Новые редакции инструкций по бухучету. Обзор основных изменений.
декабрь, 2016 год
Смотрите также обзор изменений в инструкции по бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
В Минюсте России 15 декабря 2016 года зарегистрирован приказ Минфина России от 16.11.2016 N 209н*(1). Он вносит изменения во все инструкции по учету, отчетности и оформлению первичных документов: NN 157н, 162н, 174н, 183н, 191н, 33н и 52н*(2). Так что новшества затронут государственные (муниципальные) учреждения всех типов - бюджетные, казенные и автономные.
В нашем обзоре - главные нововведения, применять которые надо будет уже при формировании учетных показателей 2016 года и составлении бухотчетности за 2016 год.
Уточнен порядок формирования номеров счетов бухгалтерского (бюджетного) учета
Приказом N 209н скорректированы правила формирования номеров счетов бухгалтерского (бюджетного) учета. Новшества надо применять уже в учетных регистрах 2016 года и при составлении отчетности за 2016 год.
В основном изменения касаются общего порядка формирования номера счета, применяемого вне зависимости от типа учреждения - соответствующие поправки внесены в Инструкции NN 162н, 174н и 183н положениями п. 2.2 Приложения N 6, п. 2.1 Приложения N 2 и п. 2.1 Приложения N 1 к Приказу N 209н.
Уточненные правила по формированию номеров счетов приведены в таблице:
Счет | Разряды номера счета | Примечание | |||
1-4 | 5-14 | 15-17 | 24-26 | ||
Коды (составные части кодов) КРБ | |||||
+ | нули | нули | + | Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов: 0 401 20 240, 0 401 20 270. По счетам бюджетного учета дополнительно: 0 401 20 250, 0 304 04 000 | |
+ | нули | нули | + | ||
+ | + | + | + | - | |
нули | нули | нули | + | Аналогичная структура номера счета аналитического учета с указанием КРБ у корреспондирующих счетов 0 401 20 241 | |
нули | нули | нули | + | Аналогичная структура номера счета аналитического учета с указанием КРБ у корреспондирующего счета 4 401 10 172 | |
нули | нули | нули | + | - | |
+ | + | + | + | При отражении операций по централизованному снабжению | |
нули | нули | нули | нули | - | |
+ | нули | + | + | - | |
Коды (составные части кодов) КИФ | |||||
+ | + | нули | + | Исключение: счет 201 35 000, в 1-17 разрядах которого указывается КРБ | |
+ | + | 640 | + | - | |
+ | + | 810, 820 | + | 820 - в 15-17 разрядах счетов бюджетного учета | |
* Если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества или с требованиями главного администратора бюджетных средств. ** Если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов, обязательств |
Обратите внимание! Учреждение вправе задействовать 1-17 разряды номера счета, в котором Инструкциями предусмотрены нули, для ведения аналитического учета. Необходимость такого учета, например, может быть обусловлена дополнительными требованиями по раскрытию информации в отчетности, предъявляемыми органом-учредителем. Соответствующие положения следует утвердить в учетной политике.
Приказом N 209н внесены поправки в порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета, установленный Приложением N 2 к Инструкции N 162н. Значительная часть поправок касается порядка формирования номера счета бюджетного учета по операциям с имуществом казны.
В то же время ряд новшеств, учитывая требование Инструкции N 157н о сопоставимости учетных данных учреждений всех типов, желательно применять в практической работе бухгалтерам казенных, бюджетных и автономных учреждений. В частности, речь идет об уточненном порядке указания кодов бюджетной классификации в 1-17 разрядах номера счета по счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" и 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами". Теперь при формировании номера счета аналитического учета счета 0 210 05 000 в 1-17 разрядах могут указываться не только коды (составные части кодов) классификации доходов бюджетов (КДБ), но и коды (составные части кодов) классификации расходов бюджетов (КРБ) и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФ). В аналогичном порядке при формировании номера счета аналитического учета счета 0 304 06 000 в 1-17 разрядах могут указываться не только коды (составные части кодов) классификации расходов бюджетов (КРБ), но и коды (составные части кодов) классификации доходов бюджетов (КДБ) и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФ).
