Может ли член аукционной комиссии быть экспертом при осуществлении заказчиком экспертизы исполнения условий контракта собственными силами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (член аукционной комиссии является работником заказчика)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работник заказчика, входящий в состав аукционной комиссии, может участвовать как эксперт при проведении экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, силами заказчика.
Обоснование вывода:
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных этим Законом. Под экспертом, экспертной организацией в Законе N 44-ФЗ понимаются обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных этим Законом (п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - контрагент) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с этим Законом. Обязанность привлекать экспертов, экспертные организации возникает у заказчиков лишь в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 этого закона). В остальных случаях экспертиза может проводиться силами самого заказчика (его работников).
Обязанность заказчика привлекать экспертов, экспертные организации к проведению предусмотренной ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертизы результатов, предусмотренных контрактами, установлена только для случаев, названных в ч. 4 указанной статьи. Во всех иных случаях проверки результатов, предусмотренных контрактами, заказчик вправе проводить экспертизу своими силами, то есть силами своих работников.
Прямого запрета на привлечение члена аукционной комиссии заказчика, являющегося работником заказчика, к проведению экспертизы исполнения контракта Закон N 44-ФЗ не устанавливает. Частью 2 ст. 41 этого закона определен круг лиц, которые не допускаются к проведению экспертизы для предупреждения возможного влияния на её результаты. В частности, к проведению экспертизы не допускаются физические лица:
- являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
- являющиеся близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим либо состоящие с ними в браке;
- на результаты проводимой которыми экспертизы заказчик или контрагент прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние.
Буквально из приведенных формулировок можно сделать вывод, что они не допускают привлекать работников заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок к проведению экспертизы. Однако нам представляется очевидным, что, допуская такое толкование указанной нормы, мы вынуждены были бы признать, что заказчик в принципе лишен возможности осуществлять экспертизу исполненного по контракту силами собственных работников. Между тем, являясь юридическим лицом, органом власти, органом управления государственным внебюджетным фондом, заказчик может осуществлять какие бы то ни было действия исключительно посредством своих органов управления и должностных лиц, работников, служащих (п. 1 ст. 53, ст. 402 ГК РФ). Запрет на их привлечение заказчиком в целях проведения экспертизы означал бы необходимость привлечения заказчиком третьих лиц во всех случаях, то есть по существу приводило бы к невозможности проведения заказчиком экспертизы собственными силами, что прямо противоречило бы ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, ограничения, предусмотренные ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, касаются только тех случаев, когда в силу закона экспертиза проводится с привлечением экспертов, экспертных организаций по гражданско-правовым договорам, но не силами самого заказчика. Работники же заказчика, входящие в состав аукционной комиссии, могут привлекаться в качестве экспертов при осуществлении экспертизы исполнения условий контракта силами заказчика.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
6 июля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.