляется не на условиях публичной оферты;
- при присоединении налогоплательщика к указанным программам российских и иностранных организаций, условиями публичной оферты в которых предусмотрен срок для акцепта менее 30 дней и (или) которыми предусмотрена возможность досрочного отзыва оферты;
- при выплате указанных доходов в качестве вознаграждения лицам, состоящим с организацией в трудовых отношениях, за выполнение должностных обязанностей, а также в качестве оплаты (вознаграждения) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги) или материальной помощи.
Также с текущего налогового периода действует норма (п. 70 ст. 217 НК РФ), освобождающая от налогообложения НДФЛ доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:
- по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
- по репетиторству;
- по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
При этом региональные власти вправе устанавливать и иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 70 ст. 217 НК РФ.
Обязательными условиями применения налогоплательщиками анализируемого освобождения являются следующие:
- уведомление любого налогового органа по своему выбору об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (см. п. 7.3 ст. 83 НК РФ);
- оказание указанных услуг без привлечения наемных работников.
Эта льгота применяется в отношении доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных в налоговых периодах 2017 и 2018 годов (ч. 13 ст. 13 Закона 401-ФЗ).
Наряду с этим на основании п. 3.3 ст. 217 НК РФ с 01.01.2017 по 31.12.2018 не подлежат налогообложению следующие доходы:
- полученные волонтерами в натуральной форме по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом "Россия-2018" и предметом деятельности которых является участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ";
- выплаты, произведенные волонтерам по указанным договорам, на возмещение понесенных ими расходов при исполнении данных договоров.
Установлен новый вид социального налогового вычета
(п. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 251-ФЗ)
На основании пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ, вступившего в силу с 01.01.2017, налогоплательщики имеют право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной ими в налоговом периоде за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность в соответствии с законодательством РФ (см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"), - в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации, но в пределах 120 000 рублей в совокупности с социальными налоговыми вычетами, предусмотренными пп.пп. 2-5 п. 1 ст. 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в пп. 3 п. 1 той же статьи). Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по НДФЛ в налоговый орган по окончании налогового периода (п. 2 ст. 219 НК РФ). Возможности его предоставления налоговым агентом в течение налогового периода не предусмотрено.
Социальный налоговый вычет в сумме расходов на добровольное страхование жизни сможет предоставить работодатель
(Федеральный закон от 30.11.2016 N 403-ФЗ, далее - Закон N 403-ФЗ)
С начала текущего календарного года предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством) (далее - вычет на страхование жизни), можно получить у работодателя до окончания налогового периода (п. 2 ст. 219 НК РФ в редакции Закона N 403-ФЗ). Для этого налогоплательщик должен обратиться к нему с письменным заявлением и подтверждением права на данный вычет, выданного налоговым органом. Вычет на страхование жизни будет предоставляться работодателем начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратится к нему за получением данного вычета. Как видим, применяется механизм, который действовал ранее в отношении социальных налоговых вычетов в сумме расходов на обучение и лечение, предусмотренных пп.пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Уточнен круг лиц, признаваемых налоговыми агентами
(ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 30.11.2016 N 399-ФЗ, далее - Закон N 399-ФЗ)
Так, на основании п. 7.1 ст. 226 НК РФ в редакции Закона N 399-ФЗ, вступившей в силу 01.01.2017, налоговыми агентами по НДФЛ признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил РФ.
Таким образом, новшества затронули учреждаемые Минобороны России организации, осуществляющие выплаты указанных доходов налогоплательщикам, не являющимся их работниками (далее - организации Минобороны). Они должны перечислять совокупную сумму НДФЛ, исчисленную и удержанную с указанных выплат, в бюджет по месту своего учета в налоговых органах. Каких-либо иных специальных правил исчисления, удержания и перечисления НДФЛ в бюджетную систему для указанной категории налоговых агентов не установлено.
При этом следует учитывать, что организации Минобороны должны встать на учет в налоговом органе как налоговые агенты. Для этого им нужно представить в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика. Срока для его представления не установлено. По факту постановки на учет в налоговом органе организации Минобороны получат уведомление о постановке на учет в качестве налогового агента. Это следует из п. 4.8 ст. 83 НК РФ, введенного Законом N 399-ФЗ и вступившего в силу также с начала текущего календарного года (п. 1 ст. 1, ст. 3 указанного закона).
Изменен порядок определения налогового резидентства лиц, попавших под санкции
(п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.04.2017 N 58-ФЗ, далее - Закон N 58-ФЗ)
В силу внесенных Законом N 58-ФЗ изменений, вступивших в силу 04.04.2017, физические лица, в отношении которых в налоговом периоде действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых подлежит определению Правительством РФ, могут не признаваться в данном налоговом периоде налоговыми резидентами РФ независимо от срока их фактического нахождения в РФ, но при условии, что в этом налоговом периоде они являлись налоговыми резидентами иностранного государства (п. 2, п. 4 ст. 207 НК РФ).
Для реализации данной возможности указанные физические лица должны в срок, предусмотренный НК РФ для представления налоговой декларации по НДФЛ за соответствующий налоговый период (в общем случае - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом), подать в ФНС России соответствующие заявления (далее - Заявления) с приложением к ним документа, подтверждающего их налоговое резидентство, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства) (п. 4 ст. 207, п. 1 ст. 229 НК РФ).
Новые правила распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 (ч. 3 ст. 2 Закона N 58-ФЗ), что предполагает возможность применения их и к трем предыдущим налоговым периодам по НДФЛ. С учетом данного обстоятельства ч. 4 ст. 2 Закона N 58-ФЗ предусмотрен специальный срок для представления в ФНС России Заявлений в отношении налоговых периодов 2014 - 2016 годов - не позднее 01.07.2017.
В заключение отметим, что непризнание налогоплательщика налоговым резидентом РФ согласно ст. 209 НК РФ исключает налогообложение в России доходов, полученных им в соответствующих налоговых периодах от источников за пределами РФ (см. ст. 208 НК РФ). При этом большинство доходов, полученных им от источников в РФ, в этом случае будет облагаться НДФЛ по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ). Также следует учитывать, что лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, не вправе претендовать на уменьшение налоговой базы на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218-221 НК РФ (п.п. 3, 4 ст. 210 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.