Для автономных учреждений, наряду с общими правилами формирования номера счета аналитического учета, скорректирован порядок указания кодов КОСГУ в 24-26 разрядах номера счета - положениями п. 2.8 Приложения N 5 к Приказу N 209н внесены поправки в абз. 20 п. 21 Инструкции N 157н.
Новой редакцией абз. 20 п. 21 Инструкции N 157н установлено требование об обязательном указании кодов КОСГУ в 24-26 разрядах номеров счета аналитического учета по счетам финансового результата экономического субъекта, затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг и счетам внутриведомственных расчетов. В 24 - 26 разрядах номера счета Рабочего плана счетов по иным счетам Рабочего плана счетов автономными учреждениями отражаются аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики.
Изменены правила исправления ошибок за отчетный период после сдачи отчетности
Согласно положениям п. 18 Инструкции N 157н в редакции, действующей до внесения в него изменений п. 2.6 Приложения N 5 к Приказу N 209н, исправление ошибки, обнаруженной в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность в установленном порядке уже представлена, отражается датой обнаружения ошибки.
Обновленной редакцией п. 18 Инструкции N 157н предусмотрена возможность принятия решения об исправлении ошибки, обнаруженной после представления субъектом бухгалтерской (бюджетной) отчетности, последним днем отчетного периода.
Решение об исправлении ошибки, требующей внесения изменений в регистры бухгалтерского учета, может быть принято финорганом, главным распорядителем бюджетных средств, органом-учредителем государственного (муниципального) учреждения до утверждения представленной ему отчетности. В случае принятия такого решения субъект отчетности формирует и представляет уточненную бухгалтерскую (бюджетную) отчетность. Информация об исправительных бухгалтерских записях и измененных показателях раскрывается в Пояснительной записке.
Установлен перечень случаев для обязательного проведения инвентаризации
До внесения изменений в п. 20 Инструкции N 157н Приказом N 209н порядок проведения субъектом учета инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств устанавливался в рамках формирования учетной политики с учетом положений законодательства РФ.
Пунктом 2.7 Приложения N 5 к Приказу N 209н установлен перечень случаев, при наступлении которых проведение инвентаризации является обязательным, а именно:
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К числу таких случаев относится проведение инвентаризации перед составлением бухгалтерской (бюджетной) отчетности в соответствии с требованиями абз. 4 п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Минфина России от 28.12.2010 и абз. 2 п. 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Исключения из данного правила:
- инвентаризация, проводимая перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Результаты такой инвентаризации должны быть отражены при формировании годовой отчетности, независимо от даты завершения их документального оформления;
- инвентаризация, проводимая при реорганизации (ликвидации) учреждения. Результаты такой инвентаризации отражаются в отчетности, представляемой на дату реорганизации (ликвидации).
Дополнен перечень иных доходов, учитываемых на счете 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам"
Измененной положениями п. 2.14 Приложения N 5 к Приказу N 209н редакцией п. 220 Инструкции N 157н прямо предусмотрена необходимость применения счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" для учета сумм, поступивших в качестве компенсации расходов, понесенных учреждением в результате реализации требований законодательства РФ.
Одним из примеров компенсации таких расходов является компенсация стоимости расходов на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, т.е. сумма уменьшения обязательств по перечислению страховых взносов в бюджет после подтверждения учреждением факта расходования средств в целях обеспечения предупредительных мер, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств ФСС РФ.
Начисление доходов в сумме компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований законодательства, отражается по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130. Соответствующие изменения внесены в Инструкции NN 162н, 174н и 183н положениями пп. "а" п. 2.11 Приложения N 6, пп. "б" п. 2.7 Приложения N 2 и пп. "в" п. 2.6 Приложения N 1 к Приказу N 209н соответственно.
Кроме того, изменения, касающиеся порядка применения счета 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", внесены и в Приложение 2 "Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета" к Инструкции N 162н. Согласно новой редакции указанного Приложения при формировании 1-17 разрядов номера счета аналитического учета счета 209 30 000 могут быть включены не только коды (составные части кодов) классификации доходов бюджета, но и коды (составные части кодов) классификации расходов (п. 3.4 Приложения N 6 Приказу N 209н).
