Обзор основных изменений по ЕСХН - 2017
(подготовлено экспертами компании "Гарант", ноябрь 2016 г. - январь 2017 г.)
Расширен перечень расходов, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы
(п. 4 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 251-ФЗ (далее - Закон N 251-ФЗ), пп. "а" п. 43 ст. 2, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
С 01.01.2017 налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, могут признавать в налоговом учете расходы на проведение независимой оценки квалификации работников на соответствие требованиям к квалификации (далее - независимая оценка квалификации) при выполнении следующих условий (пп. 26 п. 2 ст. 346.5, п. 3 ст. 264 НК РФ в редакции Закона N 251-ФЗ, см. также Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"):
- прохождение независимой оценки квалификации работников налогоплательщика осуществляется на основании договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации в соответствии с законодательством РФ;
- независимую оценку квалификации в соответствии с законодательством РФ проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор.
При этом налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации и одного года работы физического лица, прохождение независимой оценки квалификации которого было оплачено в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.
Следует обратить внимание, что учесть расходы на проведение независимой оценки квалификации лиц, претендующих на трудоустройство, но еще не заключивших с налогоплательщиком трудовой договор, на основании пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ нельзя.
Кроме того, с начала текущего налогового периода налогоплательщики вправе признавать в составе расходов суммы денежных средств, иного имущества, имущественных прав, которые переданы им в счет погашения задолженности перед иным лицом, возникшей вследствие уплаты этим лицом в соответствии с НК РФ за налогоплательщика сумм налогов, сборов, страховых взносов, за исключением ЕСХН, и НДС, уплаченного в бюджет в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ (пп. 23.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Виды продукции растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукции животноводства, относящиеся к сельскохозяйственной, определяются с использованием нового классификатора
(п. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 248-ФЗ, далее - Закон N 248-ФЗ)
С 01.01.2017 для указанной цели Правительство РФ использует вместо Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (п. 3 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона N 248-ФЗ).
Скорректированы правила признания лиц сельскохозяйственными товаропроизводителями и применения ими системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(Федеральный закон от 23.06.2016 N 216-ФЗ, далее - Закон N 216-ФЗ)
Так, на основании пп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона N 216-ФЗ, вступившей в силу 01.01.2017, организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, для определения 70 процентной доли доходов, необходимой для признания их сельскохозяйственными товаропроизводителями, должны учитывать не только доходы от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, но и доходы от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, которые относятся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции (далее - вспомогательные услуги), в том числе:
- услуги в области растениеводства в части подготовки полей, посева сельскохозяйственных культур, возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, опрыскивания сельскохозяйственных культур, обрезки фруктовых деревьев и виноградной лозы, пересаживания риса, рассаживания свеклы, уборки урожая, обработки семян до посева (посадки);
- услуги в области животноводства в части обследования состояния стада, перегонки скота, выпаса скота, выбраковки сельскохозяйственной птицы, содержания сельскохозяйственных животных и ухода за ними.
Наряду с этим с текущего налогового периода сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие вспомогательные услуги, при условии, что в их общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации вспомогательных услуг составляет не менее 70 процентов (пп. 2. п. 2 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона N 216-ФЗ). Для данной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей ст. 2 Закона N 216-ФЗ установлено специальное правило перехода на уплату ЕСХН с 01.01.2017, согласно которому они должны уведомить об этом налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 15.02.2017. При этом должны соблюдаться следующие условия:
1) они оказывают сельскохозяйственным товаропроизводителям вспомогательные услуги;
2) в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за 2016 год доля дохода от реализации вспомогательных услуг составляет не менее 70 процентов.
Кроме того, согласно пп. 1 п. 5 ст. 346.2, п. 4 ст. 346.3 НК РФ в редакции Закона N 216-ФЗ с 2017 года доход от оказания вспомогательных услуг учитывается и при расчете доли доходов, позволяющей лицам перейти на уплату ЕСХН, равно как и применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Уточнены правила ведения раздельного учета при совмещении спецрежимов
(п. 44 ст. 2, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, далее - Закон N 401-ФЗ)
С 01.01.2017 положения п. 10 ст. 346.6 НК РФ обязывают вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам и тех налогоплательщиков, которые перешли по отдельным видам деятельности на ПСН. Кроме того, с текущего налогового периода положения указанной статьи содержат запрет на признание при расчете налоговой базы по ЕСХН доходов и расходов по видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.