Казенное учреждение заключило договор на поставку оборудования. Поставщик нарушил сроки поставки. За это договором предусмотрена неустойка. Стоимость оборудования оплачена за вычетом данной суммы. Как правильно в такой ситуации принять к учету основное средство и отразить расчеты по причиненному ущербу?
Т. Кочнова,
к.э.н., заместитель директора Департамента
бухгалтерского учета Минобрнауки России
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2016 г., с. 15-17.
В силу п. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе*(1) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, установленных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Неустойка (штраф, пеня) представляет собой денежную сумму, предусмотренную договором или законом и выплачиваемую стороной, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательства по договору (п. 1 ст. 330 ГК РФ). При ее истребовании доказывается факт нарушения обязательства.
Она начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства по контракту начиная со дня, следующего после дня истечения зафиксированного в контракте срока исполнения обязательства. Неустойка устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату ее уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.
Учреждение при оплате договора вправе руководствоваться положениями ст. 410 ГК РФ, предусматривающими возможность прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, оформленного надлежащим образом в рамках обычаев делового оборота.
В силу указанной статьи обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Учреждение вправе произвести перечисление денежных средств в оплату обязательств в сумме, уменьшенной в размере неустойки (пеней, штрафов), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора.
В соответствии с Указаниями N 65н*(2) поступления в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, включая штрафы, пени и неустойки за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относятся на статью 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ.
Согласно п. 86 Инструкции N 162н*(3) суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, отражаются по дебету счета 0 209 40 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия" и кредиту счета 0 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".
В силу ст. 41 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ доходы от возмещения ущерба, причиненного получателям бюджетных средств (казенным учреждениям), подлежат зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ по нормативу 100%.
Уплата неустойки и принятие к учету основного средства отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Приняты к учету вложения в ОС на сумму по договору | 1 106 31 310 | 1 302 31 730 |
Начислена неустойка по договору | 1 209 40 560 | 1 401 10 140 |
Произведена оплата поставщику (за минусом неустойки) | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 |
Прекращены встречные требования на сумму неустойки* | 1 302 31 830 | 1 209 40 660 |
Принято к учету ОС (стоимость по договору) | 1 101 3х 310 | 1 106 31 310 |
Отражено обязательство перед бюджетом в сумме предъявленной неустойки | 1 304 04 140 | 1 303 05 730 |
Перечислена в доход бюджета сумма неустойки | 1 303 05 830 | 1 304 05 310 |
* Указанная операция не предусмотрена Инструкцией N 162н, поэтому ее следует закрепить в учетной политике и согласовать с органом, выполняющим функции и полномочия учредителя. |
1 июля 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"