Такой порядок не только позволяет учитывать на счете 209 30 000 доходы в виде подлежащей возврату "расходной" дебиторской задолженности (в частности, по суммам своевременно невозвращенной задолженности подотчетных лиц, компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований законодательства, невозвращенным суммам предварительных оплат по контрактам в случае их расторжения) обособленно от "доходной" дебиторской задолженности, учитываемой на счете 209 30 000 (например, ущерб, подлежащий возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством), но и обеспечивает аналитический учет таких доходов в разрезе кодов (составных частей кодов) классификации расходов бюджетов, по которым были отражены соответствующие выплаты до переноса задолженности со счетов 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" и 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами".
Откорректирован порядок отражения операций по доходам, в том числе в виде субсидий на госзадание и целевых субсидий, включая неиспользованные остатки указанных субсидий прошлых лет, и выпадающим доходам
Положениями Приказа N 209н предусмотрены новые корреспонденции, а также уточнены ранее приведенные корреспонденции, применяемые для отражения в учете ряда важных фактов хозяйственной жизни. Отдельные из нововведенных корреспонденций ранее уже были доведены специалистами финансового ведомства в системных и иных письмах (в частности, в письме Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436):
Расчеты по доходам в виде субсидий на госзадание и целевых субсидий
N п/п | Содержание хозяйственной операции | Порядок отражения в учете бюджетного (автономного) учреждения*(3) | Норма Приказа N 209н | |
Дебет | Кредит | |||
1. | Начисление доходов в сумме субсидии на госзадание | пп."а" п. 2.5, п. 2.11 Приложения N 2 пп. "а" п. 2.4, п. 2.9 Приложения N 1 | ||
2. | Начисление доходов будущих периодов в суммах субсидии на госзадание, предоставляемых в очередных годах на основании заключенных соглашений | пп. "е" п. 2.5, п. 2.11 Приложения N 2 пп. "д" п. 2.4, п. 2.9 Приложения N 1 | ||
3. | Признание доходами текущего периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидии на госзадание | п. 2.11 Приложения N 2 пп. "б" п. 2.9 Приложения N 1 | ||
4. | Отражение задолженности перед бюджетом в части возврата: | |||
4.1 | - остатков субсидий на госзадание в связи с недостижением показателей характеризующих его объем | абз. 2 п. 2.12 Приложения N 2 абз. 2 пп. "б" п. 2.10 Приложения N 1 | ||
4.2 | - неиспользованного остатка целевых субсидий прошлых лет | абз. 3 пп. "е" п. 2.5 Приложения N 2 абз. 3 пп. "д" п. 2.4 Приложения N 1 | ||
4.3 | - целевых субсидий в случае выявления факта нарушения порядка их использования | абз. 3 п. 2.12 Приложения N 2 абз. 4 пп. "б" 2.10 Приложения N 1 | ||
5. | Погашение задолженности перед бюджетом в части средств целевых субсидий, подлежащих возврату | пп. "е" п. 2.5 Приложения N 2 пп. "в" п. 2.4 Приложения N 1 | ||
6. | Отражение задолженности по доходам в части остатков целевых субсидий прошлых лет, потребность в которых подтверждена учредителем |
Приказом N 209н установлен порядок отражения операций по счету 0 401 10 174 "Выпадающие доходы". Уменьшение начисленных доходов (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством РФ решения об их уменьшении (списании, предоставлении скидок, льгот), отражается по дебету счета 0 401 10 174 в корреспонденции с кредитом счетов 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам". Соответствующие изменения в Инструкции NN 162н, 174н и 183н предусмотрены положениями пп. "б" п. 2.15 Приложения N 6, п. 2.12 Приложения N 2 и пп. "б" п. 2.10 Приложения N 1 к Приказу N 209н соответственно.
Уточнен порядок отнесения фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на финансовый результат текущего финансового года. Согласно положениям п. 2.4 Приложения N 2 и п. 2.3 Приложения N 1 к Приказу N 209н, предусматривающим внесение изменений в п. 67 Инструкций NN 174н и 183н, отнесение фактической себестоимости оказанных услуг (выполненных работ) в рамках иной приносящей доход деятельности, а также по оказанию услуг в рамках ОМС, отражается в качестве уменьшения доходов - по дебету счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" в корреспонденции с кредитом соответствующих аналитических счетов учета счета 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг". Аналогичные поправки внесены в п. 153 Инструкции N 174н и п. 181 Инструкции N 183н (пп. "в" п. 2.13 Приложения N 2 и пп. "в" п. 2.11 Приложения N 1 к Приказу N 209н). Напомним, что до внесения изменений Приказом N 209н согласно положениям п. 153 Инструкции N 174н и п. 181 Инструкции N 183н отнесение фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на финансовый результат текущего финансового года отражалось в качестве операции по увеличению расходов.
