ИП в 2015 году применял ЕНВД и общую систему налогообложения. Налоговая декларация по НДФЛ за 2015 год была представлена ИП в налоговый орган несвоевременно по телекоммуникационным каналам связи. Налоговым органом в адрес ИП по почте заказным письмом было направлено требование о предоставлении пояснений в отношении декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в связи с проведением камеральной проверки. ИП соответствующие пояснения были направлены налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи. ИП проинформирован о том, что налоговым органом было вынесено решение о приостановлении операций по счетам в банке, указанное решение налоговым органом в адрес ИП не направлялось, причины, по которым было вынесено решение, неизвестны.
Может ли налоговый орган принять решение о приостановлении операций по счетам в банке на основании неполного представления документов по требованию о предоставлении пояснений?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Непредставление налогоплательщиком пояснений или документов, затребованных налоговым органом в рамках проведения камеральной проверки, само по себе не является основанием для принятия налоговым органом указанного в вопросе решения.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств (далее - решение о приостановлении операций по счетам) по общему правилу применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. В этом случае решение о приостановлении операций по счетам принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования*(1). Такое решение может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога*(2).
Кроме того, решение о приостановлении операций по счетам может приниматься в случаях, предусмотренных п.п. 3 и 3.2 той же статьи и пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ:
- в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации;
- в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота - в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения налогоплательщиком-организацией такой обязанности;
- в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган - в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
- в случае непредставления налоговым агентом расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета;
- в случае вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если есть достаточные основания полагать, что без приостановления операций по счету исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении, будет затруднено или окажется невозможным.
Как видим, непредставление (неполное представление) налогоплательщиком пояснений или документов, затребованных налоговым органом в рамках проведения камеральной проверки (п. 2 ст. 88 НК РФ), не включено НК РФ в перечень оснований для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
21 июля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
*(1) Напомним, что в случае направления требования об уплате налога (пеней, штрафа) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
*(2) Смотрите п. 2 ст. 76 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.