Уточнен порядок отражения в учете изменений кадастровой стоимости земельных участков
Редакциями Инструкций NN 162н, 174н и 183н, действовавшими до вступления в силу Приказа N 209н, не был урегулирован порядок отражения в учете операций по изменению кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на праве безвозмездного (бессрочного) пользования у учреждений либо в казне публично-правового образования.
Вместе с тем необходимость отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете факта изменения кадастровой стоимости земельных участков обусловлена целым рядом обстоятельств, в частности:
- проведением государственной кадастровой оценки по решению уполномоченного органа;
- изменением количественных и (или) качественных характеристик земельных участков в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;
- успешным оспариванием результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете организаций госсектора указанных операций установлен Положениями п.п. 2.5 и 2.7 Приложения N 6, п. 2.3 Приложения N 2 и п. 2.2 Приложения N 1 к Приказу N 209н. Так, согласно обновленным редакциям п.п. 16 и 38 Инструкции N 162н, п. 20 Инструкции N 174н и п. 20 Инструкции N 183н для отражения в учете изменения стоимости земельных участков (за исключением проведения переоценки по решению Правительства РФ) следует применять корреспонденцию по дебету счетов 0 103 11 000 "Земля - недвижимое имущество учреждения", 1 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну" и кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы":
- в случае увеличения балансовой стоимости - в положительном значении;
- в случае уменьшения балансовой стоимости - со знаком "минус".
Ранее приведенные выше корреспонденции уже доводились специалистами финансового ведомства в системных письмах (см., в частности, п. 2.2 письма Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918, п. 1.1.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919, п. 1 письма Минфина России от 19.01.2016 N 02-07-10/1601).
Установлен порядок отражения расчетов по НДС по предварительным оплатам
Единый план счетов дополнен счетом 0 210 13 000 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным", подлежащим применению казенными, бюджетными и автономными учреждениями, начиная с 2016 года (п. 1.1 Приложения N 5 к Приказу N 209н).
Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете организаций госсектора расчетов по суммам НДС по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполненных работ, оказанных услуг), передачи имущественных прав установлен п. 2.12 Приложения N 6, п. 2.8 Приложения N 2 и п. 2.8 Приложения N 1 к Приказу N 209н, дополняющими положения п.п. 86, 88 Инструкции N 162н, п.п. 112, 113 Инструкции N 174н и п.п. 115, 116 Инструкции N 183н соответственно.
Пример отражения расчетов по НДС по авансам уплаченным бюджетными и автономными*(1) учреждениями
N п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит | Норма Приказа N 209н |
1. | Перечислен аванс в счет предстоящей поставки | |||
2. | Принят к вычету НДС по перечисленному авансу | п. 2.8 Приложения N 1 к Приказу N 209н, | ||
3. | Учтена сумма "входного" НДС | |||
Зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок | пп. "б" п. 2.7 Приложения N 1 к Приказу N 209н, | |||
4. | Принят к вычету "входной" НДС |
Уточнен порядок отражения отдельных операций по учету основных средств
Разукомплектация и частичная ликвидация ОС
Согласно изменениям, внесенным в п. 10 Инструкции N 162н п. 2.4 Приложения N 6 к Приказу N 209н и в п. 12 Инструкции N 174н п. 2.2 Приложения N 2 к Приказу N 209н, при отражении в бюджетном (бухгалтерском) учете операций по разукомплектации и частичной ликвидации объектов основных средств фиксируется уменьшение их стоимости, т.е. в 24-26 разрядах номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" надо указывать код КОСГУ 410 "Уменьшение стоимости основных средств":
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Разукомплектация, ликвидация части основного средства Одновременно принятие к учету объектов основных средств, полученных после разукомплектации, ликвидации части объекта | 0 401 10 172 0 104 ХХ 410 0 101 ХХ 310 0 401 10 172 | 0 101 ХХ 410 0 401 10 172 0 401 10 172 0 104 ХХ 410 |
Обратите внимание! Амортизацию, ранее начисленную по разукомплектованному имуществу, надо распределить между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает Комиссия по поступлению и выбытию активов, а метод распределения может быть определен в учетной политике учреждения.
Перемещение между группами и видами имущества
Перемещение объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении отражается в учете с указанием в 24-26 разрядах номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" кода КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" (п. 2.3 Приложения N 6 к Приказу N 209н).
Напомним, при отражении операций по перемещению объектов основных средств между группами и (или) видами имущества счет 0 101 00 000 "Основные средства" корреспондирует со счетом 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами". Однако применение счета 0 401 10 172 для учета таких операций возможно только в случае, когда перемещение обусловлено изменениями характеристик объекта согласно изменившимся условиям хозяйственной деятельности, например:
- изменение ОКОФ при переводе помещения из категории "жилое" в "нежилое" в соответствии с решением уполномоченного органа;
- выбытие объекта из состава особо ценного движимого имущества в состав иного движимого имущества в связи с изменением характера деятельности учреждения.
В подобных ситуациях надо применять корреспонденции:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Перемещение из группы (вида) имущества в связи с изменением классификации имущества согласно правовым актам. Одновременно принятие основного средства на учет в состав соответствующей группы (вида) имущества с учетом ранее начисленной амортизацией Дальнейшее начисление амортизации надо проводить по нормам, рассчитанным исходя из срока эксплуатации, определенным с учетом новой группы! | 0 401 10 172 0 104 ХХ 410 0 101 ХХ 310 0 401 10 172 | 0 101 ХХ 310 0 401 10 172 0 401 10 172 0 104 ХХ 410 |
Совсем иначе надо решать вопрос, если перемещение между группами и (или) видами имущества обусловлено необходимостью исправления ранее допущенной ошибки. Корреспонденции для отражения таких операций Инструкциями NN 162н, 174н и 183н пока не предусмотрены, как не предусмотрены и проводки для перемещения основных средств между кодами финобеспечения (КФО). Согласно своей учетной политике в подобных ситуациях учреждение может использовать счет 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами". Например, перемещение основного средства в состав материальных запасов в связи с допущенной ранее ошибкой в классификации объекта можно отражать такими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Методом "Красное сторно" Перемещение объекта из состава основных средств в связи с допущенной ошибкой Одновременно принятие имущества в состав материальных запасов | 0 101 ХХ 310 0 104 ХХ 410 0 105 ХХ 340 | 0 304 06 730 0 401 10 172 0 304 06 730 |
Детализирован порядок отражения в учете операций на счетах санкционирования расходов, в том числе отложенных обязательств
Значительная часть изменений, предусмотренных Приказом N 209н, касается раздела VI "Санкционирование расходов экономического субъекта" Единого плана счетов, в частности:
- уточнен порядок отражения остатков неисполненных обязательств, сформированных по результатам отчетного периода, на счетах санкционирования расходов экономического субъекта. Указанные остатки (за исключением исполненных денежных обязательств) в текущем финансовом году подлежат перерегистрации (п. 2.21 Приложения N 5 к Приказу N 209н);
- установлено требование о ведении аналитического учета обязательств на счетах санкционирования расходов экономического субъекта в разрезе кредиторов (групп кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов. Иная аналитика может быть установлена субъектом учета в рамках формирования учетной политики (п. 2.22 Приложения N 5 к Приказу N 209н);
- регламентированы требования к перечню документов-оснований, подтверждающих принятие (возникновение) обязательств. Согласно новой редакции п. 318 Инструкции N 157н перечень таких документов устанавливается в рамках формирования учетной политики с учетом требований, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства. При этом денежные обязательства учитываются органами Федерального казначейства на основании документов, подтверждающих их принятие (исполнение), с учетом требований к таким документам, установленных финорганом (п. 2.25 Приложения N 5 к Приказу N 209н);
- уточнен порядок применения счетов 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" участниками бюджетного процесса - указанные счета применяется для отражения плановых назначений по доходам (поступлениям) бюджета главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета. Порядок применения указанных счетов бюджетными и автономными учреждениями остался без изменений (п.п. 2.29, 2.30 Приложения N 5, п.п. 2.34, 2.35 Приложения N 6 к Приказу N 209н);
- уточнен порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по счету 0 502 99 000 "Отложенные обязательства". Обновленными редакциями Инструкций NN 162н, 174н и 183н установлен следующий порядок учета отложенных обязательств:
N п/п | Содержание хозяйственной операции | Порядок отражения в учете | Норма Приказа N 209н | |
Дебет | Кредит | |||
1. | Принятие обязательств, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определен период их исполнения (финансовый год): | |||
1.1 | - в казенном учреждении | абз. 3 п. 2.22, абз. 2 п. 2.28 Приложения N 6 | ||
1.2 | - в бюджетном (автономном) учреждении | п. 2.13 Приложения N 2 п. 2.12 Приложения N 2 | ||
2. | Принятие обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и периода его исполнения (финансового года)) | |||
2.1 | - в казенном учреждении | абз. 3 п. 2.28 Приложения N 6 | ||
2.2 | - в бюджетном (автономном) учреждении | абз. 3 п. 167 Инструкции N 174н, абз. 3 п. 196 Инструкции N 183н (до внесения изменений Приказом N 209н) | ||
Примечание. Согласно положениям п. 134 и п. 145 Инструкции N 162н в редакции Приказа N 209н корректировка суммы отложенных обязательств при принятии обязательств за счет сумм ранее сформированных резервов в бюджетном учете казенного учреждения отражается по дебету аналитических счетов учета счетов 1 501 03 000 (1 503 03 000) в корреспонденции с кредитом счета 1 501 93 000, (1 503 93 000). В то же время положениями Инструкций NN 174н и 183н порядок корректировки суммы отложенных обязательств при принятии обязательств за счет сумм ранее сформированных резервов не урегулирован. Указанная операция в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений может быть отражена по дебету аналитических счетов учета счета 0 506 00 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 506 90 000. |
Корреспонденции счетов, применяемые для отражения в бюджетном учете сумм принятых отложенных обязательств, были предусмотрены абз. 2 п. 141.2 Инструкции N 162н до внесения в нее изменений Приказом N 209н.
Также в п. 167 Инструкции N 174н и п. 196 Инструкции N 183н до внесения в них изменений Приказом N 209н уже содержались корреспонденции, применяемые бюджетными и автономными учреждениями для отражения сумм обязательств, принятых за счет ранее сформированных отложенных обязательств. В то же время, Приказом N 209н не откорректированы положения абз. 6 п. 174 Инструкции N 174н и абз. 7 п. 203 Инструкции N 183н, предусматривающие иной вариант отражения операции по принятию обязательства за счет ранее сформированного резерва - по дебету счета 0 506 90 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 502 99 000 способом "Красное сторно". Учитывая, что согласно поправкам, внесенным Приказом N 209н в Инструкцию N 162н, принятие обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражается прямой бухгалтерской записью по дебету счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства", применение именно этой корреспонденции позволит бюджетным и автономным учреждениями обеспечить сопоставимость данных бухгалтерского учета и сформированной на их основе отчетности учреждений вне зависимости от типа учреждения (абз. 9 п. 3 Инструкции N 157н).
Единый план счетов дополнен счетами 0 502 03 000 "Принятые авансовые денежные обязательства", 0 502 04 000 "Авансовые денежные обязательства к исполнению" и 0 502 05 000 "Исполненные денежные обязательства". Нововведение касается органов Федерального казначейства в части кассового исполнения федерального бюджета. Указанные счета применяются органами ФК, начиная с 2017 года (п. 1.2 Приложения N 5, п. 1.4 Приложения N 6 к Приказу N 209н).
Скорректирован порядок отражения операций по забалансовым счетам 17 и 18
Положениями Приказа N 209н уточнены наименования и порядок отражения отдельных операций по забалансовым счетам 17 "Поступление денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств". Теперь в обновленной редакции п.п. 365 и 367 Инструкции N 157н прямо определен такой порядок учета за балансом следующих операций:
Увеличение ("+") | Уменьшение ("-") |
Счет 18 "Выбытия денежных средств" | |
Возврат остатков неиспользованных субсидий (грантов) прошлых лет (в разрезе КДБ) | Поступления от возвратов расходов (источников) текущего года (в разрезе КРБ, КИФ), учтенные на счете 18 |
Счет 17 "Поступление денежных средств" | |
- | Перечисление возвратов поступлений, учитываемых на счете 17 |
Для бюджетных и автономных учреждений меняется порядок отражения операций по возвратам остатков субсидий прошлых лет. Такие поступления теперь учитываются как увеличение по счету 18. Ранее аналогичные операции надо было отражать в качестве уменьшения по забалансовому счету 17 в разрезе кодов классификации доходов бюджета (КДБ).
Для казенных учреждений уточнен порядок учета движения денежных средств при оплате расходных обязательств наличными деньгами. Речь идет об учете на счетах 17 и 18, открытых к балансовым счетам 0 201 34 000 "Касса" и 0 210 03 000 "Расчеты финансовым органом по наличным денежным средствам". Так, обновленный п. 367 Инструкции N 157н прямо предусматривает, что операции по возврату (восстановлению) расходов текущего года отражаются в качестве уменьшения по счету 18. При этом не предусмотрено исключений для ситуаций, когда восстанавливаемые расходы были произведены в текущем году с лицевого счета. То есть в качестве уменьшения по счету 18 могут быть отражены внесенные в кассу денежные средства даже при отсутствии в текущем периоде выплат из кассы. Напомним, ранее исключалась возможность отражения отрицательного показателя по счету 18, открытому к балансовым счетам 0 201 00 000, 0 210 03 000 (см., в частности, п. 3.2 раздела I совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 04.07.2016 NN 02-07-07/39110, 07-04-05/02-493).
Кроме того, в п.п. 365 и 367 Инструкции N 157н приказом Минфина России N 209н внесены поправки, согласно которым забалансовые счета 17 и 18 теперь открываются не только к счетам 201 00 "Денежные средства учреждения" и 210 03 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам", но и к счету 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" при отражении с использованием указанного счета операций денежных расчетов.
К указанным расчетам относятся, в частности, операции, учитываемые бюджетными и автономными учреждениями при формировании показателей строк 831 и 832 Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737). Отражение аналитических данных по расчетам на счете 304 06 с применением забалансовых счетов 17 и 18, открытых к счету 304 06, позволит обособить показатели денежных расчетов от показателей, сформированных на счете 304 06 в результате перевода показателей активов и обязательств между видами финобеспечения деятельности.
Уточнен порядок применения отдельных форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также их наименования
Приложением N 7 к Приказу N 209н дополнен перечень оснований для оформления Бухгалтерской справки (ф. 0504833), а также уточнен порядок ее оформления. В частности, установлен порядок проставления работником бухгалтерской службы отметки о принятии объекта к учету при поступлении первичного учетного документа в виде электронного документа, а также при передаче организацией госсектора полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета централизованной бухгалтерии. В этом случае отметки о принятии объекта к учету или его выбытии отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
При этом в Бухгалтерской справке (ф. 0504833) надо будет указывать:
- наименование первичного документа;
- основание;
- номер;
- дату и наименование хозяйственной операции.
Кроме того, п. 2.3 Приложения N 5 к Приказу N 209н внесены дополнения в п. 9 Инструкции N 157н, устанавливающие требование о соответствии правил документооборота утвержденному графику документооборота. При этом технология обработки учетной информацией при централизации учета устанавливается договором (соглашением).
Уточнены реквизиты отдельных форм регистров бухгалтерского учета, применяемых организациями госсектора, в частности:
- уточнено наименования графы 6 Инвентаризационной описи остатков средств на счетах учета денежных средств (ф. 0504082) (п. 1.2 Приложения N 7 к Приказу N 209н);
- наименование регистра учета "Журнал операций расчетов по оплате труда" приведено в соответствие Приказу N 52н - "Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям" (п. 2.4 Приложения N 5 к Приказу N 209н).
______________________________
*(1) Далее по тексту - Приказ N 209н.
*(2) Здесь и далее:
- Инструкция, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н - Инструкция N 157н;
- Инструкция, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н - Инструкция N 162н;
- Инструкция, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н - Инструкция N 174н;
- Инструкция, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н - Инструкция N 183н;
- Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета..." - Приказ N 52н.
*(3) Счета, применяемые автономными учреждениями, указаны в скобках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.